Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 13:44, курсовая работа
ПРОГРАММА И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Цель дисциплины – изучение истории российской государственности в контексте цивилизационного метода исторического познания и на этой основе уяснение общих закономерностей и национальных особенностей рационализации государственного управления.
Литература :
1; 2; 3; 5; 11; 18; 21; 24; 39; 45; 54.
Вопросы
для самоконтроля:
1. Каковы были причины утраты самодержавием инициативы в преобразовании общества в начале XX в.?
2. Какие изменения
в системе исполнительной
3. В чем состоял
смысл преобразования
4. Какое место занимала Государственная дума в политической системе российского общества?
5. Какие изменения
произошли в системе
6. Каковы были
основные причины поражения Временного
правительства и прихода к власти большевиков?
Раздел V. Особенности советской государственности и командно-административной системы управления обществом (октябрь 1917 - 1991 гг.)
Тема 10. Становление советской государственности и системы государственного управления (1917-1929 гг.)
Особенности
начального этапа становления Советского
государства. Диалектика преемственности
структур административно-
Формирование военно-коммунистической модели правящей партии в годы Гражданской войны. Усиление роли исполнительных органов государственной власти и управления и упразднение системы местного самоуправления. Роль чрезвычайных органов в системе власти и управления. Особенности формирования советского государственного аппарата. Партийно-государственная номенклатура.
Модель
НЭПовской организации
Литература :
1-5; 11; 14; 32; 42.
Вопросы
для самоконтроля:
1. Какое место занимали Советы в системе государственного управления после большевистской революции?
2. В чем заключались
особенности формирования
3. Какие изменения
произошли в системе
4. В чем заключались
основные причины крушения
5. Каковы были
предпосылки и особенности
Тема 11. Эволюция командно-административной системы государственного управления в СССР в 30-80-е годы
Эволюция системы государственного управления в СССР в 30-е гг. Сталинская программа «наступления социализма по всему фронту» и реорганизация системы управления на принципах командно-бюрократического централизма. Курс на форсированную индустриализацию: противоречия модернизации мобилизационного типа в СССР. Сущность и значение коллективизации сельского хозяйства. Реформа управления промышленностью: переход к производственно-отраслевому принципу управления. Последствия разукрупнения наркоматов. Усиление роли контрольных и карательных органов в системе управления.
Конституция
1936 г. и изменение структуры
Советский Союз накануне Великой Отечественной войны: особенности методов политического и административного управления.
Характер власти и управленческих структур в годы Великой Отечественной войны. Перестройка государственного управления на началах максимальной централизации. Создание чрезвычайных органов управления страной для организации обороны и отражения агрессии (Государственный Комитет Обороны, Ставка Верховного Главнокомандования, Совет по эвакуации). Значение их деятельности. Усиление репрессивно-карательных функций управления в годы войны. Реорганизация НКВД. Расширение прав наркомов.
Кризис политического режима сталинизма и реорганизация властных структур в 1953-1957 гг. Начало процесса «десталинизации». Сущность перехода от тоталитарной к авторитарно-бюрократической модели управления.
Реформы Н.С.Хрущева. Попытка демонтажа сверхмонопольных структур в административно-политическом управлении. XX съезд КПСС и его значение. Преобразования управления сельским хозяйством. Особенности преобразований в промышленности. Совнархозы. Перестройка работы партийного аппарата и ее последствия. Противоречия и перехлесты хрущевских преобразований. Отставка Н.С. Хрущева.
«Эпоха Л.И.Брежнева». Экономические реформы 1965 г. и их значение. Политический консерватизм и экономическая реформа. Поражение «реформаторского либерализма» и дальнейшая консервация политического режима. Доктрина «развитого социализма». Конституция 1977 г. От стагнации общества к системному кризису. Попытка модернизации Ю.В. Андропова.
«Перестройка» М.С.Горбачева как вторая попытка модернизации советской системы. Установка на «демократизацию социализма» и ее обоснование. Идеология «ускорения» и гласности. Смена руководящих кадров.
Противоречия реформ в условиях сохранению советской политической системы и плановой экономики. Рост оппозиции реформам. Начало процесса формирования многопартийной системы и независимой системы политических коммуникаций.
Попытки проведения политической реформы. Повышение роли Советов. Преобразование системы высших органов управления. Съезд народных депутатов и его место в системе высшего управления. Введение института Президента.
Обострение межнациональных отношений. «Парад суверенитетов». Подготовка подписания нового союзного договора. Августовский путч 1991 г. Распад СССР и новая геополитическая ситуация. Образование СНГ.
Литература :
1-5; 11; 14; 38.
Вопросы
для самоконтроля:
1. В чем заключались основное содержание и особенности административно-командной системы управления, сложившейся в 30-40-е гг.?
2. Какие изменения
произошли в структуре
3. В чем заключались особенности государственного управления в годы Великой Отечественной войны?
4. Какие причины
обусловили возврат после
5. В чем заключались
основные причины кризиса
6. В чем состоит
значение административных
7. Каковы были
причины неудач хрущевских
8.В чем заключались сложности и противоречия эпохи «застоя»?
9. Какое место
занимает «перестройка» М.С.
Раздел VI. Российская Федерация на пути к демократическому государству: проблемы становления современной системы государственного управления (1991 – 2005 гг.)
Тема 12. Российская федерация после событий 1991 г.: особенности формирования системы политических и административных органов в контексте новой российской государственности
Россия после августа 1991г.: поиски обновленной системы государственного управления. Экономические приоритеты новой власти: проблемы и противоречия перехода крыночной экономике. Реформы Е. Т. Гайдара. Приватизация и ее последствия. Развитие федеративных отношений. Федеративный договор 1992 г. и его значение.
Проблемы становления новой российской государственности. Правовая основа российской государственности в 1991 - 1992 гг., ее противоречивый характер. Сохранение иерархии Советов. Президентская власть, федерализм, принцип разделения властей как основные начала новой государственности. Подготовка новой Конституции и споры о выборе пути развития России. Начало конституционной реформы и изменения в политической системе Российской Федерации. Усиление конфронтации законодательной и исполнительной власти осенью 1992 г.
Политический кризис осени 1993 г., его современные оценки. Упразднение системы Советов и формирование новой системы власти. Выборы в Федеральное Собрание: возрождение российского парламентаризма. Конституция РФ 1993 г. и ее значение в формировании правовых основ новой российской государственности. Становление новой системы органов государственного управления. Институт Президента в системе власти и управления. Правовой статус и функции Федерального Собрания. Функции и полномочия Правительства РФ. Судебная система и правосудие в новой России. Проблемы и перспективы модернизации российской государственности в новом тысячелетии.
Литература :
1; 2; 3; 5; 19; 29; 46.
Вопросы
для самоконтроля:
1. Какими факторами
была обусловлена
2. В чем заключались
противоречия и трудности
3. Каковы были причины политического кризиса осенью 1993 г.?
4. Какие изменения
в политической и
5. Контрольные задания
5.1. Методические указания к выполнению контрольных заданий
Каждому студенту необходимо выполнить в процесса изучения курса контрольное задание в соответствии с типовыми требованиями и рекомендациями, изложенными в настоящих методических указаниях.
Контрольное задание должно быть выполнено с использованием основной литературы и источников по рассматриваемой проблеме и с учетом современного состояния научных изысканий по данному вопросу.
В контрольном задании должны быть раскрыты основные положения заданной темы, ее объем должен составлять 20-25 страниц рукописного (или 15-20 страниц машинописного) текста (на одной стороне стандартного формата). Писать надо разборчиво, графически выделяя основные смысловые моменты (см.: указания к выполнению контрольного задания на стр. 26-28 настоящих методических указаний).
Выполненные контрольные задания должны быть представлены в деканат не позднее, чем за один месяц до начала экзаменационной сессии. Использование банка данных Интернета не допускается, в этом случае работы будут квалифицироваться как компилятивные и не зачитываться.
Выбор
темы контрольного задания зависит
от начальной буквы фамилии студента.
Ниже дается таблица, по которой студент
может определить на какую тему он должен
выполнять контрольное задание (любую
из шести тем по номерам предложенного
на стр. 24-25 списка тем контрольных заданий).
Первые буквы фамилий студентов | №№ тем контрольных заданий |
А-Д | 1 7 13 19 25 31 |
Е-И | 2 8 14 20 26 32 |
К-П | 3 9 15 21 27 33 |
Р-Ф | 4 10 16 22 28 34 |
Х-Ш | 5 11 17 23 29 35 |
Щ-Я | 6 12 18 24 30 36 |
Информация о работе История государственного управления в России