Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:00, курсовая работа
Цель работы – исследование вопросов конституционной природы и сущности избирательного права в увязке с российской избирательной системой.
Задачи курсовой работы непосредственно связаны с целью: исследовать работы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных.
Избирательное право регулирует публично-правовые, а не частноправовые отношения.
Введение…………………………………………………………………. 2
Глава I. Избирательное право: понятие и принципы………….. 4
1.1. Понятие избирательного права …………………………………… 4
1.2. Правовое регулирование выборов в РФ………………………….. 8
1.3. Принципы избирательного права …………………………………. 12
1.4. Избирательная система, понятие и виды…………………………. 14
Глава II. Реализация избирательного права …………………….. 18
2.1. Стадии избирательного процесса ………………………………… 18
2.2. Гарантии избирательных прав граждан…………………………. 36
2.3. Юридическая ответственность за нарушение законодательства
о выборах ……………………………………….…………………. 37
Заключение……………………………………………………………... 50
Список использованной литературы …………………………………. 51
- не устраняет с политической арены мелкие партии;
- более точно отражает
- динамична;
- способствует более частой сменяемости власти;
- укрепляет многопартийность и плюрализм.
Основные ее недостатки:
- пестрая картина политических сил;
- многочисленные партии не
- избиратели часто не знают
всех членов партии
- нет ни прямой, ни обратной
связи между конкретными
Для устранения недостатков вводится заградительный барьер для предотвращения проникновения слишком мелких партий и способствовать тому, чтобы в парламенте были представлены средние и крупные партии. Тем самым достигается стабильность.
Партии, набравшие менее 5 % голосов, считаются не преодолевшими заградительный барьер и к распределению депутатских мандатов не допускаются.
Глава II. Реализация избирательного права
2.1. Стадии избирательного процесса
Избирательный процесс в Российской Федерации включает установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий.
Стадии избирательного процесса - это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избрании выборного должностного лица.14
Основными стадиями избирательного процесса являются:
1) назначение выборов (принятие
уполномоченным на то
2) образование избирательных
составление списков избирателей;
3) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;
4) предвыборная агитация;
5) голосование и определение
итогов голосования,
При этом факультативными стадиями являются: проведение, в предусмотренных законом случаях повторного голосования, повторных выборов, новых выборов.
Назначение выборов в
День голосования на выборах в федеральные органы государственной власти определяется в соответствии с федеральным законом. В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.
Решение о назначении выборов в
федеральный орган
2) образование избирательных
составление списков избирателей;
Статья 12. Образование избирательных округов
Для проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления образуются одномандатные избирательные округа на основании данных о численности зарегистрированных избирателей, на территории муниципального образования, которые предоставляются главой муниципального образования, а также командирами воинских частей не позднее 5 дней после назначения дня голосования. Представительный орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее чем за 60 дней до дня голосования.
Избирательные округа, должны отвечать следующим требованиям: примерное равенство избирательных округов, с допустимым отклонением не более 10 процентов, в труднодоступных местах возможно отклонение не более 15 процентов, на территории проживания этнических групп допускается отклонение не более чем на 30 процентов, избирательный округ образует единую территорию.
Учитывается территориальное деление муниципального образования, местные условия и национальный состав населения. Представительный орган местного самоуправления публикует схему образования избирательных округов, не позднее чем через 5 дней после ее утверждения.
Избирательные участки образуются для голосования и подсчета голосов избирателей не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Они образуются из расчета не более 3000 избирателей на каждый избирательный участок, их образуют в местах временного пребывания избирателей. В исключительных случаях допускается образование участков не позднее чем за 5 дней до дня выборов. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков в воинских частях. Они образуются командирами воинских частей.
Регистрации подлежат все граждане Российской Федерации, имеющие право избирать депутатов представительного органа местного самоуправления. Основанием для регистрации избирателей является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина на территории муниципального образования. Регистрация избирателей осуществляется главой местной администрации либо иным уполномоченным должностным лицом местного самоуправления, командиром воинской части. Так же избиратель имеет право на беспрепятственный доступ к персональным данным о себе, а также имеет право знать, кем и в каких целях используется или использовалась эта информация.
Списки избирателей
Граждане, обладающие активным избирательным правом, включаются в списки избирателей и могут быть внесены в список, только на одном избирательном участке. Основанием для включения гражданина в список избирателей является факт его регистрационного учета на территории данного участка. А студенты и аспиранты, проживающие в общежитиях, включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития. Избиратели, находящиеся в день голосования в больницах, и иных местах временного пребывания, включаются в списки избирателей по месту их пребывания. Так же избиратели, поселившиеся на территории избирательного округа после составления списков избирателей, либо по какой-либо причине не включенные в списки, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией.
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и не проживающие на территории данного муниципального образования, при проведении выборов не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей.
Списки избирателей
3) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;
Статья 28. Право выдвижения кандидатов
Кандидаты могут самовыдвигаться либо быть выдвинуты избирателями. Выдвижение кандидата возможно при представлении лицом письменного заявления о согласии баллотироваться, в котором указываются личные данные. Указанное заявление вместе с уведомлением о начале сбора подписей направляется в соответствующую избирательную комиссию. В случае если среди кандидатов имеются однофамильцы, кандидат вправе не позднее чем через 5 дней после последнего дня подачи документов на регистрацию, зарегистрировать свой творческий псевдоним. Период выдвижения кандидатов должен составлять не менее 45 дней при выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, не менее 30 дней - при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, не менее 20 дней. Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. То есть привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, использование служебных помещений, телефонной и иных видов связи, использование транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Проведение сбора подписей в ходе служебных командировок.
Статья 29. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями
Согласно данной статье оно проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом. Законы субъектов Российской Федерации не могут содержать требование к выдвижению кандидата непосредственно избирателями, как необходимость проведения собрания избирателей с определенным числом его участников.
Статья 30. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками
Здесь речь идет о том, что кандидатов вправе выдвигать избирательные объединения, избирательные блоки. Выдвижение кандидатов от общероссийских избирательных объединений осуществляется тайным голосованием на федеральных съездах, конференциях либо на федеральных съездах указанных объединений. Решение о выдвижении кандидатов избирательным блоком принимается на съезде представителей избирательных объединений, входящих в этот блок. Наименование избиратльного блока, избиательного объединения определяется на съезде представителей, в нем не может быть использовано наименование общественного объединения, зарегистрированного на данном или более высоком уровне и не вошедшего в данный избирательный блок. Избирательное объединение либо блок, вправе представить свою эмблему, она не должна нарушать право на интеллектуальную собственность, оскорблять или порочить государственные символы (флаги, гербы, гимны) Российской Федерации и ее субъектов, иного государства, религиозные символы и национальные чувства, нарушать общепризнанные нормы морали.