Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 17:04, курсовая работа
Цель работы:
1. Комплексное историческое, теоритическо-правовое исследование договора транспортной экспедиции и анализ его реализации в практике функционирования белорусского гражданского права.
2. Изучение процесса возникновения экспедиционных обязательств и его нормативных основ.
3. Характеристика признаков и элементов договора транспортной экспедиции.
4. Определение субъектов и порядка заключения договора транспортной экспедиции.
Задачи исследования:
1. Определить предмет договора транспортной экспедиции, а также дать ему краткую характеристику.
2. Изучить историю возникновения института транспортной экспедиции и его современное состояние.
3. Определить рамки нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере транспортно-экспедиционного обслуживания.
4. Определить порядок заключения и существенные условия договора транспортной экспедиции.
5. Определить и разграничить между клиентом и экспедитором их права и обязанности, а также ответственность сторон предусмотренной за несоблюдение условий договора транспортной экспедиции.
1. История возникновения экспедиционных обязательств ………………………9
2. Элементы договора транспортной экспедиции……………………………….13
2.1 Предмет и понятие договора транспортной экспедиции ……………….13
2.2 Субъекты договора транспортной экспедиции: их права и обязанности ………………………………………………………………………………….18
2.3 Порядок заключения и существенные условия транспортно-экспедиционных обязательств………………………………………………21
3. Законодательные основы регулирования транспортно-экспедиционной деятельности……………………………………………………………………..26
3.1 Основные нормативно-правовые акты Республики Беларусь, регулирующие экспедиционные обязательства…………………………...26
3.2 Ответственность по договору транспортной экспедиции…………
Дело в том, что ст. 755 ГК, содержание договора транспортной экспедиции, не называет существенных условий данного вида договора, отсылает к конкретному договору транспортной экспедиции, где стороны могут предусмотреть конкретные условия (обязанности, услуги) и согласятся назвать их существенными.
В ст. 16 Закона не только дается определение договора транспортной экспедиции, но и называются некоторые существенные его условия: «Договор транспортной экспедиции должен содержать конкретный перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые обязуется оказать экспедитор…».
Например, хозяйственный суд Брестской области при рассмотрении иска предприятия «А» к предприятию «Б» о взыскании экспедиторской задолженности в качестве обоснования положительного решения указал на тот факт, что заявка ответчика содержит все существенные для договора транспортной экспедиции условия, а представленная истцом СМR-накладная подтверждает, что перевозка была осуществлена в соответствии с заявкой (об этом свидетельствует совпадение указанных в заявке и СМR-накладной маршрута перевозки, даты погрузки, наименования и веса груза, номерных знаков использовавшегося для перевозки транспортного средства) [17, c. 34].
3. Законодательные основы
Несмотря на то, что территория Беларуси является “большим перекрестком”, наше законодательство до недавнего времени уделяло немного внимания регулированию транспортно-экспедиционной деятельности. Достаточно сказать, что в ранее действовавшем Гражданском кодексе вообще отсутствовали нормы, посвященные транспортной экспедиции. А налоговые органы саму транспортно-экспедиционную деятельность не относили к транспортной. В то же время для того, чтобы заниматься таким видом деятельности, субъект хозяйствования должен был, как и сейчас, выполнить целый ряд условий (см. ранее).
Ситуация начала меняться с принятием Закона Республики Беларусь “Об основах транспортной деятельности”, которой четко определил, что транспортно-экспедиционные услуги относятся к транспортным. Следующим этапом было принятие нового Гражданского кодекса Республики Беларусь (ГК), гл. 41 которого посвящена транспортной экспедиции, а в ст. 742 прямо указано, что смешанные перевозки грузов осуществляются экспедитором по договору транспортной экспедиции.
Основным нормативным актом, регулирующим транспортно-экспедиционные обязательства является закон Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности» принятый Палатой представителей 4 мая 2006 года.
Данный закон определяет правовые и организационные основы осуществления транспортно-экспедиционной деятельности в Республике Беларусь в целях создания условий для обеспечения потребностей экономики и населения в транспортно-экспедиционных услугах.
Законодательство Республики Беларусь в области транспортно-экспедиционной деятельности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из актов Президента Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 года «Об основах транспортной деятельности» (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., № 20, ст. 221), Правил транспортно-экспедиционной деятельности, иных актов законодательства и международных договоров Республики Беларусь [9].
Так данный закон определяет правила транспортно-экспедиционной деятельности, а правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются:
Транспортно-экспедиционная деятельность осуществляется на основании договоров транспортной экспедиции, об организации перевозок грузов, перевозки груза, фрахтования, хранения и иных договоров, заключаемых участниками транспортно-экспедиционной деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Участники транспортно-экспедиционной деятельности свободны в выборе договора, определении его условий, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.
Основными принципами осуществления транспортно-экспедиционной деятельности являются:
К транспортно-экспедиционным услугам относятся:
Государственное регулирование и управление в области транспортно-экспедиционной деятельности осуществляются Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь в пределах их компетенции. [23, c. 180].
Основной целью государственного регулирования в области транспортно-экспедиционной деятельности является защита экономических интересов Республики Беларусь на основе формирования и развития рынка транспортно-экспедиционных услуг.
Контроль в области транспортно-экспедиционной деятельности осуществляется Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, иными республиканскими органами государственного управления, государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, другими государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь в пределах их компетенции.
Так, согласно закона, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение транспортно-экспедиционных услуг, определенных договором.
Договор транспортной экспедиции должен содержать конкретный перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые обязуется оказать экспедитор, и может быть заключен в виде поручения экспедитору.
При необходимости систематического оказания транспортно-экспедиционных услуг между клиентом и экспедитором могут заключаться долгосрочные договоры транспортной экспедиции.
Клиент выдает поручение экспедитору на выполнение или организацию выполнения транспортно-экспедиционных услуг. Поручение экспедитору может быть выдано клиентом в рамках заключенного долгосрочного договора транспортной экспедиции, а также может быть разовым.
Поручение экспедитору, выданное клиентом в рамках заключенного между ними долгосрочного договора транспортной экспедиции, принимается экспедитором к исполнению немедленно по его получении, если иное не предусмотрено этим договором или не вытекает из поручения.
В случае выдачи клиентом поручения экспедитору при отсутствии заключенного договора транспортной экспедиции требуется письменное подтверждение экспедитора о даче согласия на принятие к исполнению такого поручения. При получении клиентом указанного подтверждения договор транспортной экспедиции считается заключенным. Поручение экспедитору должно содержать все данные, необходимые для его надлежащего исполнения.
Экспедитор при исполнении договора транспортной экспедиции может вступать в отношения с третьими лицами от своего имени или от имени клиента.
В отношениях с третьими лицами экспедитор действует от своего имени, если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции. Права и обязанности по договорам, заключенным экспедитором от своего имени, возникают непосредственно у экспедитора.
Экспедитор, вступающий в отношения с третьими лицами от имени клиента, должен иметь доверенность клиента, согласно которой клиент уполномочивает его действовать в таком статусе. Экспедитор на основании выданной ему доверенности обязан передать клиенту оригиналы договоров, заключенных в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента.
В случае привлечения экспедитором другого экспедитора для выполнения своих обязанностей по договору транспортной экспедиции заключается еще один договор транспортной экспедиции. При этом экспедитор, привлекший другого экспедитора, выступает в качестве клиента.
При выполнении перевозки груза в рамках исполнения договора транспортной экспедиции на перевозку груза оформляются транспортные документы, применяемые на отдельных видах транспорта в соответствии с требованиями транспортных уставов и кодексов, иных актов законодательства Республики Беларусь.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор и клиент несут ответственность в порядке и размере, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и законом «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Соглашения экспедиторов с клиентами об ограничении или неприменении установленной законодательством ответственности недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений предусмотрена законодательными актами Республики Беларусь.
В случае если экспедитор докажет, что нарушение обязанности вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки груза, ответственность экспедитора, заключившего договор перевозки груза, перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым соответствующий перевозчик отвечает перед экспедитором.
Экспедитор несет ответственность за не сохранность принятого в свое ведение груза (утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза), происшедшую после его принятия и до выдачи его грузополучателю или иному лицу, уполномоченному на получение груза, если не докажет, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых, от него не зависело.
Принятие экспедитором в свое ведение груза удостоверяется соответствующей отметкой в товарных (товарно-транспортных) документах на груз, заполняемых в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, или выдачей расписки экспедитора [21, c. 110].
Форма и порядок выдачи расписки экспедитора определяются Правилами транспортно-экспедиционной деятельности. Ущерб, причиненный несохранностью груза, возмещается экспедитором в следующих размерах:
При оказании транспортно-экспедиционных услуг, связанных с международными перевозками грузов, ответственность экспедитора за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза определяется в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, и международными договорами Республики Беларусь.