Доверительное управление имуществом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы настоящего исследования определяется возрастающей ролью доверительного управления имуществом, призванного сформировать новый слой управляющих, специалистов в сфере рыночной экономики. Доверительное управление имуществом является правовой формой опосредования долгосрочного инвестирования в реальный сектор экономики, включая военную и сырьевую промышленность, науку, образование, агропромышленный комплекс. В России существует потенциал коммерческой элиты нового типа, владеющей знаниями в области финансового менеджмента, способных извлечь прибыль независимо от конкретной природы капитала.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ………………………..6
1.1. История развития доверительного управления имуществом………..6
1.2. Понятие доверительного управления имуществом………………….17
2. ДОГОВОР ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ…..…...20
2.1. Понятие и значение договора доверительного управления имуществом…………………………………………………………….20
2.2. Элементы договора доверительного управления имуществом…….29
2.2.1. Субъекты доверительного управления имуществом……….....31
2.2.2. Объекты доверительного управления имуществом…………...36
2.3. Содержание договора доверительного управления имуществом….40
2.3.1. Права и обязанности доверительного управляющего………...43
2.3.2. Права и обязанности учредителя управления и выгодоприобретателя……………………………………………51
2.4. Основания возникновения и прекращения отношений по доверительному управлению имуществом…………………………..53
3. ОСОБЕННОСТИ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ИМУЩЕСТВА…………………………………………………….…...56
3.1. Доверительное управление недвижимым имуществом……………56
3.2. Доверительное управление ценными бумагами……………………62
3.3. Доверительное управление исключительными правами………….67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….....76

Файлы: 1 файл

Диплом по доверительному управлению.doc

— 438.50 Кб (Скачать файл)

 


 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО  ИНСТИТУТА ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ………………………..6

    1. История развития доверительного управления имуществом………..6
    2. Понятие доверительного управления имуществом………………….17

2. ДОГОВОР ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ…..…...20

    1. Понятие и значение договора доверительного управления имуществом…………………………………………………………….20
    2. Элементы договора доверительного управления имуществом…….29
      1. Субъекты доверительного управления имуществом……….....31
      2. Объекты доверительного управления имуществом…………...36
    3. Содержание договора доверительного управления имуществом….40
      1. Права и обязанности доверительного управляющего………...43
      2. Права и обязанности учредителя управления и выгодоприобретателя……………………………………………51
    4. Основания возникновения и прекращения отношений по доверительному управлению имуществом…………………………..53

 

3. ОСОБЕННОСТИ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ИМУЩЕСТВА…………………………………………………….…...56

3.1.     Доверительное управление  недвижимым имуществом……………56

3.2.     Доверительное управление  ценными бумагами……………………62

3.3.     Доверительное управление  исключительными правами………….67

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..73

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….....76

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность темы настоящего исследования определяется возрастающей ролью доверительного управления имуществом, призванного сформировать новый слой управляющих, специалистов в сфере рыночной экономики. Доверительное управление имуществом является правовой формой опосредования долгосрочного инвестирования в реальный сектор экономики, включая военную и сырьевую промышленность, науку, образование, агропромышленный комплекс. В России существует потенциал коммерческой элиты нового типа, владеющей знаниями в области финансового менеджмента, способных извлечь прибыль независимо от конкретной природы капитала.

Правовая схема доверительной собственности широко применяется в странах англо-американской системы права и служит для разнообразных практических целей: семейных (управление имуществом несовершеннолетних наследников и др.), охраны имущества недееспособных лиц, осуществления благотворительной деятельности в интересах конкретных субъектов или неопределенного круга лиц. Одной из характерных черт современной доверительной собственности является ее распространение на коммерческую сферу. Правовая модель доверительной собственности может применяться при инвестиционной деятельности, предоставлении услуг клиентам банков и иных кредитных организаций, реализации схем участия работников в прибылях компаний, а также проведении процедуры банкротства: имущество банкрота может передаваться в доверительную собственность для осуществления предусмотренных законом действий в пользу кредиторов. Траст создается для управления денежными фондами целевого назначения в интересах широкого круга лиц, в особенности пенсионными.

Доверительные правоотношения как самостоятельный институт характерны не только для системы общего права, в которой они нашли наибольшее применение. О возросшем интересе стран с континентальной системой права к трастовым отношениям говорит и факт принятия Гаагской конвенции о трасте.1

Доверительные правоотношения как институт российского гражданского права на законодательном уровне урегулированы нормами гл.53  части второй Гражданского кодекса Российской Федерации.2 В России же, подобно другим странам с континентальными системами права, доверительные правоотношения признаются обязательственными, вытекающими из соглашения, и, соответственно, самостоятельным видом договора  доверительного управления имуществом.

Целью данной работы является анализ состояния правового регулирования отношений, порождаемых договором доверительного управления имуществом в современной России. Для достижения этой цели поставлены следующие конкретные задачи:

1) исследование истории развития института доверительного управления имуществом;

2) анализ понятия доверительного управления имуществом;

3) рассмотрение понятия и значения договора доверительного имущества;

4) исследование элементов договора доверительного управления имуществом;

5) анализ содержания договора доверительного управления имуществом;

6) рассмотрение оснований возникновения, изменения и прекращения отношений по доверительному управлению имуществом;

7) провести исследование особенностей доверительного управления  отдельными видами имущества.

Методологической основой данной работы являются методы сравнительно-правового, исторического  и системного анализа, сравнительный анализ правовых позиций российских учёных. Объектом исследования являются правоотношения по доверительному управлению имуществом. Предметом исследования служат законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие при доверительном управлении имуществом.

Проблемам в области управления имуществом посвящены работы таких учёных-правоведов, как профессоры, докторы юридических наук Т.Е. Абова,              В.А. Дозорцев, И.А. Зенин, А.Ю. Кабалкин, Н.С. Ковалевская, Е.А.Суханов, О.Н. Садиков, Ю.К. Толстой и др., которые были использованы в ходе настоящего исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ

 

 

    1.   История развития доверительного управления имуществом

 

 

Доверительное управление имуществом является правовым институтом в системе российского гражданского права, имеющим особенности регулирования в сфере гражданского оборота, в том числе в предпринимательской деятельности. Доверительное управление имуществом вошло в российское законодательство в соответствии с ч.4 ст. 209 и гл. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве самостоятельной правовой формы управления чужим имуществом, осуществления всех правомочий собственника в едином процессе предпринимательской деятельности по управлению чужим имуществом. Правовая модель доверительного управления возникла как конкурентная по отношению к праву хозяйственного ведения и оперативного управления, памятникам "единой фабрики" социалистического народного хозяйства.3

Право оперативного управления было введено Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик 1961 г.,4 чему предшествовала разработка модели права оперативного управления академиком                      А.В. Венедиктовым.5 В  Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.6 правовая модель оперативного управления была внесена в 1987 г. и определялась следующим образом: имущество, закрепленное за государственными, межколхозными, государственно-колхозными и иными государственно-кооперативными организациями, состоит в оперативном управлении этих организаций, осуществляющих в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения имуществом   (ст.93.1 ГК РСФСР).

Согласно ст.ст. 294, 295 ГК РФ, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Кодексом. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Таким собственником являются соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, последнее распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления удовлетворяли потребности плановой экономики, но в рыночной экономике нередко оказываются неэффективными. Например, в случаях ликвидации, несостоятельности (банкротства) унитарных государственных или муниципальных предприятий возможна передача имущества государством-собственником в доверительное управление предпринимателям-управляющим, специалистам в области финансового менеджмента. Ликвидация унитарных предприятий по мотивам неэффективности деятельности также влечет за собой внедрение доверительного управления государственным имуществом, передачу его в руки - доверительных управляющих.7

В частном обороте применение права доверительного управления весьма актуально, оно касается управления имуществом коммерческих организаций, внешнего и конкурсного управления имуществом несостоятельных лиц, управления имуществом паевых инвестиционных фондов, ценными бумагами приватизированных предприятий (акционерных обществ и других коммерческих организаций), денежными средствами коммерческого банка (трастовые операции), накопительной частью трудовых пенсий граждан и иными активами частного оборота.8 Словом, доверительное управление применимо в публичных целях (управление государственным имуществом) и в частных интересах (управление имуществом частных (физических и юридических) лиц). Доверительное управление имеет признак доверительности, который указывает на постепенность и преемственность смены управленческих элит, смены директоров управляющими на основе сотрудничества и взаимного доверия хозяйственной и коммерческой элит.

В доверительном управлении профессионализм управляющего, самостоятельный характер его деятельности в конкурентной рыночной среде имеет безусловный приоритет перед контролем учредителя управления над процессом управления имуществом (капиталом). Особую проблему представляет соотношение доверительного управления, права хозяйственного ведения и права оперативного управления как правовых форм реформирования управления стратегически значимым для государства имуществом. Приватизация государственного имущества - исторический гуманитарный акт. Это подтверждается тем, что сегодня имеется частная собственность и свободная предпринимательская инициатива в тех сферах, которые обслуживают человека: производство потребительских товаров и бытовых услуг, оптовая и розничная торговля потребительскими товарами и т.д.9 Еще до 1997 г. приватизировано 65% государственных предприятий, существовавших в России при Советской власти. Тогда и был подведен определенный итог приватизации принятием Федерального закона   от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".10

Оставшиеся в государственной собственности по состоянию на 1997 г. 35% государственных предприятий, составлявших государственную экономику России, можно было назвать стратегической экономикой России (оборонно-промышленный комплекс, НИИ, КБ, железные дороги, связь, контроль государства за использованием капитала в частных стратегически значимых корпорациях). Концепции реструктуризации, предложенные в 1997-2001 гг., подкрепленные кредитами МВФ и направленные на реформирование стратегической экономики, практически не дали результата, потому что не имели идейно-политической основы, отличались фрагментарностью и отсутствием целостного и масштабного подхода к проблемам кадровой реформы и технической модернизации стратегической экономики.11

В качестве мер повышения эффективности процесса приватизации и управления государственным имуществом Министерству государственного имущества Российской Федерации, Российскому фонду федерального имущества и Министерству экономики Российской Федерации было поручено:

- провести проверку эффективности  управления всеми государственными  унитарными предприятиями, пакетами акций, находящимися в федеральной собственности, федеральной недвижимостью, включая объекты, не завершенные строительством, а также собственностью, находящейся за рубежом;

- разработать систему контроля  и стимулирования работы руководителей государственных унитарных предприятий, представителей государства в акционерных обществах;

Информация о работе Доверительное управление имуществом