Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 21:47, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что вопросы государственной власти всегда были и остаются в центре внимания науки теории государства и права, однако в учебной литературе пока не получили должного отражения. Государственная власть необходима в управлении государством, обществом и в любой сфере деятельности.
Цель данного исследования состоит в следующем: рассмотреть признаки, дать характеристику, а также раскрыть сущность государственной власти.
Введение………………………………………………………………………………………………. 3
1. Понятие государственной власти и его формализация в законодательстве Российской Федерации……………………………………………………………………….…..
4
1. Понятие государственной власти…………………………………………….….. 4
1.2 Структура государственной власти……………………………………….…… 10
2. Легализация и легитимация государственной власти…………………………….. 14
3. Система органов государственной власти и правовые принципы их организации и деятельности……………………………………………………………………
19
3.1. Органы государственной власти как субъекты права……………….…. 19
3.2. Система органов государственной власти России……………….……… 25
3.3. Органы государственной власти и местное самоуправление……….. 38
Заключение…………………………………………………………………………………………… 44
Список использованной литературы………………………………………………………... 46
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. Понятие
государственной власти и его
формализация в |
4 |
1. Понятие государственной власти…………………………………………….….. |
4 |
1.2 Структура государственной власти……………………………………….…… |
10 |
2. Легализация и легитимация
государственной власти…………………… |
14 |
3. Система
органов государственной |
19 |
3.1. Органы государственной власти как субъекты права……………….…. |
19 |
3.2. Система органов
государственной власти России… |
25 |
3.3. Органы государственной власти и местное самоуправление……….. |
38 |
Заключение…………………………………………………… |
44 |
Список использованной литературы…………………………………………………… |
46 |
Введение
Власть как фундаментальная проблема социальных и гуманитарных наук относится к числу «вечных» и всегда будет привлекать внимание исследователей самой разнообразной ориентации.
Власть является категорией, к которой обращались практически все исследователи, начиная с Древних Греции, Рима, Китая, Индии и вплоть до наших дней. Однако продолжительность изучения не повлияла на единообразие подходов к определению этого понятия. По мнению В.Г. Ледяева, это вызвано тем, что лишь немногие исследователи обращаются к анализу области и пределов применения данного понятия, его содержательной специфики и места в общей понятийной структуре1.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что вопросы государственной власти всегда были и остаются в центре внимания науки теории государства и права, однако в учебной литературе пока не получили должного отражения. Государственная власть необходима в управлении государством, обществом и в любой сфере деятельности.
Цель данного исследования состоит в следующем: рассмотреть признаки, дать характеристику, а также раскрыть сущность государственной власти. Для реализации цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- дать понятие государственной власти;
- изучить структуру государственной власти;
- раскрыть легализацию и легитимацию государственной власти;
- исследовать систему органов государственной власти.
В заключение работы подвести итоги проделанному исследованию.
Курсовая работа написана на основе положений Конституции Российской Федерации, и действующего российского законодательства.
1. Понятие государственной власти и его формализация в законодательстве Российской Федерации
1.1. Понятие государственной власти
Сущность понятия «
Как очевидно, указанное понятие состоит из двух многогранных и до настоящего времени дискуссионных терминов – «государство» и «власть», каждый из которых необходимо рассмотреть.
Понятие «власть» трактуется неоднозначно даже учеными-филологами. В словаре русского языка С.И. Ожегова власть – это право и возможность распоряжаться кем – или чем-либо, подчинять своей воле, а также политическое господство, государственное управление и органы его2. В других источниках власть определяется как право управления государством, политическое господство, и одновременно это органы государственного управления, правительство3. Налицо дуализм понятий.
Как известно, большинство понятий рассматривается в широком (философском, общесоциологическом) и узком смыслах, не является исключением из этого правила и понятие «власть».
Практически во всех определениях власти, данных советскими учеными, доминирует идея господства одного субъекта властеотношения над другим, насильственное подчинение последнего воле и интересам первого, осуществляемое при помощи принуждения4. Основой таких выводов послужили взгляды классиков марксизма-ленинизма, рассматривавших власть в качестве отношения, двуединое содержание которого, с одной стороны, означает навязывание воли властвующего подвластному, с другой – подчинение подвластного воле властвующего5.
В настоящее время в зарубежной и отечественной литературе понятие «власть» связывается с концепциями властных отношений, созданными на базе определенного философского или общесоциологического учения6. Так, сторонники классической теории власти рассматривают ее как ens realissimum («реальное сущее» - лат.) политики, высший уровень политического действия и его первопричину, являющуюся количественно и качественно измеряемым материальным благом, существующим только в поле потенциального конфликта и проявляющимся в одностороннем отношении – от причины (власть) к действию (вынужденное изменение поведения слабой стороны).
Сторонники консенсусной теории считают, что власть соответствует человеческой способности не только действовать и что-то предпринимать, но и объединяться с другими, действовать в согласии с ними.
Реляционный подход в определении понятия «власть» включает в себя три направления: теорию сопротивления, теорию обмена ресурсами и теорию раздела зон влияния. Общим моментом всех трех теорий является интерпретация властеотношения как отношения двух партнеров, воздействующих друг на друга в процессе взаимодействия.
Проанализировав все названные выше теории, можно обобщить перечисленные в них признаки власти:
- властеотношение
- имеет программно-целевой характер вследствие наделения одного из субъектов властеотношения индивидуальным либо групповым сознанием, осуществляющим планирование и прогноз событий во имя достижения конкретного результата;
- является разновидностью
и механизмом регулирования
- непосредственно зависит
от уровня социально-
- носит политический характер, структурирована и иерархизирована в той мере, в какой структурированы и иерархизированы социальные отношения в данном обществе.
Таким образом, власть представляет собой механизм существования и развития всякой социальной общности, соответствующей достигнутому характеру и уровню общественной жизни, характеризующейся подчинением воли отдельных субъектов властеотношения и их объединений руководящей в данном сообществе воле, подкрепленной возможностью принудительного ее исполнения.
Для определения понятия «власть» в узком смысле (через понятие «государство») также выработано множество подходов (нормативистский, теологический, естественно-правовой, культурологический и др.7). Некоторыми учеными государство определяется как «основная политическая организация классового общества, осуществляющая его управление, охрану экономической и социальной структуры»8, как «политическая организация общества во главе с правительством и его органами, а также страна с такой политической организацией»9 или как «социально-политическая организация, действующая на определенной территории и обладающая на ней высшей властью»10.
Анализ вышеприведенных
определений показывает, что существование
государства немыслимо без
Таким образом, государство представляет собой организацию публичной власти, необходимую как для достижения удовлетворения интересов и потребностей отдельных классов, так и для выполнения общих дел, вытекающих из природы всякого общества.
В ходе развития мировой
и отечественной истории
В нашей стране понятие «государственная власть» конституционально персонифицировано, т.е. содержит действующий субъект – государство в лице его органов, которым народ делегирует принадлежащую ему власть 11.
В современной отечественной научной литературе имеется как минимум четыре подхода к определению понятия «государственная власть»:
- как системы государственных органов12;
- как особого волевого отношения (в котором одной из сторон является особый политический субъект – государство, его орган или должностное лицо13);
- как системы полномочий (подтверждением характеристик государственной власти как совокупности властных полномочий служит практика реализации федеративных отношений в Российской Федерации. Разделение власти на федеральном уровне есть не что иное, как разделение компетенции14);
- как функции (сами органы власти и акты, ими принимаемые, являются функциями власти подобно тому, как и вообще все функции, осуществляемые отдельными органами живого15. Власть рассматривается как необходимая функция по руководству, управлению и координации волевых действий людей любого коллектива16 ).
Использование термина «государственная власть» в нормотворчестве указывает на то, что законодатель также неоднозначно трактует содержание данного понятия. Например, в контексте ст. 10 Конституции Российской Федерации, очевидно, что государственная власть отождествляется с реализацией властных полномочий, но никак не с самими органами власти.
Общая логика построения конституционных норм позволяет говорить о неоднозначности рассмотрения власти. Так, ч. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации содержит положение о запрете присвоения или захвата власти в стране («власть» = «полномочие»), а ст. 18 подразумевает под властью органы власти, указывая, что деятельность власти определяется правами и свободами человека и гражданина.
Различные научные определения не всегда можно формализовать и использовать в категориальном аппарате законотворческого процесса. Представляется, что наиболее правильным вариантом формализации понятия «государственная власть» является отождествление его со свойством государственных органов, обладающих совокупностью государственно-властных полномочий, так как именно посредством реализации данного свойства государственного аппарата народ осуществляет принадлежащую ему власть.
Помимо термина «государственная власть» существует и производное от него понятие «система государственной власти», рассматриваемое рядом ученых на основании ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации, согласно которой федеративное устройство страны основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и ее субъектов17.
В научной литературе
для обозначения системы
Таким образом, рассмотрев с различных точек зрения все составляющие понятия «государственная власть», можно сделать следующие выводы:
- государственная власть
в Российской Федерации
- в действующем
- разделение государственной
власти на законодательную,