Государственная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что вопросы государственной власти всегда были и остаются в центре внимания науки теории государства и права, однако в учебной литературе пока не получили должного отражения. Государственная власть необходима в управлении государством, обществом и в любой сфере деятельности.
Цель данного исследования состоит в следующем: рассмотреть признаки, дать характеристику, а также раскрыть сущность государственной власти.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………. 3
1. Понятие государственной власти и его формализация в законодательстве Российской Федерации……………………………………………………………………….…..
4
1. Понятие государственной власти…………………………………………….….. 4
1.2 Структура государственной власти……………………………………….…… 10
2. Легализация и легитимация государственной власти…………………………….. 14
3. Система органов государственной власти и правовые принципы их организации и деятельности……………………………………………………………………
19
3.1. Органы государственной власти как субъекты права……………….…. 19
3.2. Система органов государственной власти России……………….……… 25
3.3. Органы государственной власти и местное самоуправление……….. 38
Заключение…………………………………………………………………………………………… 44
Список использованной литературы………………………………………………………... 46

Файлы: 1 файл

Госуд.власть (Курсов.работа)-1.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

К полномочиям органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации в области  местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления наделены объемом собственных полномочий, которые очерчены рамками права. Свои полномочия они осуществляют самостоятельно, по своему усмотрению, в пределах полномочий, установленных законом. Собственные полномочия – это их собственная политическая ответственность перед избирателями, перед гражданами.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед  населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом. Основания и порядок решения вопросов об ответственности органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением определяются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством о местном самоуправлении.

Ответственность органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления перед  государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, конституции (устава) субъекта Российской Федерации, федеральных  законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также ненадлежащего исполнения отдельных государственных полномочий.

Органы государственной  власти могут делегировать определенные вопросы (часть своих полномочий) органам местного самоуправления. Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных государственных полномочий. Вопрос ответственности за выполнение соответствующих делегированных функций решается в каждом конкретном случае отдельно.

По своей природе  в федеративном государстве муниципалитеты в различных субъектах Федерации  имеют свои особенности, связанные  с историческими и иными местными традициями. Структура, принципы образования и деятельности муниципальных образований устанавливаются федеральным законодательством. А законодательство субъекта Федерации более подробно регулирует порядок образования и деятельности органов местного самоуправления.

Субъекты Федерации самостоятельно решают вопросы о способах формирования органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления избираются всем населением непосредственно или же органы местного самоуправления формируются за счет выборных должностных лиц малых городов и поселков, которые входят в состав района.

Взаимоотношения органов  государственной власти и органов  местного самоуправления строятся следующим  образом:

- органы местного самоуправления  осуществляют свою деятельность  в строго установленных законом  пределах их компетенции;

- контроль за законностью  решений органов местного самоуправления  осуществляется органами судебной  власти и органами прокуратуры;

- в соответствии с  Конституцией Российской Федерации  органы местного самоуправления  могут наделяться некоторыми государственными полномочиями.

Деятельность органов  местного самоуправления по реализации делегированных им государственных  полномочий подконтрольна органам  государственной власти. Органы государственной  власти в этом случае осуществляют прямой контроль за целесообразностью принимаемых органами местного самоуправления решений.

Законодательство о  местном самоуправлении четко закрепляет полномочия органов местного самоуправления, порядок их формирования, их ответственность  и способы обеспечения их ресурсов.

Функции местного самоуправления, которые необходимы для обеспечения  жизнедеятельности населенных пунктов, это – жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство территорий, организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения жителей, организация транспортного обслуживания населения, охрана общественного порядка, организация и содержание образовательных учреждений для предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, организация и содержание медицинских учреждений для оказания скорой медицинской помощи и другие вопросы местного значения.

Формами осуществления  населением местного самоуправления являются местный референдум и муниципальные  выборы. Для непосредственного решения  населением вопросов местного значения может проводиться местный референдум. Муниципальные выборы проводятся с целью избрания выборных лиц местного самоуправления на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

К органам местного самоуправления относятся: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие), избирательная комиссия муниципального образования, иные коллегиальные и единоличные органы местного самоуправления, избираемые населением и (или) формируемые представительным органом муниципального образования, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают муниципальные нормативные правовые акты по вопросам местного значения. Система муниципальных правовых актов включает в себя:

- устав муниципального  образования;

- оформленные в виде  актов решения, принятые на  местном референдуме, решения,  принятые на сходе граждан,  решения представительного органа  муниципального образования;

- распоряжения и приказы  главы муниципального образования, распоряжения и приказы главы местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования  и оформленные в виде актов  решения, принятые на местном референдуме или сходе граждан, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество и средства местных бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотрев понятие, сущность и систему органов государственной  власти, можно сделать вывод, что государственная власть является высшей формой публичной власти, поскольку, во-первых, ее социальный источник – особый территориальный коллектив, народ всей страны, во-вторых, в силу этого только она обладает суверенным характером, является суверенной разновидностью публичной власти, в-третьих, только она может регулировать все вопросы жизнедеятельности общества, в-четвертых, именно она юридически наделяет кругом предметов ведения и полномочиями остальные публичные территориальные коллективы, наделяет основами компетенции их органы. Государство – официальный представитель всего общества страны в его государственных границах и на международной арене. Его власть распространяется на всю территорию государства, включая ее подвижные части в границах и вне границ – самолеты, корабли под флагом государства, космические аппараты, на граждан государства, находящихся за границей. Другие территориальные публичные коллективы, за редчайшими исключениями, своего гражданства не имеют, но и в тех случаях, когда есть гражданство субъекта федерации, о нем вспоминают мало, практически возникающие вопросы решают федеральные органы. Власть государства имеет универсальный характер: она может распространяться на все отношения, которые регулируются государством и правом и поддаются такому регулированию. Государственная власть едина. Разделение ее на определенные ветви (законодательную, исполнительную, судебную) не противоречит единству государственной власти, единству политики, проводимой по принципиальным вопросам всеми ее органами. Поэтому, видимо, в наше время в конституциях, в том числе и в ст. 10 Конституции РФ, один из основных принципов, относящихся к организации государственной власти, целесообразно обозначить не только как разделение властей, а в формулировке: единство государственной власти и разделение ее ветвей.

Государственная власть не только едина, но и единственная государственная власть в обществе страны. Только государство может  осуществлять (или только от имени  государства может осуществляться) законное и легитимное государственное  принуждение (государство может делегировать право применять некоторые формы принуждения органам других территориальных публичных коллективов, но опять-таки они применяются только в соответствии с законами государства и имеют менее существенный характер, нельзя, например, делегировать право применять уголовные наказания).

Государственная власть, государство осуществляет роль социального  арбитра в обществе, регулируя  в том числе отношения социальных классов и слоев (а также их организаций), чтобы их соперничество  и противоречия разрешались мирным путем в правовых формах и не приводили к насильственным действиям, а в конечном счете к анархии и распаду общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативно  правовые и другие официальные материалы

1. Конституция Российской Федерации: принята 12 дек. 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 дек. - № 237.

2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) «О судебной системе Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997 № 1, ст. 1.

3. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995 г. № 47 ст. 4472.

4. Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // Российская газета от 14 января 1995 г. № 9-10.

5. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российской газете от 31 июля 2004 г. № 162.

6. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 18.04.1991, № 16, ст. 503.

7. Постановление Правительства  РФ от 23.07.2004 № 377 (ред. от 01.12.2004) «Об утверждении Положения о  Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, № 31, ст. 3266.

Теоретические источники

8. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. М.: Магистр-Пресс, 2004.

9. Адаменко А.П. Государственные органы как субъекты правоотношений современной России: Дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2005.

10. Автономов А.С. У истоков гражданского общества и местного самоуправления: Очерки. М., 2002.

11. Баглай М.В. Конституционное право РФ. М., 2009.

12. Барциц И.Н. О единстве государственной власти в Российской Федерации // Законодательство. 2001. № 9.

13. Безкоровайная Ю.Е. Исследование категории "легальность государственной власти" в теории юридической науки // Общество и право. 2009. № 5.

14. Бандорина Н. Участие органов государственной власти (государственных органов) в гражданском судопроизводстве в контексте конституционного принципа разделения властей // Арбитражный и гражданский процесс, 2009, № 6.

15. Вожова Е.М. Органы государственной власти как субъекты права // Административное и муниципальное право. 2010. № 7.

16. Голунский С.А., Строгович М.С. Конспект по теории государства и права. М., 1940.

17. Гончаров В.В. Понятие государственной власти и его формализация в законодательстве Российской Федерации // История государства и права, 2008, № 16.

18. Государственное право Российской Федерации: Учеб./под ред. О.Е.Кутафина – М.: Юридическая литература, 2001.

19. Дахин А.В. Система государственной власти в России: феноменологический транзит // Полис. 2006. № 3.

20. Дуденкова А.А. Легитимность как теоретическая категория: политико-правовой анализ // Философия права. 2005. № 4.

21. Замотаева Е.К. К вопросу о юридическом лице как субъекте публичного права // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 15.

22. Исаев И.А. Politica Hermetica: скрытые аспекты власти М.: Юристъ, 2002.

23. Кокорев Р.С. Понятие и характерные черты государства как субъекта международного права // Государство и право. 2005. № 12.

24. Макаров О.В. Соотношение права и государства // Государство и право. 1995. № 5.

25. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. 2001. № 3.

26. Манов Г.Н. Признаки государства: новое прочтение. Политические проблемы теории государства. М., 1993.

27. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Маркет ДС, 2007.

28. Российская юридическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М, 1999.

29. Ромашко Е.А. Государственные органы со статусом юридического лица как особые субъекты конституционно-правовых отношений: Дис. ... канд. юрид. наук. Архангельск, 2006.

30. Салищева Н.Г., Хаманева Н.Ю. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие // Государство и право. 2000. № 1.

31. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.

32. Чиркин В.Е. О публичной власти (Постановка проблемы) // Государство и право. 2003. № 10.

Информация о работе Государственная власть