Задержание лица органами уголовного приследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является комплексная и всесторонняя характеристика задержания как института уголовно-процессуального права. Анализ сущности юридической природы задержания как формы уголовно-процессуального принуждения, осуществляемого в целях обеспечения уголовного преследования. Изучение системы правового регулирования и механизмов применения задержания в уголовно-процессуальном праве. Анализ правоприменительной практики и выявление проблем применения задержания как меры уголовно-процессуального принуждения. Выработка предложений по совершенствованию механизмов правового регулирования задержания, направленных на повышение его эффективности и повышения уровня правовой защищенности задержанных лиц.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………....…………………
3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАДЕРЖАНИЯ КАК ИНСТИТУТА УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА…………….
7
1.1 Особенности задержания как мера уголовно-процессуального принуждения и как элемент уголовного преследования………………………
7
1.2 Подозрение, обвинение и осуждение как общеправовые основания задержания …………………………………………………………………………
13
1.3 Понятие задержания в уголовно-процессуальном праве Республики Беларусь……………………………………………………………………………..
13
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЗАДЕРЖАНИЯ КАК ИНСТИТУТА УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…..
25
2.1 Основания, цели и мотивы задержания……………………………….
25
2.2 Порядок проведения задержания, особенности задержания подозреваемого, обвиняемого и задержанного…………………...………………
33
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТИТУТА ЗАДЕРЖАНИЯ В ПРАКТИКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ…………...
42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………..
53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Файлы: 1 файл

Задерджание мое.doc

— 311.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Частное учреждение образования «БИП – Институт правоведения»

Могилевский филиал

 

 

 

Кафедра …………………………..

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Задержание…..»

по дисциплине «………….»

 

 

Студент

____курса; гр. №____

Факультет___________________ 

Специальность_______________ 

Специализация_______________                       ________________

                                                                                                   (Фамилия, инициалы)

 

 

Научный руководитель               ________________

_____________________                                                   (Фамилия, инициалы)

(уч. степень, звание, должность)

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Могилев 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………....…………………

3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАДЕРЖАНИЯ КАК ИНСТИТУТА УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА…………….

7

1.1 Особенности задержания как  мера уголовно-процессуального принуждения  и как элемент уголовного преследования………………………

7

1.2 Подозрение, обвинение и осуждение  как общеправовые основания задержания …………………………………………………………………………

13

1.3 Понятие задержания в уголовно-процессуальном  праве Республики Беларусь……………………………………………………………………………..

13

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЗАДЕРЖАНИЯ КАК ИНСТИТУТА УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…..

25

2.1 Основания, цели и мотивы задержания……………………………….

25

2.2 Порядок проведения задержания, особенности задержания подозреваемого, обвиняемого и задержанного…………………...………………

33

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТИТУТА ЗАДЕРЖАНИЯ В ПРАКТИКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ…………...

42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………..

53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..……...…………

56

ПРИЛОЖЕНИЯ …………...…….………………………………….………………

60


 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Одним из важнейших проявлений правоохранительной функции государства является борьба с преступностью и обеспечение правосудия с целью защиты законных прав граждан и справедливого наказания лиц, совершивших преступления. Применение задержания как меры уголовно-процессуального принуждения существенно ограничивает конституционные права, свободы и законные интересы гражданина, ставит под сомнение его честь, достоинство, влияет на дальнейшую судьбу, причиняет нравственные страдания в случае необоснованного или незаконного ее применения. Таким образом, применение задержания как меры уголовно-процессуального принуждения актуализирует вопросы возможного соотношения принудительных мер и конституционно-правового статуса человека.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства, а ограничение или лишение личной свободы возможно только в случаях и порядке, установленных законом [1, ст. 2]. В соответствии с нормами ст. 25 Конституции Республики Беларусь государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности, а ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом [1, ст. 25]. В соответствии с нормами Конституции Республики Беларусь государство несут взаимные обязанности по обеспечению прав и свобод с одной стороны и соблюдения норм права с другой [1, ст. 2]. Правовой основой обеспечения общественной безопасности и правопорядка являются нормы Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которыми ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Одним из таких ограничений является применение мер уголовно-процессуального принуждения, в том числе и задержания [1, ст. 23].

Возникающая при этом проблема соотношения общественных и частных интересов была всегда актуальной теоретико-концептуальной и практической проблемой. Теоретико-концептуальной основой применения мер уголовно-процессуального принуждения является необходимость для обеспечения своего благополучного существования общество сдерживать негативную активность граждан. Наиболее точным и емким обоснованием применения государственного принуждения является следующее высказывание П.А. Гольбаха: "Когда свобода заставляет нас совершать действия, противоречащие законам природы и разума, и, следовательно, враждебные целям общества, она является лишь безумством, которого не могут допустить наши сограждане, которое они должны пресечь и покарать в интересах всех людей" [14, с. 49].

Таким образом, вопросы применения задержания как меры уголовно-процессуального принуждения являются весьма значимыми и актуальными как в контексте теории и доктрины уголовно-процессуального права и системы правового регулирования задержания, так и в прикладном контексте.

 Следует учитывать, что меры  уголовно-процессуального принуждения - важная составляющая часть, неотъемлемый элемент механизма обеспечения успешной реализации задач уголовного судопроизводства. Но использование любых из этих мер всегда связано с ущемлением определенных прав граждан, хотя и преследуют цель достижения надлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого). Среди проблем применения задержания следует выделить: неопределенность ряда оснований задержания; правомерность оснований и целей задержания их соотношение с мотивами; достаточно неопределенная правовая регламентация предоставлению юридической помощи, задержанному лицу и участие адвоката при задержании. Указанные обстоятельства не способствуют единообразному и правильному применению этой меры процессуального принуждения, что нередко порождает ошибки в следственной практике, влекущие нарушения прав и законных интересов личности. Вот почему большое значение имеет правомерность ограничения прав личности при применении задержания как меры уголовно-процессуального принуждения.

Объектом исследования курсовой работы является задержание как институт уголовно-процессуального права, общественные отношения, возникающие в процессе применения задержания как меры уголовно-процессуального принуждения при осуществлении уголовного преследования.

Предметом исследования являются теоретико-концептуальные, нормативно-правовые, организационно-правовые аспекты задержания как института уголовно-процессуального права, применяемого в форме уголовно-процессуального принуждения, в целях осуществления уголовного преследования.

Целью исследования является комплексная и всесторонняя характеристика задержания как института уголовно-процессуального права. Анализ сущности юридической природы задержания как формы уголовно-процессуального принуждения, осуществляемого в целях обеспечения уголовного преследования. Изучение системы правового регулирования и механизмов применения задержания в уголовно-процессуальном праве. Анализ правоприменительной практики и выявление проблем применения задержания как меры уголовно-процессуального принуждения. Выработка предложений по совершенствованию механизмов правового регулирования задержания, направленных на повышение его эффективности и повышения уровня правовой защищенности задержанных лиц.

Для достижения данной цели реализовывались следующие задачи:

- изучение задержания как меры уголовно-процессуального принуждения и как элемента уголовного преследования;

- определение понятия задержания как института уголовно-процессуального права и выявление особенностей его юридической природы;

- анализ системы правового регулирования задержания; изучение оснований, целей и мотивов задержания;

- изучение порядка осуществления задержания, сроков задержания; оснований прекращения задержания;

- изучение особенностей правового положения задержанного лица, в зависимости от его вида в контексте подозрения и обвинения как элементов уголовного преследования.

- изучение правоприменительной практики по вопросам задержания, проблем применения задержания как меры уголовно-процессуального принуждения и выработка предложений по оптимизации применения данного института уголовно-процессуального права.

Методологию исследования составляют, прежде всего, общенаучные методы: анализ, синтез, сравнительный анализ, системный метод. В работе использовались такие специфические методы исследования как: историко-правовой и сравнительно-правовой метод, контент-анализ документов, изучение практики деятельности органов внутренних дел.

Теоретическую основу исследования составляют труды таких ученых как: Борико С.В., Васильева Е.Г., Гуткин И.М., Еникеев З.Д., Зайцева Л.Л., Зинатуллин З.З., Калиновский К.Б. , Коврига З.Ф., Копылова О.П., Ларин А.М., Мельников В.Ю., Мытник П.В., Ольшевский А.В., Острога Е.К. Павлова А.В., Петрухин И.Л., Пурс А.Г., Смирнов А.В., Элькинд П.С., и др.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, последовательно раскрывающих тему работы, заключения–вывода, а также списка используемых нормативных правовых актов, а также литературы по теме исследования, приложений.

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАДЕРЖАНИЯ КАК ИНСТИТУТА УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

 

1.1 Особенности задержания как мера уголовно-процессуального принуждения и как элемент уголовного преследования

 

В соответствии с нормами ст. 107 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З (далее - УПК) задержание состоит в фактическом задержании лица, доставлении его в орган уголовного преследования и в кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом. Задержание применяется к подозреваемому, обвиняемому и осужденному в процессе осуществления уголовного преследования, а нормы, регулирующие применение задержания в уголовном процессе содержаться в Разделе 4 "Меры процессуального принуждения". Это требует рассматривать задержание на основе особенностей мер уголовно-процессуального принуждения, которые в свою очередь являются элементом государственного принуждения, применяемым при осуществлении уголовного преследования. На этом основании можно заключить, что основу юридической природы задержания как института уголовно-процессуального права образуют его свойства и признаки как меры уголовно-процессуального принуждения [4].

Само по себе государственное принуждение - средство социального воздействия. Оно ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта поведения, предусмотренного нормами права. Тем не менее, это необходимый элемент в механизме правового регулирования. Оно представляет собой психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

Сущность всякого правового принуждения является ограничение субъективного права физических или юридических лиц на основе соответствующей нормы права, уполномоченным на применение таких мер органом или должностным лицом. К ограничениям прав граждан может относиться ограничение свободы, неприкосновенности жилища, тайны переписки, свободы передвижения, права осуществлять определенную трудовую деятельность и т.п. К ограничениям имущественного характера относится лишение права распоряжаться имуществом в том или ином объеме и т. п. Внешне принуждение выражается в форме психологического, физического или морального воздействия на поведение субъекта и имеет своей целью не только пресечение неправомерного поведения, но и его предупреждение.

Государством на основе норм Конституции Республики Беларусь установлен ряд мер в виде законодательных актов, направленных на обеспечение судопроизводства по уголовным делам. Именно поэтому применение мер процессуального принуждения обеспечивается целым комплексом правовых предписаний. Это обуславливает необходимость комплексного решения целого ряда проблем, возникающих при реализации соответствующих положений уголовно-процессуального законодательства [1, ст. 23].

Целью уголовно-процессуального принуждения является обеспечения объективного разбирательства по делу, применение мер уголовно-процессуального принуждения призвано обеспечить установленный законодательством порядок при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства.

Защита прав личности ограничивает принуждение, которое, по общему правилу, должно применяться только тогда, когда иными средствами публичных целей процесса не достичь. Для определения меры минимально необходимого и достаточного принуждения законодательно ограничивается его максимальный предел. Закон подробно регламентирует основания, условия и порядок применения мер принуждения. Используется разрешительный тип правового регулирования, когда должностным лицам разрешено только то, что прямо предусмотрено законом. Устанавливается ответственность за незаконное применение принуждения, вплоть до уголовной, например, ст. 397 Уголовного Кодекса Республики Беларусь 1999 г. от 9 июля 1999 г. № 275-З (далее УК) устанавливает ответственность за незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей [2].

Информация о работе Задержание лица органами уголовного приследования