3) правовой режим земель
промышленности, транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, информатики, космического
обеспечения, обороны и иного назначения;
4) правовой режим земель
природоохранного, приро-дозаповедного,
оздоровительного, рекреационного и историко-культурного
назначения;
5) правовой режим земель
лесного фонда;
6) правовой режим земель
водного фонда;
7) правовой режим земель
запаса.
Земельное право как
отрасль права имеет двучленное деление:
Общая и Особенная части. Земельное право
как наука и учебная дисциплина имеет
трехчленное деление: Общая, Особенная
и Опециальная части.
В Общей части земельного
права как отрасли права содержатся нормы
права, имеющие значение для всех ее институтов.
К Общей части относятся такие институты,
как право собственности и иные права
на землю, государственное регулирование
использования и охраны земель, экономико-правовой
механизм использования и охраны земель,
юридическая ответственность.
В Особенной части содержатся
нормы, посвященные ее отдельным институтам
и категориям земель. К Особенной части
относятся правовой режим использования
и охраны земель сельскохозяйственного
назначения, населенных пунктов; промышленности,
транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики, космического обеспечения,
обороны; особо охраняемых территорий;
лесного фонда; водного фонда; запаса.
В систему земельного
права как науки (учебной дисциплины),
помимо указанных институтов, входят также
предмет, методы, принципы и источники
права, развитие земельного законодательства,
сравнительно-правовой анализ отечественного
и зарубежного земельного права. Система
права как учебной дисциплины определяется
учебными программами.
5. ПРИНЦИПЫ
ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА
1. Учет значения земли
как основы жизни и деятельности человека, согласно
которому регулирование земельных отношений
осуществляется исходя из представлений
о земле как о природном объекте, охраняемом
в качестве важнейшей части природы, используемом
в качестве средства производства в сельском
и лесном хозяйстве и основы осуществления
хозяйственной и иной деятельности, и
одновременно как о недвижимости, об объекте
права собственности и иных прав на землю.
2. Приоритет охраны
земли как важнейшего компонента окружающей
среды и средства производства в сельском
хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием
земли в качестве недвижимости, согласно
которому собственники земельных участков
осуществляют свои правомочия свободно,
если это не наносит ущерб окружающей
среде.
3. Приоритет охраны
жизни и здоровья человека, согласно
которому при осуществлении деятельности
по использованию и охране земель должны
быть приняты такие решения и осуществлены
такие виды деятельности, которые позволили
бы обеспечить сохранение жизни или предотвратить
негативное воздействие на здоровье человека.
4. Участие граждан,
общественных организаций и религиозных
организаций в решении вопросов, касающихся
их прав на землю, согласно которому
они вправе принимать участие в подготовке
решений, реализация которых может оказать
воздействие на состояние земель, а органы
государственной власти, местного самоуправления,
субъекты хозяйственной деятельности
обязаны обеспечить возможность такого
участия.
5. Единство судьбы земельных
участков и прочно связанных с ними объектов, согласно
которому все прочно связанные с земельными
участками объекты следуют судьбе участков.
6. Приоритет сохранения
особо ценных земель и земель особо охраняемых
территорий РФ, согласно которому изменение
целевого назначения ценных земель с/х
назначения, земель, занятых защитными
лесами, других особо ценных земель и земель
особо охраняемых территорий для иных
целей ограничивается или запрещается.
7. Платность использования
земли, согласно которому использование
земли осуществляется за плату, если иное
не установлено законом.
8. Деление земель по
целевому назначению на категории, согласно
которому правовой режим земель определяется
исходя из их принадлежности к той или
иной категории и разрешенного использования
в соответствии с зонированием территорий
и требованиями закона.
9. Разграничение государственной
собственности на землю на собственность
РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, согласно
которому правовые основы разграничения
устанавливаются федеральными законами.
10. Дифференцированный
подход к установлению правового режима
земель, согласно которому при определении
их режима должны учитываться природные,
социальные и другие факторы.
11. Сочетание интересов
общества и законных интересов граждан, согласно
которому регулирование земельных отношений
осуществляется в интересах всего общества
при обеспечении гарантий граждан на свободное
владение, пользование и распоряжение
принадлежащими им участками.
12. Разграничения действия
норм гражданского законодательства и
земельного законодательства в части
регулирования отношений по использованию
земель.
13. Государственное
регулирование приватизации земли.
6. ПОНЯТИЕ
И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ЗЕМЕЛЬНОГО
ПРАВА
Источниками
земельного права являются нормативно-правовые
акты, принятые компетентными органами
государственной власти и органами местного
самоуправления, регулирующие отношения,
возникающие при использовании земли.
Источники земельного права классифицируются:
федеральные акты РФ; акты субъектов РФ;
акты органов местного самоуправления,
а также законы и подзаконные нормативные
акты.
Основным нормативным
актом, определяющим конституционные
основы земельных отношений, является
Конституция РФ, в которой выделяют две
группы норм:
1) нормы, непосредственно
регулирующие земельные отношения (ст.
9, 36 Конституции РФ);
2) иные статьи Конституции
РФ опосредованно регулируют земельные
отношения (ст. 42, 58, 2, 17, 18,45). Кодифицированным
нормативным актом, регулирующим земельные
отношения, является ЗК РФ. В конце октября
2001 г. принят и вступил в силу ЗК РФ.
24 июля 2002 г. принят ФЗ
«Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения», который призван обеспечить
реализацию конституционных норм о частной
собственности на землю, а также упорядочить
отношения в сфере государственного управления
земельными ресурсами в части распоряжения
землями приоритетных категорий, которыми
являются земли сельскохозяйственного
назначения.
Имущественные отношения,
возникающие при использовании земли,
регулируются нормами гражданско-правовых
актов (ГК рФ). В гл. 17 ГК РФ предлагаются
нормы, непосредственно регулирующие
земельные отношения. Земля и прочно связанные
с ней объекты объявлены недвижимым имуществом.
Имущественные отношения,
возникающие при использовании земли,
регулируются и земельно-правовыми нормативными
актами: указами Президента РФ;Указ Президента
от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных
прав граждан на землю» и др.) и постановлениями
Правительства РФ (постановление Правительства
РФ от 25 августа 1992 г. «О совершенствовании
ведения государственного земельного
кадастра» и др.).
К источникам земельного
права относятся акты другихотраслей
законодательства.
Взаимосвязь земли
и других природных ресурсов – недр, лесов,
вод, окружающей природной среды в целом
– предопределяет наличие норм, которые
регулируют отношения, связанные с землей,
в источниках водного, лесного, горного,
природоохранительного права (в Федеральном
законе «О недрах» 1994 г. определено право
собственника земельного участка на добычу
полезных ископаемых, находящихся в границах
данного участка).
Правовые нормы, связанные
с регулированием земельных правоотношений,
содержатся в источниках административного
и уголовного права – меры ответственности
за совершение земельных правонарушений;
жилищного права – нормы о праве граждан
на получение земельного участка под жилищное
строительство и др.
Особое место среди
источников земельного права занимают
международные двусторонние договоры,
касающиеся земельных отношений, заключенные
в установленном порядке или утвержденные
компетентным государственным органом
РФ, договоры, заключенные РФ с ее субъектами.
К этой же группе относятся
типовые договоры, позволяющие раскрыть
содержание земельно-правовых норм, различные
санитарные нормы и правила.
Не являются источниками
земельного права правовые акты индивидуального
значения, т. е. акты применения права (решение
местной администрации, адресованное
конкретному гражданину либо организации).
Не рассматриваются
также принимаемые Пленумом Высшего Арбитражного
Суда и Верховного Суда РФ постановления,
содержащие руководящие разъяснения судам
по вопросам применения земельного законодательства
и разрешения земельных споров.
7. ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ
ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА
Под источниками земельного
права понимается особая форма выражения
правил поведения, делающая их обязательными.
Источники земельного права – это юридические
формы, действующие с разной эффективностью
и выражающие признаки правоотношений.
Видами источников
права могут являться следующие:
1) Конституция РФ;
2) правовой обычай;
3) нормативный акт;
4) руководящие решения
пленумов Верховного Суда РФ, Президиума
Высшего Арбитражного Суда рФ, Конституционного
Суда РФ, которые учитываются нижестоящими
судами;
5) религиозныетексты;
6) идеи и доктрины;
7) общие принципы;
8) договоры.
Наиболее характерным
для России способом правового регулирования
всегда являлся нормативный акт, что обусловливалось
масштабами, централизацией и многонациональностью
государства, желанием обеспечить единообразие
правоприменения. Под нормой права понимается
общее (не персонифицированное) правило
поведения, обязательное для исполнения
гражданами и должностными лицами, установленное
уполномоченным на это органом. Норма
права – не констатация факта, не рекомендация,
не пожелание, не призыв, а повеление, имеющее
категорический характер, предписание,
за которым стоит авторитет закона, государства.
Нормативный акт не должен исчерпываться
исполнением, действует непрерывно и,
как правило, рассчитан на неопределенное
количество случаев. Нормативные акты
составляют иерархическую систему или
пирамиду соподчиненных звеньев, где их
юридическая сила зависит от места и компетенции
органа, принимающего акт. Среди нормативных
актов различаются законы и подчиняющиеся
им подзаконные акты. К последним относятся
как акты государственных органов, так
и акты органов местного самоуправления.
Руководящие решения
высших судов обязательны для нижестоящих
судов. Постановления Конституционного
Суда РФ являются обязательными и окончательными
для исполнения. Решения пленумов Верховного
Суда РФ, Президиума Высшего Арбитражного
Суда РФ обязательно учитываются при принятии
решения по делу нижестоящими судами общей
юрисдикции и арбитражными судами.
Идеи и доктрины, т. е.
мнения ведущих ученых-юристов, принимают
в ряде государств участие в формировании
права, получая отражение в законодательстве.
В романо-германской правовой семье основные
положения права были сформулированы
в университетских стенах. Основанное
на принципах ислама мусульманское право
во многом зависит от заключений древних
и современных толкователей религиозных
текстов Корана – священной книги, собравшей
поучения, речи и заповеди Аллаха, и Сунны
– сборника жизнеописания пророка Мухаммеда,
от мнений видных юристов. С учетом распространения
мусульманской религии в ряде субъектов
Российской Федерации эту сторону не следует
игнорировать, тем более в области справедливой
организации землепользования.