Избирательное право: понятие и принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование вопросов конституционной природы и сущности избирательного права в увязке с российской избирательной системой.
Задачи курсовой работы непосредственно связаны с целью: исследовать работы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных.
Избирательное право регулирует публично-правовые, а не частноправовые отношения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. 2
Глава I. Избирательное право: понятие и принципы………….. 4
1.1. Понятие избирательного права …………………………………… 4
1.2. Правовое регулирование выборов в РФ………………………….. 8
1.3. Принципы избирательного права …………………………………. 12
1.4. Избирательная система, понятие и виды…………………………. 14
Глава II. Реализация избирательного права …………………….. 18
2.1. Стадии избирательного процесса ………………………………… 18
2.2. Гарантии избирательных прав граждан…………………………. 36
2.3. Юридическая ответственность за нарушение законодательства
о выборах ……………………………………….…………………. 37
Заключение……………………………………………………………... 50
Список использованной литературы …………………………………. 51

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 89.42 Кб (Скачать файл)

В тот же срок Центризбирком в  своем официальном печатном органе официально опубликовывает полные данные протоколов № 1 и № 2 всех окружных избирательных  комиссий; 4) избирательные комиссии (за исключением участковых) публикуют  содержащиеся в протоколах избирательной  комиссии данные об итогах голосования  и результатах выборов и содержащиеся в протоколах непосредственно нижестоящих  избирательных комиссий данные об итогах голосования, на основании которых определялись результаты выборов в соответствующих избирательных комиссиях; 5) официальное опубликование полных данных о результатах выборов в федеральные органы государственной власти осуществляется в течение 3 месяцев со дня голосования, а в органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления - в течение 2 месяцев со дня голосования.

 

2.2. Гарантии избирательных прав  граждан

Важнейшими показателями демократизма любой избирательной системы является наличие реальных гарантий реализации избирательных прав граждан РФ и использования в избирательной практике всех принципов избирательного права. Под гарантиями понимаются условия и средства, обеспечивающие реальное воплощение в жизнь принципов избирательного права. 
Система гарантий состоит из политических, организационных, материальных и правовых средств, обеспечивающих свободу выборов. Все гарантии находятся во взаимозависимости, дополняют друг друга и действуют как единый механизм. Правовое обеспечение гарантий составляют: Конституция РФ, ФЗ от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп.); ФЗ от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изм. и доп.); ФЗ от 6 декабря 1999 г. "Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах". Рассмотрим виды гарантий.

Политические - это идеологическое многообразие, равенство общественных объединений перед законом, равноправие избирателей на выборах, свобода предвыборной агитации, участие наблюдателей и контроль за ходом выборов; организационные, к ним можно отнести запрет на членство в избирательных комиссиях кандидатов в депутаты и находящихся в зависимости от него лиц, несовместимость депутатского мандата с занятием определенных должностей, содействие избирательным комиссиям со стороны государственных органов при подготовке и проведении выборов; материальные, имеют немаловажное значение, расходы по проведению выборов в РФ производятся за счет бюджета соответствующего уровню выборов (федерального, бюджета субъекта РФ, местного); правовые, которые позволяют обеспечить свободу выбора юридическими средствами. Это право граждан на обжалование ошибок в списках избирателей, неприкосновенность кандидатов в депутаты, признание выборов недействительными при обнаружении нарушений законов, установление административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан, право кандидатов в депутаты обжаловать в суд результаты выборов.17

Все эти гарантии избирательных прав граждан должны обеспечить проведение подлинно демократических выборов.

 

2.3. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о выборах.

 

Юридическая ответственность за нарушение  избирательного законодательства является публично-правовым средством обеспечения  интереса в правопорядке при реализации гражданами избирательных прав.

Под юридической ответственностью в публично-правовой сфере понимается установленная законом обязанность правонарушителя ответить за совершенное им правонарушение перед государством и претерпеть действие санкций в виде определенных правоограничительных мер, которые применяются к нему соответствующими юрисдикционными органами.

За нарушение законодательства о выборах федеральными законами предусмотрено несколько видов  юридической ответственности.

В ФЗ "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан РФ" (ст. 79) указаны "уголовная, административная либо иная ответственность".

В зависимости от отраслевой принадлежности нормативно-правовой основы различают  четыре вида ответственности за нарушение  законодательства о выборах:

1) избирательно-правовая ответственность;

2) административная ответственность;

3) уголовная ответственность;

4) дисциплинарная.

Каждый из указанных видов ответственности  отличается друг от друга основаниями (правовыми и фактическими), санкциями, субъектным составом, процессуальной формой реализации.

В свою очередь возможна и внутривидовая  дифференциация юридической ответственности  за нарушение законодательства о  выборах. Так, в зависимости от субъектного  состава, индивидуальных особенностей оснований и правового содержания санкций избирательно-правовая ответственность  подразделяется на публично-правовую ответственность избирательных  комиссий и публично-правовую ответственность  кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников избирательного процесса.

Административную ответственность  за нарушение законодательства о  выборах можно подразделить на административную ответственность граждан, административную ответственность специальных субъектов (должностных лиц, членов избирательных  комиссий, председателей этих комиссий и других лиц) и административную ответственность юридических лиц.

Теперь более подробно рассмотрим правовые особенности каждого вида юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства.

К первому виду публично-правовой ответственности относится избирательно-правовая ответственность.

В соответствии с ФЗ от 12 июня 2002г. "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан РФ" к ним относятся:

досрочное прекращение полномочий члена избирательной комиссии с  правом решающего голоса в связи  с признанием его систематически не выполняющим обязанности (п. «д»  ч.8 ст.29);

2) расформирование избирательной  комиссии; (ст.31)

отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов); (ч.23 ст.38)

отмена регистрации кандидата (списка кандидатов) либо исключение кандидата  из списка кандидатов; (ч.8 ст.38) отмена решения избирательной комиссии в том числе об итогах голосования, результатов выборов; (ч.1 ст.77)

признание незаконными решений или действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или должностного лица, нарушившего избирательное законодательство и др.18

Данная мера предусмотрена ч.1 ст.261 ГПК РФ и носит исключительно  правовосстановительный характер.

Именно данные меры ответственности  могут послужить базой для  определения видов избирательно-правовых наказаний.

Практическое применение приведенных  видов ответственности связано  с целым рядом проблем.

Так, досрочное прекращение полномочий члена избирательной комиссии с  правом решающего голоса в связи  с признанием его систематически не выполняющим своих обязанностей возможно только по вступившему в  законную силу решению суда. Однако при всей важности и актуальности данной санкции она применяется  крайне редко ввиду того, что федеральный  законодатель четко не закрепляет обязанностей члена комиссии (кроме присутствия  на заседаниях). Остальные обязанности  обычно перечисляются в подзаконных актах - регламентах, постановлениях и т.д. Не определены критерии "систематически" невыполнения этих обязанностей.

Весьма неэффективной санкцией является расформирование избирательных  комиссий. Так как, территориальные  избирательные комиссии по выборам  в федеральные органы государственной  власти, участковые избирательные комиссии не нужно расформировывать: их полномочия в случае обжалования или опротестования итогов голосования на соответствующей  территории прекращаются после вынесения  вышестоящей комиссией или судом  окончательного решения по существу жалобы или протеста.

По-прежнему несовершенна процедура  отмены регистрации кандидата (списка кандидатов). Например, ЦИК предлагает ввести правило, согласно которому отмена регистрации кандидата (списка кандидатов) в качестве меры ответственности  за нарушения избирательного законодательства за 15-1 день до дня госования может быть произведено только в судебном порядке. Предложение вполне обоснованное и своевременное. Широко известны решения об отмене регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы России по одномандатным избирательным округам № 50 и № 152, признанные судом незаконными уже после того, как выборы состоялись, поставили под сомнение самих легитимность

Наиболее серьезной избирательно-правовой санкцией, применяемой за нарушения  избирательного законодательства, является отмена решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатов  выборов. По существу, данная мера лишает юридического значения предыдущую деятельность участников и организаторов выборов  на соответствующей территории.

В частности, избирательная комиссия Тюменской области признала недействительными  итоги голосования по выборам  губернатора области на избирательном  участке в связи с тем, что  в стационарном ящике было обнаружено всего на один бюллетень больше, чем выдано гражданам. С точки  зрения соблюдения прав избирателей этого участка принято весьма сомнительное решение, но Федеральный закон не регламентирует ни данную ситуацию, ни возможность применения аналогии.

Вторым видом юридической ответственности  является административная ответственность за нарушение избирательного законодательства.

Данный вид ответственности  регламентирован в Кодексе РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и иных федеральных  законах. Следует отметить, что установление административной ответственности  относится к ведению федерального законодателя.

Основанием административной ответственности  является совершение административного  правонарушения. Согласно ст.2 КоАП РФ административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  законодательством предусмотрена  административная ответственность.19

Конкретные составы административных правонарушений, посягающих на избирательные  права граждан и право граждан  на участие в референдуме, сформулированы в гл. 5 Особенной части КоАП РФ.

За отдельные виды административных правонарушений в этой сфере к  административной ответственности  привлекаются лица, наделенные статусом специального субъекта и выполняющие  предусмотренные законом специальные  обязанности в избирательном  процессе, к ним относятся: должностные  лица, члены избирательных комиссий, главные редакторы средств массовой информации (далее СМИ), а также, сами СМИ, как юридическое лицо, кандидаты  в депутаты или на выборную должность. В качестве общего субъекта к административной ответственности привлекаются граждане, независимо от их служебного статуса, за совершение административных правонарушений. Субъектами ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Это вызвано жизнью, коренными изменениями социально-экономической структуры нашего общества. 20

Итак, к административным правонарушениям  относятся те нарушения, которые  предусмотрены статьями 5.1 - 5.25 КоАП РФ. К ним относятся: нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей; вмешательство в работу избирательных комиссий; неисполнение решения избирательной комиссии; нарушение порядка предоставления списков избирателей; нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов; нарушение прав члена избирательной комиссии, наблюдателя, доверенного лица зарегистрированного кандидата, избирательного объединения (блока) или представителя СМИ; отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах; нарушение условий проведения предвыборной агитации; изготовление или распространение анонимных агитационных материалов; умышленное уничтожение и повреждение печатных материалов; подкуп избирателей; непредставление или не опубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов; незаконное использование денежных средств кандидатом, избирательным объединением (блоком); финансирование избирательной кампании помимо избирательных фондов и оказание иной запрещенной законом материальной поддержки; незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня; изготовление неучтенных тиражей бюллетеней для голосования либо сокрытие остатков бюллетеней; нарушение установленного законом порядка подсчета голосов; непредставление сведений об итогах голосования и др. 21Особенностью всех административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан, является общность санкций: в указанных случаях к нарушителю может быть применено только взыскание в виде штрафа.

Как показала практика, наиболее «нарушаемой» сферой большинства избирательных  кампаний является предвыборная агитация.

К правонарушающим технологиям, которые  не удается нейтрализовать в полной мере, можно отнести: распространение  анонимных агитационных материалов, блокирование эфира негосударственных  телекомпаний, монополизацию рынка  наружной рекламы, нарушение со стороны  СМИ принципа равноправия кандидатов, участие СМИ в агитационной деятельности в качестве самостоятельного субъекта избирательного процесса, участие центральных  СМИ в региональных выборах. Например, допускались нарушения принципа равенства избирательных участников, в частности, такие как оказание предпочтения в предоставлении эфира  и площадей за плату одним кандидатам и отказ - другим (Нижегородская область). Было много случаев распространения  агитационных печатных материалов без  выходных данных и согласия зарегистрированного  кандидата (Приморский край). К сожалению, правоохранительным органам очень  редко удается установить заказчиков и изготовителей таких агитационных материалов. Однако органы внутренних дел Тульской области пресекли изготовление анонимных агитационных материалов, направленных против одного из кандидатов - В.А. Стародубцева. Листовки были изъяты и уничтожены, а изготовившее их предприятие привлечено к административной ответственности. Но этот факт - лишь исключение из правила. Поэтому вопрос о соблюдении установленного законом порядка  проведения предвыборной агитации не теряет своей остроты и требует  разработки новых механизмов пресечения правонарушений.

Информация о работе Избирательное право: понятие и принципы