Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:00, курсовая работа
Цель работы – исследование вопросов конституционной природы и сущности избирательного права в увязке с российской избирательной системой.
Задачи курсовой работы непосредственно связаны с целью: исследовать работы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных.
Избирательное право регулирует публично-правовые, а не частноправовые отношения.
Введение…………………………………………………………………. 2
Глава I. Избирательное право: понятие и принципы………….. 4
1.1. Понятие избирательного права …………………………………… 4
1.2. Правовое регулирование выборов в РФ………………………….. 8
1.3. Принципы избирательного права …………………………………. 12
1.4. Избирательная система, понятие и виды…………………………. 14
Глава II. Реализация избирательного права …………………….. 18
2.1. Стадии избирательного процесса ………………………………… 18
2.2. Гарантии избирательных прав граждан…………………………. 36
2.3. Юридическая ответственность за нарушение законодательства
о выборах ……………………………………….…………………. 37
Заключение……………………………………………………………... 50
Список использованной литературы …………………………………. 51
Законодательство о выборах в РФ составляет отдельную отрасль - избирательное законодательство.
Данное законодательство можно разделить по уровню регулируемых выборов на: законодательство о выборах федеральных органов, законодательство о выборах органов государственной власти субъектов РФ и законодательство о выборах органов местного самоуправления.
По субъекту принятия актов данное
законодательство делится на: федеральное
и избирательное
Активное избирательное право — право избирать
Пассивное избирательное право — право быть избранным
Конституция РФ:
1) Статья 3, пункт 3 — свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа;
2) Статья 32 закрепляет право граждан
избирать и быть избранными
в органы государственной
3) Конституция РФ определяет, что
федеральными органами
4) Статья 130 устанавливает, что МСУ
осуществляется гражданами
Конституция РФ устанавливает разграничение компетенции между РФ и ее субъектами. К ведению РФ отнесены регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав), а также формирование федеральных органов государственной власти. К совместному ведению РФ и субъектов РФ относится защита прав и свобод человека и гражданина, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и МСУ РФ. На основании этих общих принципов, а также в соответствии с основами конституционного строя РФ субъекты РФ, согласно Статье 77 Конституции РФ, самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти субъектов РФ.
Центральное место в системе избирательного законодательства занимает ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 (в редакции ФЗ от 24.12.2002):
1) является универсальным актом, обеспечивающим единые стандарты гарантий избирательных прав граждан на всей территории РФ;
2) раскрывает содержание конституционного права избирать и быть избранными, а также закрепляет основные принципы избирательного права как универсальные и обязательные для соблюдения в любом избирательном процессе;
3) имеет «рамочный» характер, то есть нормы, содержащиеся в нем, адресованы не только правоприменительным органам и гражданам, но и самому законодателю, прежде всего, региональному.
4) дополнением «рамочного» характера является принцип прямого действия ФЗ об основных гарантиях. Это означает, что в случае противоречия региональных законов ФЗ либо в случае пробелов в региональном законодательстве должен применяться ФЗ об основных гарантиях.6
Статья 4, пункты 2, 4 ФЗ:
Гражданин РФ имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Статья 5 ФЗ:
Граждане РФ участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.
Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган МСУ образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет равное число голосов.7
Статья 32 пункты 1, 2 ФЗ:
Граждане РФ, обладающие пассивным
избирательным правом, могут быть
выдвинуты кандидатами
Статья 39 пункт 1 ФЗ:
Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных данным ФЗ.
Статья 57 пункт 1 ФЗ:
Расходы, связанные с подготовкой
и проведением выборов
Статья 73 ФЗ:
Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении; на референдуме РФ — действует на всей территории РФ; на референдуме субъекта РФ — действует на территории данного субъекта РФ; на местном референдуме — действует на территории соответствующего муниципального образования.
Решение, принятое на референдуме
субъекта РФ, местном референдуме, подлежит
регистрации соответственно в органе
государственной власти субъекта РФ,
органе МСУ в порядке, установленном
для регистрации НПА
1.3. Принципы избирательного права
Под принципами избирательного права
понимаются основополагающие, руководящие
начала, идеи, требования и условия,
без соблюдения которых любые
выборы не могут быть признаны легитимными.
Их главное предназначение обеспечить
соответствие результатов референдумов
и выборов реальному
Этот закон определяет основные принципы избирательного права в России.
К основным принципам демократического избирательного права относят:
• принцип всеобщности, означающий предоставление всем без исключения дееспособным гражданам права на активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидата) участие в выборах. Иногда конкретное применение данного принципа связано с введением различного рода ограничений, называемых цензами. Условиями допущения к выборам могут быть имущественные, образовательные цензы, ценз оседлости. В настоящее время из многочисленных ранее цензов действуют в основном возрастной и ценз гражданства. В России активным избирательным правом пользуются все граждане, достигшие 18-ти лет.
• принцип равенства предполагает право на равенство возможностей избирателей и кандидатов в процессе выборов. Этот принцип предусматривает, что все участвуют в выборах на равных основаниях. Каждый депутат представляет равное число граждан, а каждый избиратель в одинаковой степени влияет на решение всей массы избирателей. Это обеспечивается, во-первых, закреплением нормы представительства от избирательных округов и, во-вторых, установлением постоянного численного состава округа. Кроме того, указанный принцип предусматривает равенство финансовых и иных возможностей кандидатов;
• принцип тайного голосования касается процедуры выборов (голосование может проводиться только тайно);
• принцип состязательности предполагает проведение альтернативных выборов (в России существует законодательно с 1993 г.);
• принцип непосредственности выборов
предусматривает прямые выборы избирателями
кандидатов в органы власти, без
института выборщиков (для сравнения,
в дореволюционной России выборы
были многоступенчатыми и
• принцип гласности предполагает общественный контроль за выборами, возможность присутствия на избирательных участках независимых общественных, иностранных и т. п. наблюдателей;
• принцип свободы выборов
1.4. Избирательная система,
Термин «избирательная система» используется в широком и узком смысле.
В широком смысле избирательная система - это упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами органов публичной власти, составляющие порядок выборов. В своей основе эта система регулируется как конституционным правом, так и неправовыми нормами - корпоративными нормами общественных объединений, участвующих в выборах (уставы и другие документы политических партий), обычаями и традициями, нормами политической морали, этики и т. д.10
В узком смысле избирательная система - это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц.11
Избирательную систему принято разделять на два вида - мажоритарную и пропорциональную.
Мажоритарная избирательная
Мажоритарная система имеет разновидности:
А. Мажоритарная система относительного большинства голосов.
В. Мажоритарная система абсолютного большинства голосов.
С. Мажоритарная система квалифицированного большинства голосов.
А. Мажоритарная система относительного большинства голосов - это самый распространенный вид. Ее применяет 43 страны (как правило, англоязычные). Считается выбранным тот кандидат, который набрал большее число голосов, чем его соперники. Не требуется от кандидата набрать определенный минимум голосов и нет необходимости устанавливать кворум, то есть обязательный минимум избирателей, при явке которых выборы будут считаться состоявшимися. Считается, что избиратели, которые не пришли на выборы, согласны с мнением избирателей, принявших в них участие.
Преимущества этой системы заключается в том:
- результативна (нет необходимости проводить второй тур, депутатское место занимается сразу);
- понятна избирателям;
- экономна;
- позволяет крупным партиям получать твердое большинство.
Но также есть и недостатки:
- часто депутат избирается
- теряются голоса, поданные за других депутатов.
В. Мажоритарная система абсолютного большинства голосов.
Отличия от мажоритарной системы относительного большинства голосов:
- необходимо набрать не простое
большинство, а обязательно
- если никто из избирателей
не наберет необходимого
- предусматривается
С. Мажоритарная система квалифицированного большинства голосов
Мажоритарная система
Квалифицированное большинство всегда
должно быть большим, чем абсолютное.
Эта система обладает еще меньшей
результативностью и
Пропорциональная система
Пропорциональная
Главная суть этой системы в том, что:
- за голоса избирателей борются политические партии, а не кандидаты;
- партии выдвигают "партийные списки", в которых указываются кандидаты от данной партии;
- избиратель голосует за партию;
- мандаты распределяются
Также эта система имеет ряд достоинств: