Избирательное право: понятие и принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование вопросов конституционной природы и сущности избирательного права в увязке с российской избирательной системой.
Задачи курсовой работы непосредственно связаны с целью: исследовать работы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных.
Избирательное право регулирует публично-правовые, а не частноправовые отношения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. 2
Глава I. Избирательное право: понятие и принципы………….. 4
1.1. Понятие избирательного права …………………………………… 4
1.2. Правовое регулирование выборов в РФ………………………….. 8
1.3. Принципы избирательного права …………………………………. 12
1.4. Избирательная система, понятие и виды…………………………. 14
Глава II. Реализация избирательного права …………………….. 18
2.1. Стадии избирательного процесса ………………………………… 18
2.2. Гарантии избирательных прав граждан…………………………. 36
2.3. Юридическая ответственность за нарушение законодательства
о выборах ……………………………………….…………………. 37
Заключение……………………………………………………………... 50
Список использованной литературы …………………………………. 51

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 89.42 Кб (Скачать файл)

Законодательство о выборах  в РФ составляет отдельную отрасль - избирательное законодательство.

Данное законодательство можно  разделить по уровню регулируемых выборов  на: законодательство о выборах федеральных  органов, законодательство о выборах органов государственной власти субъектов РФ и законодательство о выборах органов местного самоуправления.

По субъекту принятия актов данное законодательство делится на: федеральное  и избирательное законодательство субъектов РФ.

Активное избирательное право — право избирать

Пассивное избирательное право — право быть избранным

Конституция  РФ:

1) Статья 3, пункт 3 — свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа;

2) Статья 32 закрепляет право граждан  избирать и быть избранными  в органы государственной власти  и МСУ, а также определяет  круг лиц, которые не имеют  избирательных прав: это лица, признанные  судом недееспособными, а также  содержащиеся в местах лишения  свободы по приговору суда;

3) Конституция РФ определяет, что  федеральными органами государственной  власти, избираемыми непосредственно  гражданами, являются Президент  РФ и ГД РФ (на 4 года). Для выборов  Президента РФ Конституция РФ  определяет основные принципы: всеобщее, равное и прямое избирательное  право при тайном голосовании.  Конституция устанавливает также  условия обладания пассивным  избирательным правом для возможности  избрания Президентом РФ и  депутатом ГД. Президентом РФ  может быть избран гражданин  РФ не моложе 35 лет, постоянно  проживающий в РФ не менее  10 лет (Статья 81). Статья 97 устанавливает,  что депутатом ГД может быть  избран гражданин РФ, достигший  21 года и имеющий право участвовать  в выборах;5

4) Статья 130 устанавливает, что МСУ  осуществляется гражданами путем  референдума, выборов, других  форм прямого волеизъявления, через  выборные и другие органы МСУ.

Конституция РФ устанавливает разграничение  компетенции между РФ и ее субъектами. К ведению РФ отнесены регулирование  и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных  прав), а также формирование федеральных органов государственной власти. К совместному ведению РФ и субъектов РФ относится защита прав и свобод человека и   гражданина, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и МСУ РФ. На основании этих общих принципов, а также в соответствии с основами конституционного строя РФ субъекты РФ, согласно Статье 77 Конституции РФ, самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти субъектов РФ.

Центральное место в системе избирательного законодательства занимает ФЗ «Об основных гарантиях   избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  РФ» от 12.06.2002 (в редакции ФЗ от 24.12.2002):

1)   является универсальным актом, обеспечивающим единые стандарты гарантий избирательных прав граждан на всей территории РФ;

2)   раскрывает содержание конституционного права избирать и быть избранными, а также закрепляет основные принципы избирательного права как универсальные и обязательные для соблюдения в любом избирательном процессе;

3)   имеет «рамочный» характер, то есть нормы, содержащиеся в нем, адресованы не только правоприменительным органам и гражданам, но и самому законодателю, прежде всего, региональному.

4)   дополнением «рамочного» характера является принцип прямого действия ФЗ об основных гарантиях. Это означает, что в случае противоречия региональных законов ФЗ либо в случае пробелов в региональном законодательстве должен применяться ФЗ об основных гарантиях.6

Статья 4, пункты 2, 4 ФЗ: 

Гражданин РФ имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме  независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Статья 5 ФЗ:

Граждане РФ участвуют в выборах  и референдуме на равных основаниях.

Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной  власти или в представительный орган  МСУ образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет равное число голосов.7

Статья 32  пункты 1, 2 ФЗ:

Граждане РФ, обладающие пассивным  избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно  либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим ФЗ, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным  объединением, избирательным блоком.

Статья 39 пункт 1 ФЗ:

Все кандидаты обладают равными  правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных данным ФЗ.

Статья 57 пункт 1 ФЗ:

Расходы, связанные с подготовкой  и проведением выборов соответствующего уровня в РФ, эксплуатацией и развитием  средств автоматизации и обучением  организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти  цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета).8

Статья 73 ФЗ:

Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в  дополнительном утверждении; на референдуме  РФ — действует на всей территории РФ; на референдуме субъекта РФ — действует на территории данного субъекта РФ; на местном референдуме — действует на территории соответствующего муниципального образования.

Решение, принятое на референдуме  субъекта РФ, местном референдуме, подлежит регистрации соответственно в органе государственной власти субъекта РФ, органе МСУ в порядке, установленном  для регистрации НПА соответствующего уровня.9

 

 

1.3. Принципы избирательного права

Под принципами избирательного права  понимаются основополагающие, руководящие  начала, идеи, требования и условия, без соблюдения которых любые  выборы не могут быть признаны легитимными. Их главное предназначение обеспечить соответствие результатов референдумов и выборов реальному волеизъявлению избирателей. Принципы избирательного права, выражающие сущность демократизма в стране, закрепляются на конституционном  уровне. Конституция РФ в ст. 32 и 81 утверждает в качестве основополагающих принципов такие принципы как свобода выбора, всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон (1997 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»  и добавляет еще добровольность.

Этот закон определяет основные принципы избирательного права в  России.

К основным принципам демократического избирательного права относят:

• принцип всеобщности, означающий предоставление всем без исключения дееспособным гражданам права на активное (в качестве избирателя) и  пассивное (в качестве кандидата) участие  в выборах. Иногда конкретное применение данного принципа связано с введением  различного рода ограничений, называемых цензами. Условиями допущения к  выборам могут быть имущественные, образовательные цензы, ценз оседлости. В настоящее время из многочисленных ранее цензов действуют в основном возрастной и ценз гражданства. В России активным избирательным правом пользуются все граждане, достигшие 18-ти лет.

• принцип равенства предполагает право на равенство возможностей избирателей и кандидатов в процессе выборов. Этот принцип предусматривает, что все участвуют в выборах на равных основаниях. Каждый депутат представляет равное число граждан, а каждый избиратель в одинаковой степени влияет на решение всей массы избирателей. Это обеспечивается, во-первых, закреплением нормы представительства от избирательных округов и, во-вторых, установлением постоянного численного состава округа. Кроме того, указанный принцип предусматривает равенство финансовых и иных возможностей кандидатов;

• принцип тайного голосования  касается процедуры выборов (голосование  может проводиться только тайно);

• принцип состязательности предполагает проведение альтернативных выборов (в  России существует законодательно с 1993 г.);

• принцип непосредственности выборов  предусматривает прямые выборы избирателями кандидатов в органы власти, без  института выборщиков (для сравнения, в дореволюционной России выборы были многоступенчатыми и предполагали наличие выборщиков нескольких уровней, которые затем уже сами выбирали кандидатов);

• принцип гласности предполагает общественный контроль за выборами, возможность присутствия на избирательных участках независимых общественных, иностранных и т. п. наблюдателей;

• принцип свободы выборов предполагает добровольность участия в выборах; нельзя оказывать давление, принуждать к участию в выборах; принцип  ограничения срока выборов предполагает недопущение отмены и переноса выборов, если это не предусмотрено правовыми  нормами.

 

1.4. Избирательная система, понятие  и виды

Термин «избирательная система» используется в широком и узком смысле.

В широком смысле избирательная  система - это упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами органов публичной власти, составляющие порядок выборов. В своей основе эта система регулируется как конституционным правом, так и неправовыми нормами - корпоративными нормами общественных объединений, участвующих в выборах (уставы и другие документы политических партий), обычаями и традициями, нормами политической морали, этики и т. д.10

В узком смысле избирательная система - это способ распределения депутатских  мандатов между кандидатами в  зависимости от результатов голосования  избирателей или других управомоченных лиц.11

Избирательную систему принято  разделять на два вида - мажоритарную и пропорциональную.

Мажоритарная избирательная система  или система большинства голосов - «один округ - один мандат».

Мажоритарная система имеет  разновидности:

А. Мажоритарная система относительного большинства голосов.

В. Мажоритарная система абсолютного  большинства голосов.

С. Мажоритарная система квалифицированного большинства голосов.

А. Мажоритарная система относительного большинства голосов - это самый распространенный вид. Ее применяет 43 страны (как правило, англоязычные). Считается выбранным тот кандидат, который набрал большее число голосов, чем его соперники. Не требуется от кандидата набрать определенный минимум голосов и нет необходимости устанавливать кворум, то есть обязательный минимум избирателей, при явке которых выборы будут считаться состоявшимися. Считается, что избиратели, которые не пришли на выборы, согласны с мнением избирателей, принявших в них участие.

Преимущества этой системы заключается  в том: 

- результативна (нет необходимости проводить второй тур, депутатское место занимается сразу);

- понятна избирателям;

- экономна;

- позволяет крупным партиям  получать твердое большинство.

Но также есть и недостатки:

- часто депутат избирается меньшинством  избирателей;

- теряются голоса, поданные за  других депутатов.

В. Мажоритарная система абсолютного  большинства голосов.

Отличия от мажоритарной системы относительного большинства голосов:

- необходимо набрать не простое  большинство, а обязательно абсолютное (50 % +1 голос), большинство от принявших  участие в выборах избирателей;

- если никто из избирателей  не наберет необходимого абсолютного  большинства (50 % +1 голос), проводится  второй тур, где участвуют два  кандидата, набравшие наибольшее  число голосов в 1 туре. Побеждает  тот, кто наберет больше голосов,  чем его соперник;

- предусматривается обязательный  кворум: необходимо участие более  половины или четверти избирателей  от числа всех зарегистрированных. Эта система дает меньше искажений.

С. Мажоритарная система квалифицированного большинства голосов

Мажоритарная система квалифицированного большинства предполагает признание  избранным кандидатам, получившего  квалифицированное большинство  голосов избирателей, установленное  законом.12

Квалифицированное большинство всегда должно быть большим, чем абсолютное. Эта система обладает еще меньшей  результативностью и встречается  реже.

Пропорциональная система

Пропорциональная избирательная  система - избирательная система, при  которой распределение мандатов в избирательном округе производится между партиями. Каждая партия, участвующая  в выборах, получает количество мандатов, пропорциональное числу голосов  избирателей, полученных ею на выборах.13

Главная суть этой системы в том, что:

- за голоса избирателей борются  политические партии, а не кандидаты;

- партии выдвигают "партийные  списки", в которых указываются  кандидаты от данной партии;

- избиратель голосует за партию;

- мандаты распределяются пропорционально  числу голосов полученных на  выборах.

Также эта система имеет ряд  достоинств:

Информация о работе Избирательное право: понятие и принципы