Историко – правовое развитие законодательства об административных правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство – один из основных компонентов, составляющих рыночную экономику и демократическое общество. Вместе с тем проблема становления предпринимательства для России и других независимых государств на постсоветском пространстве оказалась очень сложной. Возникло много факторов, неблагоприятно воздействующих на ее решение. И один из самых серьезных – избыточность государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность. Так, несмотря на конституционные гарантии предпринимательской деятельности исполнительная власть, чаще всего регионального масштаба, ставит всевозможные препятствия для правомерного осуществления предпринимательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1.1 Историко – правовое развитие законодательства об административных правонарушениях 6
1.2 Понятие предпринимательской деятельности и юридическая сущность 12
1.3 ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ 12
1.4 Общая характеристика административных правонарушений в предпринимательской деятельности 12
2.1 СПЕЦИФИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОТСИ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
2.2 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 12
2.3 Государственные органы, выявляющие и пресекающие административные правонарушения в предпринимательской деятельности 12
Документирование деятельности ОВД (милиции) по выявлению и пресечению административных правонарушений осуществляется путем составления: 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 12

Файлы: 1 файл

диплом по предпринимательству.doc

— 489.50 Кб (Скачать файл)

Особую роль при наложении обоснованного и справедливого административного взыскания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.67

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: чистосердечное раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении  тяжелых личных или семейных обстоятельств и др.

Законодательством РФ и субъектов РФ могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность При этом орган или должностное лицо, решающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающим и обстоятельства, не указанные в законе.

С учетом этих обстоятельств возможно применение более мягкой меры взыскания в пределах санкции правовой нормы либо передача материала о правонарушении на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива для применения мер общественного воздействия.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию  и др.68

В отличие от ст.34 действующего КоАП, где приведен примерный перечень смягчающих обстоятельств, в ст.35 определены исчерпывающие обстоятельства, отягчающие административную ответственность, и они не могут быть расширены юрисдикционным органами и их должностными лицами.

При совершении одним лицом нескольких административных правонарушений взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности. В то же время, если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.

Наложение административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений в соответствии со ст. 36 КоАП производится при наличии следующих условий: совершение лицом двух или более административных правонарушений; каждое из правонарушений квалифицируется по отдельной статье  КоАП (или другого нормативного акта, предусматривающего административную ответственность), имеющей самостоятельную санкцию; по каждому правонарушению не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности; ни за одно из них лицо не подвергалось административному взысканию.69

Таким образом, в отличие от уголовного административное законодательство не предусматривает возможность сложения административных взысканий за несколько правонарушений. Взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности, кроме случаев, когда дела о совершенных правонарушениях рассматриваются одним и тем же органом или должностным лицом.

При решении вопроса о привлечении правонарушителя к административной ответственности учитываются давностные сроки наложения административного взыскания. Оно не может быть наложено позднее двух месяцев со дня совершения проступка, а при длящихся правонарушениях (например, проживание без регистрации) – двух месяцев со дня его обнаружения.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

КоАП (ст.39) определяет срок погашения административного взыскания, т.е. прекращения состояния административной наказанности нарушителя. Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения со всеми вытекающими отсюда юридическим последствиями, а именно: совершение этим лицом административного правонарушения за пределами истекшего давностного срока для погашения административного взыскания не может рассматриваться как повторное и выступать отягчающим ответственность обстоятельством.70

Правила наложения административных взысканий предусматривают обязательность правонарушителя возместить причиненный ущерб.

Если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, то коллегиальные органы административной юрисдикции, а также судья при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба если его сумма не превышает одной второй минимального размера оплаты труда. Районный (городской) суд решает вопрос о возмещении причиненного ущерба независимо от размера ущерба.

В других случаях вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства.71

В соответствии с действующим законодательством милиция может налагать на виновных правонарушителей также предупреждение; штраф.

Предупреждение – осуждение совершенного проступка и предостережение правонарушителю, вынесенное уполномоченным сотрудником милиции в установленной форме. Оно применяется к лицам, совершившим, как правило, малозначительные административные правонарушения, либо к тем, кто совершил проступок при недостаточной осведомленности о действии правовых норм, регулирующих отношения в сфере административной деятельности милиции.

Предупреждение – это мера морального воздействия на правонарушителя. В качестве меры административного взыскания предупреждение рассматривается лишь тогда, когда оно выражено в письменной форме (постановлении). Широко применяемые в практике милиции устные предупреждения не являются административными взысканиями. Они относятся к мерам убеждения.72

Штраф – денежное взыскание. Размер штрафа, налагаемого на виновного, зависит от вида совершенного правонарушения. Штраф выражается в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, установленному законодательством Российской Федерации, на момент окончания или пресечения правонарушения, а также в величине кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения.73

Реакция потребителя на произведенный продукт, как правило, является значимым катализатором рыночных процессов. В основе функционирования рыночного механизма лежит позитивное или негативное восприятие потребителем той или иной произведенной продукции, что в конечном итоге позволяет либо расширить производство, либо свернуть его как бесперспективное. В этом процессе товарный знак, созданный с целью индивидуализировать определенную продукцию в широкой сфере товаров и услуг, становится неотъемлемым элементом рыночной экономики. Данное средство индивидуализации товара привлекает внимание покупателя, рекламирует его, при этом, представляя собой, своеобразное связующее звено между изготовителем и потребителем, товарный знак является гарантом качества представленной под ним продукции.

В современных условиях высокой степени интеграции мирового рынка, а также расширяет сферы негативных проявлений теневой экономики и организованной преступности, перед законодателем и правоохранительными органами любого правового государства встает сложная задача упорядочения рыночных отношений и придания им цивилизованных форм. В этой связи, правовая охрана товарного знака и защита интересов его владельца является важнейшим элементом правового регулирования экономических процессов. Данное обстоятельство обусловлено целым рядом причин. Во-первых, легальный производитель (владелец товарного знака) платит, налоги и объем реализованной продукции прямо пропорционален сборам в доход государства, когда как выброс на рынок контрафактной продукции снижает процент реализации легального товара и финансирует теневое производство. Во-вторых, низкое качество контрафактной продукции не только отрицательно влияет на авторитет владельца товарного знака в потребительской среде, но и может при определенных условиях причинить вред здоровью потребителя. В-третьих, отсутствие в стране соответствующих правовых норм и необходимых мер контроля со сторон правоохранительных органов может повлечь за собой прерывание делового сотрудничества со стороны иностранного производителя, что неизменно повлечет за собой заполнение образовавшегося рыночного вакуума контрафактным товаром.

Следует отметить, что в РФ с 1992 г. действует закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»74, предусматривающий основания и условия регистрации, использования и передачи товарного знака, а также вопросы его правовой охраны. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях не содержит конкретной статьи, устанавливающей ответственность за незаконное использования товарного знака. Вместе с тем, в административной практике подобные нарушения встречаются гораздо чаще, чем в уголовно-правовой сфере, что обуславливается значительной законспирированностью производства крупных объемов нелегальной продукции и последующей реализацией незначительными партиями через торговые точки. В данной ситуации, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения административная ответственность может наступать по следующим статьям КоАП:

  • ч.1 ст.146 (4). Продажа товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил (Закон РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации»75 к целям стандартизации, в частности, относит обеспечение безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья граждан, а, в свою очередь, Закон РФ от 10 июня 1993 г. «О сертификации»76 направлен на защиту потребителя от недобросовестности изготовителя);
  • ст. 146 (5). Продажа товаров без документов (Закон РФ «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года) закрепляет право потребителя на получение информации об изготовителе и о товарах, стандартах, требованиям которых должна соответствовать продукция)77;
  • ст. 146 (7). Продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов (Акцизы являются косвенными налогами, общий порядок сбора которых определен Федеральным законом «Об акцизах», в редакции Федерального закона от 7 марта 1996 г.).78

Значительные затруднения у практических работников вызывает вопрос изъятия и последующего уничтожения контрафактной продукции. В соответствии со статьей 244 КоАП изъятию подлежат вещи и документы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения. Такое изъятие представляет собой административно-правовую меру воздействия, состоящую в принудительном лишении правонарушителя возможности пользоваться и распоряжаться противоправно добытым имуществом.

Изъятие вещей и документов, производимое в порядке, предусмотренном ст.244 КоАП, следует отличать от конфискации, предусмотренной ст. 29 КоАП, как меру процессуальную от  материальной, так как конфискация (принудительной безвозмездное обращение предмета в собственность государства) применяется в качестве санкции за административный проступок. Изъятые в целях пресечения административных проступков вещи хранятся до рассмотрения дела, а затем, в зависимости от исхода дела, в установленном порядке конфискуются, либо возвращаются владельцу, либо уничтожаются (ст. 244 КоАП). Представляется нецелесообразным обращение в собственность государства (а тем более возвращение владельцу) контрафактной продукции, не отвечающей требованиям качества и безопасности для жизни и здоровья граждан, а соответственно оптимальным будет принятие решения об уничтожении подделки. Вместе с тем, ни одна из санкции вышеперечисленных статей КоАП не предусматривает уничтожение предметов, явившихся непосредственным объектом правонарушения. Но с другой стороны, т.к. ст. 244 КоАП как один из вариантов решения по делу отмечает уничтожение изъятых предметов, то с правовой точки зрения представляется возможным принятие подобного решения административной комиссией (ч.1 ст.199 КоАП) в отношении изъятого контрафактного товара.

В гражданско-правовой сфере, в соответствии с п.2 ст. 46 Закона РФ «О товарных знаках»79 одной из меры защиты гражданских прав от незаконного использования товарного знака указывается удаление с товара или его упаковки незаконно используемого товарного знака, либо уничтожение изготовленных изображений товарного знака. Таким образом, российский законодатель не предусмотрел возможности уничтожения товаров незаконно маркированных чужим товарным знаком. Вместе с тем,  в ряде случаев удалить с продукции (без нарушения ее целостности) незаконно используемый товарный знак не представляется возможным (например, маркированные сигареты, компакт-диски, аудио кассеты и т.п.), что вызывает значительные затруднения при решении вопроса о восстановлении прав владельца товарного знака.

Таким образом, правовой механизм, предусмотренного в п.1 ст.4 Закона РФ «О товарных знаках» права владельца товарного знака запрещать его использование другими лицами, в законе не раскрывается. Однако любые действия правообладателя, направленные на предотвращение попадания на рынок контрафактной продукции, не противоречащие уголовному и административному законодательству, будут абсолютно легитимны.

Владелец товарного знака вправе контролировать оптовую и розничную сеть реализации своего товара, проводить экспертное исследование предлагаемой к реализации продукции, сообщать о выявленных подделках в правоохранительные органы и по согласованию с ними принимать на ответственное хранение изъятый  контрафактный товар. Такой порядок обеспечивает недопущение попадания контрафактной продукции на рынок и позволяет более эффективно выявлять характерные особенности подделки и доказывать незаконность происхождения контрафакта.80

В пределах компетенции, установленной законодательством, взыскания налагают: начальники органов внутренних дел и их заместители; начальники отделений милиции, входящих в систему органов внутренних дел; начальники отделений (отделов, управлений) Государственной инспекции безопасности дорожного движения и их заместители; государственные инспектора ГИБДД, осуществляющие контроль за соблюдением правил дорожного движения и иных нормативов, относящихся к безопасности дорожного движения; начальники линейных пунктов милиции; начальники и заместители начальников органов внутренних дел на транспорте, а также иные уполномоченные на то работники органов внутренних дел (милиции).81

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  АДМИНИСТРАТИВНАЯ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

 

Административная ответственность распространяется не только на физических лиц, но все в большей мере и на юридические лица. Законодательство об административной ответственности организаций еще не представляет собой систему, сложившуюся на основе четкой научной концепции, действуют пока лишь отдельные акты либо их нормы, содержащиеся в разных закона. Но данный институт административного права в последние годы динамично развивается, и в новом КоАП РФ значительное место отведено правовым основам применения административных взысканий к юридическим лицам (предприятиям, организациям).82

Информация о работе Историко – правовое развитие законодательства об административных правонарушениях