Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 15:41, реферат
Целью настоящей работы является исследование комплекса проблем, связанных с арендой земельных участков, оценка современного состояния правового регулирования соответствующих отношений, внесение на этой основе законодательных предложений, уточнение толкования норм гражданского и земельного законодательства.
Объектом исследования являются земельные арендные отношения и их правовое обеспечение в структуре российского земельного права. Предметом исследования является договор аренды земельных участков.
* Лесным кодексом РФ;
* Федеральным
законом «О приватизации
имущества» от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ ;
* Федеральным законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998
г. № 102-ФЗ ;
* Федеральным
законом «Об иностранных
Федерации» от 9.07.1999 г. № 160-ФЗ ;
* Федеральным
законом «О государственной
имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ ;
* Федеральным
законом «О государственном
2.01.2000 г. № 28-ФЗ ;
* Федеральным законом «О землеустройстве» от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ ;
* Постановлением Правительства РФ «О порядке распоряжения земельными
участками,
находящимися в
разграничения государственной собственности на землю» от 7.08.02 №
576 ;
* Постановлением
Правительства РФ «Об
продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности
земельных
участков или права на
земельных участков» от 11.11.2002 г. № 808 и т д.
Включение земли в сферу гражданского оборота и введение частной
собственности на землю вызвало необходимость использования
гражданско-правовых элементов при регулировании земельных отношений. В
законодательном плане это привело к появлению гл. 17 ГК РФ («Право
собственности и
другие вещные права на землю»)
в различных формах, аналогичных норм ЗК РФ (общие принципы оборота земель
изложены в гл. 14), Федерального закона «Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения», а также правил других законов и иных
нормативных актов,
предусматривающих юридически
произвести отчуждение земельного участка, сдать его в аренду и т.п.
В этой связи
в науке возник спор
и гражданского
права, самостоятельности
пределах вмешательства норм гражданского права в земельные правоотношения.
Спектр мнений
по поводу соотношения
регулировании отношений, где объектом выступает земля, достаточно широк.
Некоторые авторы
отрицают существование
полагают, что с
включением земли в
отношения распались на регулируемые гражданским и административным
правом». Представители данной точки зрения считают, что земельное право
как самостоятельная
отрасль утратила свое
объектом экономического
оборота, попала в сферу
права. Схожее мнение высказал М.И. Брагинский, полагающий, что «самые
разнообразные тенденции
в развитии современной
подтверждают стремление к слиянию земельного права с правом гражданским и
воссозданию единого частного гражданского права» .
С резкой критикой
подобного умаления роли
земельных отношений выступают В.В. Петров, Н.Н. Осокин, Г.В. Чубуков и ряд
других авторов.
Они доказывают
невозможность стать
частью гражданского права,
отношения, связанные с землей, должны регулироваться только нормами
земельного права.
Ряд авторов, признавая наличие проблемы соотношения норм гражданского и
земельного права,
отдают приоритет нормам
Жариков отмечает, что «соотношение норм гражданского и земельного права
проявляется как отношение общего к частному, где общей является норма
гражданского права, а специальной — норма земельного права», и заявляет о
«приоритете норм земельного законодательства, когда речь идет о
регулировании земельных
отношений, родственных с
правоотношениями».
Установление приоритета
перед гражданским Н.И. Краснов связывает с необходимостью государственного
регулирования в
области использования и
цели и задачи
земельного и гражданского
определенном противоречии.
Пытаясь выработать компромиссное решение, многие исследователи видят
необходимым точно разграничить сферы ведения этих двух отраслей. Так, Е.А.
Суханов к институтам гражданского (частного) права отнес право
собственности и другие вещные права на землю, сделки с земельными
участками и наследование земельных участков, а к земельным - ограничение
размеров земельных участков, находящихся в частной собственности,
обеспечение целевого
назначения и рационального
участков, определение категорий земель и их учет.
И.А. Иконицкая, определяя ниши для земельного и гражданского
законодательства
в регулировании земельных
целях специальный анализ статей ГК РФ. Ссылаясь на нормы ст.ст. 129 и 209
ГК РФ, гл. 17 ГК РФ, она делает вывод о том, что «нормы гражданского
законодательства применительно к регулированию земельных отношений носят
общий характер ... в земельном законодательстве должна найти свое
отражение специфика
правового регулирования
Таким образом,
в оценке соотношения норм
земельного и гражданского
важно признать, что
«гражданское право и
земельных отношений имеют свой предмет ведения. Каждый из них регулирует
эти отношения в пределах своей компетенции». Полагаем, именно такой взгляд
на сложившуюся
ситуацию в сфере
наибольшей степени
отвечает потребностям
связей, корректен и юридически сбалансирован.
Тем не менее, остается проблема взаимоувязки действия норм различных
отраслей (прежде
всего — гражданского и
конкретным случаям и конкретным правоотношениям.
Для целей настоящего исследования следует оценить взаимодействие этих норм
относительно следующих аспектов. С принятием нового ЗК РФ вопрос о
соотношении норм данных отраслей законодательства остался открытым прежде
всего с точки
зрения приоритета одного
ЗК РФ противоречат нормам ГК РФ и, если в отношении некоторых сделок с
землей, например аренды, приоритет специальных законов (в данном случае -
ЗК РФ), закреплен в ГК РФ (ст. 607), то в отношении других сделок или
отдельных моментов взаимодействия сторон в ГК РФ такого указания нет.
Кроме того, с введением в действие ЗК РФ вступили в действие и статьи гл.
17 ГК РФ «Право собственности и другие вещные права на землю», некоторые
из которых, в частности, закрепляющие нормы о распоряжении земельным
участком, противоречат
ЗК РФ. Земельный кодекс
ГК РФ правила
о переходе прав на земельный
участок при отчуждении
недвижимости, расположенных на нем.
Представляется, что при коллизии ЗК РФ и ГК РФ применению приоритетно
подлежат нормы ЗК РФ. В пользу этого говорит и норма части третьей ст. 3
ЗК РФ, устанавливающая, что имущественные отношения по владению,
пользованию и
распоряжению земельными
сделок с ними
регулируются гражданским
предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством,
законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными
федеральными законами. В сущности, перед нами хорошо известный в
современной цивилистике
законодательный прием:
специальные нормы,
а в части, ими не
правила.
При регулировании
земельных отношений встает
соотношении норм в отраслевом аспекте, но и о соотношении норм в
вертикальном аспекте,
т.е. дифференциация и
законодательства
с нормативными правовыми
Данный вопрос
непосредственно связан с
РФ и субъектов
РФ в сфере регулирования
федерального законодательства предполагает, во-первых, соответствие
законодательства
субъекта РФ федеральному
действие федерального закона в случае противоречия между законом субъекта
и федеральным.
Таким образом, следует дифференцировать сами фактические отношения: те из
них, которые складываются по поводу планирования, организации земельных
ресурсов, контролю за ними и т.п. - это сфера действия норм земельного
права. Отношения
же имущественные,
возникающие при обороте земельных участков, являются гражданско-правовыми.
И если в первом случае нормы ГК РФ применению не подлежат, то во втором
случае они применяются субсидиарно.
Статья 2 ЗК РФ определяет,
что земельное
Земельного кодекса,
федеральных законов и
ними законов субъектов
РФ. Нормы земельного права,
законах должны соответствовать Земельному кодексу. Проблема соотношения
норм федерального земельного законодательства и земельного
законодательства субъектов РФ сейчас особенно актуальна, т.к. федеральное
земельное законодательство изобилует пробелами и в силу этого многие
субъекты РФ приняли свои собственные законы о земле; однако региональное
земельное законодательство часто повторяет федеральное, не отразив
специфику земли
региона, либо противоречит
Представляется, что
многочисленные нормативные
принятые в период «неполноценного» федерального правового регулирования
земельных отношений,
в значительной степени
предоставленных им полномочий; в этой связи сохраняется проблема
приведения содержания этих актов в соответствие с федеральным земельным
законодательством. Действующий ЗК РФ (ст. 9-11), в отличие от