Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 20:36, курсовая работа
Актуальность темы настоящего исследования определяется возрастающей ролью доверительного управления имуществом, призванного сформировать новый слой управляющих, специалистов в сфере рыночной экономики. Доверительное управление имуществом является правовой формой опосредования долгосрочного инвестирования в реальный сектор экономики, включая военную и сырьевую промышленность, науку, образование, агропромышленный комплекс. В России существует потенциал коммерческой элиты нового типа, владеющей знаниями в области финансового менеджмента, способных извлечь прибыль независимо от конкретной природы капитала.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ………………………..6
1.1. История развития доверительного управления имуществом………..6
1.2. Понятие доверительного управления имуществом………………….17
2. ДОГОВОР ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ…..…...20
2.1. Понятие и значение договора доверительного управления имуществом…………………………………………………………….20
2.2. Элементы договора доверительного управления имуществом…….29
2.2.1. Субъекты доверительного управления имуществом……….....31
2.2.2. Объекты доверительного управления имуществом…………...36
2.3. Содержание договора доверительного управления имуществом….40
2.3.1. Права и обязанности доверительного управляющего………...43
2.3.2. Права и обязанности учредителя управления и выгодоприобретателя……………………………………………51
2.4. Основания возникновения и прекращения отношений по доверительному управлению имуществом…………………………..53
3. ОСОБЕННОСТИ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ИМУЩЕСТВА…………………………………………………….…...56
3.1. Доверительное управление недвижимым имуществом……………56
3.2. Доверительное управление ценными бумагами……………………62
3.3. Доверительное управление исключительными правами………….67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….....76
- создать систему
- установить ответственность и
стимулы для доверительного
Таким образом, уже в 1998 г. Правительством России была совершенно четко осознана необходимость передачи в доверительное управление не только акций стратегически значимых акционерных обществ, но и иного имущества. Обосновано был также сделан акцент на том, что доверительный управляющий является лицом, способным обеспечить эффективное управление государственным имуществом и для которого юридически возможно "установить ответственность и стимулы...". Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г.13 была одобрена Концепция управления государственным имуществом, в которой были совершенно корректно расставлены акценты в плане соотношения хозяйственного ведения и оперативного управления.
В Концепции, в частности, указывалось, что юридическая конструкция права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника. Реально эти полномочия осуществляются единолично руководителем унитарного предприятия, взаимоотношения которого с собственником регулируются законодательством о труде. Руководители унитарных предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, в том числе самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли. Трудовое законодательство, эффективно защищая права руководителей, создает значительные трудности для применения к ним мер ответственности за результаты деятельности предприятия.
Однако, подвергнув справедливой критике правовую модель хозяйственного ведения, российская власть не приняла центристскую, по сути, модель передачи имущества в доверительное управление и в 2001 г. пошла по пути приватизации стратегической экономики.14 Любопытно отметить, что впервые этот путь был предложен накануне "обвала" российской экономики в 1998 г. В постановлении Правительства Российской Федерации от 20 июля 1998 г. № 851 "Об утверждении заявления Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о политике экономической и финансовой стабилизации"15, предусматривалось, "что в программе приватизации на 1998 - 1999 годы будут значительно расширены масштабы и ускорен процесс проведения приватизации российских предприятий на гласной и конкурентной основе. Это будет сделано за счет значительного сокращения числа компаний, имеющих в настоящее время статус "стратегических", и их приватизации". Однако противодействие приватизации стратегической экономики оппозиционно-настроенных сил не позволило развернуть этот процесс в 1997-2001 гг.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 910-р "О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)"16 признано необходимым продолжение работы по сокращению количества унитарных предприятий путем реорганизации и приватизации. Учитывая, что в настоящее время правовой статус более чем 11 тыс. государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не позволяет им быть полноценными и эффективными субъектами рыночной экономики, были предусмотрены:
- отказ от использования права
хозяйственного ведения и
- продолжение работы по продаже
пакетов акций акционерных
- повышение эффективности
При этом Правительство РФ посчитало, что решение указанных задач должно осуществляться в рамках нового закона о приватизации, а для повышения эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и государственных учреждений требуется совершенствование системы взаимоотношений с руководителями государственных унитарных предприятий, а также усиление контроля над их деятельностью. В 2001 г. приватизация стратегической экономики получила законодательную основу. Тем не менее, российская власть все еще пребывает в поиске оптимальной модели эффективного управления принадлежащими государству предприятиями. Об этом говорит вышеупомянутое распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 910-р, в котором, в частности, указывается, что основными задачами реформирования оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) являются:
- оптимизация состава и
- обеспечение устойчивости и
развития системы научно-
- осуществление мер по
- создание условий для
- реализация мероприятий по подготовке высококвалифицированных молодых специалистов для предприятий и организаций ОПК.
Отмечено, что государственное участие в реформировании и развитии ОПК будет осуществляться не только в форме бюджетного финансирования определенной части расходов, но и путем решения вопросов по передаче в доверительное управление головным компаниям интегрированных структур закрепленных в федеральной собственности пакетов акций предприятий и организаций, входящих в состав этих структур. В своем Послании Федеральному Собранию в мае 2004 г. Президент России, в частности, подчеркнул, что "...в армии и других силовых ведомствах накоплено огромное имущество, и оно... нуждается в оценке и эффективном управлении. Прозрачная военная экономика - это условие реформы".17
Во-первых, доверительное управление имуществом – это, в отличие от правовых форм хозяйственного ведения и оперативного управления, рыночная модель. Именно этот признак дает возможность доверительному управлению способствовать преобразованию отраслевой структуры стратегической экономики в продуктово-видовую. В ходе такой реформы определяющим является преобразование отрасли, построенной по технологическому признаку, в сферу бизнеса, основанную на принципе внешней потребности определенного вида товара. Тем самым стратегическая экономика меняет свою направленность с "отраслевой" на "продуктово- видовую".18
Во-вторых, создание новой вертикали управления стратегической экономикой также могло бы опосредоваться с помощью правовой формы доверительного управления имуществом, потому что эта новая структура должна строиться на имущественных и горизонтальных, а не административно-властных началах, как это имеет место в настоящее время. С другой стороны, приватизация стратегической экономики, напрочь разбивающая всякую неимущественную связь между государством и стратегической экономикой, является также крайней мерой. Доверительное управление стратегически значимым объектом не влечет перехода права собственности на него от государства иному лицу, сохраняет в необходимой степени неимущественную связь между государством-учредителем, доверительным управляющим и переданным в управление имуществом, продолжающим "исполнять" государственно-значимые функции.
Доверительное управление имуществом обеспечивает доверительные отношения между учредителем и управляющим как личную неимущественную связь. Одновременно доверительное управление способствует реализации задачи прибыльности и эффективности управления указанным имуществом, что и является гражданско-правовым, имущественным фактором в новой структуре управления стратегической экономикой. Иначе говоря, доверительное управление имуществом позволяет рационально сочетать имущественные и неимущественные, горизонтальные и вертикальные связи, избегая крайних форм.19 Например, предприятие сохраняет профиль деятельности, но при этом модернизируется и становится более прибыльным.
В-третьих, доверительный управляющий мог бы стать гарантом "привлечения внебюджетных инвестиций" именно потому, что он, в отличие от директора государственного предприятия достаточно самостоятельная фигура на рынке товаров и капиталов, является предпринимателем или коммерческой организацией и действует от своего имени. С одной стороны, доверительное управление стратегически значимым имуществом выступает средством осуществления перехода на рыночную форму хозяйствования в отличие от планово-экономических форм хозяйственного ведения и оперативного управления. С другой стороны - это средство обеспечить общесоциальное значение деятельности стратегически значимых объектов, не допустить их перепрофилирования, а также конфликта интересов между государством и частной корпорацией в отличие от приватизации. Доверительное управление имуществом - оптимальная форма управления стратегически значимыми производственными объектами.20
Несмотря на то, что законодатель включил доверительное управление в число других обязательств, сохраняет актуальность проблема перспектив доверительной собственности в России. Следует согласиться с Ю.К. Толстым в том, что еще не расставлены все точки над "i" по поводу перспективы развития права доверительной собственности в России.21 В конструкции доверительного управления имеются тенденции, указывающие на высокую вероятность трансформации доверительного управления в конструкцию доверительной собственности. Появление этого нового вещного права, производного от права собственности, вполне возможно в частном обороте России. Внедрение в правосознание российского общества правового понятия и юридической защиты отношений особого доверия, равно как и самой модели trust, несомненно могло бы способствовать стабилизации экономических отношений в России, установлению возможности долгосрочных отношений по управлению инвестициями в стране, особенно это касается инвестирования в российскую экономику частного капитала зарубежных лиц и компаний.
Во-первых, таким инвесторам хорошо знакома модель trust как самостоятельная правовая конструкция, а во-вторых, особая охрана отношений особого доверия несомненно могла бы привлечь инвестиции на длительные сроки и обеспечить их эффективное коммерческое использование на легальной основе. Защита с помощью государства (государственных правоохранительных органов) отношений особого доверия могла бы способствовать гуманизации имущественных отношений, и в частности гуманизации процесса управления чужим имуществом.22
В дореволюционной России имелись формы, сходные с доверительным управлением, причем возникли они именно в период зарождения в России первых капиталистических форм хозяйствования, что свидетельствует о сходстве экономических ситуаций 1860-х и 1990-х годов. При управлении дворянскими имениями, по свидетельству А. Гордона и К. Победоносцева, ощущался недостаток в конструкции, содержащей правила об общедозволительном режиме деятельности управляющего, ибо управляющий дореволюционного времени, действовавший на основании "верющего письма", всегда рисковал нарушить интересы хозяина: либо превысить свои полномочия, исходящие из доверенности, либо упустить коммерческий шанс, благоприятный для преумножения имущества хозяина.23
В России издавна существовала необходимость в расширении полномочий управляющего до пределов вещного права, т.е. правовой конструкции, в которой приоритетное значение имеет воздействие человека на вещь. Таким образом, модель доверительного управления имуществом, с учетом его особенностей в сфере предпринимательства, - ответ на давний запрос российского общества. Дореволюционные авторы сравнивали российский договор доверенности с германской прокурой задолго до того, как обрели актуальность договор доверительного управления и его сравнение с trust, procura, agency и пр.24
Природу правоотношения доверительного управления имуществом можно определить как правоотношение косвенного представительства интересов учредителя, совершаемого управляющим в пользу выгодоприобретателя (учредителя, третьего лица). При этом в цивилистической модели на первом плане - отношение косвенного представительства, которое, однако, в значительной степени утрачивает смысл в торговом обороте в пользу усиления законодательных акцентов на принципе самостоятельности предпринимательского статуса доверительного управляющего имуществом, действующего в пользу выгодоприобретателя.25 В торговом обороте доверительный управляющий - это, прежде всего промиссар (сторона по договору в пользу третьего лица, корреспондирующая с промитентом), действующий в пользу учредителя или третьего лица (выгодоприобретателя).
Наличие у хозяйственных обществ специальных органов управления их деятельностью подтверждает, что у органов хозяйственных обществ автономия воли достаточно высока и полномочия таких органов могут быть переданы по договору управляющей компании. Однако доверительное управление имуществом хозяйственного общества является основанным на принципах юридического равенства гражданско-правовой взаимосвязи между хозяйственным обществом и доверительным управляющим (управляющей компанией), который на основе гражданско-правового договора доверительного управления имуществом исполняет полномочия органа юридического лица. Доверительное управление имуществом нецелесообразно применять в ходе управления имуществом полного товарищества.
Если один из товарищей становится доверительным управляющим, нарушается один из важнейших принципов: принцип равного личного участия товарищей в управлении. Кроме того, нарушаются положения закона о том, что товарищи решают вопросы управления по общему согласию или в ситуациях, предусмотренных учредительным договором, большинством голосов. В последнем случае сохраняется возможность для употребления модели доверительного управления, но ее применение представляется нецелесообразным.26