Договорное регулирование возмездного оказания услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: исследовать теоретическую концепцию развития правового института возмездного оказания услуг.
Для достижения цели было необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику услуге и ее значению в системе современных социально-экономических отношений;
2. На основе анализа действующих норм гражданского законодательства установить проблемы формирования содержания договоров возмездного оказания услуг, оценки надлежащего исполнения и обеспечения исполнения договорных обязательств сторон;
3. Дать характеристику правовому институту возмездного оказания услуг;
4. Определить перспективы развития правового института возмездного оказания услуг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ 6
1.1 Понятие услуги. Правовой режим услуг 6
1.2 Специфика правового регулирования договоров возмездного оказания услуг 9
2. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ 14
2.1 Договор как правовая форма возмездного оказания услуг 14
2.2 Условия договора возмездного оказания услуг и его содержание 18
2.3 Элементы договора возмездного оказания услуг 27
3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ УСЛУГ 32
3.1. Договор об оказании возмездных медицинских услуг 32
3.2 Договор о возмездном оказании юридических услуг 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А 54

Файлы: 1 файл

Курсовая ГП.docx

— 110.13 Кб (Скачать файл)

В ГК РФ регулированию отношений  по оказанию услуг отводится значительное место. Принципиальное значение имеет  признание услуги самостоятельным  объектом гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). Получил закрепление в гл. 39 ГК РФ и новый тип договора –  договор о возмездном оказании услуг.

Ввиду разнообразия оказываемых возмездных услуг их регулирование, даваемое в  нормах гл. 39 ГК, является кратким и общим (всего 5 статей) и содержит нормативное предписание, согласно которому общие положения о договоре подряда и положения о бытовом подряде ГК РФ применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг. Ввиду близости отношений подряда и услуг это правило позволяет устранять пробелы в правовом регулировании оказываемых на практике услуг.

Специальное правовое регулирование  договоров возмездного оказания услуг находит свое отражение  в федеральных законах и иных нормативных правовых актах. Прежде всего, правовые основы регулирования отдельных видов деятельности по возмездному оказанию услуг определены на уровне федеральных законов, которые призваны регулировать осуществление деятельности по оказанию наиболее важных с правовой и экономической точек зрения услуг.

Таким образом, недостаточность норм гл. 39 ГК РФ восполняется нормами федеральных  законов и иных правовых актов, посвященных  отдельным видам деятельности по оказанию услуг, к которым согласно п. 2 ст. 779 ГК РФ относятся: услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию. Данные правовые акты носят преимущественно  комплексный характер.

Но приходится с сожалением отметить, что не все услуги получают законодательное  оформление.1

В тех случаях, когда одной из сторон договора возмездного оказания услуг является гражданин, использующий, заказывающий либо имеющий намерение  заказать услуги для личных бытовых  нужд, такой гражданин пользуется правами, предоставленными потребителю  Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» и изданным в  соответствии с ним иными правовыми  актами.

Отношения, регулируемые законодательством  о защите прав потребителей, могут возникать из различных договоров возмездного оказания услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя-гражданина, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности. Под действие Закона о защите прав потребителей подпадают, находящиеся в различных перечнях услуги, регулируемые различными договорами, такие, например, как медицинские, туристические, риэлторские.2

Закон о защите прав потребителей является основополагающим нормативным  правовым актом в области защиты прав потребителей. Вместе с тем, многие вопросы, связанные с применением  данного Закона, регулируются ГК РФ, а также другими федеральными законами, которые устанавливают  требования к качеству и безопасности услуг.

Определенным недостатком Закона о защите прав потребителей является отсутствие разграничения договоров  на оказание работ и договоров  на оказание услуг – всюду в  соответствующих случаях указывается  «работы (услуги». В целом Закон о защите прав потребителей направлен на усиление гарантий защиты прав потребителей и на урегулирование отношений между потребителями и предпринимателями в рыночных условиях.

Особое место среди нормативных  правовых актов, регулирующих возмездное оказание услуг, занимают утвержденные в разное время Правительством РФ правила оказания отдельных видов услуг, в которых указывается порядок заключения соответствующих договоров, права потребителя услуг и исполнителя, обязанности сторон, а также их ответственность за нарушение договора. Правила детализируют порядок приема и оформления заказов на услуги, сам процесс оказания услуг, а также порядок и форму их оплаты.

В частности, заслуживают внимания положения, относящиеся к обязательному  объему информации, предоставляемой  предпринимателем; выдаче документов, которые служат формой договора; набору обязательных условий договора; исчислению срока и последствий его нарушения; правам потребителя при обнаружении  недостатков в исполненном заказе; порядку расчетов (оплаты) заказа.

При этом Правила отражают особенности  оказания услуг в соответствии с  положениями ГК РФ о публичном  договоре. Нормы Правил обязательны  для всех предпринимателей, кроме  тех, которые носят диспозитивный  характер и допускают в договоре иное.

Также важную роль в применении законодательства, регулирующего отношения по оказанию услуг потребителю, играет судебная практика.

В целом, как законы, так и правила  оказания отдельных видов услуг  не отступают от общих положений, сформулированных в главе 39 ГК РФ. Таким  образом, специальная нормативная  регламентация деятельности по оказанию услуг может осуществляться только путем закрепления определенных требований, как к процессу оказания услуги, так и к ее качеству.

Правовое регулирование отношений  по оказанию услуг осуществляется и  международными актами. В частности, принятое в рамках Всемирной торговой организации Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) от 15.04.1994.

Выделение возмездного оказания услуг в качестве предмета самостоятельного договорного типа позволило отграничить действие норм, регулирующих данные отношения, от соответствующих норм о подряде, отразив присущие услугам особенности.

Подводя итог вышеизложенному, можно  выделить следующий ряд особенностей правового регулирования договоров возмездного оказания услуг.

  1. Договоры возмездного оказания услуг на сегодняшний день урегулированы главой 39 ГК РФ (общее правовое регулирование), многочисленными федеральными законами и утверждаемыми Правительством РФ правилами оказания отдельных видов услуг (специальное правовое регулирование), а также нормами международного права.
  2. В условиях постоянного расширения сферы оказываемых потребителям услуг в ГК РФ договоры, опосредствующие более десятка разновидностей услуг, выделены в отдельные главы. В тоже время для регулирования всех других видов услуг создана одноименная глава 39 «Возмездное оказание услуг», включающая 5 статей, которые распространяют свое действие в равной мере на любой договор оказания услуг, отвечающих трем родовым признакам: 1) предмет договора составляют услуги; 2) услуги предоставляются за плату; 3) договор не вошел в особо выделенные в ГК РФ типы (виды) договоров.
  3. Специальное правовое регулирование отдельных разновидностей не поименованных в ГК РФ договоров возмездного оказания услуг осуществляется иными нормативными актами (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и основанные на них иные нормативные акты).
  4. В силу узкого набора норм, рассматриваемых в главе 39 ГК РФ и потребности в отражении широкого круга специфических договоров, следует ожидать, что круг специально урегулированных договоров возмездного оказания услуг актами, принятыми за пределами ГК РФ, а возможно и дополнительно включенными в сам Кодекс главами, будет расширяться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

 

2.1 Договор  как правовая форма возмездного  оказания услуг

 

Договор возмездного оказания услуг  впервые выделен как состоятельный  вид договора в новом Гражданском  кодексе РФ.

Нормы договора возмездного оказания услуг определены в ст. 779-783 главы 39 Гражданского кодекса РФ. Однако эти  нормы регулируют не все нюансы отношений, которые возникают при оказании услуг. Так же, данный договор имеет  много общего с договором подряда. Поэтому к данному договору применяются  еще и общие положения о  подряде, а так же нормы о бытовом  подряде, содержащиеся соответственно в ст. 702-729 и в ст. 730 – 739 ГК РФ.

Договор возмездного оказания услуг - это своеобразный вид договора. Его своеобразие в регулировании разнообразных услуг в большом количестве, которые оказываются в различных областях человеческой деятельности и имеют различные цели. Фактором, объединяющим данные услуги, служит их характер, заключающийся в том, что результат услуг не имеет овеществленного выражения. Статья 779 ГК РФ гласит: По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Таким образом, предметом договора оказания услуг являются сами действия или определенная деятельность. Она может заключаться в оказании медицинской помощи, проведении консультаций, предоставлении услуг связи, ветеринарных, аудиторских, информационных услуг, а также услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, кроме услуг указанных в п. 2 ст. 779 ГК РФ.

В некоторых случаях при оказании подобного рода услуг достигается  и материальный результат, но он является скорее способом, орудием достижения неовеществленного результата. Особенно часто это имеет место при оказании медицинских услуг, где лечение может сочетаться с установкой протезов, пломб и т. д.

Предметом данного вида договора служит совершение действий по заданию заказчика (так же как и для договора подряда). Но между ними существуют и существенное различие: в договоре подряда конечной целью служит получение определенного  результата и именно этот результат  подлежит принятию и оплате. А в  договоре возмездного оказания услуг  материальный результат действия отсутствует, оплачивается же непосредственно сама услуга. По этой причине стадии сдачи  и приемки работы в договоре возмездного  оказания услуг не выделяются. Согласно этому договору исполнитель обязан со своей стороны совершать определенные действия или осуществлять определенную деятельность, а заказчик – их оплачивать.

По своей правовой природе договор  возмездного оказания услуг является консенсуальным (то есть права и обязанности сторон возникают с момента заключения соглашения между ними), возмездным, двусторонне-обязывающим.3

ГК РФ не содержит каких-либо специальных норм, определяющих форму договора возмездного оказания услуг, в связи с чем к такой модели договоров применяются общие положения гражданского законодательства. Договоры возмездного оказания услуг должны совершаться в простой письменной форме, кроме сделок, требующих нотариального удостоверения.

Договор возмездного оказания услуг  заключается, как правило, в письменной форме путем составления 2 экземпляров, по одному для каждой из сторон. Сторонами  договора возмездного оказания услуг  являются исполнитель и заказчик, это могут быть как физические, так и юридические лица.

Договор признается заключенным, если между сторонами в требуемой  в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договор возмездного оказания услуг может считаться заключенным, если в нем перечислены определенные действия (перечень услуг), которые исполнитель обязан совершить, либо указана определенная деятельность, которую он обязан осуществить. [36]

Следует учитывать, что в договоре возмездного оказания услуг может  отсутствовать материальный результат  действия (это касается адвокатских  и аудиторских услуг, налоговых  консультаций, услуг по обслуживанию в гостиницах, туристического обслуживания и др.) в отличие, например, от договора подряда, где заказчика интересует исключительно материальный результат  работ.

Об этом же свидетельствует и  судебная практика. Так, суд, ссылаясь на положения статьи 779 ГК РФ, разъяснил, что договор, предметом которого является не результат совершения определенных действий, а сами действия, по своей сути является договором возмездного оказания услуг, а не договором подряда.  [40]

Кроме того, услугодатель обязан оказать нематериальные услуги лично (то есть этот вид договора тесно связан с личностью как носителем специальных знаний и навыков), если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг.

Заказчик обязан оплатить оказанные  ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 ГК РФ; п. 2 письма Президиума ВАС РФ от 29.09.1999 N 48).

При невозможности исполнения договора, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не оговорено в законе или  договоре возмездного оказания услуг (п. 2 письма Президиума ВАС РФ от 29.09.1999 N 48).

Арбитражная практика также свидетельствует  о том, что при невозможности  исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме. [41]

В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые  ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено  законом или договором возмездного  оказания услуг.

Надо отметить, что договор возмездного  оказания услуг имеет некоторые  отличия от других гражданско-правовых договоров: он может быть расторгнут не только с обоюдного согласия, но и в одностороннем порядке.

При этом инициатива расторжения договора может принадлежать как заказчику, так и исполнителю. Однако последствия  предъявления соответствующего требования существенно различаются. Это зависит  от того, какой из сторон оно (требование) предъявлено.

Информация о работе Договорное регулирование возмездного оказания услуг