Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:10, дипломная работа
Внутренние водные ресурсы являются уникальным богатством нашей страны. Сеть внутренних водных путей и открытые выходы в морские бассейны делают внутренний водный транспорт важнейшей составной частью транспортной системы Российской Федерации.
Целью исследования является изучение понятия, особенностей и порядок совершенствования развития водного транспорта на территории Волжско-Камского бассейна надзорным органом Волжское управление государственного морского и речного надзора по надзору в сфере транспорта.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….стр.3
1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ВОДНОГО
ТРАНСПОРТА ……………………………………………………...стр.6
1.1 Внутренний водный транспорт
1.2 Морской транспорт
2 РАЗВИТИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА ВОЛЖСКО-КАМСКОМ БАССЕЙНЕ НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ВОЛЖСКОГО УГМРН
2.1 Современное состояние и основные современные проблемы водного транспорта Волжско-Камского бассейна.
2.2 Основные цели, задачи и принципы развития водного транспорта
Волжско-Камского бассейна
на примере работы Волжского УГМРН
2.3 Методы и механизмы государственного управления развитием внутреннего водного транспорта
2.4 Мероприятия по совершенствованию развития водного транспорта
в Приволжском федеральном округе
проводимые Волжским УГМРН
3 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Достижение поставленной цели требует от органов государственного управления и хозяйствующих субъектов отрасли взаимодействия в решении задач по двум направлениям:
создание условий для эффективного функционирования внутреннего водного транспорта Волжско-Камского бассейна и повышение конкурентоспособности предприятий отрасли;
расширение и развитие рынков транспортных услуг, предоставляемых внутренним водным транспортом.[21]
Задачами по улучшению условий функционирования и повышению конкурентоспособности водного транспорта бассейна являются:
1) улучшение условий судоходства на внутренних водных путях Волжско-камского бассейна с учетом перспективы развития рынка услуг внутреннего водного транспорта и повышения требований безопасности, в том числе:
реконструкция внутренних водных путей и улучшение эксплуатационных параметров судоходных гидротехнических сооружений для повышения их пропускной способности;
увеличение протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов и освещаемой обстановкой;
создание судоходных условий для доставки грузов во вновь осваиваемые труднодоступные районы, в том числе по малым и быстро мелеющим рекам;
модернизация технического флота и повышение интенсивности его использования для улучшения параметров водных путей;
развитие связи и навигации посредством модернизации существующих и внедрения новых средств связи, спутниковой навигации и информатизации;
развитие инфраструктуры внутренних водных путей для обеспечения перевозок по международным транспортным коридорам, а также для развития туристического бизнеса, водного спорта и отдыха;[22]
обеспечение развития внутренних водных путей и их инфраструктуры в соответствии с задачами и потребностями формирования транспортной инфраструктуры страны в целом;[23]
2) развитие транспортного флота в соответствии с потребностями развивающегося рынка, в том числе:
проведение реновации судов, ремонта и модернизации флота на судоремонтных предприятиях отрасли;
пополнение флота за счет закупки судов преимущественно российского производства;
ускоренное списание морально и физически устаревших судов, подготовка решения о запрещении эксплуатации судов, создающих угрозу для безопасности судоходства;[24]
3) реконструкция портов и реформирование портовой деятельности, в том числе:
улучшение технического состояния причальных сооружений в портах;
модернизация и замена морально и физически изношенного перегрузочного оборудования и иных технических средств и устройств;
создание специализированных портовых мощностей для освоения новых видов грузопотоков;
строительство новых причалов и терминалов, прежде всего для переработки контейнеров, минеральных удобрений, химических грузов и сжиженного газа;
приоритетное развитие портов в полосе международных транспортных коридоров;[25]
4) становление и развитие экономически состоятельных и инвестиционно- привлекательных судоходных компаний путем стимулирования процессов реструктуризации и реформирования предприятий отрасли, повышения эффективности их работы, содействия процессам интеграции и образования крупных конкурентоспособных компаний при обеспечении конкуренции на рынке услуг внутреннего водного транспорта ;
5) совершенствование государственного управления на внутреннем водном транспорте, в том числе:
реструктуризация государственных учреждений и унитарных предприятий;
совершенствование механизма управления объектами федеральной собственности.[26]
6) расширение взаимодействия со смежными видами транспорта за счет внедрения качественно новых логистических схем и технологий организации транспортного процесса, прежде всего интермодальных перевозок;
7) обеспечение безопасности судоходства на внутренних водных путях Волжско-Камского бассейна, включая экологическую безопасность, путем:
создания системы управления обеспечением безопасности на внутреннем водном транспорте бассейна;
регламентации и координации контрольных и надзорных функций государственных органов для повышения их эффективности в условиях снижения степени их вмешательства в деятельность субъектов рынка;
создания специальных судов и технических средств по сбору, комплексной переработке и утилизации различных видов отходов, образующихся при эксплуатации или попадающих в водную среду в результате аварий объектов водного транспорта, включая затонувшее имущество;
расширения использования экологически чистых судовых источников энергии и экологически безопасных перегрузочных технологий.[27]
8) развитие страхования на внутреннем водном транспорте, в том числе:
страхование пассажиров и экипажей судов;
страхование ответственности перед третьими лицами при перевозках опасных грузов и лоцманской проводке судов;
страхование ответственности за негативное воздействие на окружающую среду при эксплуатации объектов водного транспорта.
Задачами по расширению и развитию рынков транспортных услуг являются:
1) развитие рынка внутренних перевозок, в том числе:
увеличение объемов перевозок нерудных строительных материалов;
освоение новых грузопотоков, образующихся в результате расширения внутреннего производства и потребления промышленной и сельскохозяйственной продукции, добычи и использования природных ресурсов страны и развития торгово-хозяйственных связей между регионами;
расширение географии перевозок за счет освоения районов со слабо развитой транспортной инфраструктурой, включая развитие грузовых перевозок по малым рекам.[28]
2) обеспечение интеграции внутренних водных путей в систему международных транспортных коммуникаций и увеличение грузооборота экспортно-импортных и транзитных перевозок, в том числе:
освоение новых экспортно-импортных грузопотоков, образующихся в результате расширения внешнеэкономической деятельности российских хозяйствующих субъектов (прежде всего из внутренних речных портов);
организация перевозок по международным транспортным коридорам;
развитие прямого бесперевалочного сообщения между незамерзающими российскими и иностранными портами в зимний период;
развитие трансграничных перевозок на основе двусторонних договоров с сопредельными государствами;
регулирование на взаимной основе доступа на внутренние водные пути Волжско-Камского бассейна судов под флагом иностранного государства.[29]
3) развитие рынка пассажирских перевозок, в том числе:
совершенствование механизма обеспечения социально значимых пассажирских перевозок;
развитие туристического бизнеса, в первую очередь за счет организации новых круизных и туристических маршрутов, в том числе и на не используемых в настоящее время для этих целей внутренних водных путях;
повышение уровня обслуживания пассажиров и туристов, развитие береговой инфраструктуры.[30]
Решение задач развития водного транспорта предполагается обеспечить поэтапно.
На первом этапе (20011 – 20013 годы) основными целями реформирования будут являться преодоление негативных тенденций, кризисных явлений, возникших на внутреннем водной транспорте Волжско-Камского бассейна при его переходе к функционированию в рыночной системе хозяйствования, и создание объективных предпосылок для устойчивого функционирования и дальнейшего развития внутреннего водного транспорта.
На втором этапе (20013 - 2015 годы) наряду с закреплением достижений первого этапа предполагается завершить процесс институционального реформирования водного транспорта и системы его государственного управления, активно внедряться в систему мировых хозяйственных связей, в первую очередь за счет вхождения в европейскую и мировую транспортные системы и путем организации транзитных перевозок в рамках международных транспортных коридоров. [31]
Решение задач развития и реформирования водного транспорта на Волжско-Камском бассейне предполагается обеспечить путем координации и взаимодействия органов государственного управления и коммерческих структур.
Основной сферой деятельности государства в решении задач развития водного транспорта на Волжско-Камском бассейне будут являться:
сохранение и развитие сети внутренних водных путей и гидротехнических сооружений;
надзор и контроль за обеспечением безопасности судоходства и экологической безопасности;
создание и совершенствование единых правил предпринимательской деятельности на внутреннем водном транспорте, контроль за их соблюдением;
защита экономических интересов российских судовладельцев на мировом рынке перевозок;
кадровое обеспечение отрасли;
решение оборонных и других специальных задач;
содействие повышению роли бизнеса в развитии внутреннего водного транспорта.
2.3 Методы и механизмы государственного управления развитием внутреннего водного транспорта на Волжско-Камском бассейне на примере работы Волжского УГМРН.
Государственная политика в области улучшения условий судоходства на внутренних водных путях, поддержания и реконструкции судоходных гидротехнических сооружений строится на основе того, что внутренние водные пути и расположенные на них гидротехнические сооружения находятся и будут находиться в федеральной собственности.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств для решения наиболее актуальных проблем улучшения условий судоходства будет повышен контроль за эффективностью использования бюджетных средств государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями. Одновременно предполагается осуществить структурную перестройку бассейновых органов государственного управления на внутреннем водном транспорте (В Приволжском Федеральном округе таким органом является Государственное бассейновое управление водных путей и судоходства, далее именуется - бассейновые управления) в целях разделения функций государственного управления и хозяйственной деятельности.
Принимая во внимание то, что водные объекты, по которым проходят внутренние водные пути с расположенными на них гидротехническими сооружениями, являются объектами комплексного использования, а также учитывая ограниченность средств, выделяемых из федерального бюджета, предусматривается расширение межведомственного взаимодействия и финансового участия других пользователей в их восстановлении и реконструкции, в том числе создание механизма долевого участия в финансировании обеспечения судоходства на осваиваемых участках рек коммерческих организаций, заинтересованных в развитии судоходства для разработки новых месторождений полезных ископаемых и освоения других природных ресурсов. Кроме того, для финансирования проектов развития водных путей и модернизации гидротехнических сооружений планируется привлекать коммерческие кредиты и кредиты международных финансовых институтов.
В соответствии с подписанными Российской Федерацией международными обязательствами будет осуществляться подготовка внутренних водных путей к открытию для прохода судов под флагом иностранного государства. Завершена подготовка внутренних водных путей в Волжско-Камском бассейне для прохода судов под флагом иностранного государства от г. Азова до г. Астрахани в 2007 году, от г. Волгограда до г. Санкт-Петербурга - в 2010 году.
Государственная политика в отношении обновления флота будет строиться с учетом того, что суда технического и природоохранного флота находятся преимущественно в федеральной собственности, а суда транспортного флота - главным образом в собственности коммерческих судоходных компаний.
Исходя из этого финансирование разработки, производства и закупки технических и природоохранных судов будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также заинтересованных инвесторов. Планируется отказ от поставки технических и природоохранных судов иностранной постройки и строительство таких судов на российских предприятиях. Будут проработаны вопросы продления их срока службы за счет модернизации.
Информация о работе Совершенстование развития водного транспорта