Гражданско-правовое положение индивидуального предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 02:02, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Изменение экономической реальности в современной России потребовало адекватного изменения правовой системы. Она призвана обеспечить юридическую базу развития рыночной экономики. Предпринимательская деятельность - это ключевой элемент хозяйственного механизма, а предприниматель - одна из центральных фигур социально-экономической жизни общества. В этом практически едины современные ученые и политики. Предпринимательство и отношения с ним связанные представляют специфическую область жизнедеятельности общества. Они являются объектом правового регулирования.

Файлы: 1 файл

ИП 56 стр.docx

— 90.77 Кб (Скачать файл)

 

Решение суда апелляционной  и кассационной инстанциями оставлено  в силе Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 января 2006 г.№ А79-5383/2005 [Текст]// Вестник ВАС РФ.- 2007.- № 1.- С.79..

 

Нарушение сроков проведения плановых мероприятий установлено  и по делу, рассмотренному арбитражным  судом Самарской области (N А55-35044/2005). По данному делу обжаловалось распоряжение главы администрации Красноармейского района Самарскоой области «О создании рабочей группы по исполнению мероприятий в части соблюдения правил торговли на территории центрального рынка района», предусматривающее положение о том, что проверки предпринимателей контролирующими органами - ОВД, Роспотребнадзором, отделом по координации работы промышленности, торговли, общественного питания при администрации района - проводятся еженедельно. Заявление в интересах предприятия торговли - центрального рынка - подано в арбитражный суд заместителем прокурора Ростовской области в связи с тем, что указанное распоряжение создает значительные административные барьеры в сфере торговли для субъектов предпринимательской деятельности. Оспариваемое распоряжение, являющееся нормативным правовым актом, признано недействующим ввиду нарушения требований статьи 7 Закона №134-ФЗ. В соответствии с названной статьей плановое мероприятие по контролю в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) может быть проведено не более чем один раз в два года, а в отношении субъекта малого предпринимательства - не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации. В отношении центрального рынка в период с 11 августа 2005 г. по 16 декабря 2005 г. проверки проводились еженедельно (их осуществляли муниципальное учреждение «Служба заказчика», отделом по координации работы промышленности, торговли, общественного питания, совместно с ОВД и Роспотребнадзором), что подтверждено предписаниями за подписью председателя административной комиссии при администрации Краноармейского района. Более того, по данному делу установлено превышение администрацией района своих полномочий, поскольку из ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не вытекает право органа местного самоуправления устанавливать иные требования к организации и проведению мероприятий по контролю хозяйствующих субъектов, кроме тех, которые установлены законом Решение арбитражного суда Самарской области от 21 марта 2006 г. дело № А55-35044/2005 [Текст] //Правосудие в Поволжье.- 2006.-№ 9.-С.55..

 

Следует признать, что низкая эффективность применения Закона №134-ФЗ обусловлена тем, что его нормы  распространяются на ограниченную сферу  отношений по проведению государственного контроля, а также ввиду оценочного характера основного понятия - «государственный контроль». В результате на практике достаточно трудно определить случаи, на которые Закон распространяется.

 

К сожалению, Закон не ограничил  произвола органов милиции, налоговых  органов, которые проявляли и  продолжают проявлять повышенную ретивость  в отношении предпринимателей. Не поставил он надежных и строгих барьеров к вымогательству со стороны контролирующих органов, в частности со стороны  милиции.

 

В связи с вышеизложенным представляется необходимым расширить  сферу действия рассматриваемого Закона, и на законодательном уровне предусмотреть  возможность его применения в  отношении всех проверок, носящих  административно-правовой характер, проводимых в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц государственными органами.

 

На эффективность применения Закона влияют и трудности в доказывании  нарушений прав предпринимателей незаконными  действиями (бездействиями) государственных  органов. С учетом данного обстоятельства предприниматели чаще всего обжалуют итоговые акты проверки - постановления  административных органов.

 

Анализируемый Закон не предусмотрел положения о признании результатов  проверки недействительными.

 

Следует отметить, что в  связи с неоднократными жалобами предпринимателей на неэффективность  Закона, в частности на то, что  в нем не регламентированы основания  для проведения проверок сотрудниками органов внутренних дел, и он имеет  ограниченную сферу применения, принято  Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 7 октября 2004 г. №582 «О внесении в порядке законодательной  инициативы в Государственную Думу Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», в котором предложено расширить сферу применения данного Закона.

 

В этом Постановлении также  предложено с целью более эффективной  защиты прав предпринимателей дополнить  Закон №134-ФЗ положением о признании  недействительными результатов проверок, проведенных с нарушением требований федерального закона.

 

Думается, что с появлением возможности признания недействительными проверок сократится количество постановлений, вынесенных на основании незаконных актов проверки, что будет способствовать защите прав предпринимателей при проведении государственного контроля.

 

Заключение

 

 

В настоящее время осуществление  предпринимательской деятельности гражданами без образования юридического лица является наиболее популярным. Это  связано со многими преимуществами индивидуального предпринимательства  по сравнению с иными формами  экономической активности.

 

Следует отметить прежде всего такое качество частнопредпринимательской деятельности, как ее гибкость и мобильность. Индивидуальные предприниматели, как правило, действуют в узких сегментах рынка, что позволяет им оперативно реагировать на изменение спроса и быстро адаптироваться к новым реалиям. Необходимое условие эффективной экономической деятельности - способность выявить потребность и удовлетворить ее - присуще в большей степени именно деятельности граждан без образования юридического лица.

 

Таким образом предпринимательской признается систематическая деятельность с целью извлечения прибыли, на свой страх и риск, т.е. под собственную имущественную ответственность лицом зарегистрированным в качестве предпринимателя.

 

Таким образом, индивидуальным предпринимателем по российскому праву  является зарегистрированное в этом качестве в установленном порядке  физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), осуществляющее предпринимательскую деятельность непосредствен от своего имени, без  образования для этой цели юридического лица и своим самостоятельным  трудом), которое в этих целях  действует самостоятельно, если обладает полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если дееспособность этого лица ограничена в силу возраста или закона.

 

1. Явочный порядок регистрации  значительно снижает вмешательство  государства в упомянутую процедуру,  однако не лишен недостатков  ст. 22.1 ч. 1 п.Ж Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требует от индивидуального предпринимателя подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе), ст. 8 ч. 3 этого закона предусматривает регистрацию по месту жительства предпринимателя.

 

По нашему мнению следует  отказаться от регистрации индивидуального  предпринимателя по месту жительства и связать регистрацию с местом преимущественного осуществления  предпринимательской деятельности. п.Ж ч. 1 ст. 22.1 следует исключить. Ст. 8 ч. 3 изложить в следующей редакции: Государственная регистрация предпринимателя осуществляется по месту преимущественного осуществления предпринимательской деятельности.

 

2. Целесообразно включить  в ст. 20 ГК РФ специальное правило,  устанавливающую особенности определения  места жительства гражданина  в целях государственной регистрации  индивидуальных предпринимателей. Связав место регистрации с  регионом в котором он будет осуществлять предпринимательскую деятельность либо преимущественного проживания гражданина. Дополнив ГК РФ ст. 20 ч. 2 следующего содержания: «Для индивидуальных предпринимателей в целях государственной регистрации местом жительства является место осуществления предпринимательской деятельности», ч. 2 ст. 20 ГК РФ считать ч. 3.

 

3. Индивидуальный предприниматель  физическое лицо со свойственными  ему проблемами. Вполне возможно  он может временно приостановить  свою предпринимательскую деятельность, например в следствии болезни, осуждения за общеуголовное преступление к лишению свобода и т.д.

 

В ныне действующих законодательных  актах, определяющих порядок государственной  регистрации физических лиц в  качестве индивидуальных предпринимателей, не установлен порядок временного прекращения  действия свидетельства о государственной  регистрации индивидуального предпринимателя  в случае временной приостановки осуществления им предпринимательской  деятельности, поскольку в результате государственной регистрации физическое лицо приобретает статус индивидуального  предпринимателя, что и подтверждается выдачей соответствующего свидетельства. Следовательно, временная утрата физическим лицом полученного статуса без аннулирования его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя неправомерна.

 

Закон о государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей следует дополнить ст. 22.4 «Приостановление деятельности индивидуального предпринимателя» предусмотрев в ней порядок и  случаю приостановления деятельности индивидуального предпринимателя.

 

4. То обстоятельство, что  гражданин-предприниматель несет  ответственность по своим обязательствам  всем своим имуществом, не устраивает  многих желающих заняться бизнесом. Следует уточнить законодательство определив, что индивидуальный предприниматель несет ответственность по обязательствам только имуществом которое используется им для получения прибыли в предпринимательской деятельности, либо имуществом индивидуального частного предприятия, которое прямо связано с получением прибыли. Ст. 25 ГК РФ следует дополнить ч. 6 следующего содержания: «Требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества используемого для получения прибыли, либо имуществом индивидуального частного предприятия, которое прямо связано с получением прибыли».

 

5. В Законе о защите  прав юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей не определено, каким образом органы государственного  контроля, в случае нанесения  предпринимателю внеплановыми проверками  убытков, будут их возмещать.  Сама норма построена таким  образом, что данные действия  будут всегда расцениваться как  законные и обоснованные, и, соответственно, к ним неприменимы положения  ст. 14 Закона о праве юридического  лица и индивидуального предпринимателя  на возмещение убытков, понесенных  при проведении государственного  контроля. Предъявить иск о возмещении  убытков к «источнику», распространившему  информацию, на основании которой  проведены внеплановые мероприятия,  не представляется возможным.  Это связано отчасти с тем,  что Закон не возлагает и  не может возложить никакой  ответственности на источник  информации, который не является  компетентным лицом, уполномоченным  определить, соблюдены ли предпринимателем установленные требования к товарам (работам, услугам). Ст. 14 ч. 1 закона следует изложить в следующей редакции: «Вред, причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении государственного контроля (надзора), признанных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, неправомерными, подлежит возмещению из средств соответствующего бюджета».

Библиографический список

 

Нормативно-правовые акты

 

1. Конституция Российской  Федерации [Текст]: офиц. текст. // Российская  газета. -1993. - №237.

 

2. О судебной системе  Российской Федерации [Текст]: [федер. констит. закон №1-ФКЗ, принят 31.12.1996 г., по состоянию на 05.04.2005 г.] // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №1. - ст. 1.

 

3. Гражданский кодекс Российской  Федерации (часть первая) [Текст]: [федер. закон №51-ФЗ, принят 30.11.1994 г., по состоянию на 06.12.2007 г.] // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - Ст. 3301.

 

4. Гражданский кодекс Российской  Федерации (часть вторая) [Текст]: [федер. закон №14-ФЗ, принят 26.01.1996 г., по состоянию на 06.12.2007 г.] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №5. - Ст. 410.

 

5. Гражданский кодекс Российской  Федерации (часть третья) [Текст]: [федер. закон №146-ФЗ, принят 26.11.2001 г., по состоянию на 29.11.2007 г.] // Собрание законодательства РФ. -2001. - №49. - Ст. 4552.

 

6. Об аудиторской деятельности [Текст]: [федер. закон №119-ФЗ, принят 07.08.2001 г., по состоянию на 03.11.2006 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №33 (ч. I). - Ст. 3422.

 

7. О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей [Текст]: [федер. закон №129-ФЗ, принят 08.08.2001 г., по состоянию на 30.04.2008 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №33 (ч. I). - Ст. 3431.

Информация о работе Гражданско-правовое положение индивидуального предпринимателя