Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 14:04, курсовая работа
Предпринимательство – один из основных компонентов, составляющих рыночную экономику и демократическое общество. Вместе с тем проблема становления предпринимательства для России и других независимых государств на постсоветском пространстве оказалась очень сложной. Возникло много факторов, неблагоприятно воздействующих на ее решение. И один из самых серьезных – избыточность государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность. Так, несмотря на конституционные гарантии предпринимательской деятельности исполнительная власть, чаще всего регионального масштаба, ставит всевозможные препятствия для правомерного осуществления предпринимательства.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.1 Историко – правовое развитие законодательства об административных правонарушениях 6
1.2 Понятие предпринимательской деятельности и юридическая сущность 12
1.3 ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ 12
1.4 Общая характеристика административных правонарушений в предпринимательской деятельности 12
2.1 СПЕЦИФИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОТСИ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
2.2 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 12
2.3 Государственные органы, выявляющие и пресекающие административные правонарушения в предпринимательской деятельности 12
Документирование деятельности ОВД (милиции) по выявлению и пресечению административных правонарушений осуществляется путем составления: 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 12
Всех промышленных капиталов, то есть не больше чем в основных западноевропейских странах, что было связано с общей тенденцией к интернационализации капитала. Отечественные предприниматели определяли всю промышленную политику России. Иностранцы, как правило, допускались лишь в те отрасли, куда отечественная буржуазия еще побаивалась вкладывать свои капиталы. В стране было достаточно внутренних средств, чтобы вложить их в промышленность. Так, за 1885-1913 годы прибыль по отношению к основному капиталу составляла 16%, а реальный прирост основных капиталов – 7, 2 %, кроме прибыли, существовали и другие источники образования основного капитала в промышленности. Начиная с 1876 – 1880 гг. вплоть до 1913 года Россия имела непрерывный активный торговый баланс. С 1886 года по 1913 г. она вывезла товаров на 25,3 млрд. золотых рублей, а ввезла только 18,7 млрд. рублей, т.е. обеспечила приток золота и валюты в страну на 6,6 млрд. рублей. В этих условиях русский рубль был устойчивой конвертируемой валютой, которую высоко ценили иностранцы.
Темпы роста производства средств производства на частных русских предприятиях были в 2 раза выше темпов роста легкой и пищевой промышленности. В результате, удельный вес производства средств производства достиг 43 % всей промышленной продукции, 63% оборудования и средств производства, необходимых в промышленности, производились внутри страны, и только не- многим более трети ввозилось из-за границы.
По темпам роста промышленной продукции и по темпам роста производительности труда Россия вышла на первое место в мире, опередив стремительно развивающиеся США. За 1880-1910 гг. темпы роста продукции российской промышленности превышали 9% в год. С момента отмены крепостного права по 1913 год объем промышленного производства вырос в 10-12 раз, а по отдельным показателям темпы роста были просто гигантскими – выплавка стали увеличилась в 2234 раза, добыча нефти – в 1469 раз, добыча угля - в 694 раза, производство продукции машиностроения и металлообработки - в 44 раза, производство химической продукции- в 48 раз. Торговля и общественное питание были одними из самых развитых в мире.
Таковы были плоды русского предпринимательства, обещавшее в будущем еще больший урожай. «К середине текущего века, - предсказывал французский экономист Э.Тэри, - Россия будет господствовать на Европой как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении». Катастрофа 1917 года уничтожила эти надежны, разрушила плоды труда предпринимателей многих поколений. Сегодня многое придется создавать заново. 14
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированным в этом качестве в установленном законом порядке.15
Предпринимательская деятельность может осуществлять как в форме юридического лица, так и без образования юридического лица. Регистрацию предпринимателя без образования юридического лица подтверждает свидетельство о государственной регистрации. Предпринимательство без образования юридического лица – это индивидуальная форма деятельности. Бизнесмен полностью независим, но и затраты на ведение деятельности несет самостоятельно. Предприниматель может вести свою деятельность без открытия расчетного счета в банке и изготовления печати. Необходимость указанного он определяет сам. Вся прибыть предпринимателя попадает в его личное распоряжение. По обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью, бизнесмен отвечает всем своим имуществом.
Становление рыночной инфраструктуры Российского государства, основанной на конституционном принципе свободы экономической деятельности, настоятельно требует обеспечения гарантий от злоупотребления правом на предпринимательскую деятельность. В условиях статусного регулирования экономической жизни объем правомочий хозяйствующих субъектов был подчинен строгой иерархической организованности, встроенной в принудительную систему приказной подчиненности. Экономическая жизнь основывалась на принципе: разрешено только то, что прямо предписано. В новых экономических условиях объем правомочий предпринимателей определяется основанным на договоре свободным соглашением равноправных партнеров. Действует принцип: разрешено все, кроме того, что прямо законом запрещается. Однако проблема как раз и заключается в том, что воплощение в жизнь важнейшего принципа правового государства сталкивается с несовершенством правового регулирования экономической деятельности в целом, и предпринимательства, в частности.16
Обращает на себя внимание, прежде всего непосильное налоговое бремя, которое государство наложило на предпринимателей и которое заставляет уходить в тень или вовсе прекращать предпринимательскую деятельность. Причем, следует иметь в виду, что помимо федеральных и региональных налогов предприниматель вынужден платить и местные налоги, которые учреждаются местными властями зачастую без учета интересов, приоритетов предпринимателя и возможностей взаимовыгодного сотрудничества. Ставки местных налогов нередко превышают ставки налогов федеральных, что в итоге отрицательно сказывается на прибыли предпринимателя17.
Ксенофобия перед рыночными отношениями, которой страдают стоящие ныне у власти чиновники, и их неумение регулировать свободно развивающиеся рыночные связи к взаимной выгоде гражданина и общества, заставляют власть предержащих пускаться во все тяжкие ради оправдания собственных неумелых шагов в случае кризиса или сбоя хозяйственных проектов. В результате виновных находят в среде предпринимателей, что и показали события августа 1998.
Современное молодое российской предпринимательство, которое только начинает робкие эксперименты, итогом которых должно быть эффективное развитие и процветание общества, нуждается в сильной государственной поддержке. Необходима эффективная государственная поддержка, но не государственное вмешательство. Однако действительность заставляет усомниться в желании государственных чиновников и законодателя содействовать развитию российского предпринимательства. Современный КЗОТ России и его проекты – яркое тому свидетельство18.
Разумеется, законодательство должно стоять на страже интересов гражданина, работника. Но и интересы предпринимателя также должны защищаться. Защищая работника надо думать и о нуждах хозяйствующего субъекта, принимая соответствующие нормы не в ущерб ему.
Современные трудовые отношения легитимированы таким образом, что в результате выигрывает лишь работник. Для предпринимателя текучесть кадров невыгодна, поскольку возникает необходимость обучать нового работника, обновлять документацию и предпринимать целый ряд иных шагов, которые требуют непременных затрат. Этим обстоятельством нередко пользуется работник, который, играя на трудностях хозяйствующего субъекта, может легко разорвать с ним трудовые отношения, если не удовлетворяются его явно завышенные требования. В итоге предприниматель вынужден идти на дополнительные затраты, что в целом негативно отражается на работе предприятия и, более того – страдают остальные добросовестные работники.
Другим, не менее важным обстоятельством, которой тормозит предпринимательскую деятельность, является вопрос о земле. Дебаты вокруг земельной проблемы представляются уже нескончаемыми. И в Думе, и в правительстве ломаются на сей счет копья, но к единому знаменателю чиновники прийти не могут. Противники продажи земли пользуются популистским лозунгом о распродаже России. Однако подобный пиар стал уже одиозной притчей и вызывает не просто недоумение, а сарказм. Продажа земли необходима не только для развития бизнеса (ведь строительство предприятий, благоустройство жилых кварталов напрямую зависит от амбиций собственника, которые в большей мере развиты у частного предпринимателя – истинного хозяина), но и для создания рабочих мест, в наличии которых нуждается современная Россия. Но если предприниматель не будет иметь в собственности земельный участок, тогда бизнес, например, строительный, становится для него маловыгодным, ибо существует вовсе немифическая опасность, что земля, а заодно и построенное на ней сооружение перейдет в собственность государства и предприниматель окажется, быть может, на грани разорения19.
В данном контексте возникает ряд недоумений, вопросов по поводу позиции московского правительства, которое, в отличие от правительства РФ, настойчиво проводит практику запрета продажи земли в г. Москве, считая возможным лишь ее аренду, причем не долгосрочную, а лишь на 10 лет. Мотивируя такое решение прагматическими соображениями, в основе которых лежит выгода для города именно арендных земельных отношений. Однако следует заметить, что такая позиция московского правительства, очевидно, противоречит положениям конституции РФ о приоритете личности перед государственными интересами.20 Продажа земли выгодна не только предпринимателю, который также является гражданином России, но и гражданам, лишенным ныне рабочих мест. Но поскольку аренда земли невыгодна хозяйствующему субъекту, постольку большие земельные участки остаются неиспользованными, рабочие места не создаются, а недоверие бизнеса к властям увеличивается.
В итоге – развитие теневых отношений и продолжающийся рост криминала, который порождают чиновники.
Бизнес не может быть метафизичен. Он нуждается в динамике, что заставляет предпринимателей соглашаться на условия представителей государства. В частности, предприниматели вынуждены все же в ряде случаев арендовать земельные участки для воплощения экономических проектов. Однако и здесь создаются всяческие препоны, тормозящие отношения предпринимательства. Правительство продает предпринимателю право аренды земельного участка, а затем заставляет согласовывать строительство объекта на арендованном участке с жильцами близлежащих домов. Разумеется, граждане категорически возражают, поскольку строительство приносит им ряд неудобств, связанных с потерей, хотя и временной, земельного участка, шумом от строительных работ и т.п. В результате чего начинаются судебные тяжбы, которые отнимают время, силы, деньги, и в конце концов предприниматель, невзирая на уже понесенные убытки, отказывается от своего проекта.
Не менее печально выглядят отношения предпринимателя с таможенными органами. Автомобилистам достаточно хорошо известно, что провоз автомобиля из-за границы через таможенную границу обходится порой даже более дорого, чем стоимость автомобиля. Помимо таможенных пошлин импортер вынужден оплачивать транспортные расходы, расходы на предпродажную подготовку, оформление автомобиля в собственность, различного вида налоги (НДС, налог с продажи и т.д.) В результате оказывается, что, например, новая машина «Ауди», которая в Германии оценивается 55 тыс. долларов, в России стоит уже 100 тысяч. Понятно, что таким образом государство, во-первых, поддерживает отечественный рынок автомобилестроения и, во-вторых, пополняет казну. Но столь неоправданные меры влекут за собой желание избежать государственных поборов, найти новый способ уйти от установленных выплат, в результате оказывается, что государство само создает своих преступников. Воистину правы были великие просветители: государство заслуживает своих преступников.21
Кроме того, указанная поддержка «расслабляет» производителя, не стимулирует его к повышению качества, и примером тому являются отечественные «Жигули», «Волги» и «Москвичи».
Развитие в России рыночной экономики, основанной на конкуренции независимых товаропроизводителей, породило, по существу, те же проблемы, вторые были характерны для начального периода экономического подъема государств с ныне развитыми рыночными отношениями. К таким проблемам относятся прежде всего: возможности, предел, объем и содержание государственного вмешательства в рыночную экономику в целях ее регулирования и виды государственно-правового вмешательства, среди которых главная роль принадлежит нормам гражданского, административного и уголовного законодательства. Свобода экономической деятельности требует обеспечения гарантий как от недобросовестной предпринимательской деятельности, так и от злоупотреблений должностных лиц ( чаще всего исполнительной власти). В данной связи вызывают сомнение, например, уголовно-правовые, (а не административные) запреты незаконного предпринимательства, осуществляемого без регистрации или лицензирования при условии, что деянием причинен крупный ущерб гражданам или организациям либо извлечен доход в крупном размере. В связи с подобными нормами, которых немало в разделе УК РФ, посвященном преступлениям в сфере экономики, возникает ряд принципиальных вопросов: каков критерий разграничения гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых методов регулирования предпринимательской деятельности? По каким параметрам отличается гражданско-правовой деликт, в сфере предпринимательства от уголовно-наказуемого деяния? В чем преимущества (если таковые имеются) замены гражданско-правового регулирования отношений в сфере предпринимательской деятельности на уголовно-правовые.22
Тенденции глобальной интеграции стран, составлявших в прошлом СССР, на ниве социальных и экономических интересов, требуют единообразного подхода к решению практически сходных проблем. Экономические вопросы, составляющие фундамент социальных преобразований, столь же актуальны для стран СНГ, как и для России. Учитывая тотальное сближение государств-членов содружества, вопросы пределов государственно-правового вмешательства в предпринимательскую сферу, имеют принципиальное практическое значение для более тесного сближения и дальнейшего развития эффективного сотрудничества СНГ. Обсуждение вопросов, связанных с предпринимательской деятельностью, позволит, как представляется, выработать единый подход к решению важнейших для дальнейшей консолидации экономической политики дружественных держав проблем. Кроме того, обмен мнениями по поводу целесообразности и масштабов государственно-правового вмешательства в предпринимательскую деятельность даст возможность изучить положительный опыт других государств с целью его возможной «интериоризации»23.