Акционерные общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового исследования состоит в разностороннем объективном изучении, сопоставлении и определении правового положения акционерного общества как юридического лица.
Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих основных задач:
- исследование развития законодательства об акционерных обществах;
- проанализировать иностранное законодательство об акционерных обществах;
- изучить достигнутые правовые и экономические результаты перехода России к практике акционирования производства;

Содержание работы

Введение
1. Правовые аспекты функционирования акционерных обществ в Российской Федерации.
1.1. Историко-правовые аспекты развития акционерных обществ
1.2. Правовое положение акционерного общества по Российскому законодательству
1.3. Понятие акционерного общества
2. Управление в АО
2.1. Общие положения об управлении в АО
2.2. Основы управления и органы управления акционерного общества
3. Особенности дочернего АО. Ответственность доминирующего лица и дочернего общества. Организация и ликвидация АО
3.1. Понятие дочернего общества
3.2. Ответственность доминирующего лица и дочернего общества
3.3. Организация и ликвидация АО
Заключение
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

Но немецкая пунктуальность и методичность сыграли свою положительную  роль. Изучив опыт Голландии ("тюльпаномания", "тюльпанизм"), Англии ("мыльные пузыри") и Франции ("коммандитная лихорадка", "акционерная горячка"), правительство Германии занялось разработкой правового положения акционерных обществ, которое было призвано перекрыть пути для финансовых махинаций.

Закон от 18 июля 1884 г. ввел требование полной оплаты уставного  капитала для регистрации акционерного общества, повысил минимальную стоимость  акций, установил ответственность  акционера за ее полную оплату, легализовал  понятие учредителей, возложил на них обязанность предоставления полной и точной информации акционерам, ввел новую систему контроля за деятельностью учредителей.

Отметим также, что с  конца ХVIII века корпоративные объединения стали проникать в Северную Америку, где в различных штатах им создавались льготные режимы. Здесь стали возникать крупные корпорации, которые не только поднимали производство на качественно новый уровень, но и привели к развитию монополизма и недобросовестной конкуренции. США стали первопроходцами в антимонопольном законодательстве. 2 июля 1890 г. Конгрессом США был принят антитрестовский закон Шермана. Наряду с этим, заметную роль в развитии акционерного права играли суды, проводившие в жизнь государственную политику поощрения прогрессивной корпоративной формы организации производства.

В России истоки акционерной  формы относят к ХVII-ХVIII вв. Однако один из первых нормативных актов о корпорациях, акционерных и торговых обществах появился в 1807 г.

В рамках исследования исторического  аспекта необходимо отметить, что впервые интерес к акционерному движению появлялся в России еще при царе Алексее Михайловиче, которому был представлен проект организации крупной корпорации для производства китоловного промысла и добывания сала. Этот факт отметили ученые-юристы уже более 100 лет назад. Собственно реальные шаги к использованию акционерной формы предпринимательства были сделаны при Петре I.

В Указах от 27 октября 1699 г., 27 октября 1706 г., 2 марта 1711 г. и 8 ноября 1723 г. купцам (определенному сословию) рекомендовалось торговать компаниями (то есть, налицо использование акционерной формы пока только в торговле, но не в производстве) по примеру торгового класса иностранных государств (перенесение опыта зарубежных стран); иметь об этом с общего совета (простая форма согласия или прообраз органа управления акционерного общества) установления (нормы, регулирующие их организацию и деятельность), которые способствовали бы развитию торговли и приносили тем самым через налоги дополнительные доходы в государственную казну.

Первой акционерной  корпорацией можно считать учрежденную 24 февраля 1757 г. "Российскую в Константинополе  торгующую компанию". Инициаторами ее создания выступили венецианские купцы, которые в 1749 г. обратились в  Сенат через русского консула  в Константинополе с просьбой разрешить торговлю между Венецией и Россией через Черное море и создать для этого на Дону торговый дом или контору. Эта компания осуществляла активную торговую деятельность и просуществовала до 1762 г.

В последующие годы произошло  учреждение еще ряда акционерных корпораций (1758 г. – Компания Персидского торга, 1762 г. – Акционерный эмиссионный банк, 1798 г. – Российско-Американская компания и др.), которые способствовали постепенному становлению и распространению в российском обществе представлений об этой организационно-правовой форме.

В 1864-1873 гг. было учреждено 60 акционерных банков, 46 из которых  были коммерческими, а 14 – поземельными (долгосрочного кредита или инвестиционными). В 1893-1901 гг. открыто 219 акционерных компаний с общим уставным капиталом 328,8 млн. руб. К концу 1901 г. число акционерных компаний достигло 1506, а их совокупный уставный капитал – 2 467 млн. руб. Доход на капитал составлял 6% и более6[6].

Доля участия зарубежных инвесторов в капитале действовавших  в России акционерных обществ также возрастала довольно высокими темпами. В 1893 г. она составляла 23%, в 1900 г. – 35%, в 1908 г. – 40%. Иностранные предприниматели вкладывали свой капитал преимущественно (60% от общей суммы вложения) в следующие три отрасли отечественной промышленности: горную, металлургическую и металлообрабатывающую, заняв здесь преобладающие позиции по сравнению с российским капиталом7[7].

В целом, к ноябрю 1917 г. в России фактически действовали (с  учетом ликвидации и сокращения капиталов в годы первой мировой войны) около 2 850 торгово-промышленных акционерных компаний с уставным капиталом 6 040 млн. руб.

Иностранные капиталовложения в акционерные общества, действовавшие  в Российской империи (в млн. руб.):8[8]

Страна 

1890 г. 

1900 г. 

Бельгия

24,6

296,5

Франция

66,6

226,1

Германия

79,0

219,3

Англия

35,3

136,8

США

23

8.0


Однако октябрьская  революция прервала этот экономически и юридически полезный эволюционный процесс. Декретом ВЦИК 14 декабря 1917 г. банковское дело в России было объявлено государственной монополией, а все акционерные и другие коммерческие банки и кредитные учреждения национализированы и объединены с Государственным банком.

Во второй половине декабря 1917 г. Высшим советом народного хозяйства  был подготовлен новый проект Декрета об экономических преобразованиях, первый раздел которого был посвящен национализации акционерных компаний.

Изменения в социальном устройстве и законодательстве не могли  не повлиять на динамику образования  акционерных обществ. К концу  мая 1918 г. в связи с переходом Советской власти к широкой национализации акционерное учредительство существенно замедляется. В период военного коммунизма для акционерных обществ, основывавших свою деятельность на имущественной и организационной самостоятельности, места уже не было.

Общая ситуация несколько  изменилась с развитием товарно-денежных отношений. В годы НЭПа в январе 1922 г. было учреждено первое акционерное  общество советского периода – акционерное  общество внутренней и ввозной торговли кожевенным сырьем "Кожсырье".

Гражданский Кодекс РСФСР 1922 г. в разделе Х "Товарищество" содержал пятый подраздел, который  назывался "Акционерное общество (паевое товарищество)" и включал 45 статей. Кодекс рассматривал акционерное  общество как разновидность товарищества, ставил знак равенства между ним и паевым товариществом и давал следующее легальное определение: "Акционерным (или паевым) признается товарищество (общество), которое учреждается под особым наименованием или формою с основным капиталом, разделенным на определенное число равных частей (акций) и по обязательствам которого отвечает только имущество общества".

Постепенно автономия  и имущественная самостоятельность  юридических лиц, в том числе  акционерных обществ, вытеснялись  планированием и жестким регулированием со стороны государства. В конце 20-х – начале 30-х гг. акционерные общества были реорганизованы в государственные объединения. Затем на долгие годы эта форма была отвергнута и забыта.

В то время, когда в  течение всего XX века акционерная  форма продолжала развиваться в большинстве стран мира, в СССР и по его примеру в других странах социализма она была свернута, фактически сведена к нулю, что обусловило серьезное отставание нашей страны от мировой правовой практики. Лишь в конце 80-х гг. сначала в публицистике и экономической теории, а затем и на практике стал возрождаться интерес к акционированию. Позже он нашел отражение в российском законодательстве.

Разумеется, общественно-политическая переориентация и резкая смена общественно-политической, экономической и правовой ориентации развития (эволюции) России потребовали соответствующего законодательного, нормативного, юридического оформления нового (рыночного) курса страны.

К этому времени, на наш  взгляд, сформировалось несколько крупных  правовых задач:

подведение законодательной, правовой базы под новый курс;

обращение к правовому  опыту, наработанному в так называемый дореволюционный период (до 1917 г.), к  опыту экономической жизни прошлой  России, основанному на признании  частной собственности, а также  на возможности извлечения уроков из нереализованных замыслов и практики НЭПа (20-е гг. XX в.);

заимствование обрисованного  нами в общих чертах многовекового  правового опыта зарубежных государств с рыночной экономикой – использование  идей и опыта законодательной, организационно-хозяйственной деятельности государств и предпринимателей, а также обращение к правовым традициям, навыкам, обычаям населения, граждан различных государств;

концентрация современных  правовых усилий в сфере работы с  гражданами России, объяснение им по различным каналам, и, прежде всего, в СМИ, новых проблем и задач, организация подготовки соответствующих кадров (персонала), переучивания студентов, обеспечение этого процесса соответствующей учебной литературой (отечественной и переводной), компьютеризация правовой информации.

С этого времени в  нашей стране принимается блок законов  и иных нормативных актов заложивших основы современного акционирования. В первую очередь необходимо выделить:

Закон РСФСР от 14 июля 1990 г. "О собственности на территории РСФСР" установивший, что: на территории Российской Федерации право собственности на землю, ее недра, воды, леса, другие природные богатства, основные производственные фонды, иные имущество и фонды регулируются законами РСФСР и автономных республик.

Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР", закрепившей в своей ст. 1, что: на территории РСФСР отношения собственности на землю, другие природные ресурсы, средства производства, предметы потребления и иное имущество регулируются законами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий.

Постановление Совета Министров  СССР от 19 июня 1990 г. №590 "Об утверждении  Положения об акционерных обществах  и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах" и Постановление Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. №601 "Об утверждении Положения об акционерных обществах" с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1992 г. №255, которое впервые за десятилетия подробно раскрывало суть АО, порядок их создания и деятельности.

Названные документы, имеющие, на наш взгляд, историческое значение, открывают обширный перечень правовых актов 90-х годов, определивших перспективы существования и реформирования радикально обновленной России. В основе этого процесса лежали новые взгляды на собственность9[9].

Их появление положило начало интенсивному формированию новых  организационно-правовых форм: к концу 1991 г. вновь созданных АО и иных хозяйственных товариществ на территории России насчитывалось уже свыше 150 тысяч. Наряду с этим, необходимо отметить, что только весной 1991 г. завершается идеологическое и правовое (но все еще не реальное) оформление института частной собственности в СССР в самом общем и декларативном виде.

Проведенный анализ показал, что в ту пору имелись существенные разногласия в подходах к акционированию государственных предприятий. Так, В. Селюнин, Б. Алехин, С. Глазьев выступали  за обязательную продажу всех или значительной доли акций частным лицам и независимым от государства институциональным инвесторам.

За полноценное, хотя и постепенное, базирующееся на индивидуальных проектах акционирование выступали  Г. Явлинский и Л. Григорьев, выдвинувшие  эти предложения в программе "500 дней".

В рекомендациях правительственных  специалистов (Т. Попова, Г. Меликьян, С. Ассекритов) акционирование носило во многом формальный характер, поскольку  предполагало массовое создание закрытых акционерных обществ с продажей незначительной доли акций (порядка 10%) трудовым коллективам соответствующих предприятий. Последний способ со всей очевидностью означал не что иное, как мимикрию господствующих бюрократических структур.

Сторонники бесплатной раздачи государственной собственности всему населению (Л. Пияшева, П. Бунич, Г. Попов, О. Богомолов, В. Рутгайзер, П. Филиппов, М. Малей) считали, что оба рассмотренных выше метода приватизации непригодны прежде всего потому, что не отвечают критериям социальной справедливости.

В этой ситуации 29 декабря 1991 г. Президент РФ подписал указ "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", в соответствии с которым были утверждены разработанные на основе проекта Государственной программы приватизации на 1992 г. "Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 год". Их реализация началась с 1 января 1992 г.

Вышеназванные акты и  обстоятельства и послужили основой  для формирования современного действующего гражданского законодательства об акционерных обществах.

1.2. Правовое положение акционерного общества по Российскому законодательству

Информация о работе Акционерные общества