СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. Право частной собственности
граждан на земельные участки.
1.1. Право частной собственности
граждан на земельные участки.
1.2 Стороны права частной собственности
1.3.Виды права частной собственности
на землю.
1.4. Содержания права частной
собственности на землю.
II. Условия бесплатного приобретения
прав на земельные участки находящиеся
в частной собственности.
2.1 Договор дарения земельного
участка.
2.2. Наследование земельных участков
2.3. Льготная категория
граждан
2.4. Предоставление земельных
участков в собственность многодетным
гражданам.
2.5 Органы осуществляющие
предоставление земельных участков.
2.6. Порядок предоставления
земельных участков.
III.Приобретение прав частной
собственности на земельный участок за
плату
Введение
Личная и политическая
свобода в современном демократическом
государстве немыслима без свободы
экономической, основным воплощением
которой является право частной
собственности. В отличие от множества
других прав и свобод, право частной
собственности на земельные участки
и иные природные ресурсы, как
до принятия Конституции Российской
Федерации, так и по сегодняшний
день, продолжает вызывать острые споры
и дискуссии. Такое политизированное
отношение к вопросам собственности
на земельные участки объясняется
опасениями общества, что земля, став
объектом права собственности частных
лиц, перестанет выполнять функции
природного объекта и природного
ресурса и это приведет к снижению
уровня жизни других членов общества
и изменению границ государства.
Действительно, правовой режим
земли как природного объекта, экономической
и территориальной основы общества,
суверенитета государства и как
объекта недвижимости нередко создает
конфликтные ситуации между интересами
общества и отдельных собственников
земельных участков. В этой ситуации
очень важен поиск компромисса
между частными и публичными интересами,
который возможен только в рамках
конституционного права. Это не уменьшает
значения отраслевого регулирования
земельных отношений. Насущная необходимость
комплексного изучения права граждан
и их объединений иметь в частной
собственности земельные участки
именно с точки зрения конституционного
права обусловлена рядом факторов.
Во-первых, Конституция России,
наряду с основными и неотъемлемыми
правами и свободами человека
и гражданина, провозгласила право
граждан и их объединений иметь
в частной собственности землю,
что делает необходимым исследование
данного субъективного права
и правового института как
составляющей конституционно-правового
статуса гражданина.
Во-вторых, земельный вопрос
всегда находился в центре внимания
органов государственной власти,
а его непродуманное разрешение
часто приводило к крупным
социальным и политическим потрясениям
вплоть до смены государственного строя.
На современном этапе правовой реформы
можно говорить о создании в России
многочисленной социальной группы земельных
собственников, являющейся основой
для формирования так называемого
среднего класса. Поэтому реализация и
гарантирование конституционных прав
граждан на земельные участки являются
залогом политической и экономической
стабильности общества.
В-третьих, в период господства
государственной собственности
на землю вопросы теории, а тем
более законодательной регламентации
права частной собственности
на земельные участки вообще не разрабатывались.
Отсутствие теоретических исследований
в области правового регулирования
отношений частной собственности
на земельные участки предопределило
принятие государственными органами ряда
необдуманных, противоречивых нормативных
правовых актов, создавших на много
лет вперед благоприятные условия
для нарушения прав человека и
гражданина на природные ресурсы
и коррупции в сфере земельных
отношений. У ученых также нет
целостного представления о месте
и роли конституционного права частной
собственности на земельные участки
в жизни общества. Его нередко
считают естественным правом человека,
распространяют на него свойства вещного
права, что не соответствует действительности.
В-четвертых, в настоящее
время положения отраслевого
законодательства, регулирующего отношения
частной собственности на земельные
участки и практика его применения,
не всегда сообразуются с нормами
конституционного права. Это обусловило
активную деятельность Конституционного
Суда Российской Федерации по вопросам
защиты прав граждан на землю. Однако
до сих пор решения Суда по этим
вопросам практически не попадали в
поле зрения исследователей. Приведение
норм частного права в соответствие
с конституционными принципами требует
переосмысления абсолютного характера
права частной собственности
на земельные участки как не отвечающего
принципу социального государства.
В-пятых, несмотря на возведение
права частной собственности
на земельные участки в разряд
конституционных, в отдельных субъектах
РФ, где цены на землю особенно высоки,
отчетливо проявляется негативная
тенденция игнорирования местными
органами власти прав граждан на бесплатное
приобретение земельных участков в
частную собственность.
В-шестых, в условиях рыночной
экономики земельные участки
становятся одним из самых надежных
и прибыльных объектов для вложения
капитала, в том числе иностранными
инвесторами. По прогнозам специалистов,
после разграничения государственной
собственности и продолжения
политики приватизации в частной
собственности будет находиться
15 - 20% российских земель. С учетом обострения
международных отношений, опасности
экономической и гуманитарной интервенции
и многочисленных территориальных претензий
со стороны соседних государств существует
необходимость пересмотра правового статуса
иностранных граждан, лиц без гражданства
и бипатридов в целях ограничения их возможности
иметь земельные участки в частной собственности
на территории Российской Федерации.
Проблемы конституционно-правового
регулирования отношений частной
собственности на земельные участки,
как это не парадоксально, до сих
пор остаются малоисследованными в
трудах российских ученых. Восполняя
данный пробел в юридической науке,
я исходили из того, что данная проблема
имеет ярко выраженный межотраслевой
характер. Это обусловило мое внимание
и обращение к различным областям научного
знания: юриспруденции (общая теория права
и государства, конституционное и международное
право, теория прав человека, земельное,
гражданское, экологическое право и т.д.),
а также экономике и философии.
Центральной методологической
установкой авторов являлось высказывание
известного русского ученого-философа
П.Б. Струве, отмечавшего, что "частная
собственность воспитывает уважение
к праву, государственной власти,
патриотизм народа, ведь по первоначальному
смыслу слово "патриот" означает
"человека, который сидит прочно
на унаследованной родовой земле"1 . По меткому выражению русского
философа и правоведа И.А. Ильина, "частная
собственность пробуждает и воспитывает
в человеке правосознание, научая его
строго различать мое и твое, приучая его
к правовой взаимности и к уважению чужих
полномочий, взращивая в нем чувство гражданского
порядка и гражданской самостоятельности,
верный подход к политической свободе"2 .
Повышение жизненного уровня
россиян и первые шаги по формированию
среднего класса, являющегося опорой
современной европейской цивилизации,
позволяют надеяться на преодоление
имеющего вековые корни правового
нигилизма и изменения отношения
к частной собственности на земельные
участки у российских граждан, а
также на формирование надлежащих правовых
гарантий его государственного признания
и защиты
1.1.Право частной
собственности граждан на земельные участки.
Право частной собственности
граждан на земельные участки
— право владеть, пользоваться и
распоряжаться земельными участками
с соблюдением обременении и
иных условий, установленных законом
(ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации),
а именно:
1. Собственностью граждан
и юридических лиц (частной
собственностью) являются земельные
участки, приобретенные гражданами
и юридическими лицами по основаниям,
предусмотренным законодательством
Российской Федерации.
2. Граждане и юридические
лица имеют право на равный
доступ к приобретению земельных
участков в собственность. Земельные
участки, находящиеся в государственной
или муниципальной собственности,
могут быть предоставлены в
собственность граждан и юридических
лиц, за исключением земельных
участков, которые в соответствии с Земельным
кодексом, федеральными законами не могут
находиться в частной собственности.
3. Иностранные граждане,
лица без гражданства и иностранные
юридические лица не могут
обладать на праве собственности
земельными участками, находящимися
на приграничных территориях,
перечень которых устанавливается
Президентом Российской Федерации
в соответствии с федеральным
законодательством о Государственной
границе Российской Федерации,
и на иных установленных особо
территориях Российской Федерации
в соответствии с федеральными
законами.
1.2.Стороны права
частной собственности.
Субъект права
частной собственности на землю.
В настоящее время земельное
законодательство не рассматривает
вопрос об особом правовом положении
иностранных физических и юридических
лиц. Нормы земельного права России
упоминают о гражданах или
организациях “вообще”, не выделяя
их государственную принадлежность.
Одновременно гражданское право в том,
что касается имущественных прав, к которым
относится и право собственности на землю,
в виде общего правила устанавливает для
иностранцев и лиц без гражданства национальный
режим. Это означает, что физические лица
не граждане России обладают правоспособностью
наравне с российскими гражданами. Частные
же случаи ограничения правоспособности
иностранных граждан и лиц без гражданства
специально оговариваются гражданским
и иным законодательством. В любом случае
на основании все того же национального
режима иные физические лица не могу иметь
прав больше, чем имеют российские граждане.
Исключение составляет только закон о
крестьянском хозяйстве, которые прямо
указывает на то, что главой крестьянского
хозяйства может быть гражданин РСФСР
(Российской Федерации). Однако при современной
правовой ситуации, когда глава хозяйства
является лишь сособственником земельного
участка, это утверждение закона утратило
прежнюю актуальность. В самом деле, законодательством
не запрещено включать в члены крестьянского
хозяйства иностранцев, значит, и в этом
случае будет действовать все тот же национальный
режим. Предоставление иностранцам и лицам
без гражданства национального режима
в отношении земли не всегда сочетается
с общественными и государственными интересами.
Следует считать пробелом земельного
права то, что оно не выделило регулирование
прав на землю иностранных граждан и юридических
лиц без гражданства обладают равными
правами на землю с гражданами России
Объект права
частной собственности на землю.
Объектом права частной
собственности на землю является
земельный участок. В качестве объекта
права частной собственности
земельный участок соответствует
признакам, установленным для объекта
земельного права и гражданского
права, как недвижимое имущество. Кроме
того, для того чтобы объектом права
частной собственности, земельный
участок должен быть свободен от законодательных
ограничений предоставления земли
гражданам и юридическим лицам.
Земельным законодательством закреплены
некоторые категории земель, которые могут
находиться только в государственной
или муниципальной собственности, и не
могут быть переданы в частную собственность.
Это: земли историко-культурного назначения;
первые зоны земель оздоровительного
назначения; земли, предоставленные для
нужд обороны. В дополнение к перечисленному,
Указом Президента Российской Федерации
от 14 июня 1992 г. № 631 был утвержден Порядок
продажи участков при приватизации государственных
и муниципальных предприятий, расширении
и дополнительном строительстве этих
предприятий, а также предоставленных
гражданам и их объединениям для предпринимательской
деятельности. Указом установлено, что
продаже в порядке приватизации не подлежат
земли общего пользования в населенных
пунктах, земли заповедников, памятников
природы, национальных и дендрологических
парков, ботанических садов; земли оздоровительного
и историко-культурного назначения; земли,
предоставленные для ведения сельского
хозяйства, использования и охраны недр,
земли, зараженные опасными веществами
и подверженные биогенному заражению;
земельные участки, находящиеся во временном
пользовании. Перечисленные категории
земель это земли, находящиеся в государственной
или муниципальной собственности, ограниченные
в обороте или ограниченно оборотоспособные.
Чтобы стать объектом частной собственности,
земельные участки перечисленных целевых
назначений должны быть переведены в установленном
порядке в иную категорию, из которой возможно
предоставление земель в собственность
гражданам и их организациям. Земли иных
категорий в соответствии с Земельным
кодексом РСФСР могут находиться в собственности
граждан или юридических лицах, но с требованием
соблюдения особого режима их использования.
1.3. Содержания права
частной собственности на землю.
Частной собственностью граждан
являются земельные участки, приобретенные
ими по основаниям, предусмотренным
законодательством Российской Федерации,
как гражданским, так и земельным. Собственность
граждан на землю должна быть получена
в результате юридических фактов, так
как законом установлено, что если земля
не находится в собственности граждан,
юридических лиц либо муниципальных образований,
то является государственной собственностью,
согласно п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса
Российской Федерации , п. 1 ст. 16 Земельного
кодекса Российской Федерации .
Право собственности на земельный
участок может возникнуть в связи
с наступлением как общих оснований,
установленных ст. 8 Гражданским кодексом
Российской Федерации, так и оснований
специальных норм, определяющих возникновение
отдельных видов прав. Вместе с тем не
все юридические факты подходят в качестве
оснований возникновения земельных прав.
Так, не могут они возникнуть, например,
вследствие причинения вреда другому
лицу, неосновательного обогащения, в
результате создания произведений науки 3, "нельзя приобрести земельный
участок, создав его как новую вещь"4 и др. Некоторые авторы предлагают
разграничить понятия "основание"
и "способ" приобретения права собственности.
Под способами приобретения понимаются
фактические действия, с которыми закон
связывает возникновение права собственности;
основаниями приобретения считаются юридические
факты и (или) события.
Право собственности граждан
на земельные участки возникает
по основаниям, установленным гражданским
законодательством, федеральными законами,
и подлежит государственной регистрации
в соответствии с Федеральным
законом "О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним". С.А. Боголюбов отмечает, что,
по всей вероятности, не следует исключать
сделки с земельными участками, которые
прямо не предусмотрены законом5 . Однако, как подчеркивает
Н.А. Сыродоев, "если участие в обороте
иных объектов гражданских прав презюмируется,
то в отношении земли действует особое
правило. В соответствии со ст. 129 Гражданского
кодекса Российской Федерации устанавливаются
случаи оборотоспособности земельных
участков, то есть по смыслу Гражданского
кодекса Российской Федерации можно заключить
лишь сделки, предусмотренные законом".
Отсюда делается вывод, что права на земельные
участки возникают далеко не по всем основаниям.
Так, исходя из положений Гражданского
кодекса Российской Федерации и Земельного
кодекса Российской Федерации, в качестве
оснований могут выступать: акты государственных
органов и органов местного самоуправления,
которые предусмотрены в качестве оснований
возникновения прав на землю; договоры
и другие сделки, предусмотренные законом;
приобретение земельного участка по основаниям,
установленным законом (например, в случае
перехода прав на земельный участок при
переходе права собственности на расположенные
на нем строения и сооружения); судебные
решения6