Договор транспортной экспедиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
1. Комплексное историческое, теоритическо-правовое исследование договора транспортной экспедиции и анализ его реализации в практике функционирования белорусского гражданского права.
2. Изучение процесса возникновения экспедиционных обязательств и его нормативных основ.
3. Характеристика признаков и элементов договора транспортной экспедиции.
4. Определение субъектов и порядка заключения договора транспортной экспедиции.
Задачи исследования:
1. Определить предмет договора транспортной экспедиции, а также дать ему краткую характеристику.
2. Изучить историю возникновения института транспортной экспедиции и его современное состояние.
3. Определить рамки нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере транспортно-экспедиционного обслуживания.
4. Определить порядок заключения и существенные условия договора транспортной экспедиции.
5. Определить и разграничить между клиентом и экспедитором их права и обязанности, а также ответственность сторон предусмотренной за несоблюдение условий договора транспортной экспедиции.

Содержание работы

1. История возникновения экспедиционных обязательств ………………………9
2. Элементы договора транспортной экспедиции……………………………….13
2.1 Предмет и понятие договора транспортной экспедиции ……………….13
2.2 Субъекты договора транспортной экспедиции: их права и обязанности ………………………………………………………………………………….18
2.3 Порядок заключения и существенные условия транспортно-экспедиционных обязательств………………………………………………21
3. Законодательные основы регулирования транспортно-экспедиционной деятельности……………………………………………………………………..26
3.1 Основные нормативно-правовые акты Республики Беларусь, регулирующие экспедиционные обязательства…………………………...26
3.2 Ответственность по договору транспортной экспедиции…………

Файлы: 1 файл

ПРОЕКТ 3.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

В ходе реформы управления автомобильным транспортом, проводимой в 50-60 гг. прошлого века, были созданы министерства транспорта, при которых уже создавались транспортно-экспедиционные предприятия. Но при этом, основы гражданского законодательства 1961 года и Гражданский кодекс 1964 года, все также не содержали правовых норм по составлению договора транспортной экспедиции и не признавали его как самостоятельный. Эту реформу управления автомобильным транспортом принято считать точкой отсчета в развитии и становлении рынка транспортных услуг и началом истории грузовых перевозок [1, c. 124].

Только в 1979 году Совет министров установил, что предоставлять транспортно-экспедиционные услуги могут только автотранспортные мероприятия. В перечень таких услуг входило обслуживание грузоотправителей и грузополучателей при грузоперевозке всеми видами транспорта. Спектр предоставления услуг по грузовым перевозкам разделяли на юридические и производственные операции. Юридические операции включали в себя: заключения договоров грузовой перевозки, определение прав и обязанностей экспедитора, расчет за транспортно-экспедиционное обслуживание и т.п. А в производственные операции включалось: осуществление погрузочных и разгрузочных работ, упаковка, взвешивание, хранение и т.д. [4, c. 123]

В 1981 году был утвержден типовой договор на централизованную грузоперевозку из портов, аэропортов, железнодорожных станций и наоборот. Этот типовой договор транспортной перевозки вошел в историю грузовой перевозки как документ, которым пользовались транспортные компании на протяжении многих лет.

Обычно в литературе при определении цели транспортных обязательств в целом, позволяющей обособить их от других гражданско-правовых отношений и выделить в относительно самостоятельную группу, ссылаются на их направленность на выполнение основной транспортной функции по пространственному перемещению грузов либо на обеспечение выполнения данной функции [2, c 60].

  На взгляд автора, такой подход к определению цели транспортных обязательств является слишком широким и не достаточным для отображения правовой природы каждого из них, в том числе и транспортно-экспедиционного. Выделение пространственного перемещения грузов в качестве цели указанных обязательств на самом деле только лишь подчеркивает их взаимосвязь с транспортным процессом как таковым, и не более того. Поэтому в литературе не случайно отмечается, что, хотя транспортные обязательства и объединяются в относительно самостоятельную группу, они не представляют отдельный обязательственный тип и охватывают собой различные типы и виды обязательств.

Цель обязательства всегда определяется теми интересами, ради достижения которых участники общественных отношений вступают в него и которые есть выражение их объективно существующих экономических потребностей. При этом, поскольку цель обязательства всегда едина, очевидно, что она должна быть общей и охватываться интересами обеих его сторон.

Одной из объективно существующих потребностей международного товарооборота является потребность в осуществлении пространственного перемещения товаров. В большинстве случаев это происходит вследствие вступления участников международного торгового оборота в договорные связи, что сопровождается возложением на одну из сторон договора (как правило, договора купли-продажи) обязанности по доставке либо вывозу этих товаров из одного места в другое, целью и результатом исполнения которой, указанное пространственное перемещение и является. В принципе, ничто не мешает сторонам осуществить такую доставку или вывоз (что, в принципе, одно и то же) самостоятельно своими собственными транспортными средствами. Однако обычно фактическое исполнение этой обязанности возлагается ими на третье лицо путем вступления с ним в самостоятельное обязательство. Исторически первым и наиболее типичным видом такого обязательства является договор перевозки, непосредственно направленный на осуществление транспортировки грузов. [18, c. 90].

Из изложенного подхода к цели транспортно-экспедиционного обязательства вытекают два важных следствия.

Во-первых, специфика указанной цели позволяет отграничить транспортно-экспедиционное обязательство от всех иных обязательств, которые имеют другую экономическую направленность и сами по себе как таковые к осуществлению доставки не приводят (например, договор хранения, договор на производство погрузочно-разгрузочных операций и т. д.).

Во-вторых, общность целевой направленности транспортно-экспедиционного обязательства с другими транспортными обязательствами, направленными на обеспечение доставки груза магистральным транспортом, требует выявления признаков, отграничивающих его от последних, и в первую очередь от обязательства перевозки. Проблема соотношения обязательств, опосредующих транспортное экспедирование грузов, и обязательства перевозки возникла вместе с началом разделения функций экспедитора и перевозчика как самостоятельных участников транспортного процесса, и ее решение в законодательствах и доктрине различных государств осуществлялось по-разному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

2.1. Предмет и понятие договора транспортной экспедиции 

  На данный момент в рамках Организации Объединенных Наций  приняты две конвенции, которые  непосредственно регламентируют порядок оказания некоторых услуг, относящихся к транспортно-экспедиционным. Это Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980 г. и Конвенция ООН об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле 1991 г. Однако ни одна из указанных конвенций до настоящего времени не набрала достаточного числа ратификаций и, следовательно, как международный договор в силу не вступила. Кроме того, необходимо отметить, что указанные конвенции Республикой Беларусь только подписаны, но не ратифицированы. С учетом вышесказанного обе конвенции в практике белорусских экспедиторов могут применяться только в том случае, когда договор транспортной экспедиции прямо предусматривает их применение.

             Таким образом, можно сделать  вывод, что в настоящее время транспортно - экспедиционная деятельность регулируется только национальными источниками.

Основными национальными  источниками правового регулирования  являются:

1. Гражданский кодекс (ст.742 и глава 41);

2. Закон от 05.05.1998 № 140-З  «Об основах транспортной деятельности»;

3. Закон от 13.06.2006 № 124-З  «О транспортно-экспедиционной деятельности»;

4. Правила транспортно-экспедиционной деятельности утвержденные постановлением  Совета Министров РБ от 30.12.2006 № 1766.

Некоторые нормы, регулирующие договоры транспортной экспедиции, содержатся в отраслевом транспортном законодательстве (автомобильном, железнодорожном и т.п.).

         Договор транспортной экспедиции - это договор, в соответствии с  которым одна сторона (экспедитор) обязуется  за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг (комплекса либо отдельной), связанных с перевозкой груза.

          Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что предметом  договора транспортной экспедиции являются отношения по оказанию любых связанных с перевозкой услуг, за исключением самих перевозочных услуг.

          В связи с  этим хотелось бы обратить внимание на следующую довольно часто возникающую  у сторон ошибку в квалификации их отношений. Нередко стороны заключают договор транспортной экспедиции в том случае, когда экспедитор планирует осуществлять перевозки собственным транспортом (транспортом, принадлежащим экспедитору на праве собственности или на иных законных основаниях). Несмотря на то, что законодательством право осуществления перевозок предоставлено экспедитору, отношения, которые в этом случае возникают, будут квалифицироваться не как отношения, вытекающие из транспортной экспедиции, а как отношения, вытекающие из перевозки.

          Соответственно и заключенный между сторонами договор будет квалифицирован:

- если перевозки выполняются  как собственным, так и привлеченным  транспортом, по перевозкам собственным  транспортом - как договор об  организации перевозок, по перевозкам  с использованием привлеченного транспорта - как договор транспортной экспедиции;

- если перевозки выполняются  исключительно собственным транспортом, - как договор об организации  перевозок;

- если перевозки выполняются  исключительно собственным транспортом,  но помимо перевозок оказываются какие-либо связанные с перевозкой услуги (выполнение погрузочно-разгрузочных операций, сюрвейерский контроль, получение необходимых лицензий и разрешений и т.п.), - как смешанный договор (ст. 391 Гражданского кодекса), включающий положения, как договора транспортной экспедиции, так и договора об организации перевозок [6 c. 499].

           Понимание данного нюанса очень важно для осуществления  прав и исполнения обязанностей, поскольку  правовая природа поименованных  договоров весьма различна. В качестве примера можно указать на различные сроки исковой давности.

           Также хотелось бы обратить внимание на неоднозначную норму  Закона от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности». Так, согласно ст. 23 данного Закона экспедитор имеет право «осуществлять перевозку груза собственным транспортом. В этом случае экспедитор заключает с клиентом договор транспортной экспедиции и договор перевозки груза». Гражданским кодексом установлено, что договором перевозки являются накладная или коносамент, а сторонами этого договора выступают отправитель и получатель. Таким образом, складывается следующая ситуация: если клиент по договору транспортной экспедиции не является отправителем груза, то помимо накладной или коносамента от реального отправителя экспедитор обязан оформлять еще одну накладную или коносамент, в которых клиент должен быть указан в качестве отправителя [10].

          Договор транспортной экспедиции заключается исключительно в  письменной форме.

          Экспедитор может заключать  с клиентом договоры двух типов: первый - когда в отношениях с третьими лицами, участвующими в выполнении транспортно-экспедиционных услуг, экспедитор выступает от своего имени (самостоятельно действующее лицо, договорной перевозчик, принципал и т.п.), и второй - когда экспедитор в отношениях с третьими лицами выступает от имени клиента (агент-экспедитор, представитель, поверенный и т.п.).

         Основное отличие состоит  в том, что своими действиями по отношению  к третьим лицам в первом случае экспедитор создает права и обязанности  для себя, а во втором случае - для клиента. Соответственно, если при выполнении договора возникают какие-либо спорные моменты (например, утрата груза), в первом случае экспедитор обязан возместить ущерб клиенту и имеет право взыскать убытки с непосредственного исполнителя, а во втором случае все спорные вопросы клиент будет решать с непосредственным исполнителем, а экспедитор может либо оказывать ему содействие, либо выступать в качестве его представителя. Причем в соответствии со ст.18 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, если договором не установлено иное, считается, что экспедитор принял на себя обязательство действовать от своего имени [11 c. 336].

             Кроме того, согласно ст.16 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности и п.4 Правил договор транспортной экспедиции может быть разовым или долгосрочным. Разовый договор транспортной экспедиции может заключаться в виде поручения на экспедирование по форме, установленной в приложении 1 к Правилам, или (при организации международных перевозок) в форме транспортно-экспедиционных документов (экспедиторская накладная, экспедиторский коносамент и иные), рекомендованных международными организациями в области транспортно-экспедиционной деятельности (ст.19 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности и п.8 Правил) [19].

Существенными условиями  договора транспортной экспедиции являются:

- наименование сторон;

- наименование груза или  способ его определения;

- перечень работ и услуг,  которые выполняет экспедитор, либо  способ его определения;

- стоимость транспортно-экспедиционных услуг (вознаграждение экспедитора) или способ ее определения.

          По согласованию сторон договор  транспортной экспедиции может содержать  дополнительные условия. С  точки зрения автора, целесообразно включать в договор следующие условия:

- порядок оплаты услуг  экспедитора;

- статус экспедитора (экспедитор-агент  или договорный перевозчик);

- ответственность сторон;

-перечень обстоятельств непреодолимой силы и порядок подтверждения их наличия;

- арбитражное соглашение;

- применимое право.

          За исключением случаев, когда подготовка груза к перевозке входит в перечень согласованных договором транспортной экспедиции услуг, клиент обязан заблаговременно, до передачи экспедитору или его представителю, обеспечить подготовку груза к перевозке в соответствии с установленными требованиями.

          Порядок подготовки и предъявления к перевозке различных видов  грузов устанавливается правилами, действующими на соответствующем виде транспорта.

         Экспедитор принимает  и выдает грузы по внешним признакам (количество, вид и состояние упаковки), сопроводительным документам и не несет ответственность за содержание мест или единиц отгрузки.

         Экспедитор не обязан принимать  на себя обязательства, связанные с  подтверждением содержания, веса, стоимости  груза и особого интереса в  доставке.  Принятием груза  экспедитором в свое ведение считается непосредственное получение груза экспедитором или  его представителем, а в случае, если договор транспортной экспедиции предусматривает организацию перевозки  груза, также принятие груза перевозчиком в пункте отправления, согласованном в договоре транспортной экспедиции. Доказательством принятия груза в ведение экспедитора является транспортный документ, выданный экспедитором. При организации перевозки груза доказательством его принятия в ведение экспедитора также может являться транспортный документ, выданный перевозчиком в пункте отправления, определенном в договоре транспортной экспедиции [12, c. 496].

           В случае, когда экспедитор выступает в качестве самостоятельно действующего лица, после принятия груза в свое ведение он обязан по требованию клиента выдать транспортный документ (экспедиторский коносамент, транспортно-экспедиционную накладную и т.д.).

Информация о работе Договор транспортной экспедиции