Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 17:13, курсовая работа
Цель данной работы: исследовать теоретическую концепцию развития правового института возмездного оказания услуг.
Для достижения цели было необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику услуге и ее значению в системе современных социально-экономических отношений;
2. На основе анализа действующих норм гражданского законодательства установить проблемы формирования содержания договоров возмездного оказания услуг, оценки надлежащего исполнения и обеспечения исполнения договорных обязательств сторон;
3. Дать характеристику правовому институту возмездного оказания услуг;
4. Определить перспективы развития правового института возмездного оказания услуг.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ 6
1.1 Понятие услуги. Правовой режим услуг 6
1.2 Специфика правового регулирования договоров возмездного оказания услуг 9
2. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ 14
2.1 Договор как правовая форма возмездного оказания услуг 14
2.2 Условия договора возмездного оказания услуг и его содержание 18
2.3 Элементы договора возмездного оказания услуг 27
3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ УСЛУГ 32
3.1. Договор об оказании возмездных медицинских услуг 32
3.2 Договор о возмездном оказании юридических услуг 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А 54
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ 6
1.1 Понятие услуги. Правовой режим услуг 6
1.2 Специфика правового регулирования договоров возмездного оказания услуг 9
2. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ 14
2.1 Договор как правовая форма возмездного оказания услуг 14
2.2 Условия договора возмездного оказания услуг и его содержание 18
2.3 Элементы договора возмездного оказания услуг 27
3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ УСЛУГ 32
3.1. Договор об оказании возмездных медицинских услуг 32
3.2 Договор о возмездном оказании юридических услуг 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А 54
Актуальность исследования: сфера услуг в экономике России стремительно развивается. Более того, она одна из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей современной экономики. Эта сфера охватывает широкое поле деятельности – от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества. Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные, спортивные заведения, туристические фирмы и т. д. – практически все организации на сегодняшний день оказывают те или иные услуги. Сегодня сфера услуг опережает производственную сферу по темпам роста и по разнообразию появляющихся новых видов услуг.
Именно это обусловило необходимость
формирования механизма гражданско-
Для урегулирования данных отношений в Гражданский кодекс добавлена глава 39 «Возмездное оказание услуг». Но, по мнению большинства ученых и практиков, этого явно недостаточно. Это явилось следствием недостаточной изученности в цивилистической доктрине категории услуг, хотя ей был посвящен довольно широкий круг исследований, как в советский, так и в постсоветский период.
Значительный вклад в
В последнее время появился так
же ряд диссертационных работ
ряда цивилистов, связанных с совершенствованием
гражданско-правового
На современном этапе
Но, на сегодняшний день, исследователям не удалось до конца раскрыть сущность услуг и сформулировать такое определение, которое позволило бы отграничить услуги от иных правовых явлений. В литературе высказываются сомнения по поводу возможности конструирования общего понятия услуг из-за многообразия их разновидностей.
Цель данной работы: исследовать теоретическую концепцию развития правового института возмездного оказания услуг.
Для достижения цели было необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику услуге
и ее значению в системе
современных социально-
2. На основе анализа действующих норм гражданского законодательства установить проблемы формирования содержания договоров возмездного оказания услуг, оценки надлежащего исполнения и обеспечения исполнения договорных обязательств сторон;
3. Дать характеристику правовому институту возмездного оказания услуг;
4. Определить перспективы развития правового института возмездного оказания услуг.
Объектом исследования являются гражданско-правовые отношения, складывающиеся в сфере оказания услуг.
Предмет исследования. В предмет исследования вошли составляющие элементы этого явления, их внутренние и внешние взаимосвязи, а также практика применения договора возмездного оказания услуг.
Методы исследования. В работе использовались общие (универсальные) методы, присущие всем наукам, в том числе и юридической, в основе которых положены общие законы развития природы, общества, – методы материалистической диалектики, а также основанные на них частнонаучные методы – историко-юридический, сравнительно-правовой, конкретно-социологические, нормативно-догматический, логический, системный как основной метод исследования сложных правовых явлений и др.
Научная новизна исследования состоит в том, что был проведен анализ правового регулирования отдельных отношений, связанных с договорами об оказании возмездных медицинских и юридических услуг.
Теоретическая значимость исследования определяется анализом широкого спектра юридической литературы и судебной практики по вопросу правового регулирования возмездного оказания услуг.
Практическая значимость исследования заключается в анализе опыта применения норм правового регулирования возмездного оказания услуг.
1. ОБЩАЯ ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ
1.1 Понятие услуги. Правовой режим услуг
В последнее время в гражданском
законодательстве появились новые
виды договоров об оказании услуг, ранее
неизвестные отечественной
Статья 128 ГК РФ закрепляет услуги в качестве объекта гражданских прав. Исходя из лексического толкования статьи, можно прийти к заключению, что работы и услуги составляют самостоятельную группу объектов гражданских прав наравне с имуществом, включающим в себя деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, и другими группами объектов. Таким образом, понятие "имущество" не охватывает собой работы и услуги, хотя договоры на оказание услуг относят к имущественным договорам.
Согласно классическому
По общему правилу услуга не имеет вещественного результата, как операция обладает свойством неосязаемости и этим кардинально отличается от наиболее распространенных объектов гражданских прав - вещей. Услуга проявляется в ее эффекте, который воспринимается зачастую на уровне чувств. Тут же проявляется другое ее свойство - трудность обособления и неотделимость от источника.
Еще одно свойство услуги - синхронность оказания и получения. Получение (принятие) ее заказчиком и процесс оказания услуги исполнителем идут одновременно. При этом только эффект услуги может сохраняться какое-то, возможно непродолжительное, время. Трудно представить ситуацию, при которой услуга будет оказываться в одно время, а приниматься - в другое. Принять услугу до того момента, пока не начат процесс ее оказания, невозможно. Принять услугу после того, как она оказана, также не представляется возможным. Допустимо получение в отдельных случаях эффекта от услуги по истечении некоторого периода времени с момента завершения процесса ее оказания. Из указанного вытекает свойство несохраняемости услуг. Свойство синхронности оказания и получения услуги в соединении с ее несохраняемостью можно объединить термином "моментальная потребляемость услуг".
Все отмеченное приводит к выявлению
одного из главных свойств услуги
- неустойчивости ее качества. Качество
- это то, что нельзя исчислить. Оно
проявляется в особенностях, специфических
чертах явления, и уровень качества
есть ряд свойств, делающих явление
ценным, значимым. Следовательно, уровень
качества должен определяться набором
признаков выполняемой
Сложность определения критериев качества связана также с тем, что качество услуг неустойчиво, а потому в гражданском праве обычно устанавливаются нормы о том, что не должен совершать исполнитель услуг, в связи с чем в подзаконных актах закрепляются либо формальные критерии определения качества, либо употребляются юридические конструкции, в основе которых лежит негативное обязывание.
Существует проблема вообще как разграничить услуги и работы? Различие между ними зафиксировано еще в римском праве. Работы принято отделять от услуг по критерию предоставления овеществленного результата: подрядчик, лицо, выполняющее работу, обязан не только осуществить предусмотренную соглашением сторон деятельность, но и сдать заказчику материальный результат. В то же время исполнитель услуг выполняет только определенную деятельность и не обязан предоставлять какой-либо вещественный результат.
Разграничение по указанному признаку является, пожалуй, единственным бесспорным в цивилистической доктрине, которое нашло отражение в ГК. Лицо, выполняющее работу, обязано произвести спецификацию и сдать результат заказчику (п. 1 ст. 702 ГК). При недостижении результата работа не считается исполненной. Заказчик не вправе вмешиваться в деятельность лица, выполняющего работу (п. 1 ст. 715 ГК). Иначе говоря, заказчика интересует только доброкачественный результат.
Услуга же сводится к совершению ряда действий или осуществлению определенной деятельности (п. 1 ст. 779 ГК). Безусловно будет достигнут определенный результат, но не в форме вновь созданной или обработанной вещи. В данном случае, представляется, правильнее говорить об эффекте услуги, который можно воспринимать, в отдельных случаях - наблюдать, но не получать как вещь.
Услуги, сгруппированные по признаку отсутствия вещественного результата, можно условно обозначить как "чистые услуги". К ним относятся: перевозки, транспортная экспедиция, договор банковского счета, хранение, поручение, комиссия, агентирование, лечебно - профилактические и многие медицинские услуги, услуги в области культуры и образования, туристские, аудиторские, консультационные, информационные, ветеринарные услуги, услуги связи, доверительное управление имуществом.
С одной стороны, недопустимо причислять какие-либо разновидности работ к услугам, с другой - в практике существует ряд договоров на выполнение таких операций, которые с некоторой оговоркой могут быть отнесены к услугам. Подводя итог, можно сказать, что наряду с "чистыми услугами" выделяются "так называемые услуги", поскольку четкого термина для подобных услуг - полуработ цивилистика не выработала.
Вместе с указанными группами операций - услуг можно выделить еще одну. Это услуги из смешанных договоров. Их специфический признак: услуги оказываются на основе договора, включающего элементы различных договоров. Легальное определение смешанного договора приводится в п. 3 ст. 421 ГК. Чем больший объем в объекте обязательства из смешанного договора занимает услуга, тем легче назвать соответствующее действие - объект обязательства услугой.
Таким образом, развитие сферы услуг дает толчок для совершенствования гражданского законодательства. Появляются новые виды договоров об оказании услуг. Однако понятие "услуга" в российском праве имеет довольно размытые границы. Легальное определение услуги приведено в ст. 38 НК: услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности. При этом, толкуется оно учеными и практиками по-разному.
Среди известных типов гражданско-
1.2 Специфика правового регулирования договоров возмездного оказания услуг
Возрастание роли услуг в российской
экономике обусловило закрепление
категории «услуги» в Конституции
РФ, ГК РФ, федеральных законах и
иных правовых актах гражданского законодательства
РФ. В Конституции РФ гарантируется
свободное перемещение услуг
наряду с товарами и финансовыми
средствами (ч. 1 ст. 8). Ограничения перемещения
товаров и услуг могут
Информация о работе Договорное регулирование возмездного оказания услуг