Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 08:10, дипломная работа
Внутренние водные ресурсы являются уникальным богатством нашей страны. Сеть внутренних водных путей и открытые выходы в морские бассейны делают внутренний водный транспорт важнейшей составной частью транспортной системы Российской Федерации.
Целью исследования является изучение понятия, особенностей и порядок совершенствования развития водного транспорта на территории Волжско-Камского бассейна надзорным органом Волжское управление государственного морского и речного надзора по надзору в сфере транспорта.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….стр.3
1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ВОДНОГО
ТРАНСПОРТА ……………………………………………………...стр.6
1.1 Внутренний водный транспорт
1.2 Морской транспорт
2 РАЗВИТИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА ВОЛЖСКО-КАМСКОМ БАССЕЙНЕ НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ВОЛЖСКОГО УГМРН
2.1 Современное состояние и основные современные проблемы водного транспорта Волжско-Камского бассейна.
2.2 Основные цели, задачи и принципы развития водного транспорта
Волжско-Камского бассейна
на примере работы Волжского УГМРН
2.3 Методы и механизмы государственного управления развитием внутреннего водного транспорта
2.4 Мероприятия по совершенствованию развития водного транспорта
в Приволжском федеральном округе
проводимые Волжским УГМРН
3 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Строительство и модернизация коммерческого флота должны преимущественно осуществляться за счет средств судоходных компаний и привлеченных ими коммерческих кредитов.
Планируется разработать дополнительные инструменты государственного стимулирования приобретения судоходными компаниями современных транспортных судов российской постройки с использованием договора бербоут-чартера.
Одним из способов решения проблемы обновления транспортного флота является создание нормативной правовой базы, регулирующей возврат под флаг Российской Федерации судов, построенных по заказу российских судоходных компаний и зарегистрированных в офшорных зонах.
Оказание транспортных услуг, максимально конкурентоспособных по цене и качеству, должно осуществляться экономически состоятельными и инвестиционно привлекательными судоходными компаниями.
Для обеспечения потребностей развивающегося рынка услуг, предоставляемых внутренним водным транспортом, и решения комплексных задач развития транспортной инфраструктуры, предусматривается принятие ряда мер в области развития речных портов и реформирования портовой деятельности.
В портах предстоит провести замену морально и физически изношенного перегрузочного оборудования, модернизировать портовое оборудование и терминалы для работы с новыми видами грузов, в частности с большегрузными контейнерами.
Часть имеющихся и вновь вводимых в эксплуатацию мощностей речных портов будет переориентирована на обеспечение интермодальных перевозок путем создания в крупных портах логистических центров для обеспечения взаимодействия с другими видами транспорта.
К финансированию проектов модернизации портов необходимо привлекать международные финансовые организации.
С целью создания условий для увеличения в портах дополнительных грузопотоков планируется упростить систему взимаемых в них сборов.
Одним из основных сегментов рынка внутренних грузовых перевозок, на котором внутренний водный транспорт имеет все основания сохранить главную роль, является рынок перевозок строительных грузов. Связанное с ожидаемым ростом экономики страны развитие промышленного, гражданского и дорожного строительства создает объективные предпосылки для увеличения объемов перевозки строительных грузов.
Предусматривается модернизация добывающей техники, повышение качества добываемых нерудных материалов, обеспечение максимальной загрузки портового оборудования, увеличение объемов перевозки строительных грузов в крупнотоннажных речных судах как более экономичных и экологически чистых по сравнению с железнодорожным и автомобильным транспортом.
Освоение новых грузопотоков угля, химических и нефтеналивных грузов планируется обеспечить за счет использования крупнотоннажных судов с полной их загрузкой благодаря улучшению судоходных условий.
В целом для развития сегмента рынка грузовых перевозок потребуется более активное влияние саморегулируемых отраслевых организаций на транспортную политику судоходных компаний и обеспечение более тесного взаимодействия со смежными видами транспорта.
Для повышения экономической эффективности функционирования предприятий внутреннего водного транспорта на Волжско-Камском бассейне планируется разработка новых нормативных правовых документов, регламентирующих тарифную политику судоходных компаний, осуществляющих перевозки грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности и социально значимые пассажирские перевозки.
Предполагается утвердить перечень портов общего пользования с целью обеспечения недискриминационного доступа всех хозяйствующих субъектов к услугам портовой деятельности.
Планируется обеспечить расширение взаимодействия со смежными видами транспорта, в частности, путем введения новых транспортно-технологических схем доставки грузов, информационных технологий и единых транспортных документов.
Существенную роль в решении этих вопросов может сыграть принятие нормативных правовых актов, регулирующих осуществление смешанных и комбинированных перевозок.
С целью развития рынка международных перевозок, расширения экспортно-импортных и транзитных грузопотоков, обслуживаемых российскими перевозчиками, будет оказываться содействие судоходным компаниям, портам и другим хозяйствующим субъектам внутреннего водного транспорта в повышении их конкурентоспособности и привлекательности для грузовладельцев с точки зрения транспортных расходов, уровня сервиса, скорости доставки и обеспечения сохранности грузов. Содействие расширению рынка международных перевозок предполагается обеспечить путем реализации финансовых, организационных, дипломатических, законодательных и иных мер.
Объем экспортно-импортных операций, осуществляемых с использованием внутреннего водного транспорта, планируется увеличить за счет переключения части грузопотоков из портов сопредельных стран в российские устьевые порты и на внутренние водные пути.
Будет осуществляться развитие нормативной правовой базы в области налогообложения судоходных компаний, выполняющих международные перевозки, с учетом современной специфики водного транспорта.
Развитие рынка экспортно-импортных перевозок планируется обеспечивать также за счет увеличения объема перевозок по пограничным водным путям.
Стратегическим направлением развития международных перевозок станет интеграция внутренних водных путей России с системой международных транспортных коммуникаций. Важнейшей задачей в этой области является создание нормативной правовой основы для организации перевозок по международным транспортным коридорам.
Государственное участие в развитии рынка социально значимых пассажирских перевозок, будет осуществляться путем частичного финансирования этого вида перевозок за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также целевого субсидирования лиц, имеющих право на льготы.
Для обеспечения развития туристических перевозок предполагается провести модернизацию пассажирских судов в целях повышения их комфортабельности, создать береговую инфраструктуру и повысить качество услуг, предоставляемых на борту судна и в пунктах остановки.
Намечается разработка проектов и поддержка строительства пассажирских судов смешанного (река - море) плавания, малых круизных судов повышенной комфортности для небольшого числа пассажиров, прогулочных судов для внутригородских и пригородных линий взамен морально устаревших судов этой группы.
Обеспечение безопасности судоходства и экологической безопасности на внутренних водных путях Волжско-Камского бассейна должно оставаться одним из приоритетов государственной политики в области управления внутренним водным транспортом.
Будет уделяться большое внимание обеспечению безопасности гидротехнических сооружений на внутренних водных путях. Для этого необходимо повысить ответственность судовладельцев за нанесение ущерба гидротехническим сооружениям.
В области обеспечения безопасности судоходства намечается внедрение электронных навигационных карт внутренних водных путей, размещение современных спутниковых и радиолокационных систем навигации на судах, совершенствование береговых и плавучих знаков судоходной обстановки, в частности оснащение их альтернативными возобновляемыми источниками энергии.
Предусматривается создать и ввести в действие систему управления обеспечением безопасности на внутреннем водном транспорте.
Страхование на внутреннем водном транспорте, осуществляемое в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, должно обеспечивать защиту интересов пассажиров и членов экипажей судов.
Необходимо реализовать меры по совершенствованию подготовки кадров по традиционным специальностям, организации подготовки по новым направлениям в соответствии с приоритетами развития водного транспорта, созданию отраслевых образовательных комплексов, расширению научных исследований.
Важным направлением кадровой политики в отрасли является создание условий для закрепления квалифицированных кадров и предотвращения их оттока.
Совершенствование управления водным транспортом на Волжско-Камском бассейне предполагается осуществлять по двум взаимосвязанным направлениям:
реструктуризация водного транспорта и унитарных предприятий;
совершенствование механизма управления объектами федеральной собственности.[32]
В целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации статуса бассейновых управлений, а также освобождения их от несвойственных государственным учреждениям функций необходимо провести их структурную перестройку. Для этого на базе государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за бассейновыми управлениями, предусматривается создать предприятия по видам деятельности (промышленные, строительно-монтажные, по обслуживанию флота и другие). Эти предприятия будут создаваться преимущественно путем внесения государственного имущества в уставный капитал открытых акционерных обществ, 100 процентов акций которых будут находиться в федеральной собственности. В дальнейшем акции указанных предприятий планируется приватизировать в соответствии с законодательством о приватизации.
При реорганизации бассейновых управлений планируется передать надзорные и контрольные функции, выполняемые в настоящее время этими учреждениями, бассейновым органам государственной речной судоходной инспекции.
В процессе реорганизации государственных унитарных предприятий связи технические средства связи, необходимые для регулирования движения флота и обеспечения безопасности судоходства, будут передаваться бассейновым управлениям .В результате указанных преобразований бассейновые управления будут более эффективно выполнять функции государственного заказчика работ (услуг) по содержанию и развитию внутренних водных путей, а также функции по регулированию и обеспечению безопасности судоходства.
Будут разработаны и осуществлены меры по повышению эффективности управления федеральной собственностью.
Для повышения эффективности управления федеральной собственностью на внутреннем водном транспорте будет оптимизирована ее структура. В связи с этим будет обеспечено проведение классификации федеральной собственности по двум группам - имущество, необходимое для осуществления функций и задач государства на внутреннем водном транспорте, и федеральная собственность, находящаяся в коммерческом использовании и подлежащая отчуждению в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации.[33]
В целях улучшения условий эксплуатации федерального имущества на внутреннем водном транспорте, усиления контроля государства за его использованием и обеспечения поступления доходов в федеральный бюджет в виде арендной платы планируется создание эксплуатационного федерального государственного унитарного предприятия, передача на его баланс с закреплением на праве хозяйственного ведения федерального имущества, запрещенного к приватизации и находящегося в настоящее время в пользовании акционерных обществ.
2.4. Мероприятия по совершенствованию
развития водного транспорта
в Приволжском федеральном округе проводимые Волжским УГМРН
( территория Волжско-Камского бассейна)в период 2011-2012 года.
В задачах развития водного транспорта прозвучало, что необходимо реконструкция и поддержание состояния гидротехнических сооружений для повышения их пропускной способности. Но реконструкция гидротехнических сооружений стоит очень большие деньги, поэтому с помощью проверок и контроля надзирают за их состоянием соответствующие органы (Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, далее Волжское УГМРН ).
Контролем за гидротехническими сооружениями занимаются инспектора Волжского УГМРН. Существует базовая программа общей проверки судоходных гидротехнический сооружений, в нее входит :
наличие разрешительной и технической документации – проверяется наличие разрешения на эксплуатацию СГТС, а так же соответствие наличия, комплектации, сроков действия и порядка ведения технической документации требованиям действующих руководящих документов ;
оснащенность СГТС контрольно-измерительной аппаратурой – проверяется соответствие количества и номенклатуры работоспособной контрольно-измерительной аппаратуры проекту, выполнение графика проверок контрольно-измерительной аппаратуры и ее метрологического контроля.
организация технического контроля состояния СГТС;
состояние СГТС – соответствие фактичеких режимов работы СГТС принятым в проекте, соответствие параметров СГТС, влияющих на его безопасность, проекту и требований действующих нормативных документов, наличие проектной документации на конструктивные изменения СГТС, соответствие значений показателей состояния СГТС утвержденным критериям безопасности.
Выполнение мероприятий по обеспечению безопасности СГТС – выполнение планов-графиков наблюдений и обследований СГТС, выполнение мероприятий по обеспечению и повышению безопасности СГТС, указанных в декларации безопасности, выполнение мероприятий, назначенных по итогам предыдущих проверок, выполнение правил технической эксплуатации СГТС в части подготовки персонала.
Информация о работе Совершенстование развития водного транспорта