Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:38, курсовая работа
Целью работы является изучение сущности муниципальной жилищной политики, для достижения которой необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть общие положения о жилищной политике, ее цели и задачи;
проанализировать жилищную политику г. Астрахани: состояние и организацию эксплуатации жилищного фонда, роль муниципальных органов власти в управлении жилищной политикой;
рассмотреть основные проблемы жилищной политики в муниципальном образовании, а также перспективы развития жилищной политики г. Астрахани.
Введение
3 – 4
1. Жилищно-коммунальное хозяйство – важнейшая составляющая муниципального хозяйства
5 – 10
Муниципальное хозяйство и особенности его функционирования
5 – 7
Жилищно-коммунальное хозяйство, его структура
7 – 8
Жилой фонд, его состояние и структура, учет
8 – 10
2. Реформа ЖКХ
11 – 18
2.1. Предпосылки реформы, ее цели и задачи
11 – 14
2.2. Основные направления и инструменты реализации реформы ЖКХ
14 – 18
3. Жилищная политика муниципального образования
19 – 29
3.1. Содержание жилищной политики
19 – 21
3.2. Социальные стандарты в жилищной политике
21 – 23
3.3. Инвестиции в строительство жилья
23 – 24
3.4. Организация эксплуатации жилого фонда МО
25 – 29
4. Нормативно-правовое регулирование деятельности муниципального образования в жилищной сфере
30 – 32
5. Капитальное строительство и решение жилищной проблемы г. Астрахани
33 – 35
Заключение
36 – 37
Список использованной литературы
Немаловажная роль в сфере регулирования деятельности муниципального образования в жилищной сфере принадлежит федеральным законам, к числу которых можно отнести, например:
1. Федеральный закон от 27.07.2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении» (устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, устанавливает виды цен в сфере теплоснабжения, определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения и др.).
2. Федеральный закон от 26.03.2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и др.).
3. Федеральный закон от 31.03.1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» (определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в РФ и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов).
4. Федеральный закон от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», принятый с целью создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Среди законов, регулирующих
сферу жилищно-коммунального
Весьма важными отраслевыми документами являются «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», принятые в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг, а также «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», определяющие правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда и др.
Законодательное регулирования деятельности муниципального образования в жилищно-коммунальной сфере представляет собой довольно развитую систему и нужно отметить, что оно находится в состоянии динамичного развития и постоянного адаптирования к изменяющимся условиям, так как реформирование самой отрасли ЖКХ продолжается и еще далеко от своего завершения.
5. Капитальное
строительство и решение
С внедрением рыночных отношений начал функционировать рынок жилья, изменилась структура жилого фонда по формам собственности, однако жилищная проблема осталась по-прежнему актуальной. Суть ее заключается в острой нехватке жилья, соответствующего нормативным и потребительским требованиям, для значительной части населения.
Жилищная проблема имеет несколько важных аспектов:
– дефицит жилья – количественный аспект;
– несоответствие структуры
жилищного фонда
– несоответствие имеющегося жилищного фонда требованиям к потребительским качествам жилья – качественный аспект;
– несоответствие требований к техническому содержанию жилищного фонда – эксплуатационный аспект.1
Средняя жилищная обеспеченность в муниципальных образованиях составляет не более 18 кв.м. общей (полезной) площади жилья на одного жителя, многие семьи имеют менее 9 кв.м. на душу населения. О недостаточных темпах решения жилищной проблемы свидетельствует невыполнение государственных и муниципальных программ в сфере обеспечения жильем определенных категорий населения (военнослужащие, вынужденные переселенцы и т.д.). Многие семьи проживают в коммунальных квартирах и общежитиях.
Важным аспектом данной проблемы является несоответствие существующего жилищного фонда функционально-потребительским требованиям, предъявляемым к жилым помещениям: неудобная планировка, недостаточный уровень производства, влагостойкость, звукоизоляция и другие параметры жилых помещений.
Основными причинами обострения жилищной проблемы являются отсутствие реального собственника и эффективного управления жилищным фондом в современных условиях, а также бесхозяйственное отношение к жилью. Таким образом, жилищная проблема является весьма многогранной, требующей значительных усилий по ее решению.
Основные пути решения жилищной проблемы:
– поиск и привлечение централизованных и децентрализованных источников финансирования строительства, капитального ремонта и реконструкции жилья (разработка и реализация государственных и муниципальных жилищных программ и проектов, формирование городских фондов строительства, реконструкции и ремонта жилищного фонда, привлечение средств инвесторов, предприятий и организаций, населения путем сооружения элитного и массового коммерческого жилья, строительство жилых домов на паевых основах, концентрации средств в конкретных фондах и проектах);
– повышение доступности жилья для широких слоев населения (создание благоприятных условий для развития рынка жилья и жилищных услуг по эксплуатации жилищного фонда, оказание реальной помощи населению в приобретении жилья на первичном и вторичном рынках в разных формах, стимулирование развития систем жилищного кредитования, в том числе ипотеки, использование муниципальных жилищных займов);
– совершенствование системы обеспечения жильем социально незащищенных категорий населения (разработка эффективных систем целевой поддержки социально незащищенных групп населения, усиление принципа адресности государственной и муниципальной помощи, предоставление бесплатного или дешевого муниципального жилья и т.д.);
– совершенствование градостроительных, архитектурно-планировочных и экологических подходов к формированию благоприятной жилой среды (развитие качественной малоэтажной и смешанной застройки, переход от типовых проектов к индивидуальным и образцовым, развитие комплексной застройки, включающей благоустройство территории);
– повышение качества эксплуатации жилищного фонда (существенное улучшение содержания и ремонта жилищного фонда, экономия энергетических ресурсов, стимулирование снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг, развитие систем самоорганизации граждан).
Как показывает современный опыт, наиболее перспективными и массовыми направлениями решения жилищной проблемы являются кредитование граждан и капитальное строительство. Кредитование граждан реализуется через ипотечное кредитование, которое подразумевает выдачу кредита на длительный срок под залог недвижимости. Капитальное строительство в г. Астрахань реализуется на основе ведомственной целевой программы «Капитальное строительство и реконструкция объектов собственности муниципального образования "Город Астрахань"».1
В ходе реализации Программы ожидается:
– уменьшение ветхого и аварийного жилищного фонда на территории г. Астрахани;
– обеспечение граждан жилыми помещениями, соответствующими санитарным нормам и требованиям, снижение социальной напряженности;
– подготовка свободных от застройки и прав третьих лиц площадок под строительство, развитие строительной отрасли, внедрение новых технологий строительства;
– обеспечение возможности строительства объектов социальной и транспортной инфраструктур с привлечением средств вышестоящих бюджетов в целях создания комфортной и благоприятной среды проживания горожан при дальнейшем развитии существующих и новых микрорайонов жилой застройки;
– реализация мероприятий по улучшению состояния улично-дорожной сети;
– реализации комплексной реабилитации городских водоемов с проведением работ по дноуглублению, берегоукреплению и благоустройству прибрежных территорий;
– обеспечение эффективной проточности внутригородских водоемов.
Все затраты на реализацию данной Программы складываются из стоимости проектирования, строительства, реконструкции объектов в рамках программных мероприятий, в том числе учтены необходимые объемы муниципального софинансирования в целях реализации объектов с участием средств вышестоящих бюджетов.
Перечень многоквартирных домов г. Астрахани, в отношении которых проводился капитальный ремонт в 2011 году представлен в таблице 5. Смета на выполнение капитальных работ в г. Астрахани на 2012 год находится в стадии реализации, а ее итоги можно будет рассмотреть только в конце соответствующего года.
Таблица 1. Перечень многоквартирных домов г. Астрахани, в отношении которых проводился капитальный ремонт в 2011 году
№ п/п |
Адрес МКД |
Год ввода в эксплуатацию |
Управляющая компания |
Кол-во этажей |
Кол-во подъездов |
Общая площадь МКД, всего (кв.м) |
Кол-во жителей, зарегистрированных в МКД на дату утверждения Программы (чел.) |
Виды работ |
Стоимость капитального ремонта |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
ул. Николая Островского, 154 корп. 1 |
1985 |
ТСЖ «Содружество - 1» |
9 |
5 |
7 678,00 |
245 |
- установка лифтового оборудования |
7 995 000 |
2 |
ул. Николая Островского, 152 |
1985 |
ТСЖ-26 |
9 |
5 |
8 139, 00 |
207 |
- установка лифтового оборудования - ремонт сетей электроснабжения |
8 356 335 |
3 |
ул. Краснодарская, 43, корп. 3 |
1983 |
ТСЖ-19 |
9 |
5 |
8 490,00 |
223 |
- установка лифтового оборудования |
7 995 000 |
4 |
ул. Боевая, 85, корп. 1 |
1982 |
ООО МФ «Автогородок» |
9 |
4 |
5 745,16 |
150 |
- установка лифтового оборудования - ремонт сетей электроснабжения |
5 158 334 |
5 |
ул. Кирова, 90 |
1962 |
ТСЖ «Надежда» |
3 |
2 |
1 192,40 |
35 |
- ремонт инженерных сетей - ремонт фасада - ремонт кровли |
2 622 393 |
Итого по муниципальному образованию «Город Астрахань»: |
Х |
Х |
Х |
Х |
31244,56 |
860 |
Х |
32 127 062 |
Заключение
В настоящее время проблемы, связанные с жильем относятся к самым сложным и болезненным проблемам. Для решения этих проблем необходимо иметь четко сформулированную жилищную политику и механизмы ее реализации, позволяющие обеспечить осуществление целого ряда мероприятий в различных отраслях народного хозяйства области. Жилищная сфера очень многогранна и соприкасается практически со всеми сферами человеческой деятельности, поэтому для выработки и реализации необходимо привлечение специалистов из различных сфер государственного и муниципального управления. Жилье является одной из базовых ценностей, обеспечивающих гражданам ощущение экономической стабильности и безопасности, стимулирующих к эффективному и производительному труду и в значительной степени формирующих отношение граждан к государству, поскольку именно государство является гарантом реализации конституционного права граждан на жилище.
В ходе проведенного исследования данной дипломной работы можно подвести следующие выводы.
Главной задачей жилищной политики является повышение уровня обеспеченности граждан собственным жильем на основе формирования рынка доступного жилья. Решение этой задачи требует взаимоувязанного решения вопросов увеличения платежеспособного спроса населения и возможностей его удовлетворения на рынке существующего жилья и при увеличении жилищного строительства. Одним из основных механизмов приобретения жилья гражданами является ипотека, при которой занимаемое семьей помещение вносится в качестве залога при приобретении нового или улучшенного жилья.
Муниципальная жилищная политика представляет собой совокупность систематически принимаемых решений и мероприятий по реализации государственной жилищной политики с целью удовлетворения потребностей населения в жилье. Ее реализация является одной из главных задач муниципальных органов власти. В каждом муниципальном образовании должны быть установлены нормативы жилищной обеспеченности, учитывающие местные условия.
Жилищный фонд г.Астрахани на конец 2011 года включает в себя более 11,3 млн. м2 общей площади жилищного фонда. Из общей площади жилищного фонда города наибольшую долю занимает частный (многоквартирный и индивидуальный) жилищный фонд – 83,5%, муниципальный – 16,4%, государственный – 3%.
Важная роль в управлении
жилищной политикой и жилищно-
Информация о работе Жилищная политика муниципального образования и механизмы ее реализации