Государственная поддержка экспорта образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 09:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретическое обоснование целесообразности и разработка дополнений системы нормативного регулирования услуг в сфере образования.
Цель исследования предполагает определение следующих задач:
- исследование образовательных услуг как объекта государственной поддержки;
- анализ государственной поддержки экспорта образовательных услуг

Файлы: 1 файл

правового регулирования услуг в сфере образования.doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)

По мнению Е.А. Суханова, если допустить, что между  студентом и вузом существует договор на оказание возмездных образовательных  услуг, то это означает, во-первых, что  на соответствующие отношения должен распространяться "О защите прав потребителей"31, согласно которому клиент может требовать возмещение морального вреда; во-вторых, профессор, читающий лекцию с кафедры, - уже не профессор в привычном понимании этого слова, а всего лишь услугодатель; в-третьих, студента уже нельзя отчислить за неуспеваемость административным актом - приказом ректора или декана, потому что это будет односторонним расторжением гражданско-правового договора, т.е. вузу придется в суде требовать расторжения договора, ссылаясь на его грубое нарушение другой стороной.

По нашему мнению, приведенные аргументы против гражданско-правовой природы договора на оказание возмездных услуг являются необоснованными, так  как непонятно, в силу каких причин на отношения между образовательным  учреждением и студентом не может  распространяться Закон РФ "О защите прав потребителей". Цели получения образования у граждан разнообразны: получение общепрофессионального образования, целостного представления о профессии, об окружающей действительности, повышение культурного и духовного уровня, расширение кругозора и т.д. Это доказывает, что за образованием граждане идут, руководствуясь в первую очередь личными интересами. Более того, ВС РФ в одном из Обзоров судебной практики прямо отметил, что на отношения, возникающие при оказании платных образовательных услуг гражданам, распространяется действие Закона РФ "О защите прав потребителей". Вместе с тем договор на оказание возмездных образовательных услуг по своему характеру не может в полной мере регулироваться нормами гл. III названного Закона. Поэтому в силу ст. 39 Закона РФ "О защите прав потребителей" действие Закона будет распространяться на отношения, вытекающие из договора, в части общих правил, а правовые последствия нарушений условий этого договора будут определяться самим договором, который не должен противоречить положениям ГК РФ. Кроме того, следует заметить, что профессор, читающий лекции, не состоит в договорных отношениях со студентом, он находится в трудовых отношениях с вузом, в силу которых и оказывает образовательные услуги студенту.

В.И. Шкатулла считает, что указанный договор регулирует педагогические отношения32. В то же время он указывает, что в договоре о получении образования на платной основе целесообразно указать условия, помимо предусмотренных в п. 3 ст. 46 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", которые носят обязательный характер для каждого договора. К таким условиям автор относит: права, обязанности, ответственность сторон, в том числе материальную ответственность образовательного учреждения за некачественное обучение в виде возмещения дополнительных затрат на переподготовку выпускников в других образовательных учреждениях; особенно целесообразно определять качество и результаты образования. Размер платы за обучение устанавливается на основе спроса и предложения на образовательную услугу на рынке образовательных услуг. Фактически В.И. Шкатулла говорит об условиях, составляющих содержание гражданско-правового договора возмездного оказания услуг. Комментируя соответствующие нормы Закона РФ "Об образовании", он предлагает включить в Закон раздел "Договор на образование"33.

По мнению А. Запесоцкого, образование, осуществляемое по государственному стандарту, не является услугой34.

В.М. Сырых также  рассматривает отношения по оказанию платных образовательных услуг  в качестве педагогических, которые, на его взгляд, не регулируются ни гражданским, ни административным, ни трудовым правом35. Автор предлагает называть образовательным договором с оплатой обучающимися стоимости обучения договор возмездного оказания услуг по обучению. Подобный договор должен отражать специфику образовательных отношений, включая такие признаки, как обучение в соответствии с государственным образовательным стандартом, целенаправленный и системный характер образования, наличие итоговой аттестации обучающихся, завершение обучения выдачей документа государственного образца36.

Гражданско-правовой характер платных образовательных  услуг В.М. Сырых отрицает по следующим  причинам: 1) в договоре на оказание образовательных услуг от заказчика  требуется совершение ряда активных действий (посещение лекций, семинаров, выполнение учебного плана и т.д.), тогда как согласно ст. 779 ГК РФ от заказчика требуется лишь оплата за оказанные услуги; 2) обучающийся обязан подчиняться указаниям органа управления образовательным учреждением, претерпевать меры дисциплинарного взыскания, что не соответствует принципу равенства и независимости в гражданских отношениях; 3) договор на оказание платных образовательных услуг считается обязательным не с момента его заключения (ст. 425 ГК РФ), а с момента оплаты обучения; 4) прекращение образовательного правоотношения происходит не по правилам ст. 408 ГК РФ; 5) обучающийся лишен традиционного для гражданских правоотношений права оспаривать качество образования и взыскивать понесенные убытки37.

Относительно  приведенных доводов отметим  следующее. Между обучающимся и  вузом после издания приказа  о зачислении устанавливаются разнообразные  отношения, к которым относятся  и административные. Поэтому наличие  отношений власти и подчинения не влияет на гражданско-правовой характер договора. Кроме того, согласно ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. А заключенным он считается с того момента, когда между сторонами будет достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ст. 432 ГК РФ). Более того, предметом договора на оказание возмездных образовательных услуг является в том числе деятельность по оказанию образовательных услуг, а не разовое действие. В связи с этим исполнение данного договора осуществляется поэтапно и длительно по времени. Выдача расписки в получении исполнения полностью или в соответствующей части по данному договору, как предусмотрено ст. 408 ГК РФ, просто не соответствует сущности данного обязательства. Здесь отношения носят более сложный характер, и вместо расписки выдается либо справка о неоконченном высшем образовании, либо диплом. И наконец, право обучающихся на оспаривание качества образовательных услуг непосредственно вытекает из общих норм ГК РФ (ст. 11, 12, 15 ГК РФ) и норм главы 37 ГК РФ, которые в субсидиарном порядке применяются к договорам на оказание возмездных услуг.

Отрицая гражданско-правовой характер отношений между образовательным  учреждением и обучающимся по поводу оказания возмездных образовательных услуг в рамках государственного образовательного стандарта, В.М. Сырых в то же время не отрицает гражданско-правовую природу договора на оказание возмездных услуг в рамках дополнительного образования (ст. 45 Закона РФ "Об образовании"). Отличие между этими договорами, на его взгляд, заключается в том, что в первом случае в договоре идет речь об образовании (которое включает как обучение, так и воспитание); во втором случае - только об обучении. Образование отличается от обучения в форме дополнительного образования тем, что: 1) оно осуществляется в соответствии с государственным образовательным стандартом; 2) носит целенаправленный и системный характер; 3) воспитание в образовательном процессе имеет самостоятельное значение наряду с обучением; 4) обязательным компонентом образовательного процесса предстает итоговая аттестация обучающихся; 5) обучение завершается выдачей диплома о соответствующем образовании и (или) квалификации38.

Мы полагаем, что данные доводы ошибочны, так  как договор на оказание возмездных образовательных услуг выступает в качестве самостоятельного типа гражданско-правового договора, внутри которого выделяются виды и разновидности, наделенные определенной спецификой. Такими особенностями обладает и договор на оказание дополнительных образовательных услуг, выступающий в качестве вида договора на оказание возмездных образовательных услуг.

Другие авторы, не определяя правовую природу договора на оказание возмездных образовательных  услуг, отмечают, что 1) характерной  чертой договора о платном обучении в государственном вузе является сочетание власти и равноправия39; 2) по содержанию прав и обязанностей сторон такой договор не соответствует договору на оказание возмездных услуг. В то же время подобные взаимоотношения нельзя назвать чисто административно-правовыми, так как во многом они носят взаимный характер40.

Противоречивое  мнение о правовой природе образовательных  отношений высказала Т.А. Сошникова. С одной стороны, она отмечает, что на данные отношения не распространяются нормы ГК РФ и Закона "О защите прав потребителей", а с другой стороны, критикуя решение коллегии Министерства РФ по антимонопольной политике поддержки предпринимательства от 24 ноября 1999 г. "О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг", ссылается на нормы ГК РФ и тем самым подводит эти отношения под гражданско-правовые41.

Распространено  мнение и об административно-правовом характере отношений между обучающимся  и образовательным учреждением42. В связи с этим заслуживает особого внимания мнение Г.С. Сапаргалиева, который полагает, что отношения между обучающимися и администрацией вуза в определенной степени являются равноправными. Администрация не только располагает управленческими правами, но также имеет и определенные обязанности в отношении обучающихся (обеспечивать учащихся необходимой учебной и методической литературой, предоставлять аудитории для занятий и др.). В отношениях же между педагогом и учащимся преобладает элемент равноправия, хотя имеется и управленческий элемент43.

Заслуживает внимания мнение М.Н. Малеиной. Она считает, что  отношения власти и подчинения по договору на оказание возмездных образовательных  услуг следует рассматривать  в качестве гражданско-правовых, так  как подобные обязательства принимаются  студентом добровольно и на ограниченный срок, но договор на оказание возмездных образовательных услуг, по мнению автора, является также основанием для возникновения административных правоотношений, связанных с обязанностями обучающихся по соблюдению правил поведения, предусматриваемых уставом и правилами внутреннего распорядка вуза. Кроме того, данный договор порождает отношения и по воспитанию, которые, в свою очередь, предполагают сочетание метода "власти и подчинения" и нравственно-психологических установок44.

На наш взгляд, вышеизложенные позиции позволяют  прийти к выводу, что договор на оказание возмездных образовательных  услуг является сложным институтом и имеет специфические особенности, сочетающие в себе элементы гражданско-правового  и административно-правового регулирования, с преобладанием гражданско-правовых начал, что обусловлено спецификой предмета данного договора.

Предмет договора на оказание образовательных услуг  включает в себя два элемента: образовательную  деятельность и полученные обучающимися знания, умения, навыки, выступающие в форме неовеществленного результата образовательной деятельности45. Образовательная деятельность (проведение лекций, семинаров, экзаменов) порождает имущественные отношения; знания, умения, навыки, в свою очередь, являются основанием возникновения неимущественных отношений. Когда же лицо, получившее образование, извлекает доходы посредством приложения приобретенных знаний, умений, навыков, то речь идет уже о самостоятельных отношениях, вытекающих из права гражданина на труд, на занятие предпринимательской деятельностью.

Результат образовательной  деятельности представляет собой личные нематериальные блага, которые неотделимы от личности их носителя, т.е. у лица, продающего знания, умения, навыки, их объем при этом не уменьшается. Кроме того, имущественной оценке подлежит образовательная деятельность, а результат данной деятельности представляет собой бесценный личностный капитал.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что указанные  имущественные и неимущественные  отношения являются гражданско-правовыми, так как субъекты данных отношений, во-первых, обладают юридическим равенством, во-вторых, имущественно обособлены, в-третьих, обладают автономной волей (не зависят от воли контрагента в принятии решений и их осуществлении).

Неоднозначность позиций в определении правовой природы исследуемых отношений  нашла отражение в судебной практике. Можно сослаться на Постановление  Федерального арбитражного суда Северо-Западного  округа от 21 января 2002 г. N А56-21085/01, в  котором признано, что систематическое толкование ч. 3 ст. 46 Закона "Об образовании", предусматривающей заключение договора между обучающимся и образовательным учреждением, а также ст. 431, 779 ГК РФ "позволяет определить правовую природу договора о подготовке специалиста с высшим образованием как комплексного договора, включающего в себя элементы как гражданских, так и административных правоотношений. Таким образом, условия данного договора не должны противоречить нормам гражданского законодательства и нормам, регулирующим отношения в области образования"46.

В 1993 году ВАС  РФ отметил, что в практике арбитражных  судов возникает вопрос о правовом регулировании отношений, связанных  с углубленной подготовкой специалистов для предприятий на возмездной основе. Давая разъяснения нижестоящим судам, высшая судебная инстанция не выразила четкой позиции по вопросу об отраслевой принадлежности норм, которыми следует руководствоваться в спорной ситуации. Вместе с тем ВС РФ только указал, что фиксация согласованных сторонами условий должна осуществляться договором47. Впоследствии ВС РФ, распространяя на договоры об оказании платных образовательных услуг действие общих правил Закона РФ "О защите прав потребителей", разъяснил, что отношения, складывающиеся между гражданами и образовательными учреждениями по обучению, регулируются главой 39 ГК РФ. Тем самым ВС РФ определил их гражданско-правовую природу48.

В то же время  Арбитражным судом г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области было принято решение по делу N А56-21085/01, в мотивировочной части которого сделан вывод: договоры, заключенные  в рамках действия ст. 45, 46 Закона "Об образовании", должны регулироваться нормами законодательства об образовании, а не нормами гражданского права; при этом защита обучающихся, как и ответственность образовательного учреждения, предусматривается законодательством об образовании49.

Элементы гражданско-правового  регулирования исследованных отношений просматриваются и в нормативных правовых актах, принимаемых Правительством РФ и Министерством образования РФ в области платного образования: Правила оказания платных образовательных услуг, Примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг и др.50.

Информация о работе Государственная поддержка экспорта образовательных услуг