Государственная поддержка экспорта образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 09:37, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретическое обоснование целесообразности и разработка дополнений системы нормативного регулирования услуг в сфере образования.
Цель исследования предполагает определение следующих задач:
- исследование образовательных услуг как объекта государственной поддержки;
- анализ государственной поддержки экспорта образовательных услуг

Файлы: 1 файл

правового регулирования услуг в сфере образования.doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)

Третий способ внешней торговли услугами осуществляется путем "коммерческого присутствия" предоставляющей услугу организации  на территории другой страны (открытие в этой стране представительства или дочерней фирмы); сама же услуга и ее потребитель в данном случае через границу не перемещаются.

Наконец, четвертый  способ заключается в движении физических лиц, в деятельности которых непосредственно  заключена услуга, через границу в страну, где находится потребитель услуги.

5. Оказание трансграничных  образовательных услуг облекается  в форму внешнеэкономического  договора. Как правило, такие договоры  заключаются между образовательной  организацией и иностранным юридическим  или физическим лицом на предмет оказания конкретной образовательной услуги. Особенность подобных договоров состоит в том, что они регулируются комплексно, то есть наряду с нормами договорного права, к ним применяются нормы отраслей публичного права - административного, валютного, таможенного, налогового и т.д.

При реализации внешнеэкономического договора о предоставлении образовательных услуг нередко  возникают вопросы о праве, применимом к отношениям, вытекающим из такого договора, определении компетенции  того или иного суда в случае возникновения спора и т.д. (какое право должен будет применить суд в случае отсутствия соглашения о применимом праве? какой суд будет правомочен рассматривать спор, возникший из договора об оказании образовательных услуг, если в нем отсутствует арбитражная оговорка?). Вступая в договорные отношения по оказанию трансграничных образовательных услуг, участники таких правоотношений попадают в сферу действия международного частного права, в нормах которого содержатся ответы на поставленные вопросы.

Данные вопросы, очевидно, остаются за чертой настоящего исследования, посвященного государственной  поддержке экспорта образовательных  услуг, однако упоминание о них позволяет  еще раз отметить усложненный, комплексный  характер правового регулирования отношений, возникающих в связи с экспортом образовательных услуг.

6. "Внешняя" ориентированность  государственной политики стимулирования  экспорта образовательных услуг  предполагает создание институтов  межведомственной координации с  участием Министерства науки и образования РФ и Министерства иностранных дел РФ, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, ряда государственных предприятий и учреждений (Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при МИДе России - "Росзарубежцентр", Федерального государственного учреждения "Интеробразование", Федерального государственного учреждения "Национальный информационный центр по академическому признанию и мобильности" и др.), общественных организаций (Ассоциации российских вузов, Российского союза ректоров, Торгово-промышленной палаты РФ, Российской академии наук и др.), ведущих российских университетов, которые могли бы обеспечить представительство интересов Российской Федерации на международном рынке образовательных услуг. Наряду с этим необходимо наладить эффективные контакты представителей Министерства образования и науки Российской Федерации, ведущих российских вузов, специализирующихся на экспорте образовательных услуг, с загранаппаратом, обеспечивающим внешнеэкономические интересы Российской Федерации в иностранных государствах: дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, а также созданными на основании международных договоров Российской Федерации торговыми представительствами Российской Федерации.

В механизме  межведомственной координации, создаваемом  на федеральном уровне, как нам  представляется, могут участвовать  региональные и муниципальные органы управления образованием, образовательные  учреждения, их ассоциации и т.п. Они же могут создавать межрегиональные институты координации усилий по содействию экспорту образовательных услуг. Активную роль в таких проектах играют обычно регионы и местности, участвующие в приграничном сотрудничестве в различных сферах, в том числе в области образования. Межрегиональное сотрудничество по содействию экспорту образовательных услуг может формироваться в соответствии с картой федеральных округов, используя при этом преимущества от "подключения" к уже созданным на уровне федеральных округов институтам координации.

7. Анализ договоров  на оказание вузом образовательных  услуг показал, что в большинстве  случаев в договоре цена конкретизируется  только за первый год обучения, при этом указывается, что в  последующие годы она подлежит  установлению по приказу ректора. Однако в договоре цена должна быть определена за весь период обучения и подтверждена приблизительной или твердой сметой. Согласно п. 19 Правил оказания платных образовательных услуг потребитель услуг может потребовать составление сметы. Но так как договор на оказание образовательных услуг является договором присоединения, то в связи с этим заказчик не вправе настаивать на выдаче ему сметы.

1 Черников Г.П., Черникова Д.А. Экспорт образования - как глобальный бизнес // Мировое и национальное хозяйство: Издание МГИМО(У) МИД России, 2009. N 1;

2 Там же.

3 Папкова Т. Экспорт образовательных услуг как реализация государственных интересов // Дружба. 2010. 18 фев. N 6.

4 Известия от 20.11.2009 // URL: http://www.mosedu.ru/ru/portal/education_news/news_detail.php?ID=42502.

5 Савицкая Н. Государство намерено увеличить экспорт российского образования за рубеж // Независимая газета. 2009. 30 июня.

6 Шереги Ф.Э., Дмитриев Н.М., Арефьев А.Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ). М.: Центр социального прогнозирования, 2010.

7 Папкова Т. Экспорт образовательных услуг как реализация государственных интересов // Дружба. 2010. 18 фев. N 6.

8 Лукичев Г.А. "Императив модернизации: международное измерение. Трансграничное образование", опубликованной в журнале "Высшее образование сегодня" (2009. N 4).

9 Косевич А.В. Экспорт образовательных услуг сферы высшего образования: мировой опыт и российская практика: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 2008. С. 2 - 3.

10 Зверев Н.К., Пелихов Н.В. Актуальные проблемы подготовки иностранных специалистов в России: К вопросу о формировании приоритетного направления Федеральной программы развития образования "Экспорт образовательных услуг России" // Вестник ЦМО МГУ. 2010. N 4

11 Муравьева Марина. Андрей Фурсенко поручил разработать стратегию развития экспорта образовательных услуг России (12 ноября 2008 г.) // http://www.strf.ru/organization.aspx?CatalogId=221&d_no=16553.

12 Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803 // СЗ РФ. 2006. N 2. Ст. 186.

13 Закон РФ "Об образовании"// СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

14 Тихомирова Ю.А. Публичные услуги и право: Научно-практическое пособие. М., 2009. С. 11.

15 Талапина Э., Тихомиров Ю. Публичные функции в экономике // Право и экономика. 2009. N 6.

16 Куров С.В. Образовательные услуги: гражданско-правовой аспект. М., 2009. С. 13.

17 Дьюи Дж. Демократия и образование. М., 2008. С. 14.

18 Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

19 Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. М., 2009. С. 83.

20 Лукичев Г.А.  Глоссарий к документам по Болонскому процессу // Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях. М., 2009. С. 225.

21 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"

22 Козырин А.Н., Насонкин В.В., Трошкина Т.Н., Филиппов В.М., Ялбулганов А.А. Внешнеэкономические договоры на оказание образовательных услуг: Учебное пособие. М.: РУДН, 2010. 199 с.

23 РИА "Новости" от 17.09.2009: "Рособразование закроет до 200 филиалов вузов в 2009 - 2010 годах" // Сайт Департамента образования города Москвы: URL: http://www.educom.ru/ru/press_center/news/news_detail.php?ID=8112.

24 По данным Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, в восьми странах СНГ действуют на основании российских лицензий 36 филиалов 29 российских вузов и пять национальных российских учебных заведений, в которых учатся 39 тыс. человек // Российская газета (Федеральный выпуск). N 4505. 2007. 30 окт.

25 Зверев Н.К., Пелихов Н.В. Актуальные проблемы подготовки иностранных специалистов в России. К вопросу о формировании приоритетного направления Федеральной программы развития образования "Экспорт образовательных услуг России" // Вестник ЦМО МГУ. 2010. N 4.

26 Зорников И.Н. Экспорт образовательных услуг: зарубежный опыт и российская практика // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. "Проблемы высшего образования". 2009. N 2. С. 59 - 65.

27 Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование высшего профессионального образования // Законодательство в сфере образования: обеспечение частных и публичных интересов. М., 2009. С. 76.

28 Волчанская Л.М. Договор возмездного оказания образовательных услуг: правовое регулирование, понятие и содержание // Правоведение. 2010. N 3. С. 265

29 Куров С.В. Особенности гражданско-правового регулирования возмездного оказания образовательных услуг // Право и образование. 2009. N 6.

30 Суханов Е.А. Осторожно: гражданско-правовые конструкции // Законодательство. 2003. N 9. С. 62.

31 Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей"

32 Шкатулла В.И.. Комментарий к Закону Российской Федерации "Об образовании". 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 634.

33 Шкатулла В.И.. Комментарий к Закону Российской Федерации "Об образовании". 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 634.

34 Запесоцкий А. Платное образование - не услуга, студент - не клиент // Высшее образование в России. 2010. N 2. С. 48 - 50.

35 Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права. М., 2009. С. 30 - 32.

36 Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М., 2010. С. 160 - 168.

37 Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права. М., 2009. С. 30 - 32.

38 Сырых В.М. О юридической природе образовательного договора с условием оплаты обучающимся стоимости обучения // Право и образование. 2009. N 4. С. 69 - 70.

39 Бахрах Д.Н. Административное право России: Учеб. С. 339.

40 Барабанова С.В. Некоторые проблемы реализации конституционного права граждан на высшее профессиональное образование в Российской Федерации // Право и образование. 2009. N 6. С. 124.

41 Сошникова Т.А. Отчислить двоечника из вуза можно, несмотря на то, что он оплатил обучение // Право и образование. 2010. N 1. С. 190.

42 Новоселов В.И. Правовое положение граждан в отраслях государственного управления. Саратов, 1977.

43 Сапаргалиев Г.С., Баянов Е.Б. Правовые основы развития народного образования. Алма-Ата, 1983. С. 26.

44 Малеина М.Н. Правовая природа и основания правоотношений "вуз - студент" // Правоведение. 2009г. N 3. С. 261.

45 Кванина В.В. Договор на оказание вузом образовательных услуг // Закон. 2009. N 4. С. 31.

46 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 января 2002 г. N А56-21085/01 // СПС "КонсультантПлюс".

47 Информационное письмо ВАС РФ от 19 января 1993 г. N С-13/ОП-19ВЯ-21 "Об отдельных разъяснениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по практике применения законодательства при разрешении споров" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1994. N 8.

48 Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 10 июля 2002 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. N 11.

49 Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 января 2002 г. N А56-21085/01 // СПС "КонсультантПлюс".

50 Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505; Примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг; Приказ Министерства образования от 28 июля 2003 г. N 3177.

51 Мурзин Д.В. Моделирование безвозмездного обязательства по оказанию услуг // Цивилистические записки: Межвузовский сб. науч. тр. Вып. 2. М., Екатеринбург. 2010. С. 370.

52 Зенков В.Н. Правовое регулирование образовательных услуг: публичные и частные интересы // Законодательство в сфере образования: обеспечение частных и публичных интересов. М., 2009. С. 28.

53 Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование высшего профессионального образования. С. 78.

54 Приказ Минобразования РФ "Об утверждении примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования" от 28 июля 2003 г. N 3177 // РГ. 2003. 19 авг.

55 Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование высшего профессионального образования. С. 78.

56 Письмо Министерства экономики РФ от 5 апреля 1999 г. N 7-339 "Об оплате обучения в высших учебных заведениях".

57 Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации (утв. Приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. N 1155) // РГ. 2003

58 Кванина В.В. Договор на оказание вузом образовательных услуг.

59 Российский статистический ежегодник. 2009 / Росстат. М., 2009. С. 249.

60 Евдокимов М.Е. Высшая школа России: на пути к рыночной модели // Высшее образование в России. 2010. N 5. С. 170 - 171.

61 Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ, в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ. Глава 25 часть первая

62 Волкова И.Е.Международная стандартная классификация образования (МСКО) ЮНЕСКО  М., 2010. С. 12.

63 Сергеев А.П.,Толстой Ю.К. Гражданское право: Учеб. В 3 т. Т. 1 6-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во "Проспект", 2004. С. 27.

64 Степанов Д. Услуги как объект гражданских прав // Российская юстиция. 2010. N 2.

65 Завидов Б.Д. Договорное право России. М.: Издательство "Лига Разум", 2010. С. 220.

66 "ОВД. Межведомственный информационный бюллетень": "Платные услуги образовательного учреждения". Справочник. 6-е изд. М., 2003. С. 122.

67 Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2002 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. N 11.

Информация о работе Государственная поддержка экспорта образовательных услуг