Задержание лица органами уголовного приследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является комплексная и всесторонняя характеристика задержания как института уголовно-процессуального права. Анализ сущности юридической природы задержания как формы уголовно-процессуального принуждения, осуществляемого в целях обеспечения уголовного преследования. Изучение системы правового регулирования и механизмов применения задержания в уголовно-процессуальном праве. Анализ правоприменительной практики и выявление проблем применения задержания как меры уголовно-процессуального принуждения. Выработка предложений по совершенствованию механизмов правового регулирования задержания, направленных на повышение его эффективности и повышения уровня правовой защищенности задержанных лиц.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………....…………………
3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАДЕРЖАНИЯ КАК ИНСТИТУТА УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА…………….
7
1.1 Особенности задержания как мера уголовно-процессуального принуждения и как элемент уголовного преследования………………………
7
1.2 Подозрение, обвинение и осуждение как общеправовые основания задержания …………………………………………………………………………
13
1.3 Понятие задержания в уголовно-процессуальном праве Республики Беларусь……………………………………………………………………………..
13
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ЗАДЕРЖАНИЯ КАК ИНСТИТУТА УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…..
25
2.1 Основания, цели и мотивы задержания……………………………….
25
2.2 Порядок проведения задержания, особенности задержания подозреваемого, обвиняемого и задержанного…………………...………………
33
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТИТУТА ЗАДЕРЖАНИЯ В ПРАКТИКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ…………...
42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………..
53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Файлы: 1 файл

Задерджание мое.doc

— 311.00 Кб (Скачать файл)

Оценивая юридическую природу уголовно-процессуального принуждения следует учитывать, что любое процессуальное действие не может не опираться в той или иной мере на государственное принуждение. Принуждение в уголовном процессе обладает как общими, характерными и для других отраслей права признаками (императивность, способ реализации правовых норм, идентичность ограничиваемых прав и др.), так и специфическими особенностями. Последние выступают в качестве признаков уголовно-процессуального принуждения: сфера использования - уголовное судопроизводство; цели - защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, и защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод; применение только при наличии законно и обоснованно возбужденного уголовного дела; применение принуждения только к лицам, процессуальный статус которых прямо установлен законом; - наличие оснований и условий, предусмотренных законом; наличие решения соответствующих должностных лиц, когда это предусмотрено законом.

Безлепкин Б.Т. мерами уголовно-процессуального принуждения называет предусмотренные УПК решения и действия дознавателя, следователя, прокурора, суда (судьи), которые принимаются и совершаются в отношении подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и других участников уголовно-процессуальных отношений в целях обеспечения процесса доказывания по уголовному делу, гражданскому иску и осуществления функций уголовного преследования и справедливого разрешения уголовного дела. [11, с. 105].

Меры уголовно-процессуального принуждения можно определить как предусмотренные уголовно-процессуальным правом действия и решения органов, ведущих производство по делу, ограничивающие права остальных участников процесса помимо их воли. В конечном итоге, все данные определения можно свести к особой деятельности компетентных органов, осуществляющих уголовное преследование, то есть уголовно-процессуального принуждение - это разновидность государственного принуждения применяемого уполномоченными на то должностными лицами и органами, ответственными за расследование преступления, рассмотрение и разрешение уголовного дела.

Основными критериями правомерности применения уголовно- процессуального принуждения являются: соразмерность объема ограничений прав лица при применении принуждения с действительной необходимостью, диктуемой обстоятельствами дела.

Задержание является мерой уголовно-процессуального принуждения, которая представляет собой "взятие под стражу лица, предположительно совершившего преступление, доставление его в орган уголовного преследования и кратковременное содержание под стражей в местах и условиях, определенных законом с целью немедленного пресечения его начавшейся или действительно угрожающей начаться преступной деятельности, оперативного предотвращения сокрытия или уничтожения доказательств, а также побега этого лица".

 В соответствии с УПК уголовное преследование - процессуальная деятельность, осуществляемая органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, прокурором, частным обвинителем в целях установления факта и обстоятельств совершения общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, и совершившего его лица, а также для обеспечения применения к такому лицу наказания либо иных мер уголовной ответственности или принудительных мер безопасности и лечения [4, ч. 48 ст. 6]. Сущность уголовного преследования в соответствии с нормами ст. 27 УПК заключается в принятии всех предусмотренных законом мер к установлению предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния, изобличению лиц, виновных в совершении преступления, и их наказанию, равно как принять меры по реабилитации невиновного. Эта обязанность органов уголовного преследования базируется на нормах ст. 18 УПК, в соответствии с которыми, орган уголовного преследования обязан принять все предусмотренные законом меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела, собрать доказательства, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, защиты прав и законных интересов участвующих в уголовном деле лиц. Естественно, что к таким мерам следует относить и задержание.

Особенности юридической природы задержания как меры уголовно-процессуального принуждения в полной мере соотносятся с правовой природой уголовного преследования. Уголовное преследование, осуществляемое компетентными органами, определена правоохранительной функцией государства и направлена на борьбу с преступлениями.

В юридической литературе уголовное преследование нередко трактуется как уголовно-процессуальная функция, как одно из основных направлений уголовно-процессуальной деятельности. Однако в это понятие вкладывается разное содержание. Так, по мнению Строговича М.С., "уголовное преследование - это обвинение как процессуальная функция, т.е. обвинительная деятельность". По утверждению Ларина Л.М., "уголовное преследование есть предшествующая разрешению дела уголовно-процессуальная деятельность, которая состоит в формулировании и обосновании вывода о совершении определенным лицом конкретного общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом" [12, с. 19].

Как уголовно-процессуальная функция оно имеет более емкое содержание. В этом плане Зинатуллин З.З. прав, когда пишет: "Уголовное преследование начинается с момента возбуждения уголовного дела и имеет место на всем протяжении производства по уголовному делу, во всех стадиях уголовного процесса, т.е. до тех пор, пока есть основания считать определенное лицо виновным в совершении преступления и заслуживающим применения к нему подлежащей отбытию той или иной меры уголовного наказания [13, с. 35].

Таким образом, задержание является мерой уголовно-процессуального принуждения, осуществляемой в целях уголовного преследования и заключающейся в фактическом задержании лица, доставлении его в орган уголовного преследования и в кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом. Задержание представляет собой кратковременное лишение свободы задержанного лица, на основании чего можно заключить, что данная мера уголовно-процессуального принуждения отличается существенным ограничением прав задержанного лица.

Недопустимость ограничения прав и свобод личности, не вызываемой обстоятельствами уголовного дела и законной необходимостью. В равной мере является неправомерным, незаконным как применение принуждения при отсутствии такой необходимости, лишь по прихоти и произволу должностных лиц, применяющих те или иные меры процессуального принуждения, так и сохранение указанных мер принуждения, несмотря на то, что необходимость в них отпала.

 

1.2 Подозрение, обвинение и осуждение как общеправовые основания задержания

 

Задержание как мера уголовно-процессуального принуждения применяется: к подозреваемому, обвиняемому и осужденному. Данная мера уголовно-процессуального принуждения производится по непосредственно возникшему подозрению или постановлению (определению) органа, ведущего уголовный процесс.

В соответствии с УПК подозреваемым является физическое лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, либо лицо, в отношении которого органом уголовного преследования возбуждено уголовное дело или вынесено постановление о: применении меры пресечения до вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого или о признании подозреваемым [4, ст. 40]. На этом основании в юридической литературе обосновывается тезис, согласно которому подозреваемым является физическое лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления. Тем самым законодатель связывает появление подозреваемого как участника уголовного процесса с применением к нему задержания. Полагаем, что с данной позицией сложно согласиться, так как, следуя данной точки зрения, подозрение формулируется через принуждение, тогда как не принуждение порождает подозрение, а наоборот - подозрение влечет применение к лицу мер принуждения; во-вторых, задержание подозреваемого, применение к нему меры пресечения, при которых гражданин реально оказывается под подозрением органов уголовного преследования.

В юридической литературе подозрение определяется как многоаспектное понятие, например Карнеева Л.М. рассматривала данное понятие в трех значениях: "как психологическую характеристику состояния сознания следователя, определяющую его субъективное отношение к исследуемому факту; как криминалистическое понятие, используемое при подборе оснований к решению задач расследования и для выдвижения версий, а также как процессуальную категорию". Ларин А.М. рассматривал подозрение в криминологическом и уголовно-процессуальных аспектах, "в специальном криминалистическом значении подозрение - это вывод (объясняющая часть), версия о субъекте преступления. Подозрение же в уголовно-процессуальном смысле есть вывод из версий, основание которой специально предусмотрено законом". В литературе высказывалась точка зрения, в статье ст. 122 УПК РСФСР (ст. 108 УПК) перечисляются основания не для задержания, а для подозрения. Полагаем, что для определения понятия "подозрение" как общеправового основания задержания необходимо учитывать только процессуальный аспект данного понятия, при этом следует отметить, что данное понятие не имеет законодательного закрепления, в отличие от обвинения, хотя процессуальная значимость подозрения представляется нам такой же большой, как и данной категории [14, ст. 75].

Следует подчеркнуть, что этап подозрения начинается не только со времени возбуждения уголовного дела, а с момента установления заподозренного лица, хотя достаточных доказательств для предъявления обвинения ему еще нет. Оно обладает специфическим характером, отличающим его от обвинения, так как не является этапом привлечения к уголовной ответственности.

В соответствии с нормами ст. 111 УПК задержание может быть применено к обвиняемому для предъявления ему обвинения, если данное лицо находится в другой местности, а в соответствии со ст. 112 УПК задержание обвиняемого осуществляется на основании постановления органа ведущего уголовное преследование, если обвиняемый нарушил условия примененной к нему меры пресечения, не связанной с содержанием под стражей, или данного им письменного обязательства являться по вызову органа, ведущего уголовный процесс, и сообщать ему о перемене места жительства, орган, ведущий уголовный процесс, вправе вынести постановление (определение) о задержании этого лица с одновременным решением вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. Обвиняемым является лицо, в отношении которого орган уголовного преследования вынес соответствующее постановление [4, ч. 1 ст. 42]. На этом основании обвинение является одним из важнейших элементов уголовного преследования и общеправовым основанием для применения к обвиняемому мер процессуального принуждения, в том числе и задержание.

Под обвинением в правовой доктрине понимается сделанное в предусмотренном порядке утверждение о совершении определенным лицом конкретного деяния, запрещенного уголовным законом; а также процессуальную деятельность по установлению в рамках надлежащей правовой процедуры деяния, запрещенного уголовным законом, совершившего его лица и виновности либо невиновности последнего.

В соответствии с УПК обвинение - утверждение о совершении определенным лицом конкретного общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, сделанное в порядке, установленном УПК, а также процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения [4, ч. 17 ст. 6]. Однако данное определение дополнено аспектом деятельности, таким образом, содержание обвинения в Уголовно-процессуальном праве Республики Беларусь следует рассматривать как в контексте правового статуса обвиняемого лица, так и в контексте деятельности соответствующих компетентных органов и лиц потерпевших от преступления.

В юридической литературе многие авторы поддерживали идею рассмотрения обвинения в формальном (процессуальном) и материальном аспектах. Так в материально-процессуальном смысле (как содержание обвинения) Полянский Н.Н. признавал обвинение уголовным иском, понимая под ним притязание, на которое должен дать ответ обвиняемый. Чельцов-Бебутов М. А. под обвинением понимал формулировку обвинения по определенной статье Уголовного кодекса, соответствующую составу преступления, описанному в определенном законе. Фаткулин Ф.Н. указывал, что обвинение в материальном смысле составляет совокупность установленных по делу и вмененных обвиняемому в вину общественно-опасных и противоправных фактов, составляющих существо того конкретного состава преступления, за которое это лицо несет уголовную ответственность и должно быть осуждено. Следовательно, в материально-правовом аспекте обвинение толкуется неоднозначно и рассматривается в основном как формулировка обвинения и совокупность противоправных фактов; утверждение о совершении преступления; уголовный иск (притязание).

Понятие "обвинение" является ключевым в уголовно-процессуальном законодательстве Республики Беларусь, так как именно посредствам его происходит реализация задач возложенных государством на государственные органы и должностных лиц, уполномоченных осуществлять уголовное преследование.

Уголовное преследование является более широким по отношению к обвинению, которое выступает одним из элементов данной категории, наряду с подозрением, возбуждением головного дела и обеспечением для потерпевшего доступа к правосудию [4, ст. 27]. При этом, задержание следует рассматривать как элемент осуществления уголовного преследования, а обвинение общеправовым основанием задержания.

Согласно УПК, осужденный может быть задержан до разрешения вопроса об отмене условного неприменения наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, если уполномоченным на то органом внесено представление и представлены материалы, из которых следует, что осужденным не выполняются установленные для него судом обязанности и иные условия, указанные в ст. 77, 78, 90 и 93 УК [4, ч. 1 ст. 113 ]. Правовое положение осужденных определяется на основе судимости.

Вопрос применения норм уголовно-процессуального права в отношении осужденных представляется нам полемичным, так как правовое положение осужденных регламентировано нормами уголовно-исполнительного законодательства. В соответствии с нормами Уголовно-исполнительного Кодекса Республики Беларусь от 11 января 2000 г. № 365-З (далее - УИК) государство гарантирует защиту прав, свобод и законных интересов осужденных, обеспечивает установленные законом условия применения наказания и иных мер уголовной ответственности в отношении осужденных [3, ст. 8]. В соответствии со ст. 9 УИК осужденные к наказанию и иным мерам уголовной ответственности должны выполнять обязанности, установленные уголовно-исполнительным законодательством в отношении порядка и условий отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности. В отношении осужденных нормы УИК предусматривают как меру принуждения задержание, в случае нарушения данными лицами порядка отбывания наказания [3, ст.ст. 43, 45, 55]. На этом основании в литературе высказывается мнение, что задержание осужденных, уклоняющихся от исполнения приговора, должно регулироваться уголовно-исполнительным правом, так как данный вид задержания применяется только тогда, когда приговор вступил в законную силу, т.е. когда лицу уже назначено наказание, основанием для задержания в данном случае будет не преступление, а уклонение от исполнения приговора.

Следует учитывать, что нормы ст. 113 УПК, распространяются на лиц, освобожденых от отбывания наказания, предусмотренных главами 11 и 12 УК: осуждения с отсрочкой исполнения наказания [2, ст. 77], осуждения с условным неприменением наказания [2, ст. 78], условно-досрочного освобождения от наказания [2, ст. 90] и отсрочкой отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет [2, ст. 93]. Хотя общим для данной категории лиц и осужденных отбывающих наказание является правовое положение судимого лица. Эти обстоятельства делают полемичным вопрос определения места задержания осужденных лиц в уголовно-процессуальным или уголовно-исполнительном праве.

Информация о работе Задержание лица органами уголовного приследования