Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 09:37, дипломная работа
Цель исследования – теоретическое обоснование целесообразности и разработка дополнений системы нормативного регулирования услуг в сфере образования.
Цель исследования предполагает определение следующих задач:
- исследование образовательных услуг как объекта государственной поддержки;
- анализ государственной поддержки экспорта образовательных услуг
В законодательстве не определено понятие "образовательные услуги", хотя законодатель широко использует его в нормативных актах. Термин "образовательные услуги" используется Правительством РФ (5 июля 2001 г. им утверждены Правила оказания платных образовательных услуг) и Министерством образования (например, в Приказе от 28 июля 2003 г. "Об утверждении Примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования"). Закон РФ "Об образовании" упоминает об образовательных услугах применительно к платными дополнительным образовательными услугам, под которыми понимается обучение по дополнительным образовательным программам (п. 1 ст. 45), и указывает, что негосударственное образовательное учреждение вправе брать плату за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов (п. 1 ст. 46). При этом законодательство в области образования отождествляет понятия платных образовательных услуг, платного обучения, в том числе в пределах государственных образовательных стандартов, и платной образовательной деятельности.
В Законе РФ "Об образовании" под образованием понимается "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных цензов (образовательных уровней)". Дается также понятие высшего профессионального образования - это процесс освоения основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования, овладение которой необходимо для выполнения высококвалифицированного, преимущественно умственного, труда в различных областях народного хозяйства, и дает право заниматься соответствующим трудом, при условии освоения образовательной программы в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию (см. ст. 6 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"). Международная стандартная классификация образования (МСКО) ЮНЕСКО не использует понятия образовательной услуги, а определяет, что под образованием понимаются все целенаправленные и систематические действия, предназначенные для удовлетворения образовательных потребностей. Образование - это организованный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение62.
Признаком, общим для обязательств по оказанию услуг, правоведы обычно называют отсутствие вещественного результата выполненной работы, объединяя под рассматриваемым понятием действия субъектов гражданского оборота, которые либо не завершаются определенным результатом, а заключают полезный эффект в себе, либо имеют такой результат, который не воплощается в овеществленной форме63. Так, Д. Степанов говорит о том, что любая услуга осуществляется человеком и проявляется в ее эффекте, который воспринимается зачастую на уровне чувств64. Следовательно, правильнее говорить не о результате услуги, а об эффекте услуги. К услугам, не имеющим материального результата, неприменимы положения о сроках обнаружения недостатков, в том числе о гарантийных сроках65. Это правило распространяется и на образовательные услуги, что вызывает проблему определения их качественных характеристик.
Однако государство определяет студента как "потребителя" образовательных услуг, предоставляя ему право оспаривать правомерность отчисления из вуза по причине невыполнения обучающимся учебного плана, отсутствия оплаты обучения и т.д. Анализ судебной практики по данному вопросу показал, что случай, когда обучающийся отчисляется в связи с невыполнением учебного плана (или в любом другом случае нарушения учащимся своих обязательств по договору), противоречит ст. 310 ГК РФ, согласно которой односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Кроме того, есть решение коллегии МАП России от 24 ноября 1999 г. "О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг"66, согласно которому включение в договоры в одностороннем порядке права образовательной организации расторгать договор в случаях неоплаты также не допускается (см. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А26-5499/03-27). Президиум Верховного Суда РФ также положительно решил вопрос о применении к образовательным отношениям положений Закона "О защите прав потребителей"67.
Отношения студента и вуза регулируются Законами РФ "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Нормы этих Законов определяют, что студенты обязаны овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования, соблюдать устав вуза, правила внутреннего распорядка и правила общежития. Согласно п. 9 ст. 16 Закона РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" к студенту за нарушение обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения, могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из вуза.
Поэтому установление запрета вузу расторгать договоры на обучение в связи с невыполнением обучающимся учебного плана противоречит законодательству об образовании. Договор, заключаемый с вузом, - это не договор на услуги по обучению, студент сам в значительной степени ответствен за исполнение этого договора в части своего образования, и денежные средства, которые он вносит, - это отчасти компенсация затрат вуза на его обучение. С этой точки зрения следует выделить данный вид договора с элементами административного и гражданского права как самостоятельный в Гражданском кодексе РФ. Эти спорные вопросы необходимо урегулировать на законодательном уровне, так как без непосредственной работы студента по обучению работа любого вуза неэффективна и не соответствует основной цели образования.
Пока этот вопрос не решен на законодательном уровне, по нашему мнению, целесообразно к отношениям между вузом и студентом применять нормы ГК РФ об исполнении обязательств - если сторона нарушает обязательство, то добросовестной стороне предоставляется право одностороннего отказа от исполнения обязательства (например, ст. ст. 328, 405, 463, 480, 715, 716). Следовательно, вуз вправе расторгнуть договор в перечисленных случаях.
Таким образом, были проанализированы только некоторые актуальные проблемы оказания образовательных услуг в сфере негосударственного высшего образования. Так как правоотношения, возникающие в процессе осуществления образовательной деятельности, являются предметом регулирования не только гражданского законодательства, анализируя проблемы правовой регламентации возмездного оказания образовательных услуг, следует комплексно оценивать состояние всей правовой системы РФ. Регулирование обязательств по возмездному оказанию услуг негосударственными вузами осуществляется только в самом общем виде, что вызывает потребность в дальнейшем более детальном специальном регулировании. Вышеперечисленные проблемы можно решить, установив четкий, законодательно закрепленный правовой статус негосударственных вузов как равноправной части всей системы образовательных организаций.
3.3. Образовательная
деятельность и
Традиционно образование рассматривается как сфера, объединяющая публичные и частные интересы. Однако в процессе исторического развития нашей страны понимание и подходы к значимости тех или иных интересов в образовании заметно менялись.
На протяжении
длительного периода сфера
1) комплексная природа образовательных отношений, требующая не только административно-правовых методов воздействия, но и использования методов регулирования иных отраслей права;
2) признание
комплексной природы
3) усиление частноправовых
начал в регулировании
4) восприятие
правотворческой практикой и
юридической доктриной
Образовательная деятельность - явление намного более древнее, нежели система правовых норм, ее регулирующих. Образование как процесс взаимодействия между специфическими субъектами с определенными целями является предметом исследования не только педагогики, которая изучает образование как "вещь в себе", но и с точки зрения социальной философии.
В Российской педагогической энциклопедии под обучением понимается совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание. При этом в качестве принципа любой педагогической деятельности выступает единство образовательной, воспитывающей и развивающей функций обучения.
Сфера образования, призванная осуществлять передачу знаний от одного поколения к другому, социологами и учеными-педагогами традиционно признается основным социальным институтом71, поскольку обладает всеми его признаками:
1) устойчивая
потребность общества, государства
и личности в образовании.
2) разработка
средств, необходимых для реали
Государство в
лице органов управления образованием
осуществляет контроль за наличием у
образовательных учреждений необходимых
средств для ведения
3) обеспечение
социального института
4) наличие особой
культурной среды, необходимой
для обеспечения
Образование, будучи сложным и развитым социальным институтом, изучается специальной наукой - педагогикой, которая представляет собой систему отдельных наук. В их число входит общая педагогика, возрастная педагогика, история педагогики и образования и т.д.
Что касается восприятия юридической наукой всего отмеченного разнообразия образовательных отношений, то наиболее полно и последовательно мысль о разнообразии правоотношений в области образования в советской юридической литературе высказана Г.А. Дороховой: в области образования важное место занимают педагогические отношения, которые предполагают правовое равенство субъектов, исключают применение административно-правового метода. В педагогических правоотношениях используемые преподавателем методы властвования носят моральный характер, принимая форму замечаний, вызова родителей, стимулирования учащихся. Одновременно Г.А. Дорохова отмечает, что уже административно-правовые отношения как элементы отношений по народному образованию являются неоднородными и основываются как на принципах прямого подчинения, так и на принципах взаимообусловленности прав государств и гражданина, принципах гражданина, взаимной правовой ответственности73.
В итоге анализа Г.А. Дорохова приходит к выводу о том, что административно-правовые отношения с участием гражданина являются основными, определяющими вид правоотношений по народному образованию. А метод их регулирования, хотя отчасти и отличается от традиционного административно-правового метода с характерным для него признаком власти - подчинения, оказывает существенное влияние на регулирование всех отношений по народному образованию.
Другие авторы,
например И.Е. Фарбер, исследуя специфику
правовых отношений в области
образования, полагают, что отношения,
возникающие в сфере
Информация о работе Государственная поддержка экспорта образовательных услуг