Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 21:58, курсовая работа
Цель данного курсового исследования состоит в разностороннем объективном изучении, сопоставлении и определении правового положения акционерного общества как юридического лица.
Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих основных задач:
- исследование развития законодательства об акционерных обществах;
- проанализировать иностранное законодательство об акционерных обществах;
- изучить достигнутые правовые и экономические результаты перехода России к практике акционирования производства;
Введение
1. Правовые аспекты функционирования акционерных обществ в Российской Федерации.
1.1. Историко-правовые аспекты развития акционерных обществ
1.2. Правовое положение акционерного общества по Российскому законодательству
1.3. Понятие акционерного общества
2. Управление в АО
2.1. Общие положения об управлении в АО
2.2. Основы управления и органы управления акционерного общества
3. Особенности дочернего АО. Ответственность доминирующего лица и дочернего общества. Организация и ликвидация АО
3.1. Понятие дочернего общества
3.2. Ответственность доминирующего лица и дочернего общества
3.3. Организация и ликвидация АО
Заключение
Список использованной литературы.
Эта проблематика в России фактически только начинает всерьез разрабатываться и стала в последнее время весьма актуальна.
Проблематика корпоративного управления становится общей как для акционерных обществ, так и для ФПГ (финансово-промышленных групп) – еще более нового феномена современной российской экономики. И то, что вопросы корпоративного управления только начинают тщательно отрабатывать – это вовсе не удивительно и объяснимо, так как наша страна находится на той стадии, когда в экономике становятся все более прочно на ноги, начинают разворачиваться и совершенствоваться фактически совсем еще недавно созданные АО, а теперь уже и модные ФПГ.
Сейчас можно сказать, что на этом историческом, социально-правовом переломе наука отстает. Еще идет процесс формирования научных представлений в данной области и шлифовка всего понятийного аппарата, однако, нам представляется, что было бы лучше, если бы это уже все было сделано. Поэтому, целесообразно, обратить особое внимание на былые взгляды и представления.
Говоря об управлении
акционерными обществами (в акционерных
обществах) необходимо отметить, что
в настоящее время его все
чаще именуют корпоративным
Но есть, например, в зарубежной практике подход более строгий, узкий, объясняющий суть, характер, особенности, методы, механизмы такого управления как серьезного и крупного внутреннего дела самих акционерных обществ, разумеется, в границах и рамках установлений права. По нашему мнению, российская практика требует особого подхода к разработке этих вопросов. Именно поэтому, как нам представляется, необходимо уделить им большее внимание.
Надо отметить, что еще совсем недавно (8-10 лет назад) даже понятия "корпорация" было чуждым отечественной (советской) экономической и правовой мысли, науке и лексике.
Только с начала 90-х годов термин "корпорация" и сопутствующий ему перечень правовых понятий начал проникать в российскую деловую практику, употребляться поначалу на страницах первых новаторских словарей. Среди взглядов на понятие корпорации можно выделить следующий:
Корпорация (от лат. – объединение, сообщество) – объединение, союз предприятий или отдельных предпринимателей (как правило, на основе частно-групповых интересов), одна из основных форм предпринимательства.
Как видно из понятия, при всем понимании важности корпораций и несовпадении объемов понятий "корпорация" и "акционерное общество", самим акционерным обществам в этих публикациях внимания все-таки уделяется мало.
Что же касается корпоративного управления – явления и понятия весьма перспективного, то о нем в отечественной монографической и справочной литературе речи пока не идет. И, разумеется, этот пробел надо безотлагательно восполнять. Ведь именно проблематика корпоративного управления сейчас все больше выдвигается на первый план, определяя стратегию развития АО и тактику их повседневной деятельности. Тем более, что теперь актуальность этой проблематики возрастает в связи с образованием и развитием ФПГ.
Исследователи разных стран делают попытку определить, что есть корпоративное управление, описать формы корпоративного управления в разных странах, а также высказать свои предложения по поводу того, какие из этих форм могут быть приемлемы для стран Центральной и Восточной Европы. Как правило, главной является мысль об отсутствии единой модели корпоративного управления в странах с рыночной экономикой. Кроме того, переход стран данного региона от систем командной экономики к рыночной, как показала практика, не происходит по единому образцу. Существует целый набор различных моделей корпоративного управления, из которого можно выбрать наиболее соответствующие.
Так, например, характеризуя суть и своеобразие корпоративного управления, Колин Мейер подчеркивает, что система корпоративного управления представляет собой организационную модель, с помощью которой компания представляет и защищает интересы своих инвесторов. Данная система может включать в себя многое: от совета директоров до схем оплаты труда исполнительного звена и механизмов объявления банкротства. Тип применяемой модели зависит от структуры компании, существующей в рамках рыночной экономики, и отражает сам факт разделения функций владения и управления современной корпорацией28[28].
Корпоративная форма бизнеса – явление сравнительно новое, которое возникло как ответ на определенные требования времени.
Говоря юридическим
языком, корпорация есть организация
лиц, обладающая как самостоятельный
экономический субъект
Наш взгляд, с точки
зрения права, термин «корпоративное управление
–означает систему правоотношен
Основываясь на международном опыте, можно утверждать, что главная функция корпоративного управления – обеспечить работу компании в интересах акционеров, предоставивших компании финансовые ресурсы. Хотя данное положение и представляется достаточно простым, оно скрывает в себе целый ряд сложных и важных вопросов акционерного права и корпоративного управления.
В самом деле, если корпорацию составляют разные по типу группы акционеров (крупные и мелкие, держатели обычных и привилегированных акций), то должны ли быть отдельно представлены и права этих групп?
Или другой пример. Финансирование деятельности корпораций осуществляется как за счет внешнего долга, так и за счет акционерного капитала, что предполагает различия интересов кредиторов компании и владельцев акционерного капитала. В связи с этим: должны ли быть представлены в системе корпоративного управления обе эти категории?
Наконец, акционерный и заемный капитал представляют лишь один из типов инвестиций, а именно финансовый капитал. В то же время другие участники деятельности компании инвестируют другие формы капитала, например, работающие по найму сотрудники вкладывают "человеческий капитал". Должна ли система управления корпорацией учитывать интересы и данной группы инвесторов?
По нашему мнению, в настоящее
время созданы необходимые
Говоря о развитии взглядов на корпоративное
управление в России, отметим, что
в настоящее время в
Согласно проекту Кодекса, "Корпоративное
поведение" – широкий термин,
охватывающий разнообразные действия,
связанные с управлением
Кодексы корпоративного поведения появились в начале 1990-х годов в странах с наиболее развитыми рынками капитала: в Англии, США и Канаде. Кодексы регулировали практику корпоративного поведения, в частности, вопросы обеспечения интересов акционеров и подотчетности директоров и руководства компаний. С тех пор государственными органами и неправительственными организациями многих стран изданы кодексы корпоративного поведения, методические руководства и рекомендации. Такие кодексы существуют как в странах с наиболее развитыми рынками капитала, так и в странах экономики переходного периода, аналогичных России, а также в развивающихся странах.
Российское законодательство об акционерных
обществах находится в
Основные проблемы корпоративного поведения связаны не столько с качеством законодательства, сколько с отсутствием длительной практики корпоративных отношений, в связи с чем традиции корпоративного поведения еще только формируются. В одних случаях незнание требований законодательства, вызванное его относительной новизной, а в других – полное пренебрежение этими требованиями, не позволили в полной мере ввести в жизнь те нормы корпоративного поведения, которые эти правовые акты призваны установить.
Положения такого Кодекса не являются обязательными для исполнения, но содержат стандарты наилучшей практики корпоративного поведения, которым рекомендуется следовать обществам с числом акционеров 1000 и более.
Как показывают последние слушания в Государственной думе Российской Федерации, в части пожеланий представителей российского бизнеса, практическое применение положений Кодекса в будущем требует детального изучения и корректировки. По результатам слушаний выработаны рекомендации органам законодательной и исполнительной власти по совершенствованию законодательной базы, регулирующей сферу корпоративного управления. В частности, президенту РФ было рекомендовано взять под контроль деятельность соответствующих федеральных органов по развитию и совершенствованию корпоративного управления.
Данный Кодекс разрабатывает ФКЦБ. 12 октября 2001 года в Думе на парламентских слушаниях этот вариант кодекса подвергся резкой критике со стороны бизнеса и Минэкономики.
Как отмечают отдельные исследователи, в связи отсутствия такого документа, Российский бизнес страдает от некачественного корпоративного управления: «проблемы и законодательные пробелы есть во всех сферах: в сфере управления собственностью, в отношениях с финансово заинтересованными лицами, в вопросах структуры и процедур работы советов директоров. Все это плюс финансовая непрозрачность многих АО отпугивает инвесторов. Однако бизнес зачастую не спешит избавится от этих недостатков - ведь кому-то это бывает выгодно»30[30].
Собственно, улучшать качество корпоративного управления можно, внося поправки во многие законы, в т. ч. в законы "Об акционерных обществах" и "О рынке ценных бумаг". Однако есть проблемы взаимоотношений в бизнесе, а также между бизнесом и обществом, в т. ч. морально-этического характера, которые плохо поддаются законодательному урегулированию. Они-то и должны быть решены в кодексе.
Председатель ФКЦБ Игорь Костиков заявил: "Представленный проект кодекса - это основная база эволюции корпоративных отношений в российских компаниях". Эту базу было предложено утверждать законом.
С принятием Кодекса может
Во-первых, в силу того, что, сейчас
граница между законодательным
регулированием и саморегулированием
корпоративных отношений весьма
размыта и кодекс в виде закона
будет практически
Во-вторых, Кодекс должен быть менее рекомендательным, иначе возникает искушение "толковать кодекс как будет угодно".
Говоря о современном
На наш взгляд принятие такого документа в нашей стране крайне необходимо. Как покажет дальнейшее исследование, действующее законодательство далеко не совершенно в содержании норм корпоративного управления.
Характерной чертой любого акционерного общества следует считать разделение функций владения и управления. Отсюда общая для всех АО принципиальная схема управления. Как самостоятельное юридическое лицо АО является собственником своего имущества. Однако управляют этой собственностью акционеры - собственники не имущества, а ценных бумаг (акций).
Одна из основных функций акционеров - создание органов управления АО. Структура этих органов различна. В Великобритании, например, существует двухзвенная система управления, в Германии - трехзвенная, а во Франции применяются обе модели.
Европейский Союз после многих лет дискуссий, имеющих целью установление единых норм, регулирующих структуру управления АО, рекомендует введение трехзвенной системы. Вместе с тем государства - члены Европейского Союза могут передавать вопрос о структуре управления на усмотрение самих компаний.