Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 00:24, дипломная работа
Цель работы заключается в том, чтобы на основе анализа законодательства, регулирующего деятельность акционерных обществ, комплексно изучить теоретические и практические проблемы, охватывающие акционерные правоотношения, рассмотреть и охарактеризовать статьи Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее – Закон об АО)[2], связанные с деятельностью открытых акционерных обществ.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика акционерных обществ……………………………...7
1.1. Становление акционерных обществ и акционерного права в России……7
1.2. Правовое регулирование деятельности акционерных обществ…………15
1.3. Сущность и признаки открытого акционерного общества………………17
2. Особенности формирования уставного капитала и специфика
управления открытого акционерного общества……………………………25
2.1. Формирование уставного капитала и операции с ним…………………....25
2.2. Управление в акционерном обществе……………………………………..31
2.3. Права и обязанности акционеров…….…………………………………….44
3. Образование и прекращение деятельности акционерного общества…………………………………………………………………………….49
3.1. Создание акционерного общества................................................................49
3.2. Ликвидация и реорганизация акционерного общества…………………...52
Заключение…..……………………………………………………………………..62
Список используемых источников информации…………
3. Образование и прекращение деятельности акционерного общества
3.1. Создание акционерного общества
Возникновение акционерного общества, как и любого юридического лица, включает непосредственное создание и государственную регистрацию. Общество может быть создано двумя способами: путем учреждения вновь и путем реорганизации уже существующего юридического лица (Приложение 8).
Создание открытых акционерных обществ, можно условно разделить на три стадии. Первая стадия - выражение частной воли независимого субъекта (или субъектов) на организацию нового субъекта права. Данная стадия является во многом определяющей для создаваемого общества. Именно на данном этапе наиболее ярко проявляется диспозитивный метод правового регулирования. Вторая стадия - закрепление воли учредителя (согласованной воли учредителей). Данная стадия предполагает разработку и принятие учредительных документов нового общества. Статья 9 Закона об АО определяет порядок создания акционерного общества путем учреждения. Создание акционерного общества путем учреждения предусматривает принятие решения учредителями общества на первом общем собрании акционерного общества - учредительном собрании. Такое решение должно быть оформлено письменно в качестве самостоятельного документа, являющегося приложением к протоколу учредительного собрания, или содержаться непосредственно в протоколе такого собрания (Приложение 9). В случае, когда у общества один учредитель, решение об учреждении акционерного общества является не коллегиальным, а единоличным актом. Такой учредитель должен письменно оформить решение о создании акционерного общества и подписать его (Приложение 10). Наконец, к третьей стадии можно отнести государственную регистрацию нового акционерного общества. Акционерное общество относится к тем юридическим лицам, которые создаются по воле их будущих участников, в связи с чем для права важна их фигура.[74]
Учредителями открытых акционерных обществ могут быть как физические, так и юридические лица с ограничениями, установленными законом, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в порядке, установленном законом (ст. 125 ГК РФ). Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками акционерных обществ, если иное не установлено законом[75].
Общей проблемой для всех учредителей - юридических лиц является правильное определение компетентного органа, который вправе принять решение об участии в создании акционерного общества. Это может быть совет директоров (наблюдательный совет) или общее собрание акционеров[76].
Деятельность учредителей по созданию акционерного общества опосредуется в договорной форме. Договор о создании открытого акционерного общества не входит в число учредительных документов общества и не представляется при государственной регистрации. Ему свойственна письменная форма, и он заключается учредителями (Приложение 11).
До государственной регистрации акционерного общества в качестве юридического лица его учредители выступают в гражданско-правовых и иных отношениях каждый от своего имени, но для достижения общей цели - создания акционерного общества. Поэтому их ответственность по обязательствам, связанным с созданием общества, законодателем признается солидарной, но при условии, что данные обязательства возникли до государственной регистрации акционерного общества. Если, например, какой-либо из учредителей акционерного общества после государственной регистрации общества в качестве юридического лица на свой риск примет на себя обязательство в интересах общества, то другие учредители уже не могут быть привлечены к солидарной ответственности по этому обязательству на основании п. 3 ст. 10 Закона об АО.
Кроме того, с момента государственной регистрации открытого акционерного общества и приобретения им статуса юридического лица между обществом и его учредителями устанавливаются новые правоотношения. Так, в силу п. 1 ст. 34 Закона об АО возникает обязательство учредителей по отношению к обществу оплатить все акции общества, распределенные при его учреждении, в течение года с момента регистрации общества (если уставом не будет установлен меньший срок); при этом не менее 50 % уставного капитала учредители обязаны оплатить в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества. Процедура создания акционерного общества заканчивается его регистрацией.
Обязательную государственную регистрацию акционерного общества как юридического лица необходимо отличать от иных систем сбора и учета информации, чему способствует выделение ее сущностных характеристик:
это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти;
содержание - фиксация фактов, явлений и т.п.;
характер по инициирующему субъекту - заявительный;
форма реализации - присвоение порядкового номера и запись установленных сведений о них в специальных государственных реестрах;
основные задачи - контроль за законностью действий, придание факту законности, учет, объединение информации;
цели - значимые для общества в целом, государства.
Единственным учредительным документом акционерного общества в России является его устав.
Устав открытого акционерного общества является локальным нормативным документом, обязательным как для всех акционеров и персонала данного общества, так и для самого акционерного общества как юридического лица.
Главное назначение устава - юридическая индивидуализация соответствующего акционерного общества в качестве субъекта права, самостоятельного и конкретно определенного участника гражданского оборота. Этим назначением данного учредительного документа объясняется и его открытость, публичность (п. 4 ст. 11 Закона об АО), поскольку иные субъекты правоотношений, участником которых является соответствующее акционерное общество, должны иметь возможность получить полную и юридически достоверную информацию о своем партнере. Устав акционерного общества обязателен к исполнению, прежде всего, всеми органами общества, а также всеми лицами, состоящими с обществом в трудовых отношениях. Кроме того, устав обязателен для всех акционеров соответствующего общества, а не только тех, кто участвовал в утверждении устава при учреждении общества (учредителей).
В орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, необходимо представить устав общества, утвержденный учредителем (учредителями).
На основании своего устава акционерное общество в лице соответствующего органа управления выступает участником гражданского оборота, субъектом трудовых, налоговых и других правоотношений. Устав с учетом общих требований законодательства индивидуализирует юридический статус конкретного общества.
3.2. Ликвидация и реорганизация акционерного общества
Прекращают свою деятельность открытые акционерные общества в порядке, принципы которого сходны с действующими при их создании.
Статья 21 Закона об АО предусматривает возможность:
а) добровольной ликвидации акционерного общества;
б) ликвидации общества на основании судебного решения.
Общий порядок ликвидации акционерного общества регулируется нормами ГК РФ и Закона об АО, а также правилами, установленными в уставе соответствующего акционерного общества.
Главное отличие ликвидации акционерного общества от его реорганизации в любой форме заключается в том, что ликвидация не предполагает правопреемства, т.е. перехода прав и обязанностей ликвидированного общества к другим субъектам. Поэтому при ликвидации акционерное общество прекращает свое существование в качестве юридического лица и с этого момента не может являться участником гражданского оборота.
Последовательность ликвидации открытого акционерного общества схематично можно представить в виде следующих основных этапов: принятие решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии; публикация сообщения о ликвидации и составление промежуточного ликвидационного баланса; осуществление расчетов с кредиторами, составление ликвидационного баланса; распределение оставшегося имущества между акционерами; государственная регистрация общества в связи с его ликвидацией.
Наиболее распространенный случай ликвидации акционерного общества как юридического лица - добровольная ликвидация организации.
Причиной добровольной ликвидации может быть истечение срока, на который создано акционерное общество; достижение цели, ради которой оно создавалось[77]. Естественно, что этот перечень не является исчерпывающим. Например, решение о добровольной ликвидации общества общее собрание акционеров обязано принять, если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины уставного капитала, указанного в ст. 26 Закона об АО[78].
На практике акционеры нередко грубо нарушают вышеуказанное императивное предписание закона. Примером тому служит ЗАО "Московская независимая вещательная корпорация", осуществлявшее деятельность в 1998 - 2000 гг. с чистыми активами, не достигавшими уровня минимального размера уставного капитала[79].
Согласно ч. 1 п. 2 ст. 21 Закона об АО вопрос, о ликвидации акционерного общества и назначении ликвидационной комиссии выносит на решение общего собрания акционеров совет директоров (наблюдательный совет) ликвидируемого общества.
Учредители открытого акционерного общества или орган, принявший решение о ликвидации общества (общее собрание акционеров), обязаны незамедлительно сообщить о принятых решениях органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц. Указанное сообщение (уведомление) должно быть направлено в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого общества в трехдневный срок (со дня принятия соответствующего решения) в письменной форме с приложением решения о ликвидации общества (Приложение 12). Уведомление не может быть составлено в произвольной форме, так как для этого случая Правительством Российской Федерации утверждена специальная форма[80]. С момента внесения в государственный реестр записи о том, что акционерное общество находится в процессе ликвидации, не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого общества, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное общество, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
После принятия общим собранием акционеров решений о ликвидации открытого акционерного общества и назначении ликвидационной комиссии, а также уведомления об этом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, совершаются действия, связанные с собственно ликвидацией акционерного общества. Первое из них, являющееся одновременно обязательным условием для совершения последующих действий в этом направлении, - опубликование ликвидационной комиссией сообщения о ликвидации общества в соответствии с требованиями законодательства.
Следующий этап ликвидации акционерного общества заключается в совершении ликвидационной комиссией действий по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. Ликвидационная комиссия обязана в письменной форме уведомить каждого кредитора о ликвидации общества и сообщить срок для предъявления кредиторами имущественных требований.
Для получения дебиторской задолженности ликвидационная комиссия должна направить дебиторам претензии, а при необходимости - предъявить иски. После завершения расчетов с кредиторами и проведения инвентаризации оставшегося имущества составляется ликвидационный баланс.
Ликвидационный баланс открытого акционерного общества является его окончательным балансом, как бы подводящим итоги ликвидации общества и завершающим его расчеты с кредиторами. Он может быть утвержден решением общего собрания акционеров, за которое подано не менее 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров[81]. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого юридического лица передается учредителям (участникам) этого юридического лица.
Ликвидация акционерного общества считается завершенной, а оно само - прекратившим свое существование с момента внесения органом государственной регистрации записи о государственной регистрации ликвидации юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц. С момента внесения такой записи открытое акционерное общество прекращает свое существование в качестве субъекта гражданского права. Требования его кредиторов, не удовлетворенные в процессе ликвидации, погашаются.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию, публикует сведения о ликвидации юридического лица в официальном печатном органе. Документы ликвидированного общества сдаются в архив в установленном порядке и имеют срок хранения 75 лет.
Реорганизация общества (кроме реорганизации в форме присоединения), согласно ст. 8 Закона об АО, является способом создания акционерного общества наряду с его учреждением вновь.
Предложение о реорганизации общества в той или иной форме выносит на рассмотрение общего собрания акционеров совет директоров (наблюдательный совет) общества[82]. Кворум для решения вопроса о реорганизации - квалифицированное большинство в 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров - является традиционным. Выкупленные обществом акции в связи с проведением его реорганизации погашаются.
Представляется, что реорганизация, так же как и ликвидация, должна четко подразделяться на стадии. Анализ действующего законодательства, правоприменительной практики России позволяет выделить:
Информация о работе Гражданско-правовое положение открытых акционерных обществ