Государственная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что вопросы государственной власти всегда были и остаются в центре внимания науки теории государства и права, однако в учебной литературе пока не получили должного отражения. Государственная власть необходима в управлении государством, обществом и в любой сфере деятельности.
Цель данного исследования состоит в следующем: рассмотреть признаки, дать характеристику, а также раскрыть сущность государственной власти.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………. 3
1. Понятие государственной власти и его формализация в законодательстве Российской Федерации……………………………………………………………………….…..
4
1. Понятие государственной власти…………………………………………….….. 4
1.2 Структура государственной власти……………………………………….…… 10
2. Легализация и легитимация государственной власти…………………………….. 14
3. Система органов государственной власти и правовые принципы их организации и деятельности……………………………………………………………………
19
3.1. Органы государственной власти как субъекты права……………….…. 19
3.2. Система органов государственной власти России……………….……… 25
3.3. Органы государственной власти и местное самоуправление……….. 38
Заключение…………………………………………………………………………………………… 44
Список использованной литературы………………………………………………………... 46

Файлы: 1 файл

Госуд.власть (Курсов.работа)-1.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………….

3

1. Понятие  государственной власти и его  формализация в законодательстве  Российской Федерации……………………………………………………………………….…..

 

4

1. Понятие государственной  власти…………………………………………….…..

4

1.2 Структура государственной власти……………………………………….……

10

2. Легализация и легитимация  государственной власти……………………………..

14

3. Система  органов государственной власти  и правовые принципы их организации  и деятельности……………………………………………………………………

 

19

3.1. Органы государственной власти как субъекты права……………….….

19

3.2. Система органов  государственной власти России……………….………

25

3.3. Органы государственной власти и местное самоуправление………..

38

Заключение……………………………………………………………………………………………

44

Список использованной литературы………………………………………………………...

46


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Власть как фундаментальная  проблема социальных и гуманитарных наук относится к числу «вечных» и всегда будет привлекать внимание исследователей самой разнообразной  ориентации.

Власть является категорией, к которой обращались практически все исследователи, начиная с Древних Греции, Рима, Китая, Индии и вплоть до наших дней. Однако продолжительность изучения не повлияла на единообразие подходов к определению этого понятия. По мнению В.Г. Ледяева, это вызвано тем, что лишь немногие исследователи обращаются к анализу области и пределов применения данного понятия, его содержательной специфики и места в общей понятийной структуре1.

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что вопросы государственной власти всегда были и остаются в центре внимания науки теории государства и права, однако в учебной литературе пока не получили должного отражения. Государственная власть необходима в управлении государством, обществом и в любой сфере деятельности.

Цель данного исследования состоит в следующем: рассмотреть признаки, дать характеристику, а также раскрыть сущность государственной власти. Для реализации цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

- дать понятие государственной власти;

- изучить структуру  государственной власти;

- раскрыть легализацию  и легитимацию государственной  власти;

- исследовать систему органов государственной власти.

В заключение работы подвести итоги проделанному исследованию.

Курсовая работа написана на основе положений Конституции Российской Федерации, и действующего российского законодательства.

 

 

1. Понятие государственной  власти и его формализация в законодательстве Российской Федерации

 

1.1. Понятие государственной власти

Сущность понятия «государственная власть» в настоящее время до конца не познана и поэтому является предметом изучения таких наук, как социология, философия, история, теория государства и права.

Как очевидно, указанное  понятие состоит из двух многогранных и до настоящего времени дискуссионных терминов – «государство» и «власть», каждый из которых необходимо рассмотреть.

Понятие «власть» трактуется неоднозначно даже учеными-филологами. В словаре русского языка С.И. Ожегова власть – это право  и возможность распоряжаться  кем – или чем-либо, подчинять своей воле, а также политическое господство, государственное управление и органы его2. В других источниках власть определяется как право управления государством, политическое господство, и одновременно это органы государственного управления, правительство3. Налицо дуализм понятий.

Как известно, большинство понятий  рассматривается в широком (философском, общесоциологическом) и узком смыслах, не является исключением из этого  правила и понятие «власть».

Практически во всех определениях власти, данных советскими учеными, доминирует идея господства одного субъекта властеотношения над другим, насильственное подчинение последнего воле и интересам первого, осуществляемое при помощи принуждения4. Основой таких выводов послужили взгляды классиков марксизма-ленинизма, рассматривавших власть в качестве отношения, двуединое содержание которого, с одной стороны, означает навязывание воли властвующего подвластному, с другой – подчинение подвластного воле властвующего5.

В настоящее время в зарубежной и отечественной литературе понятие «власть» связывается с концепциями властных отношений, созданными на базе определенного философского или общесоциологического учения6. Так, сторонники классической теории власти рассматривают ее как ens realissimum («реальное сущее» - лат.) политики, высший уровень политического действия и его первопричину, являющуюся количественно и качественно измеряемым материальным благом, существующим только в поле потенциального конфликта и проявляющимся в одностороннем отношении – от причины (власть) к действию (вынужденное изменение поведения слабой стороны).

Сторонники консенсусной теории считают, что власть соответствует  человеческой способности не только действовать и что-то предпринимать, но и объединяться с другими, действовать в согласии с ними.

Реляционный подход в  определении понятия «власть» включает в себя три направления: теорию сопротивления, теорию обмена ресурсами и теорию раздела зон влияния. Общим моментом всех трех теорий является интерпретация властеотношения как отношения двух партнеров, воздействующих друг на друга в процессе взаимодействия.

Проанализировав все  названные выше теории, можно обобщить перечисленные в них признаки власти:

- властеотношение характеризуется  наличием двух субъектов, обладающих  неравными правами и обязанностями; кроме того, властвующий принуждает подвластного к совершению действий или к бездействию в той мере, в какой это удовлетворяет его интересам и потребностям, применяя для этого все возможные методы;

- имеет программно-целевой  характер вследствие наделения одного из субъектов властеотношения индивидуальным либо групповым сознанием, осуществляющим планирование и прогноз событий во имя достижения конкретного результата;

- является разновидностью  и механизмом регулирования тех  ресурсов и потребностей, сил  и возможностей, которыми располагает каждое конкретное общество;

- непосредственно зависит  от уровня социально-культурного  развития общества;

- носит политический характер, структурирована и иерархизирована в той мере, в какой структурированы и иерархизированы социальные отношения в данном обществе.

Таким образом, власть представляет собой механизм существования и  развития всякой социальной общности, соответствующей достигнутому характеру  и уровню общественной жизни, характеризующейся  подчинением воли отдельных субъектов властеотношения и их объединений руководящей в данном сообществе воле, подкрепленной возможностью принудительного ее исполнения.

Для определения понятия «власть» в узком смысле (через понятие «государство») также выработано множество подходов (нормативистский, теологический, естественно-правовой, культурологический и др.7). Некоторыми учеными государство определяется как «основная политическая организация классового общества, осуществляющая его управление, охрану экономической и социальной структуры»8, как «политическая организация общества во главе с правительством и его органами, а также страна с такой политической организацией»9 или как «социально-политическая организация, действующая на определенной территории и обладающая на ней высшей властью»10.

Анализ вышеприведенных  определений показывает, что существование  государства немыслимо без наличия  власти, понятия «государственная власть» и «политическая власть» органично связаны, а термины «государственная власть» и «политическая власть» синонимичны (хотя есть и противники этого утверждения).

Таким образом, государство  представляет собой организацию  публичной власти, необходимую как  для достижения удовлетворения интересов  и потребностей отдельных классов, так и для выполнения общих  дел, вытекающих из природы всякого общества.

В ходе развития мировой  и отечественной истории процесс  возникновения государства, а с  ним и государственной власти в различных регионах протекал по-разному. Под влиянием этих особенностей зарождения государства и государственной власти по мере смены общественно-экономических формаций, политических режимов и в силу особенностей формы правления и государственного устройства формировались различные точки зрения на сущность понятий «власть» и «государственная власть».

В нашей стране понятие «государственная власть» конституционально персонифицировано, т.е. содержит действующий субъект – государство в лице его органов, которым народ делегирует принадлежащую ему власть 11.

В современной отечественной  научной литературе имеется как  минимум четыре подхода к определению понятия «государственная власть»:

- как системы государственных органов12;

- как особого волевого отношения (в котором одной из сторон является особый политический субъект – государство, его орган или должностное лицо13);

- как системы полномочий (подтверждением характеристик государственной власти как совокупности властных полномочий служит практика реализации федеративных отношений в Российской Федерации. Разделение власти на федеральном уровне есть не что иное, как разделение компетенции14);

- как функции (сами органы власти и акты, ими принимаемые, являются функциями власти подобно тому, как и вообще все функции, осуществляемые отдельными органами живого15. Власть рассматривается как необходимая функция по руководству, управлению и координации волевых действий людей любого коллектива16 ).

Использование термина «государственная власть» в нормотворчестве указывает на то, что законодатель также неоднозначно трактует содержание данного понятия. Например, в контексте ст. 10 Конституции Российской Федерации, очевидно, что государственная власть отождествляется с реализацией властных полномочий, но никак не с самими органами власти.

Общая логика построения конституционных норм позволяет  говорить о неоднозначности рассмотрения власти. Так, ч. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации содержит положение о запрете присвоения или захвата власти в стране («власть» = «полномочие»), а ст. 18 подразумевает под властью органы власти, указывая, что деятельность власти определяется правами и свободами человека и гражданина.

Различные научные определения  не всегда можно формализовать и  использовать в категориальном аппарате законотворческого процесса. Представляется, что наиболее правильным вариантом  формализации понятия «государственная власть» является отождествление его со свойством государственных органов, обладающих совокупностью государственно-властных полномочий, так как именно посредством реализации данного свойства государственного аппарата народ осуществляет принадлежащую ему власть.

Помимо термина «государственная власть» существует и производное от него понятие «система государственной власти», рассматриваемое рядом ученых на основании ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации, согласно которой федеративное устройство страны основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и ее субъектов17.

В научной литературе для обозначения системы государственных  органов и системы государственной власти используются термины «законодательная власть», «судебная власть», «исполнительная власть»18. При определении системы государственной власти как совокупности трех ветвей власти через призму принципа разделения властей необходимо учитывать, что в подобном случае функционирует целостная конструкция построения органов и в этом случае ветви власти не представляют собой совокупности взаимосвязанных элементов.

Таким образом, рассмотрев с различных точек зрения все  составляющие понятия «государственная власть», можно сделать следующие выводы:

- государственная власть  в Российской Федерации является  свойством государственных органов,  обладающих совокупностью государственных  властных полномочий;

- в действующем законодательстве  Российской Федерации не содержится единого понимания государственной власти, что свидетельствует о дискуссионности и сложности данной категории;

- разделение государственной  власти на законодательную, исполнительную  и судебную достаточно условное; в Конституции Российской Федерации упоминаются лишь системы исполнительной и судебной власти, в которые не включен ряд субъектов власти, в том числе и органы местного самоуправления, обладающие огромными властными полномочиями, а судебная власть подразделена на отдельные самостоятельные в организационном и правовом плане участки;

Информация о работе Государственная власть