Государственная поддержка экспорта образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 09:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретическое обоснование целесообразности и разработка дополнений системы нормативного регулирования услуг в сфере образования.
Цель исследования предполагает определение следующих задач:
- исследование образовательных услуг как объекта государственной поддержки;
- анализ государственной поддержки экспорта образовательных услуг

Файлы: 1 файл

правового регулирования услуг в сфере образования.doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)

На протяжении многих лет понятие "услуга" исследуется  экономической наукой в рамках маркетинга услуг, но до сих пор единого понятия, способного охватить все многообразие данного явления, не выработано. Вместе с тем экономической наукой были сформулированы основные признаки данного понятия, его ключевые составляющие, которые с успехом были заимствованы юридической наукой. К их числу маркетологи отнесли: неосязаемость, неотделимость от источника, неразрывность производства и потребления услуги; неоднородность или изменчивость качества; неспособность услуг к хранению, взаимозаменяемость услуг товарами, отсутствие количественных характеристик услуг, опосредованное измерение их качества, невозможность транспортировки, отсутствие гарантий, целостность, многократность использования, сложность, невозможность оценки ожидаемого личного эффекта от услуги потребителем86 и т.д.

В советский  период в науке были сформированы две основные позиции по вопросу о сущности услуг: одни ученые рассматривали услуги как саму деятельность, специфическую форму труда, а другие под ними понимали результат труда, полезный эффект деятельности87.

Такая неоднозначность  в терминологическом толковании услуг сохранилась. Так, К. Гренроос определяет услуги как процесс, включающий неосязаемые действия, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, схемами предприятия - поставщика услуг. В.В. Кванина под услугами понимает любую деятельность, не имеющую овеществленного результата88.

Ряд ученых рассматривает  услугу как результат деятельности. Так, С.С. Алексеев отмечал, что услуги - это не сама по себе деятельность, а определенный результат89. Еще один подход к определению услуги основывается на восприятии услуги как совокупности деятельности и результата. В соответствии с таким подходом результат не имеет материального воплощения и вместе с действиями, предшествующими ему, составляет единое целое. Поэтому при оказании услуги "продается" не сам результат, а действия, к нему приведшие90.

Таким образом, мы рассматриваем услугу как действия определенного лица, совершаемые  для удовлетворения потребностей иного  лица и направленные на достижение блага последнего.

Подобное понимание  позволит рассматривать образовательные  услуги не только как платную деятельность образовательных учреждений и частных  лиц на основе договора возмездного  оказания услуг, но и как совокупность образовательных отношений, вступая в которые гражданин преследует цель удовлетворения собственных потребностей посредством освоения особой группы нематериальных благ - знаний, умений, навыков и т.п.

Получается, что  образовательные услуги - это вся  образовательная деятельность, но часть из этой деятельности - социальные образовательные услуги (они бесплатны, обязательны для получения), а другая часть - это возмездные образовательные услуги, которые базируются на нормах и принципах ГК РФ.

Образовательным услугам присущи те основные свойства, которые характеризуют услуги в целом. Образовательные услуги носят нематериальный характер - они не существуют в овеществленной форме, поскольку основаны на информационном общении. Результат услуг может быть проверен только посредством практического применения полученных знаний.

Образовательные услуги неотделимы от источника. Они  оказываются, как правило, при непосредственном, прямом, контактном общении преподавателя  с обучающимися как потребителями  услуги. Между тем технический  прогресс и появление новых информационных технологий позволяют проводить обучение дистанционно, что в дальнейшем может скорректировать сущность названного свойства. Неотделимость означает и то, что услугополучатель может потребить услугу только непосредственно сам.

Образовательная услуга обладает также свойством неразрывности производства и потребления, так как оказание услуги и ее потребление являются одновременными процессами.

Изменчивость  качества образовательной услуги связана  с тем, что на процесс оказания и получения услуги воздействует множество разных факторов, и в первую очередь профессионализм услугодателя. Кроме того, качество услуги может быть обусловлено и уровнем образовательных программ, организацией образовательного процесса, наличием необходимых материальных средств и др.

Несохраняемость образовательной услуги обусловлена как ее нематериальной формой, так и постоянно меняющимися условиями жизнедеятельности. Знания довольно быстро теряют свою актуальность, требуют постоянного развития и совершенствования.

Оказание образовательной  услуги представляет собой непрерывный, продолжительный процесс, который растягивается по времени от нескольких часов до нескольких лет.

Адресность  образовательной услуги обусловлена  тем, что разного рода образовательные  услуги обращены к разному кругу  лиц, отличающихся возрастными, профессиональными и иными характеристиками.

Исходя из определения  образовательных услуг, к признакам  услуг можно добавить еще одно свойство, характеризующее именно образовательные  услуги, - принуждение к получению  образования. Например, ребенок заявляет своим родителям, что он не хочет учиться. В таком случае родители вынуждены принуждать своего ребенка ходить в школу, делать уроки и т.д. Согласно Конституции РФ каждый гражданин обязан получить основное общее образование (ст. 43). При этом государственные органы и органы местного самоуправления должны предоставить возможность получения детьми такого образования, а на родителей или лиц, их заменяющих, возлагается обязанность в обеспечении своим детям основного общего образования. То есть человек обязан получить основное общее образование, хочет он этого или нет. То есть в данном случае государство, устанавливая такие нормы, принуждает человека получить образование.

Возникает интересный вопрос: если под услугой мы понимаем действия определенного лица, совершаемые для удовлетворения потребностей иного лица и направленные на достижение блага последнего, то может ли недобровольное (принужденное) получение образования считаться услугой? Мы полагаем, что это услуга, так как в любом случае есть заинтересованное лицо (будь то родитель, который заставляет ребенка учиться, потому что хочет, чтобы его ребенок был грамотным, развитым, или государство, которое провозгласило обязанность получения образования, потому что ему необходимы умные, образованные люди для того, чтобы развивалось государство).

В соответствии с Законом об образовании образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Образовательная деятельность реализуется посредством оказания образовательных услуг. Нам представляется неверным ограничивать образовательные услуги только платной сферой, как это предусмотрено российским законодательством.

Так, Правила  оказания платных образовательных  услуг, утвержденные Постановлением Правительства  Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 505, дают определение понятиям "потребитель" и "исполнитель" платных образовательных услуг. В качестве потребителя могут выступать организации или граждане, имеющие намерение заказать либо заказывающие образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные услуги лично, а в качестве исполнителя - государственные и муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные организации, научные организации, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, оказывающие платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ дошкольного, всех ступеней общего и профессионального образования.

На наш взгляд, такой подход не отражает сущности образовательных услуг, которые  не могут быть сведены только к  коммерческой составляющей. Представляется верным исходить из более широкого понимания образовательных услуг как услуг, характеризующих отношения, возникающие между образовательными учреждениями (организациями), с одной стороны, и гражданами - с другой, для удовлетворения последними потребностей в общеобразовательных и профессиональных знаниях, навыках, умениях91.

Вместе с  тем было бы несправедливым отождествлять  понятия "образовательные услуги" и "образовательная деятельность", так как, на наш взгляд, второе понятие  шире первого и включает в себя не только действия обучающего характера, но и действия по организации образовательного процесса.

Образовательная услуга - двуединая категория, так  как в ее реализацию всегда включены два субъекта: обучающий (государство  в лице образовательного учреждения (организации) и педагогических работников (учитель, преподаватель)) и обучающийся (ученик, студент и т.д.). Главная задача образовательного учреждения (организации) и педагогических работников состоит в создании условий для получения обучающимися образования в том объеме, который предусмотрен конкретной образовательной программой, а также условий для подтверждения образовательного результата и получения документа об образовании. При этом обучающийся должен выполнять обязанности, связанные с обеспечением освоения соответствующей образовательной программы (посещать занятия, выполнять контрольные, курсовые работы и т.д.), а также подтверждать качество полученного образования с тем, чтобы результат был зафиксирован на итоговой аттестации и подтвержден соответствующим документом об образовании.

Более того, за участниками образовательных отношений  государство признает способность  быть носителями субъективных прав и  юридических обязанностей, наделяя  их правоспособностью и дееспособностью  в сфере образования.

Специфика обучающихся  заключается в их правоспособности и дееспособности. С одной стороны, право на образование является неотъемлемым правом, а потому принадлежит человеку с рождения. С другой стороны, равенство  правоспособности всех лиц не означает, что в одно и то же время объем субъективных прав у всех граждан одинаков. Очевидно, что в раннем возрасте дети пользуются правом на образование только в той мере, в какой их родители исполняют свою обязанность закладывать основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (п. 1 ст. 18 Закона об образовании).

Образовательная услуга, как и другие услуги, имеет  три составляющих: цель (в широком  смысле - получение образования, в  узком - получение конкретных знаний, навыков, умений); действия (передача знаний посредством информационного общения и потребление информации); результат (приобретение знаний, навыков и т.д.).

В литературе существуют разные мнения по поводу понятия и  характера потребления образовательных  услуг. В частности, под образовательными услугами понимается: совокупность знаний, умений и навыков и информации, которые используются для удовлетворения многообразных потребностей человека, общества и государства; совершаемая на возмездных началах правомерная деятельность по удовлетворению образовательных потребностей человека, для осуществления которой требуется активное участие обучающегося92. Образовательные услуги трактуются так же, как совокупность продукта труда преподавателя. По мнению зарубежных ученых, предоставление образовательных услуг - это производящая функция государства, возникающая на базе конституционного права гражданина на образование Таким образом, образовательные услуги - это элемент образовательной деятельности, имеющий особые цели и субъективный состав. Целью образовательных услуг является передача знаний, умений, формирование профессиональных навыков и освоение их обучающимся. Субъектами образовательных услуг являются образовательные учреждения в лице преподавательского состава и обучающиеся, желающие получить образование того или иного уровня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования, автор полагает необходимым  привести следующие обоснованные в  работе выводы:

1. Отношения  между вузом и студентом-бюджетником  по поводу осуществления образовательной деятельности также выстраиваются как имущественные. Данные рассуждения приводят к выводу о том, что отношения между указанными субъектами должны облекаться в правовую форму гражданско-правового договора на оказание образовательных услуг. Однако законодательство об образовании не требует оформлять договорные отношения между вузом и студентом в виде документа - договора. Заключение договора приурочивается к изданию приказа о зачислении студента в вуз.

2. Обоснован вывод,  что часть имущественных и неимущественных отношений, возникающих по поводу услуг в сфере образования, являются гражданско-правовыми, так как субъекты данных отношений, во-первых, обладают юридическим равенством, во-вторых, имущественно обособлены, в-третьих, обладают автономной волей (не зависят от воли контрагента в принятии решений и их осуществлении).

3. Проанализировав разные  мнения, мы полагаем, что образовательные  отношения - это комплексные межотраслевые  отношения, регулируемые нормами  различных отраслей права.

Таким образом, имеющиеся юридические исследования подтверждают не только наличие проблемы отнесения норм, регулирующих отношения в сфере образования, к тому или иному правовому массиву, но и доказывают необходимость использования при регулировании отношений в сфере образования комплексного подхода.

4. ГАТС закрепляет  четыре способа трансграничного  предоставления услуг, отличающихся  друг от друга по двум главным  признакам: а) по месту нахождения  поставщика и потребителя услуги  в момент оказания услуги; б)  по гражданству или месту регистрации лиц, потребляющих или поставляющих услуги.

При первом способе  трансграничного предоставления услуг  ни продавец, ни покупатель услуги не перемещаются через границу, ее пересекает только услуга. Такой способ продажи услуг  значительно приближен к продаже товаров. Применительно к внешней торговле образовательными услугами этот способ используется, например, при участии лиц в корреспондентской обучающей программе зарубежного учебного заведения.

Второй способ представляет собой потребление за рубежом: в этом случае потребитель из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другой страны. Этот способ позволяет "заработать" не только на предоставлении самих образовательных услуг, но и на пребывании обучающихся на территории иностранного государства (расходы на проживание, питание, учебную литературу, связь и т.п.).

Информация о работе Государственная поддержка экспорта образовательных услуг