Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 21:58, курсовая работа
Цель данного курсового исследования состоит в разностороннем объективном изучении, сопоставлении и определении правового положения акционерного общества как юридического лица.
Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих основных задач:
- исследование развития законодательства об акционерных обществах;
- проанализировать иностранное законодательство об акционерных обществах;
- изучить достигнутые правовые и экономические результаты перехода России к практике акционирования производства;
Введение
1. Правовые аспекты функционирования акционерных обществ в Российской Федерации.
1.1. Историко-правовые аспекты развития акционерных обществ
1.2. Правовое положение акционерного общества по Российскому законодательству
1.3. Понятие акционерного общества
2. Управление в АО
2.1. Общие положения об управлении в АО
2.2. Основы управления и органы управления акционерного общества
3. Особенности дочернего АО. Ответственность доминирующего лица и дочернего общества. Организация и ликвидация АО
3.1. Понятие дочернего общества
3.2. Ответственность доминирующего лица и дочернего общества
3.3. Организация и ликвидация АО
Заключение
Список использованной литературы.
В России установлена обязательная трехзвенная система управления: общее собрание акционеров - совет директоров (наблюдательный совет) - исполнительный орган (единоличный или коллегиальный).
Итак, перейдем непосредственно к рассмотрению системы органов управления акционерного общества.
Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров.
Рассмотрим собрание акционеров с точки зрения его состава, который условно можно разделить на три группы:
1. Акционеры, приобретающие акции в целях перепродажи, получения дохода, которых с компанией их связывает чисто денежный интерес. Это мелкие акционеры, каждому из которых принадлежит небольшая доля собственности. Единственная забота такого акционера состоит в том, чтобы эта доля принесла ему как можно больше денег. При возможности увеличения дохода он продает акции и вкладывает деньги в более выгодные ценные бумаги.
2. Акционеры-работники
3. Крупные акционеры, покупающие
акции из предпринимательских
соображений. Один и тот же
инвестор в одних случаях
Влияние указанных категорий акционеров на решения, принимаемые собранием, различно в зависимости от распределения между ними акций.
Компетенция акционерного общества исчерпывающим образом определена в Федеральном законе РФ "Об акционерных обществах" в главе VII Закона «Общее собрание акционеров». Оно не вправе принимать решения по вопросам, которые выходят за рамки этой компетенции, и, следовательно, не может рассматривать вопросы, относящиеся к ведению совета директоров или исполнительного органа. Как отмечает, Е. Тарконовский, в этом преимущество современного законодательства, ликвидировавшего один из крупнейших недостатков ранее действовавшего законодательства, в котором отсутствовало четкое разделение компетенции между различными органами АО31[31].
Однако зачастую на практике данная норма нарушается. По укоренившейся традиции общее собрание во многих случаях носит формальный характер, на нем решаются преимущественно производственные и социальные вопросы и в меньшей мере финансовые. Тем самым смешиваются функции управления производством и капиталом, нарушается распределение компетенции между органами управления, снижается эффективность работы32[32].
Компетенция общего собрания акционеров определена в ст. 48 Закона. К ней, как и в прежней редакции Закона, отнесены различные вопросы управления акционерным обществом. В частности, такие, как: внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции; реорганизация общества; ликвидация общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; определение количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий; принятие решений об одобрении крупных сделок и ряд других вопросов.
В новой редакции Закона ряд полномочий общего собрания акционеров исключен:
- принятие решений о неприменении преимущественного права акционера на приобретение акций общества или ценных бумаг, конвертируемых в акции;
- определение формы сообщения обществом материалов (информации) акционерам, в том числе определение органа печати в случае сообщения в форме опубликования.
Существенно же полномочия общего собрания акционеров не поменялись.
В общем, границы компетенции собрания определяются также тем, что оно не вправе отменять или корректировать решения совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительного органа общества, его директора и правления (дирекции), принятые ими в соответствии с предоставленными им Законом и уставом общества и в рамках действующего законодательства решения.
Кроме того, собрание не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции Законом. Решение вопросов, относящихся к исключительной компетенции собрания не может быть им передано исполнительному органу общества. Эти же вопросы не могут быть им переданы на решение совету директоров (наблюдательному совету) общества, за исключением решения вопросов о внесении изменений и дополнений в устав общества, связанных с увеличением уставного капитала общества.
Говоря о правовом положении общего собрания акционеров, отметим, что при включении в устав положений о полномочиях общего собрания могут возникнуть некоторые проблемы, в связи с чем представляется целесообразным подчеркнуть ряд соображений, которые могут быть учтены при приведении устава общества в соответствие с требованиями Закона об акционерных обществах:
Во-первых, значительная
часть вопросов, решаемых общим собранием
акционеров, вносится на его рассмотрение
советом директоров (п.3 ст.49), если иное
не предусмотрено уставом общества
В этой связи общество заинтересовано в том, чтобы обеспечить ответственный подход органов управления, их должностных лиц, обеспечивающих подготовку вопросов и принимающих по ним на своем уровне решения. Исходя из этого, целесообразно, в уставе записать положение о том, что совет директоров несет ответственность за внесенные на рассмотрение собрания предложения, сославшись на статью 71 Закона.
Как отмечает, Крапивин О.М. «пусть эта ответственность будет носить, как правило, чисто моральных характер, тем не менее сама возможность, сам факт установления определенных требований и санкций к членам совета директоров обнажит существующую проблему, сделает ее предметом внимания, главной по отношению к массе рядовых акционеров, голосующих на годовых собраниях при выборе членов совета директоров».
Кроме того, в целях обеспечения вынесения на решение собрания хорошо и всесторонне проработанных предложений целесообразно, на наш взгляд, регламентировать порядок подготовки проектов решений собрания, отразив его в уставе или каком-либо внутреннем документе общества.
Во-вторых, согласно Закону (гл. Х) к компетенции совета директоров отнесено одобрение сделок с имуществом общества в весьма крупных размерах, что в случае, если такие сделки окажутся неудачными, может принести обществу большие убытки, даже привести его к банкротству.
Поэтому акционерам следует
подумать о том, чтобы защитить себя
в этом плане от разного рода неожиданностей.
Дело в том, что современное российское
уголовное и гражданское
Возможность банкротства
предприятия многократно
В этой связи общим собраниям акционеров целесообразно взять под свой контроль те действия администрации, которые связаны с распоряжением значительными средствами, хотя возможностей для этого, надо прямо сказать, немного.
В этих целях, в частности, возможно предусмотреть правило, согласно которому в годовом отчете совета директоров, решение по которому принимает годовое собрание, должна быть дана полная информация о сделках с имуществом общества в истекшем финансовом году и их результатах.
Особенно осторожными акционерам необходимо быть при принятии собранием решения об одобрении сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет свыше 50% балансовой стоимости активов общества. В данном случае общество рискует потерять сразу половину своего имущества, что практически означает его банкротство. Заметим, что согласно Закону (ст.79) только собрание вправе разрешать такие сделки большинством в 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, присутствующих на собрании.
Не менее осторожными акционерам следует быть на собраниях, на которых решается вопрос о заключении сделок, в которых заинтересованы руководящие работники общества и его крупные акционеры. Законом об акционерных обществах (ст.83) предусмотрено, что решение в данном случае принимается общим собранием акционеров-владельцев голосующих акций большинством голосов акционеров, не заинтересованных в сделке, в следующих случаях:
- если сумма оплаты
по сделке и стоимость
- если сделка и (или) несколько взаимосвязанных между собой сделок являются размещением голосующих акций общества или иных ценных бумаг, конвертируемых в голосующие акции, в количестве, превышающем 2% ранее размещенных обществом голосующих акций.
Видимо, приведенные выше вопросы, по которым согласно Закону решения принимает общее собрание акционеров, целесообразно повторить в уставе общества. Тогда все акционеры будут знать свои права, а внесение этих вопросов в повестку дня собрания не будет для них неожиданным явлением. Они смогут вполне осознанно подготовиться к принятию самостоятельного решения.
В то же время всем акционерам необходимо знать все ограничения на проведение сделок, которые предусмотрены главой ХI "Заинтересованность в совершении обществом сделки" Закона. В этих целях данную главу желательно полностью привести в уставе или ином внутреннем документе общества.
Перейдем к рассмотрению правового положения совета директоров (наблюдательного совета). Характеризуя его функции, как правило, отмечают его роль в качестве контрольного органа. Выполняя функции контроля за хозяйственным управлением фирмой, наблюдательный совет может проверять бухгалтерские книги и все иные документы, а также состояние имущества, наличность, положение дел с ценными бумагами и товарными поставками фирмы. Для этой работы привлекаются как члены совета, так и эксперты по отдельным конкретным вопросам. Правовое положения наблюдательного совета регулируется Главой VIII Закона «Об акционерных обществах».
На практике в управлении акционерного общества наблюдательный совет зачастую не играет серьезной роли. Как отмечает, Е. Таркановский, «в России до сих пор реальный контроль за деятельностью исполнительного органа со стороны совета директоров АО отсутствует, что зачастую приводит к деградации компании и коррупции».
Значение совета директоров заключается в том, что от компетентности членов совета и их добросовестности зависит положение фирмы на рынке. Вместе с тем - и здесь законодательство зарубежных стран едино - он не вправе осуществлять функции непосредственного производственного управления. Напрямую, минуя администрацию, он не может отдавать приказы и распоряжения подразделениям корпорации.
Российский закон
Говоря о компетенции совета директоров, как части системы управления акционерным обществом нужно подчеркнуть, что к исключительной компетенции совета директоров относится: определение приоритетных направлений деятельности общества; созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров общества, за исключением случаев, предусмотренных Законом; утверждение повестки дня общего собрания акционеров; определение даты составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании, и другие вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества и связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров; вынесение на решение общего собрания акционеров ряда вопросов, предусмотренных Законом; одобрение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением обществом имущества и иные вопросы, предусмотренные Законом и уставом общества.
Полномочия совета директоров, закрепленные в новой редакции Закона от 7 августа 2001 года, также как и полномочия общего собрания акционеров, не претерпели существенных изменений, по сравнению со старой редакцией Закона от 26 декабря 1995 года.