Акционерные общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового исследования состоит в разностороннем объективном изучении, сопоставлении и определении правового положения акционерного общества как юридического лица.
Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих основных задач:
- исследование развития законодательства об акционерных обществах;
- проанализировать иностранное законодательство об акционерных обществах;
- изучить достигнутые правовые и экономические результаты перехода России к практике акционирования производства;

Содержание работы

Введение
1. Правовые аспекты функционирования акционерных обществ в Российской Федерации.
1.1. Историко-правовые аспекты развития акционерных обществ
1.2. Правовое положение акционерного общества по Российскому законодательству
1.3. Понятие акционерного общества
2. Управление в АО
2.1. Общие положения об управлении в АО
2.2. Основы управления и органы управления акционерного общества
3. Особенности дочернего АО. Ответственность доминирующего лица и дочернего общества. Организация и ликвидация АО
3.1. Понятие дочернего общества
3.2. Ответственность доминирующего лица и дочернего общества
3.3. Организация и ликвидация АО
Заключение
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА.doc

— 298.00 Кб (Скачать файл)

Но вернемся к правовому  регулированию организации акционерного общества.

Итак, основная форма  создания АО – учреждение (см. приложение 3).

В соответствии с Законом «Об АО», учредителями акционерного общества могут быть как физические лица (граждане), так и юридические. Число учредителей открытого общества не ограничено, закрытого - не может превышать 50, т.е. предельного числа акционеров, установленного законом для закрытых обществ (п.2 ст.10 Закона об АО) Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения им всех акций. Однако общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (п.6 ст.98 ГК РФ).

Законом (ст.66 ГК РФ) предусмотрены  ограничения на участие государственных  органов и учреждений в создании и деятельности хозяйственных обществ. Не вправе выступать их участниками  государственные органы, кроме случаев, когда иное установлено законом. Исключения из этого правила сделаны, в частности, для государственных органов по управлению государственным имуществом.

Учредители акционерного общества заключают между собой  письменный договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества. В договоре определяются также размер уставного капитала, категории и типы выпускаемых акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества (п.1 ст.98 ГК РФ, п.5 ст.9 Закона об акционерных обществах).

Устав является единственным учредительным документом акционерного общества. В п.3 ст.98 ГК названы условия  и сведения, которые должны в него включаться, помимо указанных в п.2 ст.52 ГК, необходимых для всех юридических лиц. Развернутый перечень данных, подлежащих отражению в уставе, содержится в п.3 ст.11 Закона об акционерных обществах. К ним относятся: полное и сокращенное фирменное наименование общества, место его нахождения; тип общества - открытое или закрытое; количество, номинальная стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом; права акционеров - владельцев акций каждой категории и типа; размер уставного капитала общества; структура и компетенция органов управления общества и порядок принятия ими решений; порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается квалифицированным большинством или единогласно; сведения о филиалах и представительствах общества и иные положения, предусмотренные Законом. Указанный перечень дополняется рядом отсылок к уставу, содержащихся в других статьях Закона. Так, в уставе следует определять порядок и сроки осуществления преимущественного права приобретения акций в закрытых обществах (п.3 ст.7); размер резервного фонда, создаваемого в соответствии с п.1 ст.35 Закона. Наряду с этими есть такие условия, вопрос о включении которых решается по усмотрению учредителей общества, а после его создания - общего собрания акционеров. На основании ст.48 Закона уставом может быть предусмотрено отнесение к компетенции совета директоров общества принятия решений об увеличении размера уставного капитала, а также об образовании исполнительного органа общества и досрочном прекращении его полномочий, которые в соответствии с ГК и указанной статьей Закона входят в компетенцию общего собрания акционеров.

Обратимся теперь к порядку  ликвидации АО.

Ликвидация акционерного общества осуществляются в соответствии с общими нормами ГК РФ, устанавливающими основания и порядок их проведения и действующими в отношении любых юридических лиц, а также специальными правилами, предусмотренными Законом об акционерных обществах (ст.15-24). При ликвидации общество прекращает свою деятельность без правопреемства.

Акционерное общество может  быть ликвидировано добровольно - по решению общего собрания акционеров либо по решению суда. Причинами  добровольной ликвидации могут быть: истечение срока, на который создано общество, достижение цели, ради которой оно учреждалось, признание акционерами недостаточной эффективности работы общества и нецелесообразности ее продолжения. В некоторых случаях Закон обязывает общество принять решение о своей ликвидации. Например, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимальной величины уставного капитала, предусмотренной Законом (ст.26, 29 Закона об АО). Ликвидация общества по решению суда осуществляется в случаях, предусмотренных п.2 ст.61 ГК РФ: при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной Законом, либо с иными грубыми нарушениями Закона или других правовых актов, а также в любых случаях, предусмотренных Кодексом. Ликвидация акционерных обществ в связи с несостоятельностью (банкротством) осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве.

Ликвидация общества считается завершенной, а общество прекратившим существование с момента внесения записи об этом в реестр государственной регистрации юридических лиц.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение курсовой работы, подводя итоги и результаты исследования, хочется отметить следующее:

Акционирование стали  новым феноменом социально-экономической практики реформирования России. Оно предельно четко потребовало совершенно нового правового подхода к осмыслению роли и места этого процесса и его правового регулирования.

Это, в свою очередь, дало мощные импульсы для создания и развития обширного круга правовых (нормативных) актов и использования в этих целях как большого потенциала современной российской правовой науки, так и обширного наследия ХVII – начала XX вв., а также богатого опыта правового регулирования процессов акционирования в зарубежных странах. В последнее время был приняты ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», внесены долгожданные изменения в Закон «Об АО», готовится Кодекс корпоративного управления.

Высокой оценки заслуживает  в целом деятельность отечественных законодателей и правоведов, оказавшихся в состоянии в короткие исторические сроки (5-8 лет) своевременно подвести фундаментальную правовую базу под процесс приватизации, акционирования и в целом становления современного российского предпринимательства.

Приходится считаться  с тем, что акционирование, как  и вообще предпринимательство, и  их правовое регулирование все еще  развиты недостаточно, поэтому и  связанные с ними социально-экономические  и правовые проблемы не всегда видны  наглядно.

Более того, как отмечают исследователи, новая редакция Закона «Об акционерных обществах» не решила той проблематики, что накопилась в области функционирования акционерных обществ, за прошедшие семь лет действия Закона.

Новой областью, требующей  внимания правовой науки, организации и продуманного осуществления исследований, является приоритетная проблематика корпоративного управления, на долгие десятилетия остававшаяся вне поля зрения до начала 90-х гг.

Корпоративное управление - перспективная проблематика XXI в. И  российская наука должна более широко обращаться, более оперативно и качественно восходить к уровню понимания, интерпретации и применения проблематики данного рода учеными многих стран.

Для дальнейшего развития корпоративного управления и корпоративных  правоотношений, необходимо скорейшее продуманное принятие Кодекса корпоративного поведения, который должен стать стержнем развивающегося учения о управлении в корпорации (в том числе и АО). 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нормативные акты:

1.        Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 и 2. - М.: Инфра-норма. - 2000.

2.        Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 мая 1995 г. №70-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 8 мая 1995 г. - №19. - Ст. 1709.

3.        Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1964. - №24. - Ст. 407.

4.        Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1 марта 1999 г. - №9. - Ст. 1096.

5.        Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР. - 18 июля 1991 г. - №29. - Ст. 1005.

6.        Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. от 26 апреля 1995 г.) // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. - 6 декабря 1990 г. - №27. - Ст. 356.

7.        Закон РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" / Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 14 января 1993 г. - №2. - Ст. 56.

8.        Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 28 июля 1997 г. №30. - Ст. 3595.

9.        Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. №17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 5 февраля 1996 г. - №6. - Ст. 492.

10.    Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 13 августа 2001 г. - №33. - (Часть I). - Ст. 3423.

11.    Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. №1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера" // Собрании законодательства Российской Федерации. - 26 августа 1996 г. - №35. - Ст. 4142.

12.    Письмо Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31 марта 2000 г. №ИК-04/1608 "Об участии юридических лиц в совете директоров" // Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. - 28 апреля 2000 г. - №4.

13.    Указ Президента РФ от 1 июля 1992 года №721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" // Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации от 6 июля 1992 г. - №1. - Ст. 3.

14.    Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. №86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" // Собрание постановлений Правительства РСФСР. - 1992 г. - №1-2. - Ст. 9.

15.    Постановление Правительства РФ от 29 марта 1994 г. №179 "Об особенностях преобразования в акционерные общества кооперативно-государственных (государственно - кооперативных) предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном комплексе" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994 г. - №2. - Ст. 93.

16.    Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР". – Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - №30. - Ст. 416.

17.    Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности". – Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - №30. - Ст. 418.

18.    Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - №27. - Ст. 927.

19.    Положение о Государственном комитете РСФСР по управлению государственным имуществом. Утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 21 января 1991 г. №35 / СП РСФСР. - 1991. - №11. - Ст. 145.

20.    Положение об акционерных обществах. Утверждено Постановлением Совета министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. №601 / СП РСФСР. 1991. -№6. - Ст. 92. 

 

2. Судебно-арбитражная практика:

21.    Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 апреля 1997 г. №4/8 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" // Российская газета. - 23 апреля 1997 г.

22.    Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 1998 г. №2717/98 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 1998 г. - №9. 

 

3. Специальная литература:

1.        Бандурин А.В., Зинатулин Л.Ф. Экономико-правовое регулирование деятельности корпораций в России - М.: 1999.

2.        Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс.: Учебник в 2 кн. / Кн. 1 – 256 с.; Кн. 2. – 208 с. – М.: Интерпрамс. - 1994.

3.        Власов В.И., Крапивин О.М. Защита прав при продаже акций акционерного общества // Гражданин и право. - №№5, 6. - май, июнь 2001 г.

4.        Зинченко С., Казачанский С., Зинченко О. Акционерное законодательство: испытание практикой // Хозяйство и право. - 1998. - №10.

5.        Кондратов Н. О некоторых особенностях практического применения Федерального закона "Об акционерных обществах // Хозяйство и право, 1998. - №№9. - 10.

6.        Крапивин О.М., Власов В.И. Комментарий к закону Российской Федерации «Об акционерных обществах» - М: Фонд «Правовая культура». - 1999.

7.        Ломакин Д.В. Право акционера на дивиденд: понятие, порядок осуществления // Законодательство. - 1998. - №8.

8.        Макаров Д.А. О некоторых правовых вопросах, связанных с проведением общих собраний акционеров // Журнал российского права. - №9. - сентябрь 2001 г.

9.        Метелева Ю. Право акционера на дивиденд // Хозяйство и право. - 1998. - №7.

10.    Носов С.И. Вопросы совершенствования российского акционерного законодательства // Журнал российского права. - №1. - январь 2001 г.

11.    Плахин А.А. Управление в акционерных обществах. Российское законодательство и зарубежная корпоративная практика // Законодательство. - 1997. - №3.

Информация о работе Акционерные общества