Предусмотрены, в частности,
следующие ограничения прав
на землю:
1) особые условия использования
земельных участков и режим хозяйственной
деятельности в охранных, санитарно-защитных
зонах;
2) особые условия охраны
окружающей среды, в том числе животного
и растительного мира, памятников природы,
истории и культуры, археологических объектов,
сохранения плодородного слоя почвы, естественной
среды обитания, путей миграции диких
животных;
3) условия начала и завершения
застройки или освоения земельного участка
в течение установленных сроков по согласованному
в установленном порядке проекту, строительства,
ремонта или содержания автомобильной
дороги (участка автомобильной дороги)
при предоставлении прав на земельный
участок, находящийся в государственной
или муниципальной собственности;
4) иные ограничения
в случаях, установленных федеральными
законами.
Ограничения прав на
землю устанавливаются актами исполнительных
органов государственной власти, актами
органов местного самоуправления или
решением суда бессрочно или на определенный
срок. Указанные ограничения прав могут
быть обжаловано лицом, чьи права ограничены,
в судебном порядке. Ограничения сохраняются
при переходе права собственности на земельный
участок к другому лицу.
Ограничения
прав на землю в связи с резервированием
земель для государственных или муниципальных
нужд. Права собственников
земельных участков, землепользователей,
землевладельцев, арендаторов земельных
участков на использование земельных
участков (возводить жилые, производственные,
культурно-бытовые и иные здания, строения,
сооружения в соответствии с целевым назначением
земельного участка и его разрешенным
использованием с соблюдением требований
градостроительных регламентов, строительных,
экологических, санитарно-гигиенических,
противопожарных и иных правил, нормативов;
проводить в соответствии с разрешенным
использованием оросительные, осушительные,
культуртехнические и другие мелиоративные
работы, строить пруды и иные закрытые
водоемы в соответствии с установленными
законодательством экологическими, строительными,
санитарно-гигиеническими и иными специальными
требованиями) могут быть ограничены в
связи с резервированием земель для государственных
или муниципальных нужд.
Ограничением является
установление особых условий использования
участков в зонах, где запрещаются определенные
виды деятельности.
Права на земельный
участок иногда могут предоставляться
с определенными условиями. Земельный
участок из земель, находящихся в государственной
или муниципальной собственности, может
быть выделен на определенном праве (собственность,
аренда и др.) с условием совершения определенных
действий. Например, освоения заболоченного
участка, осуществления строительства
дороги в определенные установленные
сроки.
17. ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ И ЕЕ ВИДЫ
Государственной собственностью
являются земли, не находящиеся в собственности
граждан, юридических лиц или муниципальных
образований. Законом предусмотрено разграничение
государственной собственности на землю
на федеральную собственность, собственность
субъектов РФ и муниципальную собственность,
которое до настоящего момента полностью
не реализовано.
Право собственности
на земельные участки у РФ и ее субъектов
возникает с момента государственной
регистрации права собственности на земельные
участки. Основание государственной регистрации
права собственности – акты Правительства
РФ об утверждении перечней земельных
участков, на которые, соответственно,
у РФ, субъектов РФ возникает право собственности
при разграничении государственной собственности
на землю, а также вступившие в законную
силу судебные решения по спорам, связанным
с разграничением государственной собственности
на землю.
Виды государственной
собственности. Государственной собственностью
в РФ считается имущество, принадлежащее
на праве собственности рФ (федеральная
собственность), и имущество, принадлежащее
на праве собственности субъектам РФ.
В федеральной
собственности находятся земельные
участки: которые признаны таковыми федеральными
законами; право собственности РФ на которые
возникло при разграничении государственной
собственности на землю; которые приобретены
РФ по основаниям, предусмотренным гражданским
законодательством. В федеральной собственности
могут также находиться не предоставленные
в частную собственность земельные участки
до разграничения государственной собственности
на землю.
В собственности
субъектов РФ находятся земельные
участки: которые признаны таковыми федеральными
законами; право собственности субъектов
РФ на которые возникло при разграничении
государственной собственности на землю;
которые приобретены субъектами РФ по
основаниям, предусмотренным гражданским
законодательством.
В собственности субъектов
РФ могут находиться не предоставленные
в частную собственность земельные участки:
– занятые недвижимым
имуществом, находящимся в собственности
субъектов РФ;
– предоставленные
органам государственной власти субъектов
РФ, государственным унитарным предприятиям
и государственным учреждениям, созданным
органами государственной власти субъектов
РФ;
– отнесенные к землям
особо охраняемых природных территорий
регионального значения, землям лесного
фонда, находящимся в собственности субъектов
РФ в соответствии с федеральными законами,
землям водного фонда, занятым водными
объектами, находящимися в собственности
субъектов РФ, землям фонда перераспределения
земель;
– занятые приватизированным
имуществом, находившимся до его приватизации
в собственности субъектов РФ.
Права собственника
от имени РФ и субъектов РФ осуществляют
уполномоченные органы государственной
власти в пределах их компетенции. До разграничения
государственной собственности на землю
распоряжение такими земельными участками
осуществляют органы местного самоуправления,
если ЗК рФ или законами субъекта РФ не
предусмотрено иное.
Участками, которые
предоставлены в пользование, пожизненное
наследуемое владение и в аренду, находящимися
в государственной собственности, владеют
и пользуются юридические лица и граждане,
которым они были предоставлены. РФ и ее
субъекты осуществляют управление и распоряжение
такими участками.
18. МУНИЦИПАЛЬНАЯ
СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ
Муниципальная собственность
не является государственной. Муниципальной собственностью считается
имущество, принадлежащее на праве собственности
городским и сельским поселениям, а также
другим муниципальным образованиям. Право
собственности на земельные участки у
муниципальных образований возникает
с момента государственной регистрации
права собственности на земельные участки.
Основание государственной регистрации
права собственности – акты Правительства
РФ об утверждении перечней земельных
участков, на которые у муниципальных
образований возникает право собственности
при разграничении государственной собственности
на землю, а также вступившие в законную
силу судебные решения по спорам, связанным
с разграничением государственной собственности
на землю.
В муниципальной собственности
находятся земельные участки: которые
признаны таковыми федеральными законами
и принятыми в соответствии с ними законами
субъектов РФ; право муниципальной собственности
на которые возникло при разграничении
государственной собственности на землю;
которые приобретены по основаниям, установленным
гражданским законодательством. В муниципальной
собственности могут также находиться
не предоставленные в частную собственность
земельные участки до разграничения государственной
собственности на землю. Муниципальным
образованиям для обеспечения их развития
могут безвозмездно передаваться в собственность
земли, находящиеся в государственной
собственности, в том числе за пределами
границ муниципальных образований.
Территории муниципальных
образований устанавливаются в соответствии
с федеральными законами и законами субъектов
РФ с учетом исторических и иных местных
традиций. Территорию муниципального
образования составляют земли городских,
сельских поселений, прилегающие к ним
земли общего пользования, рекреационные
зоны, земли, необходимые для развития
поселений, и другие земли в границах муниципального
образования.
В субъектах РФ – городах
федерального значения Москве и Санкт-Петербурге
земельные участки в муниципальную собственность
при разграничении государственной собственности
на землю не передаются.
Право муниципальной
собственности на земельные участки в
этих субъектах РФ возникает при передаче
земельных участков из собственности
городов в муниципальную собственность
в соответствии с законами этих субъектов
РФ.
Отметим, что в муниципальной
собственности находятся земельные участки,
признанные таковыми не только федеральными
законами, но и принятыми в соответствии
с ними законами субъекта РФ. Относительно
гражданско-правовых оснований приобретения
муниципальной собственности на земельные
участки следует отметить, что, в отличие
от государственной собственности, она
может возникать также на бесхозяйные
земельные участки, от которых отказались
собственники.
Права собственника
от имени муниципального образования
осуществляют органы местного самоуправления
(в случаях, установленных законом, иные
лица по специальному поручению органов
местного самоуправления, например муниципальные
учреждения).
Участки, находящиеся
в муниципальной собственности, могут
предоставляться гражданам и юридическим
лицам, органам местного самоуправления
и созданным ими некоммерческим организациям,
муниципальным учреждениям и унитарным
предприятиям.
19. ЧАСТНАЯ
СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ
Конституция РФ (ст.
9, 36) установила, что земля и другие природные
ресурсы могут находиться в частной, государственной,
муниципальной и иных формах собственности.
Частной
собственностью являются земельные
участки, приобретенные гражданами и юридическими
лицами по основаниям, предусмотренным
законодательством.
Объект права
собственности на землю – земельный участок
(часть поверхности земли, в том числе
почвенный слой, границы которой описаны
и удостоверены в установленном порядке).
Содержание
права собственности на землю.
Собственник вправе
владеть, пользоваться и распоряжаться
своим имуществом. Указанные правомочия
применяются собственником с некоторыми
ограничениями.
Владение земельным участком
означает обладание им как своим.
Пользование земельным участком
представляет собой возможность извлекать
ее полезные свойства: размещать на ней
постройки и сооружения, выращивать сельскохозяйственную
продукцию и т. п. Собственники земельных
участков имеют право использовать для
собственных нужд как поверхность земельного
участка, ее почвенный покров, так и имеющиеся
на участке общераспространенные полезные
ископаемые, пресные подземные воды, закрытые
водоемы. При этом участок должен использоваться
в соответствии с целевым назначением,
в зависимости от категории земель и разрешенного
использования. Собственник участка обязан
осуществлять мероприятия по охране земель,
соблюдать требования градостроительных
регламентов, строительных, экологических,
санитарно-гигиенических, противопожарных
и других правил, не допускать загрязнения,
захламления, деградации и ухудшения плодородия
почв.
Распоряжение участком представляет
собой возможность для собственника определять
его юридическую судьбу. Собственник вправе
отчуждать земельный участок в собственность
иным лицам (дарить, продавать, обменивать,
завещать, передавать в качестве взноса
в уставный капитал коммерческих организаций
и т. д.), а также передавать права владения,
пользования и распоряжения участком,
отдавать его в залог и т. д.