Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 00:24, дипломная работа
Цель работы заключается в том, чтобы на основе анализа законодательства, регулирующего деятельность акционерных обществ, комплексно изучить теоретические и практические проблемы, охватывающие акционерные правоотношения, рассмотреть и охарактеризовать статьи Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее – Закон об АО)[2], связанные с деятельностью открытых акционерных обществ.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика акционерных обществ……………………………...7
1.1. Становление акционерных обществ и акционерного права в России……7
1.2. Правовое регулирование деятельности акционерных обществ…………15
1.3. Сущность и признаки открытого акционерного общества………………17
2. Особенности формирования уставного капитала и специфика
управления открытого акционерного общества……………………………25
2.1. Формирование уставного капитала и операции с ним…………………....25
2.2. Управление в акционерном обществе……………………………………..31
2.3. Права и обязанности акционеров…….…………………………………….44
3. Образование и прекращение деятельности акционерного общества…………………………………………………………………………….49
3.1. Создание акционерного общества................................................................49
3.2. Ликвидация и реорганизация акционерного общества…………………...52
Заключение…..……………………………………………………………………..62
Список используемых источников информации…………
До издания Манифеста в России действовало пять акционерных компаний[12]. Однако в дальнейшем их число стало расти, и к концу 1836 г. насчитывалась уже 41 действующая компания[13].
Увеличение числа компаний потребовало принятия развернутых законодательных положений, их регламентирующих. В связи с этим 6 декабря 1836 г. было утверждено Положение о компаниях на акциях[14], куда перешли и нормы вышеназванных Указа и Манифеста.
С середины XIX в. уставы приобрели еще большее значение и стали служить средством для обхода закона. Практика все далее отклонялась от законодательства. Акционерная форма получила необоснованно широкое применение среди мелких частных предприятий (кондитерских и прачечных заведений).
В обход закона все большую популярность получили имущественные вклады. Уставами в нарушение закона допускались предъявительские акции.
Внутри компаний стала ограничиваться свобода акционера распоряжаться акциями. Нарушением принципа ограниченности ответственности стала практика возложения на акционера обязанности внесения дополнительных платежей.
Такая ситуация (существование правоприменительной практики независимо, а подчас и в противоречии с действующим законодательством) не могла устраивать правительство, которое предприняло попытки упорядочить создание и деятельность акционерных обществ.
Правительство решило пересмотреть старое акционерное законодательство в конце декабря 1858 г. Новый проект был готов только к апрелю 1867 г. Проект был сравнительно слабой переработкой действовавших постановлений и не имел успеха в Государственном совете. Он пролежал там до 1870г., и лишь в феврале 1870 г. Государственный совет возбудил вопрос о пересмотре этого проекта с привлечением к этому делу сведущих лиц. В 1872 г. был разработан новый проект акционерного закона. Однако соответствующий закон так и не появился, чему, возможно, по мнению А.И. Каминки, помешали именно достоинства проектов (в частности, отказ от концессионной и введение явочной системы учреждения акционерных обществ)[15].
11 ноября 1894 г. по повелению государя императора была образована комиссия по пересмотру действующего законодательства о биржах и акционерных компаниях. Редакционный совет, избранный из этой комиссии, разработал Положение об акционерных предприятиях. Проект также закреплял явочную систему учреждения акционерных компаний. А параллельно с ним разрабатывался проект Гражданского уложения. Этот проект существовал в двух редакциях: 1898 г. и 1913 г. Но он так и не был принят. Однако он не был последним проектом акционерного закона. В период с 1894 по 1917 г. сменилось большое число проектов, подготовленных различными ведомствами[16]. Все проекты страдали отсутствием четкой системы, оставляли значительные пробелы, мало учитывали российскую специфику. В результате Государственный Совет отклонял их или посылал на доработку.
К началу XX в. акционерные компании заняли господствующее положение во всех основных отраслях экономики России. На них приходилось примерно 68% капиталов, действовавших в промышленности в целом, 61% активов всех учреждений коммерческого и ипотечного кредита, 35% длины железнодорожной сети (с учетом выкупа крупнейших дорог государством)[17].
Вопрос об акционерной реформе оказался одним из центральных после Февральской революции 1917 г.
10 марта 1917 г. Временное правительство принимает Постановление, которое отменяет все законоположения, действовавшие ранее и ограничивавшие деятельность акционерных компаний. Право утверждать и изменять уставы акционерных обществ предоставлено Министру торговли и промышленности. 14 декабря 1917 г. Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) банковское дело в России объявлено государственной монополией, а все акционерные и другие коммерческие банки и кредитные учреждения национализированы и объединены с Государственным банком.
28 января 1918 г. Декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) национализирована крупная промышленность, в том числе предприятия, принадлежавшие акционерным обществам и паевым товариществам. 18 апреля 1918 г. СНК утвердил Декрет о регистрации акций, облигаций и прочих процентных бумаг.
В связи с переходом советской власти к широкой национализации акционерное учредительство к концу мая 1918 г. постепенно замедляется.
Ситуация изменилась с развитием товарно-денежных отношений в годы нэпа. В январе 1922 г. учреждено первое акционерное общество советского периода - акционерное общество внутренней и ввозной торговли кожевенным сырьем "Кожсырье", действовавшее на основании утвержденного Советом Труда и Обороны (СТО) устава.
Первые попытки создания в этот период законодательной основы для деятельности акционерных обществ выразились в следующих нормативных актах:
Постановление ВЦИК РСФСР от 13 марта 1922 г. «О внешней торговле»[18];
Декрет ВЦИК РСФСР от 22 мая 1922 г. «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР»[19].
1 августа 1922 г. СТО ввел Временные правила о порядке утверждения и открытия действий акционерных обществ и об ответственности их учредителей и членов правлений[20], которыми организация и деятельность акционерных обществ регулировались до введения в действие Гражданского кодекса.
Гражданский кодекс РСФСР[21] стал важнейшим источником акционерного права в России, породил многочисленные научные дискуссии, служил стабильной базой для создания и деятельности акционерных обществ. Вскоре он был дополнен рядом подзаконных актов, важнейшим из которых является Положение об акционерных обществах от 17 августа 1927 г.
В конце 20-х - начале 30-х гг. акционерные общества реорганизованы в государственные объединения. Затем на долгие годы эта форма была забыта. Исключение составляли некоторые внешнеэкономические объединения - ВАО "Интурист", Ингосстрах СССР.
Развитие экономики и политические события в конце 80-х гг. XX в. открыли "новейшую историю" акционерных обществ и акционерного права в России. На фоне легализации частной собственности и частной предпринимательской деятельности возрождается интерес к акционерной форме: сначала только в науке, затем на уровне правовых актов[22].
Уже в 1987 г. было образовано около 14 тыс. "новых" производственных, торговых и сервисных кооперативов. Только с принятием 26 мая 1988 г. Закона СССР "О кооперации в СССР"[23] начался относительно кратковременный бум кооперативного сектора. В 1990 г. в СССР действовало уже 245 тыс. таких кооперативов. Этот закон явился правовым нововведением, которое дало заметный толчок развитию негосударственного сектора экономики, а в правовом плане, по крайней мере, формально, поставило кооперативы в один ряд с государственными предприятиями и ввело регистрационный принцип их создания. Число акционерных обществ стремительно росло, и все более ощущалась потребность в законодательной регламентации их деятельности.
В 1990 г. принимаются Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. № 590[24], и Положение об акционерных обществах, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 601[25]. Их появление положило начало интенсивному формированию новых организационно-правовых форм.
На первых порах регулирование организации и деятельности акционерных обществ испытывало значительное влияние законодательства о приватизации. В этот период проходили бурные дискуссии о путях разгосударствления экономики страны. Итогом этих дискуссий стали: Закон РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" от 3 июля 1991 г.[26], Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, принятая в 1992 г. на основании указанного закона, и утвержденная постановлением Верховного Совета РФ от 11 июня 1992 г. N 2980-1[27], а также ряд подзаконных актов[28].
Реализация Государственной программы приватизации началась с 1 января 1992 г. Основные положения стали фактически первым документом, на практике регулирующим приватизационный процесс и давшим старт программной приватизации в России. Известно, что если 1990-1991 гг. можно охарактеризовать как годы "спонтанной приватизации", 1992 г. войдет в историю России как год старта крупномасштабной реформы в сфере отношений собственности на основе разработанного приватизационного законодательства, то 1993-1994 гг. - это, прежде всего, годы интенсивного наращивания "критической массы" соответствующих преобразований.
Уставы акционерных обществ, образованных в результате приватизации, создавались на основе Типового устава. Деятельность таких обществ регулировалась нормами так называемого приватизационного законодательства - специальными указами Президента РФ, постановлениями Правительства и актами
Далее общегражданское и акционерное законодательство, а также смежные с ним блоки законодательства развивались параллельно[29], что и обусловливает специфику современного правового регулирования акционерных отношений. Периодизация развития акционерных обществ и акционерного права в России представлена в таблице (Приложение 1).
1.2. Правовое регулирование деятельности акционерных обществ
Статус и деятельность акционерных обществ регулируются общим и специальным законодательством.
Правовое регулирование акционерных обществ может осуществляться только нормами ГК РФ и Закона об АО (кроме акционерных обществ, созданных в результате приватизации, но народные предприятия ими быть не могут). Иные нормативные акты могут определять специфику акционерных обществ (например, законодательство о банках, страховании, инвестиционной деятельности), но лишь в тех случаях, когда их применение предусмотрено Законом об АО.
Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются Федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации таких предприятий.
В сферу действия Закона об АО попадают и так называемые народные предприятия, создание которых предусмотрено Законом "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)".
Анализ статистической информации о количестве АО приводит к выводу, что решающее значение имеет не наличие или отсутствие специального акционерного закона, а качество правового регулирования.
Правильному применению акционерного законодательства Российской Федерации способствует изучение материалов правоприменительной и, прежде всего, судебной и судебно-арбитражной практики[30].
Особенности создания, реорганизации и ликвидации, а также правового положения банков определяются в соответствии с ФЗ "О банках и банковской деятельности" в редакции ФЗ от 03.02.1996 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР"[31]; ФЗ от 10.07.2002 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"[32], ФЗ от 25.02.1999 "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"[33].
Особенности хозяйственных обществ в сфере инвестиционной деятельности могут определяться в соответствии с Законом РСФСР от 26.06.1991 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР"[34], который применяется в части, не противоречащей ФЗ от 25.02.1999 "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"[35]; ФЗ от 22.04.1996 "О рынке ценных бумаг"[36].
Кроме того, соответствующие особенности акционерных инвестиционных фондов предусмотрены ФЗ от 29.11.2001 "Об инвестиционных фондах"[37].
Особенности страховых организаций определяются в соответствии с Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в редакции ФЗ от 31.12.1997 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О страховании"[38], а также подзаконными нормативно-правовыми актами.
Необходимость единообразного урегулирования общественных отношений в сфере частного права на всей территории России ведет к включению в круг источников акционерного права актов органов власти и управления субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления[39], которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Среди источников правового регулирования создания и деятельности акционерных обществ особое место занимают локальные нормативные акты.
1.3. Сущность и признаки открытого акционерного общества
Акционерные общества в настоящее время являются преобладающей организационно-правовой формой предпринимательской деятельности в нашей стране.
Понятие акционерного общества исторически не имело единого, четко сформулированного определения.
Так, крупнейший российский цивилист Г. Л. Шершеневич в своем известном Учебнике торгового права (1914 г.) писал: "Акционерное товарищество представляет собой договорное соединение лиц для совместного производства торгового промысла, с ограниченной определенным вкладом ответственностью каждого участника"[40]. И далее он подчеркивал: "Акционерное товарищество представляет соединение лиц. Это могут быть лица как физические, так и юридические. Как соединение, акционерное товарищество не может быть менее чем из двух лиц, а так как капитал его разделен на известное число определенных долей, то число участников не может быть более числа акций и паев. Сосредоточение акций или паев в руках одного человека означало бы прекращение товарищества. В своем соединении участники образуют юридическое лицо"[41].
Информация о работе Гражданско-правовое положение открытых акционерных обществ