Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 17:04, курсовая работа
Цель работы:
1. Комплексное историческое, теоритическо-правовое исследование договора транспортной экспедиции и анализ его реализации в практике функционирования белорусского гражданского права.
2. Изучение процесса возникновения экспедиционных обязательств и его нормативных основ.
3. Характеристика признаков и элементов договора транспортной экспедиции.
4. Определение субъектов и порядка заключения договора транспортной экспедиции.
Задачи исследования:
1. Определить предмет договора транспортной экспедиции, а также дать ему краткую характеристику.
2. Изучить историю возникновения института транспортной экспедиции и его современное состояние.
3. Определить рамки нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере транспортно-экспедиционного обслуживания.
4. Определить порядок заключения и существенные условия договора транспортной экспедиции.
5. Определить и разграничить между клиентом и экспедитором их права и обязанности, а также ответственность сторон предусмотренной за несоблюдение условий договора транспортной экспедиции.
1. История возникновения экспедиционных обязательств ………………………9
2. Элементы договора транспортной экспедиции……………………………….13
2.1 Предмет и понятие договора транспортной экспедиции ……………….13
2.2 Субъекты договора транспортной экспедиции: их права и обязанности ………………………………………………………………………………….18
2.3 Порядок заключения и существенные условия транспортно-экспедиционных обязательств………………………………………………21
3. Законодательные основы регулирования транспортно-экспедиционной деятельности……………………………………………………………………..26
3.1 Основные нормативно-правовые акты Республики Беларусь, регулирующие экспедиционные обязательства…………………………...26
3.2 Ответственность по договору транспортной экспедиции…………
Обычно таможенное оформление груза производится или обеспечивается клиентом. Если это прямо предусмотрено договором транспортной экспедиции, таможенное оформление может производиться или обеспечиваться экспедитором.
Экспедитор или его представитель выдает груз в пункте назначения получателю. Выдача груза грузополучателю производится по числу грузовых мест и (или) массе в том же порядке, в каком груз был принят от грузоотправителя.
Если грузополучатель отказывается от приема груза, последний считается выданным ему в момент предоставления груза в распоряжение грузополучателя в соответствии с договором транспортной экспедиции либо законом, применимым в месте выдачи груза.
Порядок выдачи груза перевозчиком получателю определяется правилами, действующими на соответствующем виде транспорта.
Для обеспечения требований, связанных с оказанием
2.2 Субъекты договора транспортной экспедиции: их права и обязанности
Глава 41 Гражданского кодекса, Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», Постановление Совета Министров от 30.12.2006 № 1766 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» и другое законодательство, регулирующее транспортно-экспедиционную деятельность, называют в качестве сторон договора транспортной экспедиции клиента и экспедитора.
В ГК отсутствуют правовые нормы, устанавливающие какие-либо особые требования к сторонам договора транспортной экспедиции.
Закон же дает определения сторон указанного договора с учетом некоторых их специфических признаков. Так, клиент - это грузоотправитель или грузополучатель, которые, заключают с экспедитором договор транспортной экспедиции, а экспедитор - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие право на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности на основании специального разрешения (лицензии), выданного в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст.1 Закона) [5].
Правовое положение клиента по договору транспортной экспедиции определяется через его права и обязанности. Основными обязанностями клиента являются уплата экспедитору вознаграждения и оплата расходов, понесенных в связи с выполнением или организацией выполнения экспедитором определенных договором транспортной экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договор транспортной экспедиции является возмездным. Условие о вознаграждении является определимым существенным условием в договоре транспортной экспедиции. Если в договоре транспортной экспедиции не установлен размер вознаграждения, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнительных обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги.
Из приведенных определений следует, что сторонами договора транспортной экспедиции могут быть как юридические, так и физические лица.
В качестве же специфического признака, которым должен обладать клиент (юридическое или физическое лицо), выступает его правовой статус грузоотправителя или грузополучателя. Лицо, не обладающее таковым статусом, не может быть стороной договора транспортной экспедиции.
В юридической литературе существует и другое мнение, которое расширяет круг потенциальных клиентов. В частности, клиентом в договоре транспортной экспедиции могут выступать наряду с отправителем и получателем груза и другие лица: собственник груза, перевозчик и другие субъекты, интересы которых связаны с перевозкой вследствие наличия договорных отношений с отправителем или получателем груза. Такая точка зрения также жизнеспособна, если договор транспортной экспедиции не увязывать только с перевозкой груза.
Экспедитором могут быть только юридические лица
и индивидуальные предприниматели (а не
физические лица, не имеющие статуса
Кроме того, транспортно-экспедиционная
деятельность относится к числу лицензируемых видов
Выдача лицензий на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности, их дубликатов, внесение в них изменений и дополнений, отказ в выдаче лицензий, приостановление, возобновление, продление срока действия лицензий, прекращение их действия, контроль осуществления транспортно-экспедиционной деятельности осуществляется Министерством транспорта и коммуникаций.
Лицензия выдается сроком на 5 лет и действует на всей территории Республики Беларусь. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата на 5 лет.
К соискателю лицензии (возможному будущему экспедитору) при выдаче лицензии предъявляются следующие лицензионные требования и условия:
- наличие у соискателя лицензии квалифицированных
- соответствие специалистов, ответственных за лицензируемую деятельность, требованиям профессиональной компетентности.
Наряду с указанными требованиями при экспорте грузов к соискателю лицензии предъявляются дополнительные требования и условия, как то:
- обучение в порядке,
установленном Министерством
- наличие подтверждения государственных органов и государственных организаций о прохождении такого обучения работниками организации - соискателя лицензии.
Помимо этого, к экспедитору при осуществлении им лицензируемой деятельности предъявляются следующие лицензионные требования и условия:
1) выполнение лицензиатом лицензионных требований и
2) назначение лицензиатом лица, ответственного за организацию лицензируемой деятельности;
3) выполнение лицензиатом требований законодательства и
международных договоров в
Министерство транспорта и коммуникаций до принятия решения о выдаче лицензии вправе провести проверку и (или) назначить экспертизу соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям. Решение о выдаче (отказе в выдаче) лицензии, внесении в нее изменений и (или) дополнений, приостановлении, возобновлении, продлении срока действия лицензии, прекращении ее действия принимается коллегией Министерства транспорта и коммуникаций и оформляется в установленном порядке приказом.
Необходимо учитывать, что в некоторых случаях имеются
особенности правового
Анализ приведенных выше нормативных правовых актов наглядно свидетельствует о том, что объем услуг, которые могут оказываться экспедиторами, может быть различным в зависимости от характера и вида лицензируемой деятельности. Экспедиторам в тех случаях, когда вид лицензируемой деятельности выходит за рамки понятия транспортно-экспедиторской деятельности и лицензирование отнесено к компетенции других государственных органов, необходимо получить соответствующую лицензию [8, c. 103].
2.3 Порядок заключения и
экспедиции
Гражданский кодекс не содержит каких-либо особых правил о заключении договора транспортной экспедиции. О форме этого договора здесь сказано только то, что она должна быть письменной. Поэтому, если руководствоваться только ГК, порядок заключения этого договора должен подчиняться общим правилам, исходя из положений ГК о заключении гражданско-правовых договоров: договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (ст. 402).
Несоблюдение письменной формы договора транспортной экспедиции не лишает стороны права приводить письменные и другие доказательства (кроме свидетельских показаний) о заключении договора (ст. 163 ГК). Такими доказательствами может быть, в частности, фактическое исполнение договора экспедитором полностью или частично.
В случае разового характера экспедиционная услуга может быть оформлена путем направления клиентом письма-заявки на такую услугу и ее принятия экспедитором.
При заключении договора профессиональными
экспедиторскими организациями часто используются
типовые формы (проформы) договора со стандартным
набором оказываемых
Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима ему для выполнения его обязанностей (в тех случаях, когда экспедитор действует не от своего имени, а от имени клиента).
Ряд особенностей при заключении договора транспортной экспедиции можно обнаружить в нормативных актах хозяйственного законодательства.
Так, в ст. 16 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» предусматривается, что договор транспортной экспедиции может быть заключен в виде поручения экспедитору. Особенности заключения названного договора отмечаются и в ст. 17, и в части третьей ст. 18 данного Закона, суть которых в следующем [15, c. 274].
Клиент выдает поручение экспедитору на выполнение или организацию выполнения транспортно-экспедиционных услуг. Поручение экспедитору может быть выдано клиентом в рамках заключенного долгосрочного договора транспортной экспедиции, а также может быть разовым.
Поручение экспедитору, выданное клиентом в рамках заключенного между ними долгосрочного договора транспортной экспедиции, принимается экспедитором к исполнению немедленно по его получении, если иное не предусмотрено этим договором или не вытекает из поручения. В случае выдачи клиентом поручения экспедитору при отсутствии заключенного договора транспортной экспедиции требуется письменное подтверждение экспедитора о даче согласия на принятие к исполнению такого поручения. При получении клиентом указанного подтверждения договор транспортной экспедиции считается заключенным. Поручение экспедитору должно содержать все данные, необходимые для его надлежащего исполнения.
В том случае, если экспедитор привлекает другого экспедитора для выполнения своих обязанностей по договору транспортной экспедиции, заключается еще один договор транспортной экспедиции. При этом экспедитор, привлекший другого экспедитора, выступает в качестве клиента.
Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденные постановлением Совета Министров от 30.12.2006 № 1766, также отмечают некоторую специфику заключения и даже оформления договора транспортной экспедиции, в частности:
1) договор транспортной экспедиции может заключаться в виде поручения экспедитору по форме согласно приложению к Правилам (п.4);
2) поручение экспедитору, а также подтверждение
3) транспортно-экспедиционные услуги, связанные с организацией перевозки опасных, скоропортящихся и иных грузов, требующих специальных условий перевозки, оказываются экспедитором только при представлении клиентом в письменной форме информации об условиях их перевозки (п.6);
4) при оказании транспортно-
Таким образом, при заключении договора транспортной экспедиции его сторонам следует руководствоваться как общими положениями ГК о договоре, так и особенностями, предусмотренными законодательством. Правовые последствия несоблюдения тех или иных требований могут быть различными, вплоть до признания договора недействительным или незаключенным.
В ст. 402 ГК указано, что договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Применительно к договору транспортной экспедиции ГК не определяет перечень существенных условий. Но это не значит, что в данном договоре вообще нет, и не может быть существенных условий (без таких условий нет и самого договора). Наоборот, Закон «Об основах транспортной деятельности», который относит транспортно-экспедиционную деятельность к транспортной, указывает (хоть и опосредованно) на значимость существенных условий и в договоре транспортной экспедиции: «Производители транспортных работ и услуг имеют право… отказаться от выполнения транспортных работ и услуг при нарушении потребителем транспортных работ и услуг существенных условий договора» (ст.7); «Потребители транспортных работ и услуг имеют право… отказаться от транспортных работ и услуг при нарушении их производителем существенных условий договора» (ст.8).