Договорное регулирование возмездного оказания услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: исследовать теоретическую концепцию развития правового института возмездного оказания услуг.
Для достижения цели было необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику услуге и ее значению в системе современных социально-экономических отношений;
2. На основе анализа действующих норм гражданского законодательства установить проблемы формирования содержания договоров возмездного оказания услуг, оценки надлежащего исполнения и обеспечения исполнения договорных обязательств сторон;
3. Дать характеристику правовому институту возмездного оказания услуг;
4. Определить перспективы развития правового института возмездного оказания услуг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ 6
1.1 Понятие услуги. Правовой режим услуг 6
1.2 Специфика правового регулирования договоров возмездного оказания услуг 9
2. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ 14
2.1 Договор как правовая форма возмездного оказания услуг 14
2.2 Условия договора возмездного оказания услуг и его содержание 18
2.3 Элементы договора возмездного оказания услуг 27
3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ УСЛУГ 32
3.1. Договор об оказании возмездных медицинских услуг 32
3.2 Договор о возмездном оказании юридических услуг 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А 54

Файлы: 1 файл

Курсовая ГП.docx

— 110.13 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОБЩАЯ ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ 6

1.1 Понятие услуги. Правовой режим услуг 6

1.2 Специфика правового регулирования договоров возмездного оказания услуг 9

2. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ 14

2.1 Договор как правовая форма возмездного оказания услуг 14

2.2 Условия договора возмездного оказания услуг и его содержание 18

2.3 Элементы договора возмездного оказания услуг 27

3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ УСЛУГ 32

3.1. Договор об оказании возмездных медицинских услуг 32

3.2 Договор о возмездном оказании юридических услуг 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 49

ПРИЛОЖЕНИЕ А 54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования: сфера услуг в экономике России стремительно развивается. Более того, она одна из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей современной экономики. Эта сфера охватывает широкое поле деятельности – от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества. Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные, спортивные заведения, туристические фирмы и т. д. – практически все организации на сегодняшний день оказывают те или иные услуги. Сегодня сфера услуг опережает производственную сферу по темпам роста и по разнообразию появляющихся новых видов услуг.

Именно это обусловило необходимость  формирования механизма гражданско-правового  регулирования отношений по оказанию услуг. Отдельные виды услуг ранее  регулировались в рамках самостоятельных  типов обязательств, закрепленных в  Гражданском кодексе Российской Федерации. Но расширение сферы услуг  потребовало создания единого правового  режима, который можно было бы распространить на все специально неурегулированные  Гражданским кодексом отношения  об оказании услуг.

Для урегулирования данных отношений  в Гражданский кодекс добавлена  глава 39 «Возмездное оказание услуг». Но, по мнению большинства ученых и  практиков, этого явно недостаточно. Это явилось следствием недостаточной  изученности в цивилистической доктрине категории услуг, хотя ей был посвящен довольно широкий круг исследований, как в советский, так и в постсоветский период.

Значительный вклад в разработку проблем правового регулирования  отношений по оказанию услуг внесли ученые цивилисты Н. А. Баринов, М. И. Брагинский, А. Ю. Кабалкин, Ю. Х. Калмыков, М. В. Кротов, Е. Д. Шешенин, А. Е. Шерстобитов. Их труды стали основой для формирования учения об услугах в российском гражданском праве, которое успешно развивается в работах Е. Г. Шабловой, М. Н. Малеиной, В. В. Кваниной, Д. И. Степанова, О. М. Щуковской и др.

В последнее время появился так  же ряд диссертационных работ  ряда цивилистов, связанных с совершенствованием гражданско-правового регулирования  отношений по техническому обслуживанию различных видов объектов. Это  работы А. Г. Кузнецова, М. Ф. Лукьяненко, С. М. Лурье, Н. И. Нестеровой, В. А. Плетнева и др.

На современном этапе характеризуется  оживлением научного интереса к данной проблеме. В течение последних  десяти-двенадцати лет можно выделить следующие монографические исследования: М. И. Брагинского – содержат главу  «Договор возмездного оказания услуг» (издание – 2002г.); Н. А. Баринова –  «Услуги (социально-правовой аспект) » (издание 2001г.); диссертационные исследования: С. Н. Белозеровой – посвящено гражданско-правовому регулированию в сфере оказания медицинских услуг (2000 г.); О. М. Щуковской – «Правовое регулирование деятельности по оказанию правовых услуг» (2001г.); Л. Б. Ситдиковой – «Правовое регулирование отношений по возмездному оказанию услуг» (2002г., автором исследуются следующие виды услуг: образовательные, медицинские, аудиторские, туристские); С. В. Петровского – «Правовое регулирование оказания Интернет-услуг» (2002г.). Так же следует отметить авторов, которые внесли свой вклад в постановку и разработку отдельных теоретических вопросов гражданско-правового регулирования отношений возмездного оказания услуг. Это: В. А. Кабатов Н. В. Козлова, Ю. В. Романец, Д. И. Степанов, А. Е. Шерстобитов и др.

Но, на сегодняшний день, исследователям не удалось до конца раскрыть сущность услуг и сформулировать такое  определение, которое позволило  бы отграничить услуги от иных правовых явлений. В литературе высказываются  сомнения по поводу возможности конструирования  общего понятия услуг из-за многообразия их разновидностей.

Цель данной работы: исследовать теоретическую концепцию развития правового института возмездного оказания услуг.

Для достижения цели было необходимо решить следующие задачи:

1. Дать характеристику услуге  и ее значению в системе  современных социально-экономических  отношений;

2. На основе анализа действующих норм гражданского законодательства установить проблемы формирования содержания договоров возмездного оказания услуг, оценки надлежащего исполнения и обеспечения исполнения договорных обязательств сторон;

3. Дать характеристику правовому институту возмездного оказания услуг;

4. Определить перспективы развития правового института возмездного оказания услуг.

Объектом исследования являются гражданско-правовые отношения, складывающиеся в сфере оказания услуг.

Предмет исследования. В предмет исследования вошли составляющие элементы этого явления, их внутренние и внешние взаимосвязи, а также практика применения договора возмездного оказания услуг.

Методы исследования. В работе использовались общие (универсальные) методы, присущие всем наукам, в том числе и юридической, в основе которых положены общие законы развития природы, общества, – методы материалистической диалектики, а также основанные на них частнонаучные методы – историко-юридический, сравнительно-правовой, конкретно-социологические, нормативно-догматический, логический, системный как основной метод исследования сложных правовых явлений и др.

Научная новизна исследования состоит в том, что был проведен анализ правового регулирования отдельных отношений, связанных с договорами об оказании возмездных медицинских и юридических услуг.

Теоретическая значимость исследования определяется анализом широкого спектра юридической литературы и судебной практики по вопросу правового регулирования возмездного оказания услуг.

Практическая значимость исследования заключается в анализе опыта применения норм правового регулирования возмездного оказания услуг.

 

1. ОБЩАЯ ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

 

1.1 Понятие услуги. Правовой режим услуг

 

В последнее время в гражданском  законодательстве появились новые  виды договоров об оказании услуг, ранее  неизвестные отечественной правовой системе. Вместе с тем понятие "услуга" в российском праве имеет довольно размытые границы, толкуется учеными  и практиками по-разному и обладает множеством смысловых оттенков.

Статья 128 ГК РФ закрепляет услуги в  качестве объекта гражданских прав. Исходя из лексического толкования статьи, можно прийти к заключению, что  работы и услуги составляют самостоятельную  группу объектов гражданских прав наравне  с имуществом, включающим в себя деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные  права, и другими группами объектов. Таким образом, понятие "имущество" не охватывает собой работы и услуги, хотя договоры на оказание услуг относят  к имущественным договорам.

Согласно классическому определению  обязательство сводится к правам и обязанностям сторон (содержание) и к тому, на что направлены эти  права и обязанности (объект). Как  видно из определения, объект обязательства  может выступать в двух формах: активной (собственно действие) и пассивной (воздержание от действий). Услуги относятся только к первой. Однако сказать, что услуга - это действие, значит сказать очень мало. Очевидно, она является специфическим действием. Следовательно, чтобы определить ее сущность, необходимо указать признаки этого действия, отделить его от действий другого вида.

По общему правилу услуга не имеет  вещественного результата, как операция обладает свойством неосязаемости  и этим кардинально отличается от наиболее распространенных объектов гражданских  прав - вещей. Услуга проявляется в  ее эффекте, который воспринимается зачастую на уровне чувств. Тут же проявляется другое ее свойство - трудность обособления и неотделимость от источника.

Еще одно свойство услуги - синхронность оказания и получения. Получение (принятие) ее заказчиком и процесс оказания услуги исполнителем идут одновременно. При этом только эффект услуги может  сохраняться какое-то, возможно непродолжительное, время. Трудно представить ситуацию, при которой услуга будет оказываться  в одно время, а приниматься - в  другое. Принять услугу до того момента, пока не начат процесс ее оказания, невозможно. Принять услугу после  того, как она оказана, также не представляется возможным. Допустимо  получение в отдельных случаях  эффекта от услуги по истечении некоторого периода времени с момента  завершения процесса ее оказания. Из указанного вытекает свойство несохраняемости услуг. Свойство синхронности оказания и получения услуги в соединении с ее несохраняемостью можно объединить термином "моментальная потребляемость услуг".

Все отмеченное приводит к выявлению  одного из главных свойств услуги - неустойчивости ее качества. Качество - это то, что нельзя исчислить. Оно  проявляется в особенностях, специфических  чертах явления, и уровень качества есть ряд свойств, делающих явление  ценным, значимым. Следовательно, уровень  качества должен определяться набором  признаков выполняемой операции.

Сложность определения критериев  качества связана также с тем, что качество услуг неустойчиво, а потому в гражданском праве  обычно устанавливаются нормы о  том, что не должен совершать исполнитель  услуг, в связи с чем в подзаконных актах закрепляются либо формальные критерии определения качества, либо употребляются юридические конструкции, в основе которых лежит негативное обязывание.

Существует проблема вообще как  разграничить услуги и работы? Различие между ними зафиксировано еще  в римском праве. Работы принято  отделять от услуг по критерию предоставления овеществленного результата: подрядчик, лицо, выполняющее работу, обязан не только осуществить предусмотренную  соглашением сторон деятельность, но и сдать заказчику материальный результат. В то же время исполнитель услуг выполняет только определенную деятельность и не обязан предоставлять какой-либо вещественный результат.

Разграничение по указанному признаку является, пожалуй, единственным бесспорным в цивилистической доктрине, которое нашло отражение в ГК. Лицо, выполняющее работу, обязано произвести спецификацию и сдать результат заказчику (п. 1 ст. 702 ГК). При недостижении результата работа не считается исполненной. Заказчик не вправе вмешиваться в деятельность лица, выполняющего работу (п. 1 ст. 715 ГК). Иначе говоря, заказчика интересует только доброкачественный результат.

Услуга же сводится к совершению ряда действий или осуществлению  определенной деятельности (п. 1 ст. 779 ГК). Безусловно будет достигнут определенный результат, но не в форме вновь созданной или обработанной вещи. В данном случае, представляется, правильнее говорить об эффекте услуги, который можно воспринимать, в отдельных случаях - наблюдать, но не получать как вещь.

Услуги, сгруппированные по признаку отсутствия вещественного результата, можно условно обозначить как "чистые услуги". К ним относятся: перевозки, транспортная экспедиция, договор банковского счета, хранение, поручение, комиссия, агентирование, лечебно - профилактические и многие медицинские услуги, услуги в области культуры и образования, туристские, аудиторские, консультационные, информационные, ветеринарные услуги, услуги связи, доверительное управление имуществом.

С одной стороны, недопустимо причислять какие-либо разновидности работ  к услугам, с другой - в практике существует ряд договоров на выполнение таких операций, которые с некоторой  оговоркой могут быть отнесены к  услугам. Подводя итог, можно сказать, что наряду с "чистыми услугами" выделяются "так называемые услуги", поскольку четкого термина для  подобных услуг - полуработ цивилистика не выработала.

Вместе с указанными группами операций - услуг можно выделить еще одну. Это услуги из смешанных договоров. Их специфический признак: услуги оказываются  на основе договора, включающего элементы различных договоров. Легальное определение смешанного договора приводится в п. 3 ст. 421 ГК. Чем больший объем в объекте обязательства из смешанного договора занимает услуга, тем легче назвать соответствующее действие - объект обязательства услугой.

Таким образом, развитие сферы услуг дает толчок для совершенствования гражданского законодательства. Появляются новые виды договоров об оказании услуг. Однако понятие "услуга" в российском праве имеет довольно размытые границы. Легальное определение услуги приведено в ст. 38 НК: услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности. При этом, толкуется оно учеными и практиками по-разному.

Среди известных типов гражданско-правовых обязательств менее всех разработаны  в ГК как основном отраслевом акте обязательства по оказанию услуг. Договор возмездного оказания услуг подробно изучен в следующей главе работы.

 

1.2 Специфика правового регулирования договоров возмездного оказания услуг

 

Возрастание роли услуг в российской экономике обусловило закрепление  категории «услуги» в Конституции  РФ, ГК РФ, федеральных законах и  иных правовых актах гражданского законодательства РФ. В Конституции РФ гарантируется  свободное перемещение услуг  наряду с товарами и финансовыми  средствами (ч. 1 ст. 8). Ограничения перемещения  товаров и услуг могут вводиться  в соответствии с федеральным  законом, если это необходимо для  обеспечения безопасности, защиты жизни  и здоровья людей, охраны природы  и культурных ценностей (ч. 2 ст. 74). Данные конституционные положения нашли отражение в п. 3 ст. 1 ГК РФ.

Информация о работе Договорное регулирование возмездного оказания услуг