Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 02:02, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Изменение экономической реальности в современной России потребовало адекватного изменения правовой системы. Она призвана обеспечить юридическую базу развития рыночной экономики. Предпринимательская деятельность - это ключевой элемент хозяйственного механизма, а предприниматель - одна из центральных фигур социально-экономической жизни общества. В этом практически едины современные ученые и политики. Предпринимательство и отношения с ним связанные представляют специфическую область жизнедеятельности общества. Они являются объектом правового регулирования.
Должностные лица регистрирующих
органов несут ответственность,
установленную
необоснованный отказ в государственной регистрации;
неосуществление государственной регистрации в установленные сроки;
иное нарушение порядка
государственной регистрации, установленного
Законом о государственной
незаконный отказ в
предоставлении или несвоевременное
предоставление содержащихся в государственных
реестрах сведений и документов, иных
предусмотренных Законом о
Регистрирующий орган
возмещает ущерб, который причинен
отказом в государственной
Лицо, претендующее на возмещение вреда, должно доказать факт причинения ему вреда, незаконность действий регистрирующего органа, причинную связь между незаконными действиями этого органа и наступившим вредом Залесский В.В. Комментарий к Федеральному закону «О государ-ственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предприни-мателей» [Текст]. - М., Изд. Тихомирова М.Ю., 2003.- С. 155..
Обязанность доказывания факта невиновного причинения вреда, по смыслу п. 2 ст. 1064 ГК РФ, возлагается на регистрирующий орган.
В соответствии с п. 1 ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред (в данном случае - регистрирующий орган), причиненный другим лицом (например, работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей) имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
3. Проблемы защиты прав
индивидуального
3.1 Содержание прав
Защита прав индивидуального
предпринимателя при
Вместе с тем в законе определены отдельные виды государственного контроля (надзора), на которые не распространяется действие его положений в силу существенных отличий в их целях и предметах, используемых методах контроля. Так, положения рассматриваемого Закона не применяются к отношениям, связанным с проведением налогового, таможенного, лицензионного, финансового контроля, банковского и страхового надзора, надзора в области безопасности использования атомной энергии, на промышленно опасных особо важных и режимных объектах и на финансовом рынке, транспортного и карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, иммиграционного контроля, а также к отношениям, возникающим при осуществлении оперативно - розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия Казаченко Г.Б., Самойленко Е.В. Пекоторые административные барьеры в сфере осуществления предпринимательской деятельности: анализ судебной арбитражной практики и пути преодоления административных барьеров [Текст]//Арбитражный и гражданский процесс.-2007.- №11.- С.12. .
В Законе сформулированы основные
принципы защиты прав юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении
К числу основных принципов
защиты указанных прав следует также
отнести недопустимость взимания платы
с юридических лиц и
В указанном Законе также устанавливаются требования к организации контрольных мероприятий, режимы их проведения и ограничения, порядок оформления результатов проверок.
Так, любое мероприятие
по контролю осуществляется только при
наличии распоряжения (приказа) или
его заверенной печатью копии, которые
предъявляются должностным
Продолжительность контрольного
мероприятия не должна превышать 1 месяц.
Допускается продление
Законом также установлено,
что в отношении одного или
индивидуального
Статьей 8 Закона установлены ограничения при проведении мероприятий по контролю. В частности, должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:
- проверять выполнение
обязательных требований, не относящихся
к компетенции органа
- осуществлять плановые
проверки в случае отсутствия
должностных лиц или
По результатам мероприятий по контролю лицом (лицами), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в 2 экземплярах (п. 1 ст. 9). Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица (его заместителю) или индивидуальному предпринимателю (его представителю) под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении.
В случае выявления в результате
проверки административного
Пунктом 5 ст. 9 Закона предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели должны вести журнал учета мероприятий по контролю. В указанном журнале должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном контрольном мероприятии, дате, времени проведения, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете его проведения, о выявленных нарушениях, о составленных актах и протоколах, об обнаруженных административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.
Законом предусмотрены обязанности и ответственность должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю (ст. ст. 11, 12), права индивидуальных предпринимателей (ст. 13), включая право на возмещение убытков, понесенных ими при проведении государственного контроля (надзора) (ст. 14). Кроме того, Законом предусмотрена государственная и общественная защита прав индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (ст. ст. 15, 16).
Необходимо также подчеркнуть,
что среди мер, применяемых должностными
лицами органов государственного контроля
(надзора) в пределах их компетенции,
в случае, если в процессе проведения
мероприятий по контролю будет установлено,
что товар (работа, услуга) может
причинить вред жизни, здоровью, окружающей
среде и имуществу
- доведение до сведения
потребителей информации об
- приостановление производства
(реализации, выполнения) товара (работы,
услуги) и (или) отзыв товара
с рынка в порядке,
На практике довольно часто возникает вопрос: как действовать предпринимателям в случае, когда контрольными органами без достаточных оснований проводятся внеплановые проверки, как реагировать на вымогательство с их стороны?
Необходимо иметь в виду, что перечень оснований для проведения внеплановых проверок исчерпывающе определен п. 5 ст. 7 Закона. Так, внеплановые проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя проводятся по мотивированному решению руководителя контрольного (надзорного) органа только в случаях:
- осуществления контроля за исполнением предписания об устранении выявленных в результате плановой проверки нарушений обязательных требований;
- получения информации
от юридических лиц,
- возникновения угрозы
здоровью и жизни граждан, в
т.ч. в отношении однородных
товаров (работ, услуг) других
юридических лиц и (или)
- обращения граждан,
При этом обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся с жалобой (анонимные жалобы), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю Анохин В.С. Безопасность предпринимательства в законодательстве Российской Федерации [Текст]// Юрист.- 2007.- № 4.-С.34..
Таким образом, если индивидуальный предприниматель полагает, что внеплановая проверка осуществляется безосновательно, он может обжаловать решение руководителя контрольного (надзорного) органа о проведении такой проверки вышестоящему должностному лицу (в вышестоящий государственный орган) или непосредственно в арбитражный суд по месту нахождения органа, осуществляющего проверку.
В таком же порядке следует
обжаловать и другие действия (бездействие)
органов государственного контроля
и их должностных лиц в случае
нарушения ими требований Закона
№134-ФЗ и иных законодательных и
подзаконных актов. При этом первоначальное
обжалование указанных действий
(бездействия) в административном порядке
не исключает возможности
Особое внимание хотелось
бы обратить на ст. 16 Закона, в соответствии
с которой объединения
Правам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и мерам по их защите посвящена отдельная глава III Закона о контроле.
Статья 13 Закона называет следующие
права предпринимателей: право присутствовать
при проведении мероприятий по контролю,
давать объяснения по вопросам, относящимся
к предмету проверки и заносить результаты
проверки в журнал учета мероприятий
по контролю; право получать информацию,
представление которой
Информация о работе Гражданско-правовое положение индивидуального предпринимателя