Государственная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что вопросы государственной власти всегда были и остаются в центре внимания науки теории государства и права, однако в учебной литературе пока не получили должного отражения. Государственная власть необходима в управлении государством, обществом и в любой сфере деятельности.
Цель данного исследования состоит в следующем: рассмотреть признаки, дать характеристику, а также раскрыть сущность государственной власти.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………. 3
1. Понятие государственной власти и его формализация в законодательстве Российской Федерации……………………………………………………………………….…..
4
1. Понятие государственной власти…………………………………………….….. 4
1.2 Структура государственной власти……………………………………….…… 10
2. Легализация и легитимация государственной власти…………………………….. 14
3. Система органов государственной власти и правовые принципы их организации и деятельности……………………………………………………………………
19
3.1. Органы государственной власти как субъекты права……………….…. 19
3.2. Система органов государственной власти России……………….……… 25
3.3. Органы государственной власти и местное самоуправление……….. 38
Заключение…………………………………………………………………………………………… 44
Список использованной литературы………………………………………………………... 46

Файлы: 1 файл

Госуд.власть (Курсов.работа)-1.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

2. Судьи независимы  и подчиняются только Конституции  Российской Федерации и федеральному  закону. Независимость судей – важнейшее условие самостоятельности судебной власти, что позволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права и свободы граждан. Действующее законодательство Российской Федерации устанавливает следующие правовые гарантии независимости судей:

- установленная законом  определенная процедура осуществления правосудия, которая исключает постороннее воздействие на судей (вынесение судом решения в совещательной комнате и т.д.);

- преследование по  закону любого вмешательства  в деятельность по осуществлению  правосудия;

- освобождение судей  от обязанностей отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;

- установление законом  специального порядка приостановления  и прекращения полномочий судьи;

- право судьи на  отставку по собственному желанию  независимо от возраста;

- предоставление судье  за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу;

- особая защита государством  судьи, членов его семьи и  их имущества.

3. Судьи несменяемы. Полномочия  судьи могут быть прекращены  или приостановлены не иначе  как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Несменяемость судьи – одна из существенных гарантий его независимости.

4. Судьи неприкосновенны.  Неприкосновенность судей – одна из наиболее существенных гарантий независимости судебной власти. Неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

5. Разбирательство дел  во всех судах открытое. Конституция  Российской Федерации устанавливает,  что слушание дела в закрытом  заседании допускается в случаях,  предусмотренных федеральным законом.  Также не допускается заочное разбирательство уголовных дел в судах, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

6. Судопроизводство осуществляется  на основе состязательности и  равноправия сторон. Принцип состязательности  и равноправия сторон - важнейшее  условие демократичности осуществления правосудия и вынесения справедливого судебного решения.

7. Право граждан участвовать  в осуществлении правосудия. Граждане  Российской Федерации в порядке,  предусмотренном федеральным законом,  имеют право участвовать в  осуществлении правосудия. Конституция Российской Федерации устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

8. В соответствии с  Конституцией Российской Федерации  финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Данное конституционное положение является гарантией независимости судебной власти как от исполнительной, так и от законодательной власти.

Контрольно-надзорные  органы государственной власти (правоохранительные органы). Контрольно-надзорные органы осуществляют постоянный повседневный надзор и контроль за правильной реализацией  и применением норм права органами исполнительной власти, различными организациями, учреждениями, предприятиями, должностными лицами и гражданами. К контрольно-надзорным органам государственной власти относятся: Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации и другие органы государственной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции. Контрольно-надзорные органы государственной власти выявляют различные нарушения законности и правопорядка, применяют к правонарушителям соответствующие санкции или ставят перед компетентными органами вопрос об устранении допущенных нарушений законности и привлечении виновных лиц к юридической ответственности.

В соответствии с Федеральным  законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации»32 Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства Прокуратура Российской Федерации осуществляет:

- надзор за исполнением  законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

- надзор за соблюдением  прав и свобод человека и  гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

- надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- надзор за исполнением  законов судебными приставами;

- надзор за исполнением  законов администрациями органов  и учреждений, исполняющих наказание  и применяющих назначаемые судом  меры принудительного характера,  администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

- уголовное преследование  в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным  законодательством Российской Федерации;

- координацию деятельности  правоохранительных органов по  борьбе с преступностью.

Органы прокуратуры:

- осуществляют полномочия  независимо от федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, органов  местного самоуправления, общественных  объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

- действуют гласно  в той мере, в какой это не  противоречит требованиям законодательства  Российской Федерации об охране  прав и свобод граждан, а  также законодательства Российской  Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

- информируют федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти  субъектов Российской Федерации,  органы местного самоуправления, а также население о состоянии  законности.

Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим  органом государственного финансового  контроля. В своей деятельности Счетная  палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ33, другими законами Российской Федерации.

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и  гласности.

К правоохранительным органам  в Российской Федерации относятся также органы милиции. Милиция в Российской Федерации – это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.

Милиция входит в систему  Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции»34 задачами милиции являются:

- обеспечение безопасности  личности;

- предупреждение и  пресечение преступлений и административных  правонарушений;

- выявление и раскрытие  преступлений;

- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

- защита частной, государственной,  муниципальной и иных форм  собственности;

- оказание помощи физическим  и юридическим лицам в защите  их прав и законных интересов  в пределах, установленных настоящим  Законом.

Деятельность милиции  строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и  гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Милиция решает стоящие  перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

 

 

3.3. Органы государственной власти и местное самоуправление

Местное самоуправление – это одна из форм осуществления власти народом. Являясь институтом гражданского общества, местное самоуправление выступает как способ формирования публичной власти на местах и одновременно как форма участия граждан в управлении государством.

Местное самоуправление как форма осуществления власти возникла еще в глубокой древности35. В наиболее полной степени местное самоуправление развивается в условиях демократии. Именно при демократическом политическом режиме местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения непосредственно и через своих представителей.

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных законом, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Будучи максимально  приближенным к населению, местное  самоуправление является первичным  уровнем организации публичной  власти, обеспечивающим в конечном счете устойчивость и демократический характер всей системы властных структур.

Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция  Российской Федерации, федеральные  конституционные законы, федеральные  законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, принятые на сходах граждан и местных референдумах решения, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления обладают особой природой. Согласно Конституции  Российской Федерации они не входят в систему государственных органов. Взаимоотношения органов государственной  власти и местного самоуправления основываются на правовых принципах, закрепленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации о местном самоуправлении.

Хотя органы местного самоуправления и не входят в систему  государственных органов, но они  находятся в системе государственно-властных отношений. Будучи организационно отделенными от государственной власти, органы местного самоуправления функционально связаны с ней. Органы государственной власти создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Государство устанавливает общие правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления, разграничив предметы ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

К полномочиям федеральных  органов государственной власти относится определение общих  принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Перечень вопросов по совместному ведению – это вопросы, которые требуют единства правового регулирования на всей территории страны и могут привести к нарушению экономического либо политического пространства страны.

Информация о работе Государственная власть