Жилищная политика муниципального образования и механизмы ее реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение сущности муниципальной жилищной политики, для достижения которой необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть общие положения о жилищной политике, ее цели и задачи;
проанализировать жилищную политику г. Астрахани: состояние и организацию эксплуатации жилищного фонда, роль муниципальных органов власти в управлении жилищной политикой;
рассмотреть основные проблемы жилищной политики в муниципальном образовании, а также перспективы развития жилищной политики г. Астрахани.

Содержание работы

Введение
3 – 4
1. Жилищно-коммунальное хозяйство – важнейшая составляющая муниципального хозяйства
5 – 10
Муниципальное хозяйство и особенности его функционирования
5 – 7
Жилищно-коммунальное хозяйство, его структура
7 – 8
Жилой фонд, его состояние и структура, учет
8 – 10
2. Реформа ЖКХ
11 – 18
2.1. Предпосылки реформы, ее цели и задачи
11 – 14
2.2. Основные направления и инструменты реализации реформы ЖКХ
14 – 18
3. Жилищная политика муниципального образования
19 – 29
3.1. Содержание жилищной политики
19 – 21
3.2. Социальные стандарты в жилищной политике
21 – 23
3.3. Инвестиции в строительство жилья
23 – 24
3.4. Организация эксплуатации жилого фонда МО
25 – 29
4. Нормативно-правовое регулирование деятельности муниципального образования в жилищной сфере
30 – 32
5. Капитальное строительство и решение жилищной проблемы г. Астрахани
33 – 35
Заключение
36 – 37
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая март.docx

— 154.28 Кб (Скачать файл)

 

Организациями государственного сектора в 2011 году использовано 8363,4 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что на 7,9% больше 2010 года. Удельный вес государственного сектора в общем объеме инвестиций в основной капитал составил 12,2%.

3.4. Организация  эксплуатации жилого фонда МО

Жилищный фонд г. Астрахани  на конец 2011 года включает в себя более 11,3 млн.м2 общей площади жилищного фонда. Из общей площади жилищного фонда города наибольшую долю занимает частный (многоквартирный и индивидуальный) жилищный фонд – 83,5%, муниципальный – 16,4%, государственный – 3%. Жилищные условия населения г. Астрахани представлены в таблице 2.

Таблица 2. Жилищные условия населения

 

2008

2009

2010

2011

Общая площадь жилищного  фонда, всего (тыс.кв.м)

10663,3

10881,0

11112,8

11337,2

в том числе:

       

- государственный

326,9

323,3

320,1

318,0

- муниципальный

1648,2

1576,8

1482,2

1481,9

- частный

8688,2

8980,9

9043,6

9537,3

Ввод в действие жилья

599,0

243,0

337,8

325,3

Площадь жилья, приходящаяся в среднем на одного жителя, всего (р.м)

21,2

21,6

22,0

22,3

в том числе:

       

введённая в действие за год

1,2

0,48

0,67

0,64

Общая площадь ветхих и  аварийных домов, всего (тыс.кв.м)

1761,0

1762,1

1734,0

1730,1

в том числе:

       

- ветхих

796,2

802,9

802,9

800,7

- аварийных

964,8

959,2

931,1

929,4

Число семей, состоящих на учете на конец года для получения  жилой площади

17123

16947

16247

15847

Число семей, получивших жилую  площадь и улучшивших жилищные условия

570

799

756

783


 

В 2008-2011 годах в целом  прослеживается устойчивый рост жилищного  фонда, чему способствовало как многоквартирное, так и индивидуальное строительство, появилось разнообразие типов жилой застройки: комплексная застройка микрорайонов эконом- и элит- классов, коттеджная застройка. Динамика ввода жилых домов за период 2007-2011 годов представлена в таблице 3, а данные по вводу жилых домов нагляднее можно рассмотреть в диаграмме 1.

 

Таблица 3. Динамика ввода жилых домов за период 2007-2011 годов

Годы

Ввод общей  площади жилья ( тыс.кв.м)

Темп роста  к уровню предыдущего года, %%

Многоквартирных жилых домов

Индивидуальных  жилых домов

Всего

2007

172,1

390,6

562,7

102,3

2008

106,2

479,2

585,4

104,0

2009

154,7

444,3

599,0

102,3

2010

90,0

153,0

243,0

40,6

2011

202,0

135,8

337,8

139,0


Диаграмма 1. Динамика ввода  жилых домов за период 2007-2011 годов

Уже в январе-феврале 2012 года введено жилье общей площадью 39,6 тыс. м2, что на 10,1% ниже уровня января-февраля 2011 года (таблица 4).

 

Таблица 4. Динамика ввода в действие жилых домов

 

 

Тыс. м2 
общей площади

В % к

соответствующему 
периоду предыдущего года

предыдущему 
периоду

2011 год

Январь

20,9

109,5

24,7

Февраль

23,2

74,8

110,5

Март

26,0

58,7

112,6

Апрель

19,3

37,6

74,0

Май

21,7

79,1

112,9

Июнь

30,1

78,5

138,3

Июль

25,5

59,1

84,8

Август

55,3

120,9

в 2,2р.

Сентябрь

55,6

183,5

100,7

Октябрь

35,7

109,7

64,0

Ноябрь

61,6

128,3

172,9

Декабрь

128,3

144,7

в 2,1р.

Январь-декабрь

503,2

100,7

х

2012 год

Январь

21,0

100,4

16,4

Февраль

18,6

80,4

88,5

Январь-февраль

39,6

89,9

х


 

В январе-феврале 2012 года всё  жильё введено индивидуальными  застройщиками, что на 7,6% выше уровня января–февраля 2011 года (диаграмма 2).

 

 

 

Диаграмма 2. Доля индивидуального жилья в общем объёме жилищного строительства

(за период с начала  года)

 

Среднестатистическая площадь  жилых помещений, приходящаяся на одного жителя, в Астрахани за последние  пять лет выросла на 10,6% и составила 22,0 кв.м, что выше среднероссийского показателя на 6,3% (20,7 кв.м).

Несмотря на постоянный ввод жилья в г. Астрахани, существует проблема ветхого и аварийного жилья. В целях снижения ее остроты и обеспечения астраханцев жильем была разработана и принята целевая программа «Переселение граждан города Астрахани из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2011 году».

За счёт целевого финансирования из средств федерального бюджета  и бюджета Астраханской области завершено строительство 10 многоквартирных жилых домов общей площадью 62,8 тыс.кв.м. Также министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области были закуплены и переданы в собственность муниципального образования «Город Астрахань» квартиры, в которые были отселены 152 семьи (предоставлено 7,5 тыс.кв.м благоустроенного жилья и ликвидировано 5,5 тыс.кв.м ветхого жилья).

В рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Астраханской области в 2011 году» за счет средств бюджета Астраханской области, бюджета муниципального образования «Город Астрахань» и финансовой поддержки Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» отселено 25 семей (предоставлено 1,4 тыс.кв.м благоустроенного жилья, ликвидировано 0,5 тыс. кв.м ветхого жилья).

Всего на мероприятия по переселению граждан из жилищного  фонда, признанного непригодным  для проживания, на территории г. Астрахани  в 2011 году привлечено 1415,3 млн руб., в том числе из федерального бюджета – 1245,0 млн. руб., из бюджета Астраханской области – 92,8 млн. руб., из местного бюджета – 30,2 млн. руб., из средств организаций – 29,6 млн. руб., средств ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» - 17,7 млн. рублей (диаграмма 3).

За счет этих средств населению  предоставлено 40,6 тыс.кв.м. благоустроенного жилья, ликвидировано 28,1 тыс.кв.м ветхого фонда.

Одной из острых остается проблема длительного периода ожидания получения  социального жилья. При сохранении текущих объемов предоставления социального жилья семья, вставшая в очередь в текущем году, сможет получить жилье только через 40 лет. Такие длительные сроки вызваны малыми объемами строительства социального жилья в течение длительного времени.

Низкое качество жилищного  фонда приводит к неудовлетворенности  жилищными условиями и желанию  приобрести новое жилье, что выражается в росте спроса и цен на него. Создание механизмов государственной  поддержки капитального ремонта  и модернизации многоквартирного жилищного  фонда за счет частных финансовых ресурсов могло бы значительно уменьшить давление спроса на первичном рынке жилья.

За 2008-2011 годы средняя стоимость  строительства 1 кв. метра общей площади жилых домов возросла с 16099 до 25122 тыс. руб., что составляет 49% при среднем росте стоимости 1 кв. метра жилья на рынке недвижимости за тот же период на 32%.

Согласно внесенным изменениям в Генеральный план развития г. Астрахани  до 2025 года жилищный фонд г. Астрахани  к концу расчетного срока возрастет  до 18 млн. кв.м общей площади. Объем жилищного строительства в целом за проектный период (2011-2025 гг.) составит 7900 тыс.кв.м. Жилищная обеспеченность к 2025 году достигнет 34,4 м2/чел. К концу первой очереди жилищный фонд г. Астрахани составит 13056,2 тыс. м2, жилищная обеспеченность – 25,4 м2/чел.1

Проектом предусматривается  следующая структура жилищного  строительства:

– многоэтажное многоквартирное  – 4618,0 тыс. м2 (58,5 %) – среднегодовой ввод 308 тыс. м2;

– малоэтажное (2-4 этажа) – 1352,0 тыс.м2 (17%) – среднегодовой ввод – 90 тыс. м2;

– индивидуальная застройка (с участками) – 1930 тыс. м2 (24,5 %) – среднегодовой ввод прядка 130 тыс. м2.

Среднегодовой ввод жилищного  фонда за проектный период составит около 524 тыс. м2 в год, а в расчете на 1 жителя около 1 м2.

В целом под жилищное строительство  предлагается освоение 2312 га, из них под развитие индивидуального строительства – 1296 га, малоэтажное строительство – 366 га, многоэтажное жилищное строительство – 680 га, в том числе свободные от застройки территории – 2092 га, или 90%  территорий, новое строительство – 6258  тыс. м2, реконструируемые жилые территории – 250 га, 10 % осваиваемых территорий, новое строительство – 1342  тыс. м2.

К концу первой очереди  жилищный фонд г. Астрахани составит 13056,2 тыс. м2, жилищная обеспеченность – 25,4 м2/чел.

 

4. Нормативно-правовое регулирование деятельности муниципального   образования в жилищной сфере

 

На региональном уровне реализацию функций публичной власти в сфере  ЖКХ осуществляют органы государственной власти субъектов РФ. Они обеспечивают организацию исполнения единой государственной жилищной политики, осуществление связи органов государственной власти с органами местного самоуправления, регулирование, информационно-правовое обеспечение, финансирование, контроль и надзор. Органами отраслевой компетенции в сфере ЖКХ являются структурные подразделения (министерства, департаменты, комитеты), находящиеся в подчинении заместителей главы субъекта РФ.1

В Астраханской области таким  органом является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, действующее на основании Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, осуществляющее функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Астраханской области.2 

В настоящее время нормативно-правовая база регулирования деятельности муниципальных образований в жилищной сфере имеет достаточно развитую структуру.

Основополагающий принцип, на котором должна базироваться деятельность жилищно-коммунального комплекса, заложен в статье 7 Конституции РФ, провозглашающей Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В статье 40 Конституции говорится, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Одним из основных системообразующих  законодательных актов является Жилищный кодекс РФ, устанавливающий основные начала жилищного законодательства, предмет регулирования жилищного законодательства, круг участников жилищных отношений, их основные права и обязанности, объекты жилищных прав, четко разграничивает полномочия РФ, органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений (ст.ст.12, 13, 14 ЖК РФ).

Принципиальным нововведением  явилось установление Жилищного кодекса РФ обязанности собственников помещений в многоквартирных домах выбрать способ управления многоквартирным домом. В соответствии с этой нормой на территории муниципального образования «Город Астрахань» действует «Положение о порядке управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования "Город Астрахань».1

Нормы, регулирующие отношения  в сфере жилищно-коммунального  хозяйства, содержатся также в Гражданском кодексе РФ. Так, глава 18 ч. 1 кодекса раскрывает содержание права собственности на жилые помещения, в том числе квартиры, и вытекающего отсюда права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, устанавливает право собственников квартир образовывать товарищества собственников жилья и определяет организационно-правовую форму ТСЖ как некоммерческой организации.2 Часть 2 кодекса в главе 30 параграфе 6 «Энергоснабжение» устанавливает правовые основы отношений между энергоснабжающими организациями и абонентами по поводу поставки энергии абонентам, учета ее количества и качества, оплаты принятой энергии, содержания и эксплуатации сетей, приборов и оборудования, порядка заключения, изменения, продления и расторжения договора энергоснабжения, а также ответственности сторон по договору энергоснабжения.3

Информация о работе Жилищная политика муниципального образования и механизмы ее реализации