Договорное и обязательственное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:30, реферат

Описание работы

Понятие договора купли-продажи охватывает в настоящее время все договоры, по которым происходит передача вещи за деньги от одного субъекта к другому. Отдельными видами договоров купли-продажи являются договоры: розничной купли-продажи, поставки товаров, поставки товаров для государственных нужд, контрактации, энергоснабжения, продажи недвижимости, продажи предприятия.
В соответствии с п. 1 ст. 454 ГК по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму.

Файлы: 1 файл

ГП лекции.docx

— 587.22 Кб (Скачать файл)

Перевозка грузов железнодорожным  транспортом осуществляется в вагонах  и контейнерах перевозчиков, иных юридических и физических лиц (ст. 5 УЖТ).

Железная дорога обязана подавать под погрузку исправные  вагоны и контейнеры в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. При невыполнении этого требования грузоотправитель вправе отказаться от поданных вагонов или контейнеров. Железная дорога в этом случае обязана  подать взамен указанных вагонов, контейнеров  исправные, пригодные для перевозки  таких грузов вагоны, контейнеры (ст. 20 УЖТ).

Пригодность вагонов  для перевозки данного груза в коммерческом отношении определяется грузоотправителем или железной дорогой в зависимости от того, чьими средствами производится погрузка.

При предъявлении груза  к перевозке отправитель обязан представить на каждую отправку груза  составленную им транспортную железнодорожную накладную. Данная накладная и выданная на ее основании грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза (ст. 25 УЖТ).

Некоторые обязанности  железной дороги, обусловленные выполнением  договора перевозки груза, возникают  как в процессе самой перевозки, так и на завершающем ее этапе. Так, железная дорога по заявлению грузоотправителя или грузополучателя обязана  произвести переадресовку перевозимого груза с изменением грузополучателя или станции назначения.

Обязанностью железной дороги является и уведомление грузополучателя  о прибывших в его адрес  грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Грузополучатель может отказаться от принятия грузов, если качество грузов вследствие повреждения, порчи или по иным причинам изменилось в такой степени, что исключается возможность частичного или полного использования таких грузов по назначению (ст. 34, 36 УЖТ). Обязанностью грузополучателя является окончательный расчет с перевозчиком за оказанные ему транспортные услуги.

Договор воздушной перевозки груза. Особенностью субъектного состава данного вида договоров является то, что в качестве перевозчика в нем выступает эксплуатант, т.е. гражданин или юридическое лицо, обладающее воздушным судном на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта (п. 3 ст. 61 ВК). При этом согласно ст. 100 ВК эксплуатант должен иметь лицензию на осуществление воздушной перевозки грузов.

Отличительной чертой договора воздушной перевозки груза  служит и то, что сторонам данного  договора предоставлено право самим  решать вопрос о сроках доставки груза. При недостижении соглашения по этому  поводу срок доставки устанавливается  правилами перевозок (ст. 109 ВК).

Содержание договора воздушной перевозки груза раскрывает его определение, данное в п. 2 ст. 103 ВК, которое соответствует классическому  определению договора перевозки  груза, содержащемуся в п. 1 ст. 785 ГК. Основные права и обязанности  перевозчика и грузоотправителя примерно аналогичны правам и обязанностям сторон договора перевозки на других видах транспорта.

Вместе с тем  воздушное законодательство с учетом специфики перевозок на данном виде транспорта устанавливает расширенный  круг оснований расторжения договора перевозки груза в одностороннем  порядке по инициативе перевозчика. Такими основаниями являются:

• нарушение грузовладельцем, грузоотправителем таможенных, санитарных и иных правил, установленных законодательством;

• отказ грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним авиационными правилами;

• наличие в грузе  запрещенных к воздушной перевозке  предметов и веществ.

Грузополучатель вправе отказаться от получения поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что качество груза изменилось настолько, что исключается возможность полного и (или) частичного его использования в соответствии с первоначальным назначением (ст. 111 ВК).

Договор фрахтования воздушного судна (воздушный  чартер). На воздушном транспорте наряду с обычным договором перевозки груза достаточно широко применяется договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер). Общая возможность заключения таких договоров безотносительно к конкретным видам транспорта предусмотрена ст. 787 ГК. Особенность договора фрахтования (чартера) состоит в том, что по нему предоставляется для перевозки вся или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов.

По договору фрахтования  воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется  предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или  нескольких рейсов одно или несколько  воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки  грузов (ст. 104 ВК).

Договор воздушного чартера является, как правило, консенсуальным договором, поскольку стороны обычно заблаговременно заключают соглашение о предстоящих перевозках, в связи с чем договор воздушного чартера приобретает некоторые признаки договора об организации перевозок грузов (ст. 798 ГК). Воздушный чартер – договор возмездный.

Договор морской перевозки груза. Согласно п. 1 ст. 115 КТМ по договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт).

Приведенное определение  позволяет сделать два вывода относительно данного договора. Во-первых, он может быть как реальным, так и консенсуальным, о чем свидетельствует употребление слов «передал» или «передаст». Во-вторых, слова «отправитель» или «фрахтователь» означают, что понятием договора морской перевозки груза охватываются два вида договоров: обычный договор перевозки и чартер, которые различаются по своей юридической природе.

Договор морской  перевозки груза подлежит заключению в письменной форме. Наличие и содержание указанного договора могут подтверждаться чартером (в данном случае имеется в виду соответствующий документ), коносаментом или другими письменными доказательствами (ст. 117 КТМ).

Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки судна, а также места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки. Чартер подписывается перевозчиком и фрахтователем или их представителями (ст. 120 КТМ).

Коносамент выполняет функции:

• доказательства наличия договора морской перевозки  груза и его содержания;

• расписки, удостоверяющей принятие груза перевозчиком;

• товарораспорядительного  документа на груз, т.е. документа, распоряжение которым означает распоряжение самим  грузом;

• документа, при  предъявлении которого выдается груз получателю.

Отношения сторон по договору морской перевозки груза  регулируются не только определенными  нормами законодательства или соглашением  сторон, но и торговыми обычаями и обыкновениями.

Развитие обычного права применительно к морской  перевозке грузов привело к возникновению  так называемого формулярного права. Последнее представляет собой неофициальную кодификацию общепринятых торговых обычаев, применяемых при заключении договоров морской перевозки. Соответствующие этим обычаям правила закрепляются в виде стандартных обозначений типа ФОБ, ФАС, СИФ, КАФ. Данные обозначения произошли от сочетания начальных букв английских слов, которые используются в таких случаях.

Договор перевозки груза по внутренним водным путям. Данный вид договора характеризуется теми же общими признаками, которые присущи договору перевозки на других видах транспорта. Содержание договора, права и обязанности сторон регламентированы КВВТ. Заключение данного договора подтверждают транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки (п. 2 ст. 67 КВВТ).

Транспортная накладная  сопровождает груз на всем пути следования, и перевозчик обязан выдать ее вместе с грузом получателю в порту (на причале) назначения. Дорожная ведомость следует  вместе с грузом и после выдачи груза в пункте назначения остается у перевозчика.

Согласно п. 4 ст. 67 КВВТ договор перевозки груза  по внутренним водным путям может  быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего  судна или части его (договор фрахтования).

Договор автомобильной перевозки груза. Обладая общими признаками договора перевозки, закрепленными в ГК, УАТ, Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом, данный вид договора отличается рядом характерных особенностей. Во-первых, на автомобильном транспорте, в отличие от других видов транспорта, не грузоотправитель доставляет груз в пункт погрузки, а само автотранспортное предприятие передает свои машины под погрузку грузоотправителю. Это означает, что транспортный процесс начинается не с момента принятия груза к перевозке, а на более раннем этапе и не на транспортном предприятии, а на территории грузоотправителя. Во-вторых, при перевозке груза с оплатой работы автомобиля по повременному тарифу автотранспортным предприятием оформляется путевой лист, в котором грузоотправителем (грузополучателем) фиксируется пробег и время нахождения автомобиля в его распоряжении.

Ответственность за нарушение транспортных обязательств. Для наступления имущественной ответственности перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств требуется наличие общих оснований, предусмотренных гражданским законодательством, в частности ст. 401 ГК. Поскольку перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если не докажет, что его утрата, недостача или повреждение (порча) произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 796 ГК), одним из оснований ответственности перевозчика является его вина. Примерно таким же образом положение о виновной ответственности перевозчика закреплено в новых транспортных уставах и кодексах (ст. 95 УЖТ, ст. 118 ВК, ст. 166 КТМ, ст. 117 KB ВТ). Это положение нашло отражение и в ст. 132 УАТ.

Приведенная норма  ст. 796 ГК возлагает на перевозчика  бремя доказывания его невиновности. Необходимо отметить, что в указанной  статье не предусмотрены какие-либо основания для освобождения перевозчика  от доказывания отсутствия его вины.

Правила о виновной ответственности по договорным транспортным обязательствам распространяются и  на клиентуру перевозчика.

В соответствии с  п. 1 ст. 796 ГК перевозчик несет ответственность  за утрату, недостачу, повреждение и  порчу груза за весь период нахождения его во владении перевозчика, т.е. с  момента принятия груза к перевозке  и до выдачи груза грузополучателю  или управомоченному им на получение  груза лицу.

ГК устанавливает единые для всех видов транспорта пределы ответственности перевозчика за несохранность груза, сохраняя при этом правила об ограниченной ответственности: ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком лишь в размере стоимости утраченного или недостающего груза либо в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза из-за повреждения или порчи, произошедших в процессе перевозки по причинам, зависящим от перевозчика. При невозможности восстановить поврежденный груз возмещается его стоимость, последняя определяется, исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором. При отсутствии счета или указания цены в договоре следует исходить из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Наряду с возмещением  установленного ущерба, причиненного необеспечением сохранности груза, перевозчик возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость последнего (п. 2, 3 ст. 796 ГК, ст. 96УЖТ).

В транспортных отношениях широкое применение получила практика объявления ценности груза, сдаваемого к перевозке.

Ответственность за просрочку наступает в случаях  виновного несоблюдения транспортного времени, установленного законодательством или соглашением сторон, т.е. времени, в течение которого перевозчик выполняет совокупность всех необходимых операций в пункте отправления груза, в пути его следования и в пункте выдачи груза получателю.

Ответственность за просрочку доставки груза также  носит ограниченный характер (штраф, пени).

Особенностью морской перевозки грузов является возможность возникновения различного рода убытков, которые в законодательстве о перевозках, осуществляемых данным видом транспорта, принято именовать общей и частной аварией.

К общей аварии относятся убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях сохранения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности (ст. 284 КТМ). Наличие признаков общей аварии устанавливается по заявлению заинтересованного лица диспашером, состоящим при Торгово-промышленной палате РФ и назначаемым президиумом Палаты из числа лиц, хорошо знающих теорию и практику морского судоходства, законодательство и обычаи морского права. Диспашером называется эксперт, производящий диспаши. Диспаша (фр. dispache) – расчет убытков при общей аварии, падающих на груз, судно и фрахт и распределяемых между грузовладельцем и судовладельцем.

Информация о работе Договорное и обязательственное право