Гражданско-правовое положение открытых акционерных обществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 00:24, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы на основе анализа законода­тельства, регулирующего деятельность акционерных обществ, комплексно изу­чить теоретические и практические проблемы, охватывающие акционерные правоотношения, рассмотреть и охарактеризовать статьи Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее – Закон об АО)[2], связанные с деятельностью открытых акционерных обществ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика акционерных обществ……………………………...7
1.1. Становление акционерных обществ и акционерного права в России……7
1.2. Правовое регулирование деятельности акционерных обществ…………15
1.3. Сущность и признаки открытого акционерного общества………………17

2. Особенности формирования уставного капитала и специфика
управления открытого акционерного общества……………………………25
2.1. Формирование уставного капитала и операции с ним…………………....25
2.2. Управление в акционерном обществе……………………………………..31
2.3. Права и обязанности акционеров…….…………………………………….44

3. Образование и прекращение деятельности акционерного общества…………………………………………………………………………….49
3.1. Создание акционерного общества................................................................49
3.2. Ликвидация и реорганизация акционерного общества…………………...52

Заключение…..……………………………………………………………………..62
Список используемых источников информации…………

Файлы: 1 файл

Гражданско правовое положение ОАО-в (Диплом).doc

— 533.50 Кб (Скачать файл)

До издания Манифеста в России действовало пять акционерных компа­ний[12]. Однако в дальнейшем их число стало расти, и к концу 1836 г. насчитыва­лась уже 41 действующая компания[13].

Увеличение числа компаний потребовало принятия развернутых законо­дательных положений, их регламентирующих. В связи с этим 6 декабря 1836 г. было утверждено Положение о компаниях на акциях[14], куда перешли и нормы вышеназванных Указа и Манифеста.

С середины XIX в. уставы приобрели еще большее значение и стали слу­жить средством для обхода закона. Практика все далее отклонялась от законо­дательства. Акционерная форма получила необоснованно широкое применение среди мелких частных предприятий (кондитерских и прачечных заведений).

В обход закона все большую популярность получили имущественные вклады. Уставами в нарушение закона допускались предъявительские акции.

Внутри компаний стала ограничиваться свобода акционера распоряжать­ся акциями. Нарушением принципа ограниченности ответственности стала практика возложения на акционера обязанности внесения дополнительных платежей.

Такая ситуация (существование правоприменительной практики незави­симо, а подчас и в противоречии с действующим законодательством) не могла устраивать правительство, которое предприняло попытки упорядочить созда­ние и деятельность акционерных обществ.

Правительство решило пересмотреть старое акционерное законодатель­ство в конце декабря 1858 г. Новый проект был готов только к апрелю 1867 г. Проект был сравнительно слабой переработкой действовавших постановлений и не имел успеха в Государственном совете. Он пролежал там до 1870г., и лишь в феврале 1870 г. Государственный совет возбудил вопрос о пересмотре этого проекта с привлечением к этому делу сведущих лиц. В 1872 г. был разработан новый проект акционерного закона. Однако соответствующий закон так и не появился, чему, возможно, по мнению А.И. Каминки, помешали именно достоинства проектов (в частности, отказ от концессионной и введение явочной системы учреждения акционерных обществ)[15].

11 ноября 1894 г. по повелению государя императора была образована комиссия по пересмотру действующего законодательства о биржах и акционер­ных компаниях. Редакционный совет, избранный из этой комиссии, разработал Положение об акционерных предприятиях. Проект также закреплял явочную систему учреждения акционерных компаний. А параллельно с ним разрабаты­вался проект Гражданского уложения. Этот проект существовал в двух редак­циях: 1898 г. и 1913 г. Но он так и не был принят. Однако он не был последним проектом акционерного закона. В период с 1894 по 1917 г. сменилось большое число проектов, подготовленных различными ведомствами[16]. Все проекты стра­дали отсутствием четкой системы, оставляли значительные пробелы, мало учи­тывали российскую специфику. В результате Государственный Совет отклонял их или посылал на доработку.

К началу XX в. акционерные компании заняли господствующее положе­ние во всех основных отраслях экономики России. На них приходилось при­мерно 68% капиталов, действовавших в промышленности в целом, 61% активов всех учреждений коммерческого и ипотечного кредита, 35% длины железнодо­рожной сети (с учетом выкупа крупнейших дорог государством)[17].
Вопрос об акционерной реформе оказался одним из центральных после Февральской революции 1917 г.

10 марта 1917 г. Временное правительство принимает Постановление, которое отменяет все законоположения, действовавшие ранее и ограничивав­шие деятельность акционерных компаний. Право утверждать и изменять уста­вы акционерных обществ предоставлено Министру торговли и промышленно­сти. 14 декабря 1917 г. Декретом  Всероссийского Центрального Исполнитель­ного Комитета (ВЦИК) банковское дело в России объявлено государственной монополией, а все акционерные и другие коммерческие банки и кредитные учреждения национализированы и объединены с Государственным банком.

28 января 1918 г. Декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) нацио­нализирована крупная промышленность, в том числе предприятия, принадле­жавшие акционерным обществам и паевым товариществам. 18 апреля 1918 г. СНК утвердил Декрет о регистрации акций, облигаций и прочих процентных бумаг.

В связи с переходом советской власти к широкой национализации акцио­нерное учредительство к концу мая 1918 г. постепенно замедляется.

Ситуация изменилась с развитием товарно-денежных отношений в годы нэпа. В январе 1922 г. учреждено первое акционерное общество советского пе­риода - акционерное общество внутренней и ввозной торговли кожевенным сы­рьем "Кожсырье", действовавшее на основании утвержденного Советом Труда и Обороны (СТО) устава.

Первые попытки создания в этот период законодательной основы для деятельности акционерных обществ выразились в следующих нормативных ак­тах:

    Постановление ВЦИК РСФСР от 13 марта 1922 г. «О внешней торговле»[18];

    Декрет ВЦИК РСФСР от 22 мая 1922 г. «Об основных частных имуществен­ных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР»[19].

1 августа 1922 г. СТО ввел Временные правила о порядке утверждения и открытия действий акционерных обществ и об ответственности их учреди­телей и членов правлений[20], которыми организация и деятельность акционер­ных обществ регулировались до введения в действие Гражданского кодекса.

Гражданский кодекс РСФСР[21] стал важнейшим источником акционерно­го права в России, породил многочисленные научные дискуссии, служил ста­бильной базой для создания и деятельности акционерных обществ. Вскоре он был дополнен рядом подзаконных актов, важнейшим из которых является По­ложение об акционерных обществах от 17 августа 1927 г.

В конце 20-х - начале 30-х гг. акционерные общества реорганизованы в государственные объединения. Затем на долгие годы эта форма была забыта. Исключение составляли некоторые внешнеэкономические объединения - ВАО "Интурист", Ингосстрах СССР.

Развитие экономики и политические события в конце 80-х гг. XX в. открыли "новейшую историю" акционерных обществ и акционерного права в России. На фоне легализации частной собственности и частной предпринима­тельской деятельности возрождается интерес к акционерной форме: сначала только в науке, затем на уровне правовых актов[22].

Уже в 1987 г. было образовано около 14 тыс. "новых" производствен­ных, торговых и сервисных кооперативов. Только с принятием 26 мая 1988 г. Закона СССР "О кооперации в СССР"[23] начался относительно кратковременный бум кооперативного сектора. В 1990 г. в СССР действовало уже 245 тыс. таких кооперативов. Этот закон явился правовым нововведением, которое дало замет­ный толчок развитию негосударственного сектора экономики, а в правовом плане, по крайней мере, формально, поставило кооперативы в один ряд с госу­дарственными предприятиями и ввело регистрационный принцип их создания. Число акционерных обществ стремительно росло, и все более ощущалась по­требность в законодательной регламентации их деятельности.

В 1990 г. принимаются Положение об акционерных обществах и обще­ствах с ограниченной ответственностью, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. № 590[24], и Положение об акционерных об­ществах, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 дека­бря 1990 г. № 601[25]. Их появление положило начало интенсивному формирова­нию новых организационно-правовых форм.

На первых порах регулирование организации и деятельности акционер­ных обществ испытывало значительное влияние законодательства о приватиза­ции. В этот период проходили бурные дискуссии о путях разгосударствления экономики страны. Итогом этих дискуссий стали: Закон РСФСР "О приватиза­ции государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" от 3 июля 1991 г.[26], Государственная программа приватизации государственных и муниципаль­ных предприятий в Российской Федерации, принятая в 1992 г. на основании указанного закона, и утвержденная постановлением Верховного Совета РФ от 11 июня 1992 г. N 2980-1[27], а также ряд подзаконных актов[28].

Реализация Государственной программы приватизации началась с 1 ян­варя 1992 г. Основные положения стали фактически первым документом, на практике регулирующим приватизационный процесс и давшим старт программ­ной приватизации в России. Известно, что если 1990-1991 гг. можно охаракте­ризовать как годы "спонтанной приватизации", 1992 г. войдет в историю Рос­сии как год старта крупномасштабной реформы в сфере отношений собственно­сти на основе разработанного приватизационного законодательства, то 1993-1994 гг. - это, прежде всего, годы интенсивного наращивания "критиче­ской массы" соответствующих преобразований.

Уставы акционерных обществ, образованных в результате приватизации, создавались на основе Типового устава. Деятельность таких обществ регулиро­валась нормами так называемого приватизационного законодательства - специ­альными указами Президента РФ, постановлениями Правительства и актами                          ГКИ РФ. Таким образом, в стране образовалось два типа акционерных обществ: один тип был создан путем учреждения, другой - путем преобразования госу­дарственных и муниципальных предприятий. Каждому типу соответствовал свой законодательный массив. В связи с этим, было принято новое законода­тельство, гораздо успешнее отразившее требования времени. В первую очередь это новый ГК РФ, а также принятые на его основе законы об отдельных видах юридических лиц, в частности, Закон об АО, который заменил действовавшее пять лет Положение N 601.

Далее общегражданское и акционерное законодательство, а также смеж­ные с ним блоки законодательства развивались параллельно[29], что и обусловли­вает специфику современного правового регулирования акционерных отноше­ний. Периодизация развития акционерных обществ и акционерного права в России представлена в таблице (Приложение 1).

1.2. Правовое регулирование деятельности акционерных обществ

Статус и деятельность акционерных обществ регулируются общим и специальным законодательством.

Правовое регулирование акционерных обществ может осуществляться только нормами ГК РФ и Закона об АО (кроме акционерных обществ, создан­ных в результате приватизации, но народные предприятия ими быть не могут). Иные нормативные акты могут определять специфику акционерных обществ (например, законодательство о банках, страховании, инвестиционной деятель­ности), но лишь в тех случаях, когда их применение предусмотрено Законом об АО.

Особенности правового положения акционерных обществ, созданных пу­тем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определя­ются Федеральным законом о приватизации государственных и муниципаль­ных предприятий, а также и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации таких предприятий.

В сферу действия Закона об АО попадают и так называемые народные предприятия, создание которых предусмотрено Законом "Об особенностях пра­вового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)".

Анализ статистической информации о количестве АО приводит к выво­ду, что решающее значение имеет не наличие или отсутствие специального ак­ционерного закона, а качество правового регулирования.

Правильному применению акционерного законодательства Российской Федерации способствует изучение материалов правоприменительной и, прежде всего, судебной и судебно-арбитражной практики[30].

Особенности создания, реорганизации и ликвидации, а также правового положения банков определяются в соответствии с ФЗ "О банках и банковской деятельности" в редакции ФЗ от 03.02.1996 "О внесении изменений и дополне­ний в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР"[31]; ФЗ от 10.07.2002 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"[32], ФЗ от 25.02.1999 "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"[33].

Особенности хозяйственных обществ в сфере инвестиционной деятель­ности могут определяться в соответствии с Законом РСФСР от 26.06.1991 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР"[34], который применяется в части, не противоречащей ФЗ от 25.02.1999 "Об инвестиционной деятельности в Россий­ской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"[35]; ФЗ от 22.04.1996 "О рынке ценных бумаг"[36].

Кроме того, соответствующие особенности акционерных инвестицион­ных фондов предусмотрены ФЗ от 29.11.2001 "Об инвестиционных фондах"[37].

 

 

 

Особенности страховых организаций определяются в соответствии с За­коном РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в редак­ции ФЗ от 31.12.1997 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О страховании"[38], а также подзаконными нормативно-правовыми актами.

Необходимость единообразного урегулирования общественных отноше­ний в сфере частного права на всей территории России ведет к включению в круг источников акционерного права актов органов власти и управления субъ­ектов Российской Федерации и органов местного самоуправления[39], которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Среди источников правового регулирования создания и деятельности ак­ционерных обществ особое место занимают локальные нормативные акты.

 

1.3. Сущность и признаки открытого акционерного общества

Акционерные общества в настоящее время являются преобладающей ор­ганизационно-правовой формой предпринимательской деятельности в нашей стране.

Понятие акционерного общества исторически не имело единого, четко сформулированного определения.

Так, крупнейший российский цивилист Г. Л. Шершеневич в своем из­вестном Учебнике торгового права (1914 г.) писал: "Акционерное товарищество представляет собой договорное соединение лиц для совместного производства торгового промысла, с ограниченной определенным вкладом ответственностью каждого участника"[40]. И далее он подчеркивал: "Акционерное товарищество представляет соединение лиц. Это могут быть лица как физические, так и юри­дические. Как соединение, акционерное товарищество не может быть менее чем из двух лиц, а так как капитал его разделен на известное число определенных долей, то число участников не может быть более числа акций и паев. Со­средоточение акций или паев в руках одного человека означало бы прекраще­ние товарищества. В своем соединении участники образуют юридическое лицо"[41].

Информация о работе Гражданско-правовое положение открытых акционерных обществ