Договор аренды транспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Арендодателем в договоре аренды является собственник имущества, т. е. любое физическое или юридическое лицо, имеющее титул собственника. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Арендатором может быть любое физическое или юридическое лицо.
Что может выступать объектами аренды, сказано в ст. 607 Гражданского кодекса РФ. Это могут быть земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, которое не теряет своих натуральных свойств при его использовании (непотребляемые вещи).

Содержание работы

Введение 4
1 Понятие и общая характеристика договора аренды 6
1.1 Сущность договора аренды 6
1.2 Сроки аренды, виды и формы арендной платы 7
1.3 Договор проката 10
2 Виды договора аренды транспортных средств 12
2.1 Общие положения о договоре аренды транспортных средств 12
2.2 Аренда транспортного средства с экипажем 13
2.3 Договора аренды транспортного средства без экипажа 15
3 Порядок заключения, изменения и расторжения договора аренды
транспортных средств 21
3.1 Порядок заключения договора 21
3.2 Порядок изменения и расторжения договора 21
3.3 Порядок прекращения обязательств по договору аренды 23
4 Ответственность арендатора и арендодателя за нарушение условий
договора аренды транспортных средств 25
Заключение 30
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРС. Договор аренды ТС3.doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

В деятельности хозяйствующих субъектов имеют  место случаи, когда организации  предоставляют на условиях договора аренды транспортные средства своим  работникам. В этой связи организация-арендодатель отказывается возмещать вред, ссылаясь на то, что такая обязанность должна быть возложена на водителя, управляющего автомашиной на основании договора аренды. Однако договор аренды предприятия со своим работником представляет собой форму организации трудовых отношений: водитель остается работником организации, действует в его коммерческих и производственных интересах, пользуется его технической и эксплуатационной базой, т.е. фактически транспортное средство из владения организации не выбывает. А значит, ответственность за причиненный вред в соответствии с главой 59 ГК РФ должна нести организация как собственник транспортного средства - источника повышенной опасности, потому что не признается владельцем источника повышенной опасности лицо, управляющее источником повышенной опасности в силу трудовых отношений с владельцем этого источника.

В другой ситуации, когда предприятие заключает  договор аренды транспортного средства со своим работником не в связи  с необходимостью выполнения тех  или иных производственных задач  или с реализацией его трудовых обязанностей в соответствии с трудовым договором, а исходя из самостоятельной коммерческой деятельности арендатора, субъектом ответственности по ст. 1079 ГК РФ будет являться арендатор. Он осуществляет эксплуатацию транспортного средства по своему усмотрению в рамках его целевого использования и не связан в данном случае с «процессом работы» по трудовому договору с арендодателем. Ответственность за вред, причиненный транспортным средством, эксплуатация которого находится под контролем и производится собственными силами арендодателя, распространяется на арендодателя в соответствии с правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ. При этом он вправе предъявить к арендатору регрессное требование: потребовать от него возмещения сумм, выплаченных третьим лицам (ст. 640 ГК РФ).

 


Гражданская ответственность  владельцев и пользователей транспортных средств может быть ими застрахована, за исключением гражданской ответственности  владельцев автотранспортных средств. В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 г. №40-ФЗ она должна быть застрахована. Данный вид страхования ответственности на сегодняшний день является обязательным. Однако ведутся дискуссии о необходимости введения в России обязательного страхования ответственности не только владельцев автотранспортных средств, но и владельцев других транспортных средств.

Объектом страхования  являются имущественные интересы субъекта, о страховании которого подписан договор (застрахованного лица), связанные с обязанностью последнего в порядке, установленном законодательством, возместить ущерб, нанесенный им третьим лицам в связи с эксплуатацией транспортного средства. Страхователем будет выступать владелец транспортного средства, ответственный в нанесении вреда имуществу или здоровью третьих лиц, или лицо, на которое такая ответственность возложена (ст. 931 ГК РФ). Стороны могут предусмотреть в договорах аренды транспортного средства как с экипажем, так и без экипажа возложение на одного из контрагентов обязанности по страхованию ответственности. Если в договоре соответствующий пункт будет отсутствовать, то обязанность по страхованию ответственности при аренде транспортного средства с экипажем в полном объеме принимает на себя арендодатель, при аренде транспортного средства без экипажа - арендатор.

Судебная практика выявила определенные проблемы при  страховании арендатором арендованного  им транспортного средства. В соответствии с п. 1, 2 ст. 930 ГК РФ имущество может быть застраховано по договору страхования исключительно в пользу лица, имеющего интерес в сохранении застрахованного имущества. Законодатель выделяет в содержании страхового интереса два основных элемента: во-первых, субъективную заинтересованность лица в сохранении имущества; во-вторых, наличие у него прав в отношении застрахованного имущества или связанных с имуществом обязанностей. В Комментарии к ГК РФ указывается, что таким лицом может являться не только собственник имущества, но и, в частности, арендатор. Однако в литературе был поставлен вопрос о наличии у арендатора субъективного интереса в сохранении имущества и практической возможности объективного его определения. Кроме того, было высказано мнение, что «интерес в сохранении имущества... есть только у того, кто несет риск утраты и повреждения данного имущества, но не у того, кто несет ответственность за его утрату и повреждение». В соответствии с этим был сделан практический вывод: арендатор не входит в круг лиц, имеющих страховой интерес в сохранении арендованного имущества.

Если ответственность  за гибель арендованного транспортного  средства перед арендодателем по договору аренды возлагается на арендатора, то в договоре страхования данного  имущества арендатор может являться выгодоприобретателем - лицом, имеющим страховой интерес. К примеру, в договоре будет указано, что арендатор является единственно ответственной стороной за любой ущерб или


вред, причиненный арендуемому  транспортному средству самим арендатором  или третьими лицами. Он обязуется как от своего имени, так и от имени своего страховщика не предъявлять каких-либо претензий арендодателю по указанному ущербу, независимо от причин, его вызвавших, за исключением случаев, происшедших по вине арендодателя или поставленных им лиц. 
По нашему мнению, в практической деятельности арендатору рекомендуется, заключая договор страхования арендованного транспортного средства, указывать в качестве выгодоприобретателя арендодателя как лица, непосредственно несущего риск утраты и повреждения имущества. При этом отпадает необходимость закреплять в договоре аренды те случаи ответственности арендатора перед арендодателем по сохранности арендованного транспортного средства, которые будут застрахованы им, т.е. будут выступать в качестве страхового случая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, в аренда транспортных средств разделяется на две разновидности - аренда транспортного средства с экипажем (ст. 632 - 641 ГК) и аренда транспортного средства без экипажа (ст. 642 - 649 ГК).

Из всего  выше изложенного можно сделать вывод, что если транспортное средство сдается в аренду с экипажем, то большинство обязательств ложится на арендодателя, о чем мы сказали выше. Фактически основные риски по эксплуатации транспортного средства остаются у арендодателя, как и часть налоговых выгод. Он же получает от аренды доходы, и не исключено, что его прибыль сопоставима с прибылью арендатора. Аренда транспортного средства с экипажем по-другому еще именуется фрахтованием на время, в течение которого даже если арендатор получает большую прибыль от использования арендованного имущества, она не сравнима с выгодами долговременного использования актива в приносящей доходы деятельности. Это дает право утверждать, что при аренде транспортного средства с экипажем мы имеем дело с арендой, при которой нет перехода ни права собственности, ни основных рисков и выгод.

Если же автомобиль передается в аренду без экипажа, то большинство обязанностей, а с  ними и часть рисков лежат на арендаторе. При этом арендная плата (а значит, и выручка арендодателя) ниже по сравнению с выгодами от предоставления авто с экипажем. Означает ли это, что аренду транспортного средства без предоставления услуг по управлению и эксплуатации следует квалифицировать как аренду без перехода права собственности, но с передачей основных рисков и выгод от использования объекта? Все зависит от того, насколько велики эти риски и выгоды. Передача транспортного средства без экипажа ко многому обязывает арендатора, он несет немалую ответственность, однако срок аренды, как правило, остается в пределах года, а за столь непродолжительный период арендатор не получит основных экономических выгод от использования автотранспорта. Для этого нужно как минимум эксплуатировать автомобиль годами, а это уже другие взаимоотношения - лизинговые. Договоры финансовой аренды, как правило, заключаются на больший срок, в течение которого автомобиль приносит основной доход. Поэтому аренда транспортного средства без перехода права собственности, но с передачей основных рисков и выгод ближе к лизингу, а не к аренде транспортного средства без экипажа на непродолжительный период. Хотя если организация планирует арендовать по данной схеме автомобили на несколько лет, то, вполне возможно, за этот срок она получит основные экономические выгоды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996г. №14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ. - 29.01.1996. - № 5. - Ст. 410.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. "О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья" ( Утратил силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 N 15.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. N 7.
  3. Авдеев В.В. Договор аренды транспортного средства с экипажем // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. -  2011. -  №12.  
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 3, Пленума ВАС РФ №2 от 04.02.2010 «О Регламенте Дисциплинарного судебного присутствия» (ред. от 22.12.2011) //  Вестник ВАС РФ.  -2010. - № 3.
  5. Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ред. от 28.07.2012) //  Парламентская газета. - 14.05.2002. - №86.
  6. Авдеев В.В. Аренда (лизинг): аренда транспортных средств // Налоги (газета). -  2011. -  № 44.
  7. Бушев А.Ю., Городов О.А., Вещунова Н.Л. и др.. Коммерческое право. Том 1. -  М.: ЮНИТИ –ДАНА, 2008.
  8. Дурново Д.В. Аренда авто - интересные разъяснения по налогам // Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2011. - № 5.
  9. Колбасов В.В. Аренда (лизинг): договор аренды транспортного средства без экипажа, с типовым договором  // Налоги (газета). – 2011. - № 38.
  10. Коммерческое право. Ч. I. / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. - СПб.: С.-Петербургский университет, 2007.
  11. Мозолин В.П.. Гражданское право. В 2-х частях. Часть 2, - М.: Инфра-М, 2010.
  12. Мокроусов О.Арендуем автомобиль: с экипажем или без? // Новая бухгалтерия. -  2011. -№ 3.
  13. Ладнова Е.С. Аренда и лизинг: бухгалтерский учет и налоги // ГроссМедиа. – РОСБУХ. – 2011.
  14. Лукинова Л.Г. Аренда транспортных средств: новый взгляд  // Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2012. -№5.
  15. Синицына В.А. Как считать налоги при аренде автомобиля с экипажем // Упрощенка. – 2012. - № 7.
  16. Тьевар А.Ю. Аренда машины с экипажем: правила для арендатора // Зарплата. - 2011. -№ 9.

 

 

 

 


Приложение 1

Договор № 2

аренды транспортного  средства без экипажа

 

           г. Омск                                                                                11 января 2012 г.

 

Гражданин Российской Федерации Майоров Сергей Юрьевич (паспорт 5401 №266372, выдан 20.11.2005 УВД ЛАО г. Омска), проживающий по адресу: г. Омск, ул. Ленина, д. 5, кв. 92, именуемый в дальнейшем «Арендодатель», с одной стороны, и Открытое акционерное общество «Светлана» в лице директора Михальцовой О.С., действующей на основании Устава, именуемое в дальнейшем "Арендатор", с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

 

1. Предмет  договора

1.1. Арендодатель  передает во временное владение и пользование Арендатору легковой автомобиль марки ВАЗ 21099, государственный регистрационный знак Р999РР55, идентификационный номер (VIN) 21114060257363, год выпуска 2006, двигатель модели 21124 N 1624748, шасси (рама) № (отсутствует), кузов (коляска) № ХТА21114060357462, паспорт транспортного средства: серия 63АВ N 344178 (далее - автомобиль), без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

1.2. Передаваемый  в аренду автомобиль является  собственностью Арендодателя, что  подтверждается Свидетельством о регистрации транспортного средства: серия 55АК №356485, выдано 17 ноября 2007 г.

1.3. Автомобиль  передается укомплектованный в  соответствии с требованиями  технической эксплуатации и правил  дорожного движения.

1.4. Автомобиль  передается в месте подписания договора по адресу: г. Омск, ул. Красный Путь, д. 2.

1.5. Использование  автомобиля не должно противоречить  его назначению.

1.6. В течение  срока аренды Арендатор не  вправе передавать арендуемый  автомобиль в пользование или  в субаренду третьим лицам.

1.7. На срок  действия настоящего договора  Арендодатель оформляет доверенность  и передает соответствующие документы  Арендатору.

1.8. Автомобиль  застрахован по договору ОСАГО  от 3 октября 2010 г. серия ВВВ № 0570880110. Копия прилагается.

1.9. Автомобиль принадлежит Арендодателю на основании договора купли-продажи от 10 ноября 2007 г.

1.10. Арендодатель  гарантирует, что на момент  заключения Договора автомобиль  в споре или под арестом  не состоит, не является предметом  залога и не обременен другими правами третьих лиц.

2. Обязательства  сторон

2.1. Арендодатель  предоставляет, а Арендатор возвращает  автомобиль в исправном состоянии.  Передача осуществляется по акту  приема-передачи, который составляется 10 апреля 2012 г. и подписывается обеими сторонами.

Информация о работе Договор аренды транспортных средств