Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 15:41, реферат
Целью настоящей работы является исследование комплекса проблем, связанных с арендой земельных участков, оценка современного состояния правового регулирования соответствующих отношений, внесение на этой основе законодательных предложений, уточнение толкования норм гражданского и земельного законодательства.
Объектом исследования являются земельные арендные отношения и их правовое обеспечение в структуре российского земельного права. Предметом исследования является договор аренды земельных участков.
реестра, состоит во внесении соответствующей надписи в реестр и
проставлении штампа соответствующей формы на документе, выражающем
содержание сделки, которым и является договор аренды. Исключение
составляет договор
аренды земельного участка,
в силу ЗК РФ, между физическими лицами на срок менее одного года. Данный
договор может быть заключен в устной форме, поскольку согласно п. 2 ст. 26
ЗК РФ договоры
аренды земельного участка,
безвозмездного срочного
пользования земельным
срок менее чем
один год, не подлежат
исключением случаев,
установленных федеральными
На практике в
сфере аренды земли широко
используются проформы
Так, относительно
недавно Распоряжением
Примерная форма договора аренды, находящегося в государственной
собственности земельного участка. Данный акт содержит 10 разделов и
практически не имеет каких-либо необычных формулировок, явно преследуя
утилитарную цель не допустить на локальном уровне нежелательных для
государства последствий заключения соглашения. Аналогичные примерные
договоры принимаются субъектами РФ, муниципальными образованиями.
Порядок заключения
договоров аренды земельных
преимущественно гражданским законодательством (параграф 1 гл. 9, гл. 28,
гл. 34 ГК РФ), которое предусматривает общие требования, предъявляемые к
совершению таких сделок; что же касается норм, содержащихся в земельном
законодательстве, то они практически не затрагивают процедуры заключения
соглашений. Определенная
специфика есть лишь в
порождающих правоотношения.
В связи с тем,
что долгое время земля
порядке и использовались такие термины как «предоставление», «выделение»
земель, это нашло
отражение в многочисленных
регулирующих земельные правоотношения (и не все они отменены или
отредактированы). Здесь достаточно привести пример из самого ЗК РФ, где во
многих статьях (в ст. 29, 30, 33 и др.) говорится именно о предоставлении
земель. Поскольку
слова «предоставление участка»
указания на существо возникающих правоотношений, без указания на
возникающий у приобретателя правовой титул, это вызывает путаницу в
толковании содержания взаимоотношений (в том числе и при предоставлении
участка в аренду).
Следует согласиться, что
применять только при административном порядке передачи земельного участка
государственным органом в бессрочное (постоянное) пользование.
Следует отдельно
отметить значение для
административные акты о предоставлении земли в аренду. Существующая
судебно-арбитражная практика исходит из того, что сам по себе
государственный акт, фиксирующий те или иные права на землю, не является
правоустанавливающим документом, «предоставление земельных участков
производится на
основании решений
органов местного самоуправления».
Нормы, предусматривающей
общий, единый порядок
участка, нет; в
одних случаях, когда речь
применять процедуры, предусмотренные ст. 31-32 ЗК РФ. Если же имеется в
виду предоставление земельного участка гражданам для целей, не связанных
со строительством, то применяются правила ст. 34 ЗК РФ. В частности, для
обеспечения публичности и справедливости принимаемых решений, органы
государственной
власти и органы местного
специальный акт,
который бы устанавливал
предоставления земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок
и принятия решений.
Заинтересованные граждане
исполнительный орган
государственной власти или
самоуправления (п. 2 ст. 34 ЗК РФ), содержащее цель использования
земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение,
испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 ЗК РФ). В течение месячного
срока орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая
землеустроительная
организация обеспечивает
земельного участка и утверждает его (п. 4 ст. 34 ЗК РФ). Решение о
предоставлении участка принимается в двухнедельный срок (п. 5 ст. 34 ЗК
РФ), а договор аренды заключается в двухнедельный срок после представления
зая-
вителем кадастровой карты (плана) земельного участка (п. 6 ст. 34 ЗК РФ).
Особый порядок
предусмотрен для земель
особо охраняемых
природных территориях»
национальных парках, намечаемые для сдачи в аренду в целях туризма и
отдыха, предоставляются
при наличии лицензии на
соответствующих видов деятельности, а также лишь по итогам аукциона
(конкурса). Порядок
предоставления земель
ведения садоводства и огородничества определяется п. 2 ст. 81 ЗК РФ и
Федеральным законом от 15.04.98 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и
дачных некоммерческих объединениях граждан».
В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные
главами третьей и четвертой ЗК РФ (т.е. право собственности, вещные права,
право аренды и право безвозмездного срочного пользования), возникают по
основаниям, установленным
гражданским законодательством,
законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с
Федеральным законом
«О государственной
имущество и сделок с ним». Отсюда следует, что сам ЗК РФ таких оснований
не содержит, в
частности, все те нормы,
«предоставление» земли, в действительности не указывают на акты
«предоставления» как основания возникновения прав на землю. Не порождают
права на землю
и акты государственной
регистрация лишь
определяет момент
себе не порождает их. Что же касается гражданского законодательства, то
общие указания об основаниях возникновения гражданских прав и
обязанностей изложены в ст. 8 ГК РФ, а применительно к конкретным случаям
и договорным институтам - в нормах, регулирующих конкретные группы
правоотношений. Для аренды, прав из договора аренды - это нормы гл. 34 ГК
РФ. Однако последние не предусматривают в качестве оснований возникновения
арендных прав административные акты.
К числу особенностей заключения договора аренды земельных участков следует
отнести то, что этот договор в определенных случаях может быть заключен по
результатам конкурса или аукциона. В настоящее время действуют Правила
организации и проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже
находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных
участков или права
на заключение договоров
утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 г. № 808.
Результаты торгов оформляются протоколом (п.25), который и является
основанием для
заключения с победителем
аренды земельного
участка. Последствия
также организатора
торгов от подписания
договора (п. 28), возможность
признания торгов
иные вопросы их действия и действительности определяются гражданским
законодательством.
Таким образом, можно
торгов полностью
вошел в сферу
возможность применения норм ст. 447-449 ГК РФ.
Особые правила действуют для сдачи в аренду земель сельскохозяйственного
назначения. Так, п. 2 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения» предусмотрено, что такие земли сдаются по правилам ст. 34 ЗК
РФ (т.е. без торгов) - если поступило только одно заявление. Обязательным
условием этого
является и предварительное (
сведений в средствах
массовой информации об
такой передаче. Если же поступило два или более заявления, то участки
предоставляются в аренду по итогам торгов.
В последние
годы стал использоваться
аренды - в результате продажи права на заключение договора аренды
земельного участка или переуступки этого права. В юридической литературе
высказаны разные мнения относительно данного правового явления. Так,
И.А.Иконицкая считает, что «в данном случае предметом торга выступает
плата за возможность заключения договоров аренды земельных участков», и
что «при покупке права на заключение договора, возникает неординарная
юридическая конструкция,
при которой покупатель
приобретает на него право собственности». По ее мнению, «сегодня правовой
основой проведения торгов, в том числе и договоров аренды земельных
участков, являются ст. ст. 447 и 448 ГК». Однако, названные статьи
закрепляют возможность проведения торгов (аукционов и конкурсов), целью
которых является выявление лица, с которым будет заключен договор, что
позволяет Н.А. Сыродоеву утверждать, что «ни о какой сделке купли-продажи
и речи быть не может... речь идет о надуманной конструкции, которая
противоречит смыслу и букве ГК».
Правовая основа регистрации прав на земельные участки вначале была
ограничена подзаконными актами: постановлением Совета
Министров-Правительства РФ от 30.05.1993 г., Указами Президента РФ от
11.12.1993 г. «О государственном
земельном кадастре и
документов о правах на недвижимость» и от 07.03.1996 г. «О развитии
ипотечного кредитования». В настоящее время подлежат применению ст. 131,
164 ГК РФ и Федеральный закон РФ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О
государственной
регистрации прав на
а также ряд иных актов.
Из толкования
текста Закона о