Государственная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что вопросы государственной власти всегда были и остаются в центре внимания науки теории государства и права, однако в учебной литературе пока не получили должного отражения. Государственная власть необходима в управлении государством, обществом и в любой сфере деятельности.
Цель данного исследования состоит в следующем: рассмотреть признаки, дать характеристику, а также раскрыть сущность государственной власти.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………. 3
1. Понятие государственной власти и его формализация в законодательстве Российской Федерации……………………………………………………………………….…..
4
1. Понятие государственной власти…………………………………………….….. 4
1.2 Структура государственной власти……………………………………….…… 10
2. Легализация и легитимация государственной власти…………………………….. 14
3. Система органов государственной власти и правовые принципы их организации и деятельности……………………………………………………………………
19
3.1. Органы государственной власти как субъекты права……………….…. 19
3.2. Система органов государственной власти России……………….……… 25
3.3. Органы государственной власти и местное самоуправление……….. 38
Заключение…………………………………………………………………………………………… 44
Список использованной литературы………………………………………………………... 46

Файлы: 1 файл

Госуд.власть (Курсов.работа)-1.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

Исследуя эти типы обществ, следует сделать вывод о наличии специфических особенностей в процедурах легализации власти в каждом из них.

Так, для обществ рационалистского типа характерна тесная взаимосвязь легитимности и легальности. Власть, получившая большинство голосов на выборах (или иных процедурах формирования органов государственной власти населением государства), считается легитимной в силу ее электоральной законности.

В обществах традиционного типа четко разграничиваются понятия  легальности как внешнего (юридического) соответствия государственной власти законам государства и легитимности как внутреннего одобрения ее населением государства в соответствии с их индивидуальной системой ценностей.

Российская Федерация по своей природе традиционна, хотя в последние десятилетия произошли некоторые изменения, которые позволяют говорить о переориентации системы ценностей российского населения на рациональную основу. Законодательно установлены формы участия граждан в управлении делами государства, а также институты формирования населением органов государственной власти. Проводимые процессы политической модернизации и становления новой российской государственности авторитарно-демократического типа позволяют нам говорить о провозглашении приоритета легальности над легитимностью, согласно западной модели.

Разграничение обществ на типы имеет большое эвристическое значение, так как при таком подходе появляется возможность учесть роль национального мышления (менталитета) в процессах легализации институтов государственной власти.

Итак, легальность – важная теоретическая и практическая категория. Исследование процессов легализации государственной власти способствует четкому разграничению категорий «насильственный» - «правовой», «законный» - «незаконный», «узурпация государственной власти» и т.д. относительно процедур смены власти, что особенно актуально в свете войн на территории Ирака, Южной Осетии, Ливана и т.д. А также позволяет определить методы и средства поддержания легитимности и эффективности государственной власти.

 

 

3. Система органов государственной власти и правовые принципы их организации и деятельности

 

3.1. Органы государственной власти  как субъекты права

Представление об органах государственной власти зародилось еще в Древнем Риме. Так, юристы Древнего Рима рассматривали государственный орган как представитель государства. При этом государство – это фиктивное лицо (persona ficta), а государственный орган – лицо живое, поскольку состоит из живых людей, которые действуют за государство и представляют его интересы вовне. Согласно теории фикции, разработанной канонистами Средневековья, можно утверждать, что государственный орган рассматривался больше как фиктивное образование, созданное государством для обеспечения порядка, безопасности в стране, управления народом.

В настоящее время  в юридической литературе бытуют различные представления относительно понятия государственных органов. Так, один из исследователей в данной области права А.П. Адаменко считает, что «государственные органы – это относительно обособленный элемент механизма государства, образуемый в установленном порядке вышестоящими органами власти государства, обладающий четко определенной структурой и компетенцией и осуществляющий деятельность в конкретной сфере государственного управления на определенной территории»25.

Е.А. Ромашко выдвигает и доказывает утверждение о том, что существуют две категории – «государственный орган» и «орган государственной власти», которые соотносятся как общее и частное. При этом действуют два вида государственных органов: «государственные органы без властных полномочий» (совещательные органы)26 и собственно «органы государственной власти»27.

А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин раскрывают сущность органа государственной власти посредством анализа его особенностей:

1. Орган государственной власти – это в традиционном понимании организация, коллектив, объединенный общностью целей и родом деятельности.

2. Государство наделяет орган  государственной власти собственностью  и материальными ресурсами.

3. Орган государственной  власти отличают государственно-властные полномочия, позволяющие ему выступать от имени и по поручению государства, наиболее эффективно осуществлять творческую организаторскую деятельность.

4. Государственно-властные  полномочия реализуются присущими  только конкретному органу власти  методами, средствами и способами,  в которых наиболее отчетливо  выражаются его созидательная  роль и социальное назначение.

5. Наличие структуры  государственного органа.

М.В. Баглай раскрывает понятие  органов государственной власти посредством выделения следующих  признаков:

- каждый орган государственной  власти создается в соответствии  с установленным конституцией, законами  или другими правовыми актами  порядком, что исключает возможность произвольного нагромождения органов власти;

- орган государственной  власти наделен властными полномочиями, т.е. его решения имеют обязательный  для всех характер и при  необходимости подкрепляются принудительной  силой государства;

- деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и методами, установленными правовыми актами.

Таким образом, профессор  М.В. Баглай не выделяет и не рассматривает  отдельно понятие государственного органа, однако отмечает, что «в Конституции РФ наряду с наиболее часто применяемым термином «орган государственной власти» встречается термин «государственный орган» (ст. ст. 33, 120)28.

Краткий анализ современных  представлений о понятиях «орган государственной власти» и «государственный орган» позволяет сделать следующие выводы:

- несмотря на то что некоторыми учеными не делается различий между органами государственной власти и государственными органами, проблема такого соотношения обозначена;

- отдельные представители правовой мысли тем не менее подчеркивают определенное различие, первоосновой которого является употребление данных понятий в Конституции РФ;

- научные деятели, наметив ориентиры в понятии органа государства, постепенно переходят к рассмотрению отдельных вопросов в области разработки нового категориального аппарата.

В настоящее время  в правовой науке активно обсуждается  вопрос о рассмотрении органов государственной  власти через призму категории «юридическое лицо». Поскольку орган государственной власти, прежде всего, осуществляет деятельность, имеющую государственное и общественное значение, то предлагается выработать особое понятие органа государственной власти как юридического лица публичного права. Традиционно принято считать, что понятие «юридическое лицо» свойственно только науке гражданского права и ею же разработано. Однако многие современные ученые обращают внимание на то, что в нормативных правовых актах органы публичной власти названы юридическими лицами29.

Среди современных российских ученых в первом ряду относительно вопроса о правовой природе юридических лиц публичного права (далее - ЮЛПП) занимает В.Е. Чиркин.

Профессор В.Е. Чиркин, анализируя неоднозначное и достаточно необычное  по своей правовой природе явление, формулирует следующее определение: юридическое лицо публичного права – это признанное публичной властью в этом качестве материальное и публично-правовое некоммерческое образование, выступающее в правоотношениях в различных организационно-правовых формах в целях общего блага путем законного применения публичной власти, сотрудничества с ней, давления на нее, имеющее название, другие идентифицирующие признаки, обладающее имуществом, имеющее права и обязанности и несущее ответственность за свои правовые акты и действия30.

Проведем небольшой  анализ органа государственной власти как ЮЛПП.

1. Орган государственной  власти создается государством, другими его органами власти  или непосредственно гражданами (путем прямых или косвенных  выборов).

2. Для создания, функционирования, организации деятельности органа  государственной власти принимается акт публичного характера (закон, указ, постановление, иной подзаконный акт).

3. Орган государственной  власти осуществляет свои полномочия, определенные соответствующим нормативно-правовым  актом.

4. Орган государственной  власти функционирует за счет средств соответствующего бюджета (Российской Федерации или субъекта РФ).

5. Для реализации компетенции  формируется штат государственных  служащих с четким должностным  расписанием, особым порядком  приема на работу и т.п.

6. Органу государственной  власти государственное имущество передается не для целей осуществления предпринимательской деятельности и получения прибыли, а для осуществления функций публичного характера (общественного и государственного значения).

7. Наличие ответственности  как перед вышестоящими органами власти в порядке подчиненности, так и перед другими субъектами права (например, обжалование решений, действий (бездействия) органов государственной власти, государственных служащих согласно гл. 25 ГПК РФ, гл. 24 АПК РФ).

8. Цели и задачи  деятельности связаны с выполнением функций государственного, общественного значения (государственная регистрация юридических лиц, сделок с недвижимым имуществом, принятие проекта бюджета на текущий год и плановый период, представление интересов государства на международном уровне и т.п.).

Таким образом, органом государственной власти является юридическое лицо публичного права, созданное государством для осуществления функций публичного характера путем принятия нормативно-правового акта, имеющее внутренне организационное единство, строго очерченную рамками закона компетенцию, функционирующее за счет средств бюджета государства, а также несущее ответственность за свои действия (бездействие) в соответствии с нормами действующего законодательства.

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения:

1. Историческое развитие  понятия «орган государственной власти» противоречиво, поскольку ученые-правоведы концентрировались либо на его форме (орган государственной власти – фиктивное образование), либо на его содержании (орган государственной власти – лицо живое, суть органа государственной власти – совокупность физических лиц).

2. Существует общее  понятие органа государства, которое  имеет два подразделения: государственные  органы (без властных полномочий) и органы государственной власти.

3. Государственно-властными  полномочиями обладают не все  государственные органы, а только  органы государственной власти.

4. Орган государственной власти  всегда является государственным  органом, но не любой государственный орган можно охарактеризовать как орган государственной власти.

5. Орган государственной власти  и государственный орган – два взаимосвязанных, но разных по смыслу понятия.

6. Построение понятия органа  государственной власти в юридической  литературе происходит на основе признаков органов государственной власти, но при этом не раскрывается сущность, правовая природа органа государственной власти.

7. Органы государственной власти  все чаще в нормативно-правовых  актах представляются в качестве  юридического лица нового типа – ЮЛПП.

8. ЮЛПП – категория исключительно публично-правовая. Она необходима для того, чтобы разъяснить статус органов государственной власти, участвующих в публично-правовых отношениях при осуществлении полномочий, предоставленных положениями действующего законодательства, и при разрешении задач общегосударственного значения. Таким образом, в сфере гражданско-правовых отношений органы государственной власти действуют, приобретают и осуществляют права и обязанности от имени Российской Федерации и ее субъектов, а в сфере публично-правовых отношений – исходя из положений предложенной концепции как самостоятельные юридические лица, но иного характера (юридические лица публичного права).

9. Принимая во внимание имеющую  государственное и общественное значение деятельность органа государственной власти, предлагается выработать особое понятие органа государственной власти как юридического лица публичного права.

10. Органом государственной власти является юридическое лицо публичного права, созданное государством для осуществления функций публичного характера путем принятия нормативно-правового акта, имеющее внутренне организационное единство, строго очерченную рамками закона компетенцию, функционирующее за счет средств бюджета государства, а также несущее ответственность за свои действия (бездействие) в соответствии с нормами действующего законодательства.

 

3.2. Система органов государственной власти России

Классификация органов  государственной власти осуществляется по различным основаниям.

Информация о работе Государственная власть