Гражданско-правовое положение индивидуального предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 02:02, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Изменение экономической реальности в современной России потребовало адекватного изменения правовой системы. Она призвана обеспечить юридическую базу развития рыночной экономики. Предпринимательская деятельность - это ключевой элемент хозяйственного механизма, а предприниматель - одна из центральных фигур социально-экономической жизни общества. В этом практически едины современные ученые и политики. Предпринимательство и отношения с ним связанные представляют специфическую область жизнедеятельности общества. Они являются объектом правового регулирования.

Файлы: 1 файл

ИП 56 стр.docx

— 90.77 Кб (Скачать файл)

 

Должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством  Российской Федерации, за следующие  правонарушения:

 

необоснованный отказ  в государственной регистрации;

 

неосуществление государственной  регистрации в установленные  сроки;

 

иное нарушение порядка  государственной регистрации, установленного Законом о государственной регистрации;

 

незаконный отказ в  предоставлении или несвоевременное  предоставление содержащихся в государственных  реестрах сведений и документов, иных предусмотренных Законом о государственной  регистрации документов.

 

Регистрирующий орган  возмещает ущерб, который причинен отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации  или нарушением порядка государственной  регистрации, допущенным по его вине. Этот перечень оснований гражданско-правовой ответственности регистрирующего  органа (п. 2 ст. 24 Закона о государственной  регистрации) является исчерпывающим. Речь идет о возмещении вреда по правилам ст. 1064, 1069, 1071 ГК РФ. Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд  в соответствии с обстоятельствами дела обязывает причинителя вреда возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки (о понятии убытков см. п. 2 ст. 15 ГК РФ).

 

Лицо, претендующее на возмещение вреда, должно доказать факт причинения ему вреда, незаконность действий регистрирующего  органа, причинную связь между  незаконными действиями этого органа и наступившим вредом Залесский  В.В. Комментарий к Федеральному закону «О государ-ственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предприни-мателей» [Текст]. - М., Изд. Тихомирова М.Ю., 2003.- С. 155..

 

Обязанность доказывания  факта невиновного причинения вреда, по смыслу п. 2 ст. 1064 ГК РФ, возлагается  на регистрирующий орган.

 

В соответствии с п. 1 ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред (в данном случае - регистрирующий орган), причиненный  другим лицом (например, работником при  исполнении им служебных, должностных  или иных трудовых обязанностей) имеет  право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

 

3. Проблемы защиты прав  индивидуального предпринимателя  в условиях государственного  контроля

 

3.1 Содержание прав индивидуального  предпринимателя при осуществлении  мероприятий государственного контроля

 

Защита прав индивидуального  предпринимателя при осуществлении  мероприятий государственного контроля регулируется федеральным законом  «О защите прав юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей при  проведении государственного контроля (надзора)» Российская газета. 2001. 11 авг. Главной целью принятия этого  закона и явилось правовое урегулирование защиты прав юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей при  осуществлении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ государственного контроля (надзора), что, по существу, и отражено в его названии.

 

Вместе с тем в законе определены отдельные виды государственного контроля (надзора), на которые не распространяется действие его положений в силу существенных отличий в их целях  и предметах, используемых методах  контроля. Так, положения рассматриваемого Закона не применяются к отношениям, связанным с проведением налогового, таможенного, лицензионного, финансового контроля, банковского и страхового надзора, надзора в области безопасности использования атомной энергии, на промышленно опасных особо важных и режимных объектах и на финансовом рынке, транспортного и карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, иммиграционного контроля, а также к отношениям, возникающим при осуществлении оперативно - розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия Казаченко Г.Б., Самойленко Е.В. Пекоторые административные барьеры в сфере осуществления предпринимательской деятельности: анализ судебной арбитражной практики и пути преодоления административных барьеров [Текст]//Арбитражный и гражданский процесс.-2007.- №11.- С.12. .

 

В Законе сформулированы основные принципы защиты прав юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), основными из которых  являются презумпция добросовестности организации или предпринимателя, периодичность и оперативность  проведения контрольных мероприятий и их строгий учет, возможность обжалования действий должностных лиц, осуществляющих эти мероприятия, недопустимость дублирования их деятельности Бессарабов В., Ашиткова Т. Упорядочение контрольных проверок предпринимателей [Текст]//Законность.-2007.- № 12.- С.12. .

 

К числу основных принципов  защиты указанных прав следует также  отнести недопустимость взимания платы  с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение контрольных  мероприятий, за исключением случаев  возмещения расходов по проведению испытаний, измерений, экспертиз, а также недопустимость получения органами, осуществляющими  государственный контроль (надзор), отчислений от сумм, поступающих в  бюджет в результате проведения мероприятий  по контролю Казаченко Г.Б., Самойленко Е.В. Проблемы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении государственного контроля (надзора) [Текст]// Законодательство и экономика.-2007.- № 7.- С.11. .

 

В указанном Законе также  устанавливаются требования к организации  контрольных мероприятий, режимы их проведения и ограничения, порядок  оформления результатов проверок.

 

Так, любое мероприятие  по контролю осуществляется только при  наличии распоряжения (приказа) или  его заверенной печатью копии, которые  предъявляются должностным лицом  органа государственного контроля (надзора) руководителю или иному должностному лицу организации или индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением (п. 1 ст. 7 Закона).

 

Продолжительность контрольного мероприятия не должна превышать 1 месяц. Допускается продление указанного срока еще на 1 месяц руководителем  или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) в  исключительных случаях, связанных  с необходимостью проведения специальных  исследований (испытаний), экспертиз  и т.д. (п. 3 ст. 7).

 

Законом также установлено, что в отношении одного или  индивидуального предпринимателя  плановое мероприятие по контролю может  быть проведено не более чем 1 раз  в 2 года (п. 4 ст. 7). Внеплановые проверки могут проводиться только в строго оговоренных Законом случаях.

 

Статьей 8 Закона установлены  ограничения при проведении мероприятий  по контролю. В частности, должностные  лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

 

- проверять выполнение  обязательных требований, не относящихся  к компетенции органа государственного  контроля (надзора), от имени которого  действуют должностные лица;

 

- осуществлять плановые  проверки в случае отсутствия  должностных лиц или работников  проверяемых организаций (индивидуальных  предпринимателей) либо их представителей.

 

По результатам мероприятий  по контролю лицом (лицами), осуществляющим проверку, составляется акт установленной  формы в 2 экземплярах (п. 1 ст. 9). Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица (его заместителю) или индивидуальному  предпринимателю (его представителю) под расписку либо направляется посредством  почтовой связи с уведомлением о  вручении.

 

В случае выявления в результате проверки административного правонарушения должностным лицом составляется протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

 

Пунктом 5 ст. 9 Закона предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели должны вести журнал учета мероприятий по контролю. В указанном журнале должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном контрольном мероприятии, дате, времени проведения, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете его проведения, о выявленных нарушениях, о составленных актах и протоколах, об обнаруженных административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.

 

Законом предусмотрены обязанности  и ответственность должностных  лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий  по контролю (ст. ст. 11, 12), права индивидуальных предпринимателей (ст. 13), включая право  на возмещение убытков, понесенных ими  при проведении государственного контроля (надзора) (ст. 14). Кроме того, Законом  предусмотрена государственная  и общественная защита прав индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (ст. ст. 15, 16).

 

Необходимо также подчеркнуть, что среди мер, применяемых должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в пределах их компетенции, в случае, если в процессе проведения мероприятий по контролю будет установлено, что товар (работа, услуга) может  причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу потребителей, и в целях недопущения причинения вреда Закон предусматривает  такие меры, как:

 

- доведение до сведения  потребителей информации об опасном  товаре (работе, услуге) и способах  предотвращения возможного вреда;

 

- приостановление производства (реализации, выполнения) товара (работы, услуги) и (или) отзыв товара  с рынка в порядке, установленном  законодательством РФ с последующим  возмещением затрат за счет  виновного лица (ст. 10).

 

На практике довольно часто  возникает вопрос: как действовать  предпринимателям в случае, когда  контрольными органами без достаточных  оснований проводятся внеплановые  проверки, как реагировать на вымогательство с их стороны?

 

Необходимо иметь в  виду, что перечень оснований для  проведения внеплановых проверок исчерпывающе определен п. 5 ст. 7 Закона. Так, внеплановые  проверки юридического лица или индивидуального  предпринимателя проводятся по мотивированному  решению руководителя контрольного (надзорного) органа только в случаях:

 

- осуществления контроля за исполнением предписания об устранении выявленных в результате плановой проверки нарушений обязательных требований;

 

- получения информации  от юридических лиц, индивидуальных  предпринимателей, органов государственной  власти о возникновении аварийных  ситуаций, об изменениях или о  нарушениях технологических процессов,  а также о выходе из строя  сооружений, оборудования, которые  могут непосредственно причинить  вред жизни, здоровью людей,  окружающей среде и имуществу  граждан, юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей;

 

- возникновения угрозы  здоровью и жизни граждан, в  т.ч. в отношении однородных  товаров (работ, услуг) других  юридических лиц и (или) индивидуальных  предпринимателей;

 

- обращения граждан, юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей  с жалобами на нарушения их  прав и законных интересов  действиями (бездействием) иных юридических  лиц и (или) индивидуальных  предпринимателей, связанные с невыполнением  ими обязательных требований, а  также получения иной информации, подтверждаемой документами и  иными доказательствами, свидетельствующими  о наличии признаков таких  нарушений.

 

При этом обращения, не позволяющие  установить лицо, обратившееся с жалобой (анонимные жалобы), не могут служить  основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю Анохин В.С. Безопасность предпринимательства  в законодательстве Российской Федерации [Текст]// Юрист.- 2007.- № 4.-С.34..

 

Таким образом, если индивидуальный предприниматель полагает, что внеплановая  проверка осуществляется безосновательно, он может обжаловать решение руководителя контрольного (надзорного) органа о  проведении такой проверки вышестоящему должностному лицу (в вышестоящий  государственный орган) или непосредственно  в арбитражный суд по месту  нахождения органа, осуществляющего  проверку.

 

В таком же порядке следует  обжаловать и другие действия (бездействие) органов государственного контроля и их должностных лиц в случае нарушения ими требований Закона №134-ФЗ и иных законодательных и  подзаконных актов. При этом первоначальное обжалование указанных действий (бездействия) в административном порядке  не исключает возможности последующего обращения с аналогичной жалобой (заявлением) в судебные органы Носков Б.П., Симонова Е.В. О некоторых административных барьерах, сдерживающих развитие экономики  и бизнеса в российской федерации (правовой аспект) [Текст]//Безопасность бизнеса.- 2005.- № 3.- С.33..

 

Особое внимание хотелось бы обратить на ст. 16 Закона, в соответствии с которой объединения юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей, а также иные некоммерческие организации (в соответствии с уставными документами) вправе обращаться в суд в защиту прав субъектов предпринимательства, в т.ч. в защиту прав неопределенного круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

Правам юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и мерам по их защите посвящена  отдельная глава III Закона о контроле.

 

Статья 13 Закона называет следующие  права предпринимателей: право присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся  к предмету проверки и заносить результаты проверки в журнал учета мероприятий  по контролю; право получать информацию, представление которой предусмотрено  нормативными актами; право знакомиться  с результатами мероприятий по контролю; право обжаловать действия (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора); право требовать возмещения убытков, понесенных при проведении государственного контроля (надзора). Однако Закон не предусмотрел возможность признания результатов проверки недействительными.

Информация о работе Гражданско-правовое положение индивидуального предпринимателя