Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:38, курсовая работа
Целью работы является изучение сущности муниципальной жилищной политики, для достижения которой необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть общие положения о жилищной политике, ее цели и задачи;
проанализировать жилищную политику г. Астрахани: состояние и организацию эксплуатации жилищного фонда, роль муниципальных органов власти в управлении жилищной политикой;
рассмотреть основные проблемы жилищной политики в муниципальном образовании, а также перспективы развития жилищной политики г. Астрахани.
Введение
3 – 4
1. Жилищно-коммунальное хозяйство – важнейшая составляющая муниципального хозяйства
5 – 10
Муниципальное хозяйство и особенности его функционирования
5 – 7
Жилищно-коммунальное хозяйство, его структура
7 – 8
Жилой фонд, его состояние и структура, учет
8 – 10
2. Реформа ЖКХ
11 – 18
2.1. Предпосылки реформы, ее цели и задачи
11 – 14
2.2. Основные направления и инструменты реализации реформы ЖКХ
14 – 18
3. Жилищная политика муниципального образования
19 – 29
3.1. Содержание жилищной политики
19 – 21
3.2. Социальные стандарты в жилищной политике
21 – 23
3.3. Инвестиции в строительство жилья
23 – 24
3.4. Организация эксплуатации жилого фонда МО
25 – 29
4. Нормативно-правовое регулирование деятельности муниципального образования в жилищной сфере
30 – 32
5. Капитальное строительство и решение жилищной проблемы г. Астрахани
33 – 35
Заключение
36 – 37
Список использованной литературы
Для оказания содействия процессу реформирования отрасли в июле 2007 года была учреждена некоммерческая организация – Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», учредителем которой является РФ, а координацию деятельности осуществляет Министерство регионального развития РФ.1 Целями деятельности Фонда стали создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Реализовав вышеперечисленные цели и деятельность в предоставлении финансовой поддержки регионам РФ при реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, Фонд 01.01.2012 года был ликвидирован.
Астраханская область также активно участвует во всех программах реформирования ЖКХ, хотя и в настоящее время имеются определенные проблемы с получением финансирования, связанные с просчетами в процессе управления реформированием жилищно-коммунального комплекса отдельных муниципальных образований.
Подводя итог реформирования ЖКХ, нужно отметить, что этот процесс носит длительный, комплексный, крупномасштабный характер и затрагивает все сферы жизни государства и общества: экономическую, правовую, социально-политическую, экологическую, демографическую и другие.
В настоящее время наблюдается позитивная тенденция к некоторому повышению ответственности государства перед населением в области ЖКХ, и с другой стороны, усилению государственного контроля за надлежащим исполнением своих обязательств в этой сфере субъектами РФ, муниципальными образованиями и коммерческими организациями, действующими на рынке жилищно-коммунальных услуг. Также налицо стремление государства стимулировать и поощрять проявление гражданами хозяйского отношения к своему жилью, осознание ими своей ответственности за его надлежащее состояние и сохранность.
2.2. Основные направления и инструменты реализации реформы ЖКХ
На основе проведенного анализа специфики управленческих и экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе России можно попытаться сформулировать основные проблемы, сдерживающие развитие отрасли:
– сохранение нерыночных принципов функционирования;
– административно-командное управление;
– затратность в ведении хозяйства, высокий процент потерь энергии и ресурсов в процессе производства и оказания услуг;
– непрозрачность формирования тарифов;
– отсутствие информированности населения по процедурам затрат;
– низкая инвестиционная привлекательность;
– нарастание объемов задолженности населения за услуги ЖКХ;
– необязательность (в том числе бюджета) всех участников процесса по отношению друг к другу в оплате услуг;
– высокий и постоянно растущий процент изношенности коммунальной инфраструктуры и в целом основных фондов;
– неразвитое самоуправление собственников жилья;
– инертность всех участников процесса, отсутствие инициативы как со стороны собственников, так и со стороны местных властей;
– иждивенческая позиция большинства населения;
– высокие риски для инвесторов;
– порядок взыскания долгов крайне усложнен;
– наличие перекрестного субсидирования;
– тарифное регулирование с ограничителем и не носит долговременного характера;
– финансовые потоки на оплату субсидий и льгот осуществляются в натуральной форме;
– сложные климатические условия и географическое расположение страны.
Все эти проблемы требуют комплексных подходов к их решению и постоянных совместных усилий государства, органов местного самоуправления, бизнеса и населения.
Действующее законодательство
РФ в области жилищно-
– создание правовой среды по инвестиционному проектированию в сфере ЖКХ, учитывающей территориальные особенности;
– организация конкурсов инвестиционных проектов и отбор наиболее эффективных вариантов;
– контроль за процессом реализации инвестиционных проектов;
– содействие практической реализации эффективных инвестиционных проектов (налоговые льготы, поручительства, гарантии, финансовая помощь в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд и др.);
– создание информационной базы об экономическом потенциале субъекта РФ, состоянии ЖКХ и его предприятий.
Кроме того, проводя реформу ЖКХ, государство должно играть активную роль в социальной защите населения, модернизации коммунальной инфраструктуры, капитальном ремонте и строительстве жилищного фонда, улучшении качества коммунальных услуг, снижении их себестоимости.
В виду серьезности проблемы реформирования комплекса ЖКХ возможны следующие варианты и направления решения перечисленных задач:
– облегчить реформирование ЖКХ путем принятия поддерживающих программ, носящих поэтапное и адаптационное прохождение реформы на государственном и муниципальном уровне в пользу гражданского общества;
– создать условия для вхождения частного бизнеса в сферу ЖКХ;
– создать на федеральном уровне условия для инвестиционной привлекательности сферы ЖКХ;
– вести разъяснительно-
– подготовить и создать профессиональные ассоциации, союзы по управлению общим имуществом собственников многоквартирных домов;
– создать благоприятные правовые и финансовые условия для поддержки наиболее прогрессивной формы управления многоквартирными домами - товариществ собственников жилья.
Как правило, под инструментом или механизмом реализации чего-либо подразумевают те средства, способы и методы, использование которых целесообразно и эффективно при решении каких-либо проблем. Основными инструментами реализации реформы ЖКХ целесообразнее назвать те акты, решения, концепции и программы, которые принимаются в области реформирования ЖКХ.
Рассмотрим некоторые из инструментов реализации реформы ЖКХ на примере г. Астрахани, где также ведется активная деятельность в этом направлении. Правительством Астраханской области была принята отраслевая целевая программа «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на 2011-2015 годы и перспективу до 2020»1. Программой сформулированы основные мероприятия реформирования жилищно-коммунального хозяйства: обеспечение финансовой стабилизации ЖКХ; проведение инвентаризации имущества и анализ финансового состояния предприятий ЖКХ в муниципальных образованиях Астраханской области; обеспечение мер социальной защиты малоимущих граждан при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг; формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг, создание ТСЖ и управляющих компаний; реконструкция, модернизация и развитие жилищно-коммунального комплекса, организация энергоресурсосбережения, установка приборов учета; организация информационного обеспечения и рекламы проводимых мероприятий в рамках реформирования ЖКХ; разработка нормативных правовых актов.
Аналогичный по направленности и сути документ – решение совета муниципального образования «Город Астрахань» «О концепции реформирования жилищной сферы и создания эффективного управления и обслуживания жилищного фонда города Астрахани».2 Основными целями муниципальной «Концепции» были заявлены улучшение состояния жилищного фонда города, улучшение качества жилищных услуг, предоставляемых населению; основными мероприятиями стали: создание управляющих компаний на базе городских МУПов с использованием имущества и мощностей ЖЭКов; инвентаризация жилищного фонда и принятие муниципального жилищного фонда в казну города; паспортизация жилищного фонда; разработка и реализация Программ по содержанию и обслуживанию ветхого и аварийного жилищного фонда по районам города и по содержанию и ремонту общежитий города Астрахани; обеспечение условий для перехода к профессиональному управлению жилищным фондом на конкурсной основе; привлечение жителей города к управлению многоквартирными домами; совершенствование тарифной и ценовой политики.
За прошедший период можно подвести некоторые итоги реализации реформы в Астрахани. Образовался рынок управляющих компаний, в условиях конкуренции предлагающих услуги по обслуживанию и ремонту жилищного фонда; постепенно возрастает количество товариществ собственников жилья, образованных по инициативе самих жильцов, а не по указанию сверху; ресурсоснабжающие предприятия коммунальной сферы переходят в частную форму собственности и стараются повысить эффективность своей деятельности; реализуются региональные программы капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.
В настоящее время из общего числа многоквартирных домов (7210 шт.) 4520 домов (62,7%) выбрало способ управления общим имуществом через управляющую компанию, 1513 домов (20,99%) – через ТСЖ, 685 домов (9,5 %) – непосредственное управление, 20 домов (0,27 %) – жилищный кооператив и иные специализированные потребительские кооперативы, 472 дома (6,54 %) не выбрали и (или) не реализовали способ управления.
В соответствии с требованиями
Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ
«Об энергосбережении» было принято
Постановление Правительства
Утвержденная Программа направлена на обеспечение ускорения перевода экономики на энергосберегающий путь развития и снижение энергоемкости валового регионального продукта г. Астрахани, а также повышение ее энергетической безопасности. Программой определены ее основные цели и задачи, сроки, этапы и механизм ее реализации, ресурсное обеспечение, система программных мероприятий. Общий объем финансирования Программы запланирован в сумме 7 893 738.49 тыс. рублей. Энергетический потенциал г. Астрахани как по тепловой, так и по электрической энергии составляет порядка 25-30 %. Его реальное выявление и реализация возможны только вследствие полномасштабных мер по всем основным направлениям. В случае успешной реализации Программы к 2020 году ожидается снижение энергоемкости валового регионального продукта г. Астрахани на 40 %, что подразумевает значительную экономию энергетических ресурсов, а значит, и финансовых средств на всех уровнях жилищно-коммунального комплекса.
На территории региона приняты и действуют также другие нормативные правовые акты, направленные на оздоровление ситуации в ЖКХ, а именно: Закон Астраханской области от 05.06.2006 N 14/2006-ОЗ "О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", Закон Астраханской области от 10.10.2006 N 75/2006-ОЗ "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области", Закон Астраханской области от 04.09.2007 N 49/2007-ОЗ "Об административных правонарушениях", Закон Астраханской области от 18.12.2008 N 79/2008-ОЗ "О порядке и условиях предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан"и др.
Каждый из вышеперечисленных законов направлен на регулирование сферы ЖКХ, улучшения качества услуг ЖКХ и жилищных условий в целом, установление ответственности за нарушение правил и норм в сфере ЖКХ и др.
Очевидно, что состояние и специфика ЖКХ, его функционирование на современном этапе требуют новых подходов к реформированию. И поскольку ЖКХ является сферой, непосредственно связанной с благосостоянием населения, удовлетворением его жизнеобеспечивающих потребностей, главной задачей сейчас является достижение равновесия между интересами государства (муниципального образования) и гражданина, снятие социальной напряженности, достижение конечной цели – повышение качества жизни людей. Но одной общей приоритетной целью, объединяющей всех участников отношений в жилищно-коммунальном комплексе и достижение которой отвечает интересам всех, является скорейший вывод отрасли из кризисного состояния и дальнейшее ее поступательное развитие и модернизация.
3. Жилищная политика муниципального образования
3.1. Содержание жилищной политики
Потребность в жилье входит в число первичных потребностей человека, а жилищная проблема является одной из основных социальных проблем. Под жилищной политикой понимается целенаправленная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по удовлетворению потребности граждан в жилище.
Муниципальная жилищная политика представляет собой совокупность систематически принимаемых решений и мероприятий по реализации государственной жилищной политики с целью удовлетворения потребностей населения в жилье. Ее реализация является одной из главных задач муниципальных органов власти. В каждом муниципальном образовании должны быть установлены нормативы жилищной обеспеченности, учитывающие местные условия. На органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов в сфере жилищной политики возложены две главные задачи:
Информация о работе Жилищная политика муниципального образования и механизмы ее реализации