Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 09:37, дипломная работа
Цель исследования – теоретическое обоснование целесообразности и разработка дополнений системы нормативного регулирования услуг в сфере образования.
Цель исследования предполагает определение следующих задач:
- исследование образовательных услуг как объекта государственной поддержки;
- анализ государственной поддержки экспорта образовательных услуг
8) иностранным
исполнителем услуг путем
Данные способы
аналогичны способам, перечисленным
в ГАТС, однако полностью им не тождественны.
Так, способ, заключающийся в предоставлении
услуг без коммерческого
Оказание трансграничных
образовательных услуг
При реализации внешнеэкономического договора о предоставлении образовательных услуг нередко возникают вопросы о праве, применимом к отношениям, вытекающим из такого договора, определении компетенции того или иного суда в случае возникновения спора и т.д. (какое право должен будет применить суд в случае отсутствия соглашения о применимом праве? какой суд будет правомочен рассматривать спор, возникший из договора об оказании образовательных услуг, если в нем отсутствует арбитражная оговорка?). Вступая в договорные отношения по оказанию трансграничных образовательных услуг, участники таких правоотношений попадают в сферу действия международного частного права, в нормах которого содержатся ответы на поставленные вопросы 22.
Данные вопросы, очевидно, остаются за чертой настоящего исследования, посвященного государственной поддержке экспорта образовательных услуг, однако упоминание о них позволяет еще раз отметить усложненный, комплексный характер правового регулирования отношений, возникающих в связи с экспортом образовательных услуг.
Особенности правового регулирования экспорта образования во многом определяются разнообразием форм экспортных поставок: курсы по изучению иностранных языков, разнообразные средства повышения квалификации, курсы по освоению новых технологий и закупаемого оборудования, тренинги, стажировки и т.д. При этом большая доля расходов на образование, позволяющая судить о масштабах мирового рынка образования, приходится на "классический формат" получения образования иностранцами в университетах и иных высших учебных заведениях.
Очевидно, что задача расширения экспорта образовательных услуг для России сопряжена с активным освоением новых форм предоставления трансграничных образовательных услуг: создание филиалов и учебных центров российских учебных заведений за рубежом, образовательных учреждений совместного ведения, реализация образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, технологий e-Learning (электронного обучения) и др.
Примеры создания российскими вузами своих филиалов и учебных центров за границей пока немногочисленны. По данным РИА "Новости", всего за рубежом создано свыше 70 филиалов российских вузов23.
Большинство из них открыто в государствах СНГ24, значительно меньше - в странах дальнего зарубежья (например, филиал МГУ в Швейцарии).
На пути создания филиалов российских вузов за рубежом встречаются не только финансово-экономические, организационные трудности, но и чисто юридические проблемы: несостыковка российского законодательства и законодательства государства, на территории которого открывается филиал, факты незаконного открытия филиалов за границей отдельными российскими вузами (этот вопрос, например, стоял в повестке дня 11-й встречи министров образования и науки государств СНГ, состоявшейся в Москве в сентябре 2005 г.). Однако, пожалуй, самая серьезная проблема состоит в обеспечении должного качества образования в филиалах российских вузов за рубежом. Так, только за 2007 г. по результатам проверок, проведенных Рособрнадзором, было решено приостановить лицензии пяти филиалов российских вузов и рассмотреть вопрос о закрытии еще трех образовательных учреждений.
Примером создания
образовательных учреждений совместного
ведения могут стать
подготовка кадров с высшим и послевузовским профессиональным образованием по направлениям подготовки (специальностям), предусмотренным перечнями направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, принятыми в Российской Федерации и Киргизской Республике, в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности;
осуществление образовательной деятельности по образовательным программам основного общего, среднего (полного) общего и среднего профессионального образования;
содействие развитию научно-технического и кадрового потенциала на базе использования опыта и достижений, накопленных в области науки и образования Российской Федерации и Киргизской Республики, взаимного обмена научно-педагогическими кадрами высших учебных заведений обоих государств;
развитие процессов интеграции в области образования, содействие сохранению, развитию и взаимообогащению культур, языков, исторических и национальных традиций народов обоих государств.
Большие возможности
для развития экспортного потенциала
российских вузов открываются в
связи с политикой более
Многие формы экспорта образовательных услуг, связанные с трансграничным образованием, совсем недавно проникли в российскую внешнеэкономическую практику и до этого в России не встречались.
Это касается в первую очередь франчайзинга образовательных услуг, предполагающего возможность одного вуза разрешить другому вузу, в том числе иностранному, оказывать образовательные услуги, использовать его учебные программы, выдавать дипломы и присуждать ученые степени от его имени, а также валидационных соглашений, в соответствии с которыми образовательная программа университета государства-экспортера образовательных услуг осуществляется за рубежом собственным национальным провайдером, без образования нового юридического лица; по результатам успешной реализации такой программы студентам выдается диплом университета страны-экспортера образовательных услуг.
1.4. Государственная
поддержка экспорта
На протяжении
всей своей истории внешняя торговля
товарами и услугами испытывала потребность
в регулирующем начале. Таким регулятором
для нее становилось
Развитие международного
разделения труда, специализации и
кооперирования производства, усиление
интеграционных процессов приводят
к активизации
Прошедший век
перевел в новое русло
Современный мировой
финансово-экономический кризис придал
новый импульс исследованиям
механизма регулирования
В механизме государственного регулирования внешней торговли особое место занимают вопросы, связанные с государственной поддержкой отечественного экспорта товаров и услуг. Объектом этой государственной политики становится также экспорт образовательных услуг.
В инструментарии
государственной поддержки
Административные
меры направлены в первую очередь
на совершенствование самой
Для выполнения
задачи повышения
Кроме того, административные меры должны применяться, на наш взгляд, для всемерной поддержки продвижения образовательных программ и образовательной продукции российских вузов на зарубежных рынках. В таких целях организуется участие российских образовательных проектов в выставочно-ярмарочных мероприятиях как в самой России, так и за рубежом, обеспечивается поддержка участия делегаций российских вузов в различного рода международных экономических и тематических форумах, проведение презентаций образовательных программ, ориентированных на иностранцев.
К числу иных административных инструментов продвижения российских образовательных услуг могут быть отнесены активное использование информационных ресурсов (например, создание единой государственной информационной базы в сфере трансграничного образования и иных форм экспорта образовательных услуг), повышение эффективности деятельности российского загранаппарата по продвижению интересов российских вузов за рубежом, содействие заключению контрактов с абитуриентами-иностранцами, формированию нового имиджа российского образования за рубежом.
Тесным образом
с административными
Институциональная структура содействия экспорту образовательных услуг должна в максимальной степени опираться на использование имеющихся в настоящее время в Российской Федерации организационных, экономических, дипломатических и кадровых возможностей.
Кроме того, как верно отмечают Н.К. Зверев и Н.В. Пелихов, государственную политику Российской Федерации, отражающую интересы ключевых министерств и ведомств в развитии экспорта образовательных услуг, необходимо согласовать с формирующейся федерально-региональной политикой в области образования и науки в российских регионах25.
Информация о работе Государственная поддержка экспорта образовательных услуг