Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 21:58, доклад
Описание работы
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР — (фр. cadastre) — систематизированный свод, перечень сведений, данных о земле как средстве производства, о земельных угодьях; ведется с древних времен. В З.К. приводится описание земельных угодий, участков, указывается их площадь и место расположения, конфигурация, качество, оценка стоимости. Указывается также, кто является собственником данной земли.
Дальнейшее развитие и совершенствование
системы учета и оценки земельных ресурсов
стимулировалось такими этапными реформами,
как отмена крепостного права в 1861 г., предусматривавшая
выкуп земли крестьянами у помещиков,
отмену взимания выкупных платежей в 1905
г. и Указ 1906 г., дающий крестьянам право
выделения или выхода из общин.
19 февраля 1861 года был
подписан Манифест об отмене
крепостного права и Положения
о крестьянах, вышедших из крепостной
зависимости.
Отмена крепостного права
положила начало коренным изменениям
в положении крестьянства. Началось развитие
капитализма, в процессе которого крестьянство
из сословия феодального общества превращалось
в сословие капиталистического общества.
Втягиваясь в обстановку товарного хозяйства
и рыночных отношений, крестьянское хозяйство
постепенно утрачивало натуральный характер
и становилось товарным.
Таким образом, в период наиболее
динамичного развития хозяйственных отношений
в России межевание имело следующие основные
цели:
Юридическая - определение
и укрепление формальными юридическими
законами границ земельных владений
с составлением соответствующих
юридических документов.
Сельскохозяйственная
- устранение неудобных условий
землепользования (чересполосица, сильная
извилистость границ и т. п.).
Финансовая - определение
доходности владений для исчисления
налога на основе подробной
съемки и оценки угодий.
Земельная собственность могла
быть: единоличной (крестьянина, помещика,
учреждения); общей для нескольких
лиц с указанием доли каждого; общинной;
в виде права в чужой вещи (например, право
крестьян на помещичьей земле пасти скот,
ловить рыбу, въезжать в лес и т. п.).
Реформа сохранила в руках
крестьян значительную часть земельной
площади, находящейся в их распоряжении
до воли. Но досталась им земля далеко
не даром. Не одному поколению пришлось
нести за нее тяжелые платежи по цене,
заведомо завышенной против действительной
стоимости. Платежи эти сопровождались
особой выкупной операцией в форме земельного
кредита. Притом ссудное обеспечение не
требовало волеизъявления тех, кому оно
предназначалось, и ссуды назначались
подневольно, причем - на выкуп земли, которую
крестьянин уже давно считал своей, а следовательно,
признавал несправедливым платить за
нее.
Новая аграрная политика России
1906 – 1910 гг. связана с именем Петра Аркадьевича
Столыпина. 19 ноября 1906 г вышел в свет
Указа императора Николая II - «Об изменении
и дополнении некоторых постановлений
об крестьянском землевладении». Главное
содержание реформы составило разрушение
общины и насаждение частной крестьянской
земельной собственности. Разрешением
продажи и купли наделов облегчался отлив
бедноты из деревни, и происходила концентрация
земли в руках зажиточных крестьян.
Накануне реформы формы землевладения
и землепользования в России отличались
большим разнообразием, которое было связано
с различием, как природных условий, так
и исторических судеб населения. Землепользование
практически сохраняло сословно - феодальный
характер, когда наряду с формирующейся
буржуазной частной собственностью существовали
и другие виды собственности на землю.
Крупнейшим собственником являлось государство
(казна). В 1905 году ему принадлежало почти
35 % общего землевладения в европейской
России (или 138 млн. десятин).
По реформе 1906 - 1910 годов к началу
1916 года общину покинуло в общей сложности
примерно 27 % крестьянских семей, увеличив
частную (подворную) надельную землю на
14 % (около 16 млн. десятин).
Собственность юридических
лиц (включая церкви, монастыри, города,
посады, учреждения) составляла менее
2 %.
Земли Сибири, Дальнего Востока,
Средней Азии и Закавказья, в основном,
принадлежали казне и Кабинету. В Сибири
крестьяне владели государственной землей
на праве пользования, а фактически присваивали
ее практически неограниченно.
Основными тенденциями развития
в области земельных отношений в России
к началу ХХ века были значительное сокращение
дворянской земельной собственности,
некоторое уменьшение государственной
и увеличение площадей крестьянского
землевладения.
Закон 1910 года еще более жестко
проводил линию на ликвидацию общины и
переход к частному крестьянскому землевладению.
Он предусматривал обязательность перехода
к личной собственности на землю в общинах,
где за предшествующие 24 года не было общих
земельных переделов. В этих общинах крестьяне
автоматически становились новыми собственниками
своих наделов.
Всего с 1906 по 1915 год 2,8 млн.
крестьянских хозяйств заявили о закреплении
земли в собственность (30 % их общего числа).
Закреплена земля была за 2,0 млн. хозяйств
(22 %), которым отошло в собственность 13,
9 млн. десятин, или 16 % всей надельной земли.
Значительная часть крестьянства
сопротивлялась выходу из общины своих
товарищей. Из всех подавших в 1906 - 1914 годах
заявления о выделе только 27 % получили
на это от общины согласие, 67 % решали вопрос
через земство.
Перераспределение земельной
собственности в пользу частного крестьянского
землевладения дополнилось механизмом
земельной аренды в виде надельной, внутринадельной,
внешненадельной аренд и аренды казенных
земель.
Необходимые сведения о земле
содержались в «Поземельной книге» и «Межевой
книге». В «Межевой книге» описывали границы
землевладений и отражали происходящие
изменения в размещении границ между землевладениями,
связанные с куплей-продажей части владения.
В «Поземельной книге» фиксировали обладателей
прав на землевладения и отражали сведения
о совершаемых с землей сделках. Государство,
имея такие сведения, могло выполнять
фискальную функцию, а землевладельцы
могли защищать в суде свои права и
решать межевые споры.
После 1917 года земельные отношения
в России резко изменились. Одним из первых
законодательных актов о земле был Декрет
«О социализации земли» 1918 года, причем
этим актом была закреплена всенародная
собственность на землю, трудовой характер
землепользования, учреждено равное право
на пользование землей, исходя из потребительско-трудовой
нормы землепользования на землях сельскохозяйственного
значения. А положения «О социалистическом
землеустройстве» и «О мерах перехода
к социалистическому землепользованию»
1919 года закрепили две основные формы:
государственную и коллективную. Одновременно
с этим земля фактически перестала являться
объектом налогообложения. В то же время
государство нуждалось в сведениях о земле.
Эта потребность определяла состав сведений
земельного кадастра и порядок его ведения.
Кадастр представлял собой
сведенные в единую книгу регистрационные
сведения по землепользователям, а также
количественные и качественные характеристики
земель. Основой ведения кадастра являлась
развернутая система регулярно проводившихся
за счет государственных средств съемок
и обследований земель сельскохозяйственного
назначения и лесного фонда. Сведения
о землях промышленности и территориях
городов и других поселениях (в силу их
малого влияния на планирование промышленного
производства) приводили в кадастре укрупнено
и недостаточно.
Регистрацию проводили в государственных
земельно-кадастровых книгах районов
(городов) и именовали государственной
регистрацией землепользований. Выполняли
ее должностные лица районной землеустроительной
службы, персонально отвечающие за достоверность
регистрируемых сведений о землепользовании.
Начиная с 1955 года, был введен
государственный учет наличия и распределения
земли по угодьям и землепользователям,
а также государственная регистрация
всех землепользований по единой общесоюзной
системе. В последствии в 1970 году Совет
Министров СССР утвердил положение «О
государственном контроле за использованием
земель», возложив контроль на Советы
народных депутатов и землеустроительные
службы системы Министерства сельского
хозяйства и продовольствия СССР.
За годы советской власти были
созданы три основные вида кадастров:
сельскохозяйственных территорий, водный
и лесной. Все основные учетные и отчетные
кадастровые документы создавались в
виде государственных актов на право пользования
землей, списков землепользователей, земельно-кадастровых
книг предприятий и организаций и др.,
а также в виде планово-картографических
документов. Все вышеперечисленные документы
создавались в рукописной форме, и имели
достаточно низкую точность. Координаты
точек на границах между коллективными
хозяйствами определялись с точностью
от 1 до 5 метров, а на населенные пункты
не всегда имелись карты и планы даже масштаба
М 1: 5 000.
После национализации российские
земли до времени внесения в 1990 году поправок
в Конституцию РСФСР 1976 года не знали права
частной собственности. Они без оплаты
передавались физическим и юридическим
лицам в вечное, бессрочное пользование.
С 1989 года было принято большое
количество нормативно-правовых документов,
в той или иной степени связанных с содержанием
и ведением государственного земельного
кадастра. Они были направлены на осуществление
земельной реформы, предусматривающей
претворение в жизнь новых земельных отношений,
формирование многоукладности землевладения
и землепользования, переход к рыночным
отношениям.
В период с ноября 1989 г. По март
1990 г. Верховным советом СССР были приняты
законы об аренде, о собственности и о
земле. Эти законы разрешили гражданам
арендовать земельные участки как внутри,
так и вне колхозов и совхозов. Данные
законы также предоставили право владения
землей, включая наследуемое право работать
на земле, но без прав купли-продажи и залога
земли.
К началу земельных реформ
1990 гг. в России сформировался многоцелевой
Государственный земельный кадастр как
единая интегрированная система сведений
о правовом, природном и экономическом
положении земель, направленная на решение
задач управления в различных сферах экономики.
В конце 1990 года Верховный
Совет РСФСР одобрил пакет, состоящий
из трех законодательных актов по земельной
и аграрной реформе: Закон о крестьянском
хозяйстве, Закон о земельной реформе
и Закон о социальном развитии в сельской
местности. Эти законы дали крестьянам
право продажи земли районному Совету,
обеспечили механизм наделения крестьян
землей, освободили крестьянские хозяйства
от госзакупок, земельного налога на 5
лет, разрешили использовать наемный труд
и обеспечили гибкий максимальный размер
землевладения.
С августа 1991 г. проведение
аграрной и земельной реформ осуществлялось
в границах территории всей страны. В декабре
1991 г. вышел Указ Президента «О неотложных
мерах по проведению земельной реформы»
и Постановление Правительства РФ «О порядке
реорганизации колхозов и совхозов». На
основании этих документов колхозы и совхозы
должны были принять решение о переходе
к частной собственности.
С 11 октября 1991 г. принят Закон
«О плате за землю», который установил,
что использование земли в Российской
Федерации является платным. Формами платы
за землю являются земельный налог, арендная
плата, плата за временное пользование
землей, плата за приобретение земельных
участков в собственность, плата за приобретение
права аренды земельных участков, компенсационные
платежи за потери сельскохозяйственного
производства, плата за пользование земельным
участком при установлении сервитута.
Платежи за землю направляются
на финансирование мероприятий по охране
земель и повышению их плодородия, освоению
новых земель, обустройство территории,
на компенсацию затрат на эти цели собственников
земельных участков, землевладельцев,
землепользователей и арендаторов, а также
на проведение землеустройства (включая
работы по установлению границ земельных
участков в натуре, изготовлению их планов
или чертежей границ), ведение государственного
земельного кадастра, проведение мониторинга
земель, осуществление государственного
контроля за использованием и охраной
земель.
От 19 марта 1992 г. Постановлением
Правительства Российской Федерации были
утверждены новые свидетельства о праве
собственности на землю, договора аренды
земель сельскохозяйственного назначения
и договора временного пользования землей
сельскохозяйственного назначения.
25 августа 1992 г. Постановлением
Правительства Российской Федерации
«О совершенствовании ведения
государственного земельного кадастра
в Российской Федерации» было
утверждено Положение о порядке
ведения государственного кадастра,
признана необходимость координации
ведения земельного кадастра, обеспечения
поэтапного перехода на автоматизированный
метод получения, обработки, хранения
и предоставления его данных.
Кроме того, была указана необходимость
проведения инвентаризации земель
населенных пунктов.
Важными стали Указ Президента
РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании
земельных отношений и развитии аграрной
реформы в России» и Гражданский кодекс
Российской Федерации, которые отнесли
земельные участки и все, что прочно с
ними связано, к недвижимости. Это повлекло
за собой изменение многих положений земельного
кадастра, касающихся научных и методических
основ земельной регистрации, учета и
оценки земель. Указом были введены новые
формы свидетельства на право собственности
на землю и других регистрационных документов.
В декабре 1993 г. были изданы указы Президента
РФ: «О налогообложении продажи земельных
участков и операций с землей»; «О государственном
земельном кадастре и регистрации документов
о правах на недвижимость»; «Об усилении
государственного контроля за использованием
и охраной земель при проведении земельной
реформы»; Положение о порядке осуществления
государственного контроля за использованием
и охраной земель в Российской Федерации;
Основные положения о залоге недвижимого
имущества – ипотеке.
Принятие Конституции Российской
Федерации 12 декабря 1993 года разрешило
главный спорный вопрос в сфере земельных
отношений. Конституция закрепила право
частной собственности на землю в Российской
Федерации и свободу распоряжения землей
как одно из основных неотъемлемых прав
человека, охраняемых законом.