Жилищная политика муниципального образования и механизмы ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение сущности муниципальной жилищной политики, для достижения которой необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть общие положения о жилищной политике, ее цели и задачи;
проанализировать жилищную политику г. Астрахани: состояние и организацию эксплуатации жилищного фонда, роль муниципальных органов власти в управлении жилищной политикой;
рассмотреть основные проблемы жилищной политики в муниципальном образовании, а также перспективы развития жилищной политики г. Астрахани.

Содержание работы

Введение
3 – 4
1. Жилищно-коммунальное хозяйство – важнейшая составляющая муниципального хозяйства
5 – 10
Муниципальное хозяйство и особенности его функционирования
5 – 7
Жилищно-коммунальное хозяйство, его структура
7 – 8
Жилой фонд, его состояние и структура, учет
8 – 10
2. Реформа ЖКХ
11 – 18
2.1. Предпосылки реформы, ее цели и задачи
11 – 14
2.2. Основные направления и инструменты реализации реформы ЖКХ
14 – 18
3. Жилищная политика муниципального образования
19 – 29
3.1. Содержание жилищной политики
19 – 21
3.2. Социальные стандарты в жилищной политике
21 – 23
3.3. Инвестиции в строительство жилья
23 – 24
3.4. Организация эксплуатации жилого фонда МО
25 – 29
4. Нормативно-правовое регулирование деятельности муниципального образования в жилищной сфере
30 – 32
5. Капитальное строительство и решение жилищной проблемы г. Астрахани
33 – 35
Заключение
36 – 37
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая март.docx

— 154.28 Кб (Скачать файл)

Процессом производства и  оказания населению и юридическим  лицам (в том числе государству  в лице его органов власти) всех перечисленных услуг в нашей  стране занята отдельная крупная отрасль экономики – жилищно-коммунальное хозяйство.

Жилищно-коммунальное хозяйство  – самая жизненно важная, капиталоемкая  и трудоемкая отрасль социальной сферы, в которой занято около 4 млн. чел. Характерная ее черта состоит в централизации финансирования и децентрализации управления. ЖКХ тесно связано с местным самоуправлением, не имеющим, как правило, надежных собственных источников финансирования.

В настоящее время производственная структура многопрофильного жилищно-коммунального  хозяйства включает в себя более 30 видов деятельности, ведущие из которых: жилищное хозяйство, электро-, тепло- и газоснабжение, водоснабжение и канализование сточных вод, гостиничное и банно-прачечное хозяйство, оказание ритуальных услуг, благоустройство (дорожные покрытия, тротуары, мосты, путепроводы, набережные, зеленые насаждения, уличное освещение, сооружения и средства по очистке городских улиц (проездов) от мусора и снега и т.д.

Коммунальное хозяйство  в городе в 2011 году насчитывало 12 водопроводов, 31 отдельную водопроводную сеть, 6 канализаций, 8 отдельных канализационных сетей, 84 источника теплоснабжения.

На федеральном уровне к органам исполнительной власти, осуществляющим управление ЖКХ, относятся Правительство РФ, Министерство регионального развития РФ, Росстрой и Ростехнадзор. Функции государственного контроля за деятельностью органов, занятых эксплуатацией, содержанием, ремонтом жилья и предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг, возложены на Государственную жилищную инспекцию РФ, состоящую из Главной государственной жилищной инспекции и государственных жилищных инспекций субъектов Федерации.

На региональном уровне реализацию функций публичной власти в сфере  ЖКХ осуществляют органы государственной власти субъектов РФ. Они обеспечивают организацию исполнения единой государственной жилищной политики, осуществление связи органов государственной власти с органами местного самоуправления, регулирование, информационно-правовое обеспечение, финансирование, контроль и надзор, т.е. деятельность органов субъектов РФ в жилищной и коммунальной сферах направлена, прежде всего, на обеспечение в рамках своих полномочий социальных гарантий жилых прав граждан. Органами отраслевой компетенции в сфере ЖКХ являются структурные подразделения (министерства, департаменты, комитеты), находящиеся в подчинении заместителей главы субъекта РФ.

В Астраханской области таким  органом является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, осуществляющее функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Астраханской области.

Новое жилищное законодательство также предусматривает управление данной отраслью не только посредством органов государственной власти и органов субъектов РФ, местного самоуправления, но и с привлечением помощи частных хозяйствующих субъектов и предпринимателей, к числу которых можно отнести: жилищные и жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья.

 

1.3. Жилой фонд, его состояние и структура, учет

Жилищный фонд в муниципальном образовании представляет собой совокупность всех жилых помещений, находящихся на его территории, независимо от форм собственности, включая жилые и специализированные дома (общежития, гостиницы, приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Жилищные фонды различают  по порядку формирования, целевому назначению, правилам использования и другим элементам.

Согласно части 2 статьи 19 Жилищного кодекса РФ, в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1. частный – совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан (индивидуальные жилые дома, построенные или приобретенные квартиры, дома) и юридических лиц;

2. государственный – ведомственный фонд, состоящий в государственной собственности  и находящийся в управлении государственных предприятий или учреждений, относящийся к федеральной собственности или собственности субъектов РФ;

3. муниципальный – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целей  использования жилищный фонд подразделяется на:

1. жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2. специализированный жилищный фонд – совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

3. индивидуальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами-собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи или иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами-собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4. жилищный фонд коммерческого использования – совокупность жилых помещений, которые используются их собственниками для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение или в пользование.

В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса РФ государственный контроль над жилищным фондом, его использованием и сохранностью независимо от его формы собственности, над соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям проводят уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.

Согласно части 4 статьи 19 Жилищного кодекса РФ, жилищный фонд подлежит государственному учету, основная задача которого – получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей. Государственный учет наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию.

Государственный учет жилищного  фонда включает в себя технический (оперативный), официальный статистический и бухгалтерский учет. Основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации – унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ), методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация.

Государственный учет жилого помещения имеет большое практическое значение: если помещение не учтено в составе жилищного фонда, то к отношениям, возникающим применительно к данному помещению, не подлежат применению нормы жилищного законодательства, в частности о проживании, вселении, выселении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Реформа ЖКХ

2.1. Предпосылки  реформы, ее цели и задачи

 

Анализ исторического  развития и становления жилищно-коммунального  хозяйства позволяет сделать  вывод, что оно прошло путь постепенного обособления и формирования в  отраслевую систему. Система управления сферой ЖКХ начала формироваться  в ходе реформ 1990-х годов и прошла три основные этапа реформирования ЖКХ.

Первый этап реформы ЖКХ (1991-1996 гг.) коснулся в основном только управления и приватизации жилищного  фонда. Началом его можно считать  принятие Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», в соответствии с которым граждане страны получили право бесплатно приобрести в собственность занимаемые ими жилые помещения и обязанности по их содержанию.1 Но в силу неготовности большинства населения к решению текущих жилищно-коммунальных проблем самостоятельно перед государством все острее начал вставать вопрос о необходимости принятия крупномасштабных мер, направленных на оздоровление состояния отрасли ЖКХ и ее развитие.

Одной из этих мер стало  принятие Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", согласно которому были определены основные принципы реализации права граждан на жилище в новых социально-экономических условиях, установлены общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере.2

Впервые были внятно сформулированы цели жилищной политики: обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан; осуществление строительства и реконструкции государственного, муниципального и частного жилищных фондов; создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования; развитие частной собственности, обеспечение защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере и т.д.

Второй этап реформы ЖКХ (1997-2004 гг.) начался с принятием  в мае 1997 года «Концепции реформы  жилищно-коммунального хозяйства  в РФ», целями которой были провозглашены: обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества; снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг; смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования и др.1 Программа реализации реформы ЖКХ была рассчитана до 2003 года.

В рамках принятой 17.09.2001 г. постановлением Правительства РФ Федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище» на 2002-2010 годы» была разработана подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ»,2 основными целями которой стали: повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Основными задачами подпрограммы являлись:

– финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий;

– повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг;

– обеспечение государственной поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса путем предоставления бюджетных средств и государственных гарантий по привлекаемым инвестициям.

В 2003-2004 годах в рамках реализации подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ" оказана государственная поддержка в финансировании строительства и реконструкции 240 объектов коммунальной инфраструктуры в 63 субъектах РФ. Реконструированы 8975 км сетей водоснабжения и канализации, отопительные котельные общей мощностью 22220 Гкал/ч, очистные сооружения на объектах водоснабжения и канализации общей производительностью 4938 тыс. куб. метров в сутки.

Третий этап реформы жилищно-коммунальной отрасли начался после вступления в силу с 1 марта 2005 г. Жилищного кодекса РФ, который установил три формы управления многоквартирными домами: непосредственное управление собственниками жилья, управление управляющей компанией, управление товариществом собственников жилья.3

Параллельно с мероприятиями  по реализации положений нового Жилищного  кодекса РФ начался второй этап реализации ФЦП «Жилище», в рамках которого в действие вступила подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», рассчитанная на 2006-2010 годы и сменившая собой прекратившую действие подпрограмму «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ». Данная подпрограмма была призвана служить инструментом реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России", объявленного Президентом РФ В.В. Путиным 05.09.2005 г. на его встрече с правительством, парламентом и главами регионов в рамках Программы приоритетных национальных проектов.

Целью подпрограммы было создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания; её задачами – модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и повышение эффективности управления ими, привлечение средств внебюджетных источников для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

По итогам реализации подпрограммы были достигнуты следующие показатели: снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры: 2007 год – 55 %, 2010 год – 50 %; доля средств внебюджетных источников в общем объеме инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры: 2007 год – 20 %, 2010 год – 50 %; доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров, в общем количестве всех организаций коммунального комплекса: 2007 – 15%, 2010 год – 30 %.

Информация о работе Жилищная политика муниципального образования и механизмы ее реализации