Избирательное право: понятие и принципы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование вопросов конституционной природы и сущности избирательного права в увязке с российской избирательной системой.
Задачи курсовой работы непосредственно связаны с целью: исследовать работы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных.
Избирательное право регулирует публично-правовые, а не частноправовые отношения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. 2
Глава I. Избирательное право: понятие и принципы………….. 4
1.1. Понятие избирательного права …………………………………… 4
1.2. Правовое регулирование выборов в РФ………………………….. 8
1.3. Принципы избирательного права …………………………………. 12
1.4. Избирательная система, понятие и виды…………………………. 14
Глава II. Реализация избирательного права …………………….. 18
2.1. Стадии избирательного процесса ………………………………… 18
2.2. Гарантии избирательных прав граждан…………………………. 36
2.3. Юридическая ответственность за нарушение законодательства
о выборах ……………………………………….…………………. 37
Заключение……………………………………………………………... 50
Список использованной литературы …………………………………. 51

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 89.42 Кб (Скачать файл)

Список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением или блоком, после представления списка кандидатов, его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением вызванных выбытием кандидатов.

Статья 31. Сбор подписей избирателей в поддержку  кандидатов (списков кандидатов)

Эта статья устанавливает, что в поддержку кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателями, избирательными объединениями или блоками, собираются подписи избирателей. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение. Сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы запрещается. Право сбора подписей избирателей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину Российской Федерации. Кандидат, избирательное объединение или блок могут заключать с лицом, собирающим подписи, договор о сборе подписей. Избиратель, участник референдума ставит подпись в подписном листе, где он указывает свои личные данные, а также дату внесения подписи. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться номер и наименование статьи Уголовного кодекса Российской Федерации. В случае наличия у кандидата гражданства иностранного государства в подписном листе должно указываться наименование соответствующего иностранного государства.

Статья 32. Регистрация кандидатов (списков кандидатов)

При наличии необходимого количества подписей, кандидат регистрируются соответствующей избирательной комиссией. При регистрации кандидатов должны быть представлены также сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.

Предусматривается процедура проверки достоверности подписей, проверке могут подлежать либо все подписи, либо часть этих подписей, но не менее 20 процентов этих подписей, отобранных посредством жребия. При обнаружении доли недостоверных подписей, которая не может быть менее 10 и более 20 процентов от количества проверенных подписей, в этом случаи избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата. По усмотрению кандидата, его регистрация производится соответствующей избирательной комиссией не на основании представленных подписей, а на основании внесенного в избирательную комиссию этим кандидатом, избирательного залога. В случаи внесения избирательного залога, кандидату не могут отказать в регистрации. Залог вносится из средств избирательного фонда. Его сумма не может составлять более 15 процентов от устанавливаемого законом размера.

В случае отказа зарегистрировать кандидата, соответствующая избирательная комиссия обязана в течение суток с момента принятия решения об отказе выдать кандидату копию решения с изложением причины отказа. Основаниями отказа могут быть: нарушение порядка сбора подписей, недостаточное количество представленных достоверных подписей, либо избирательным блоком не был внесен избирательный залог, недостоверность сведений, и т.д.

Кандидат вправе в любое время  снять свою кандидатуру, но не позднее чем за 3 дня до дня голосования. Избирательное объединение, избирательный блок в любое время, но не позднее чем за 3 дня до дня голосования вправе отозвать список кандидатов и отказаться от участия в выборах. При проведении повторных и дополнительных выборов на вакантный мандат не может быть зарегистрирован кандидат, являющийся депутатом этого органа.

Статья 33. Порядок реализации инициативы проведения референдума

Каждый избиратель или группа избирателей, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, могут образовать инициативную группу по проведению референдума. Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы. В ходатайстве должны содержаться вопросы либо текст законопроекта, предлагаемого этой группой для вынесения на референдум, и должны быть указаны все личные данные, членов группы. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума. Уполномоченный орган должен принять решение о назначении референдума не позднее чем через 5 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы. И обязан уведомить об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку  инициативы проведения референдума. Подписи  собираются в порядке и количестве, определяемых федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. После окончания сбора подписей, подсчитывает общее количество собранных подписей и составляется итоговый протокол инициативной группы. Эти протоколы передаются в избирательную комиссию, выдавшую регистрационное свидетельство. Избирательная комиссия проверяет соблюдение требований, и принимает по результатам проверки постановление.

4) предвыборная агитация;

Агитация предвыборная (предвыборная агитация) — в избирательном праве деятельность граждан и общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей проголосовать за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов).16

Субъекты, осуществляющие предвыборную агитацию, разделяются на две группы:

1) граждане, общественные  объединения, в том числе политические  партии;

2) зарегистрированные кандидаты,  избирательные объединения (блоки)  -им избирательным законодательством предоставляются, а соответствующими органами и организациями обеспечиваются дополнительные права: право на доступ к электронным и печатным средствам массовой информации, право на получение содействия в организации собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий, право выпуска агитационных печатных материалов.

Кроме того, закон специально выделяет категорию субъектов, которые  не могут участвовать в агитации: члены избирательных комиссий, государственные  органы и органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные  объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные  должности, государственные и муниципальные  служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или  служебных обязанностей.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата  и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. В течение  трех дней до дня голосования, а также  в день голосования не допускается  опубликование в СМИ результатов  опросов общественного мнения, прогнозов  результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами.

Федеральный закон «Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» предусматривает  несколько форм проведения предвыборной агитации:

1. через СМИ;

2. проведение массовых  мероприятий;

3. выпуск и распространение  агитационных печатных материалов;

4. иные установленные  законом формы. 

5) голосование и определение  итогов голосования, результатов  выборов и их опубликование.

Голосование проводится в  календарный выходной день. Время  голосования обычно определяется с 8 до 22 часов по местному времени. Голосование  проводится в специальных помещениях, которые предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главами соответствующих муниципальных  образований. О времени и месте  голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через СМИ.

В случае, если избиратель не будет иметь возможности прибыть  в помещение для голосования  того избирательного участка, где он включен в список избирателей, он вправе получить в участковой комиссии данного участка открепительное  удостоверение   для голосования на выборах и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.

Избиратель, который в  день голосования будет отсутствовать  по месту своего жительства и не сможет прийти в участковую избирательную  комиссию на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, вправе проголосовать  досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении территориальной (окружной) комиссии за 15-4 дня до дня  голосования или участковой избирательной  комиссии - не ранее чем за 3 дня  до дня голосования.

Институты открепительного  удостоверения и досрочного голосования направлены на обеспечение возможности участия в выборах избирателей, которые по каким-либо причинам не могут прийти в день голосования на свой избирательный участок. Возможности института открепительного удостоверения по сравнению с досрочным голосованием ограничены - открепительные удостоверения действительны только в рамках избирательного округа, где проводятся выборы. Однако институт досрочного голосования таит в себе немалое количество опасностей, связанных с подкупом избирателей и иным воздействием на них для получения необходимого результата в условиях избирательного абсентизма (отсутствия у избирателей желания участвовать в выборах).

Для осуществления голосования  избиратели получают избирательные  бюллетени. Они выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или заменяющего его документа либо открепительного удостоверения.

Голосование производится путем  нанесения избирателем в избирательном  бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к кандидату или  списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «Против  всех кандидатов» («Против всех списков  кандидатов»). Избирательный бюллетень  заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, где не допускается  присутствие других лиц. Избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Заполненный  избирательный бюллетень опускается избирателем в опечатанный ящик для голосования.

В случае, если избиратель по уважительным причинам (по состоянию здоровья, по инвалидности и другим причинам) не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, то по его письменному заявлению или устному обращению участковая избирательная комиссия участка, на котором данный избиратель включен в список избирателей, обязана предоставить ему возможность проголосовать вне помещения. Заявление о голосовании вне помещения для голосования должно быть сделано не позже чем за 4 часа до истечения времени голосования.

Для голосования вне помещения  для голосования участковая избирательная  комиссия должна иметь переносные ящики  для голосования, но не более трех. Данное ограничение направлено на исключение возможности нарушений избирательных  прав граждан, когда число проголосовавших  вне помещения для голосования  окажется большим, чем число проголосовавших  на самом избирательном участке.

2. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии с правом решительного голоса. Подсчет голосов начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели.

По результатам подсчета голосов составляется протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования, первый экземпляр которого направляется в соответствующую территориальную  избирательную комиссию, второй экземпляр  остается в участковой комиссии, а  третий экземпляр вывешивается для  всеобщего ознакомления.

При использовании технических  средств подсчета голосов запрещается  разглашение данных подсчета голосов  до окончания голосования на избирательном  участке, за исключением данных об общем  числе проголосовавших избирателей.

3. Определение результатов выборов. На основании протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих избирательных комиссий, окружная избирательная комиссия того округа, от которого избирается депутат, иное выборное лицо (депутаты, выборные лица),    определяет результаты выборов путем сложения содержащихся в протоколах данных. Определение результатов производится членами данной комиссии с правом решающего голоса лично. О результатах выборов составляется протокол.

Опубликование итогов голосования и результатов выборов -  предусмотренные избирательным законодательством процедуры ознакомления с данными об итогах голосования и результатах выборов заинтересованных лиц, общественности, а также официальное опубликование этих данных в надлежащие сроки и в порядке, установленном законом. Законодательство устанавливает следующие требования к опубликованию итогов голосования и итогов выборов: 1) итоги голосования по каждому избирательному участку и результаты выборов по избирательному округу предоставляются для ознакомления избирателям, кандидатам, их доверенным лицам, избирательным объединениям, наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию; 2) избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов (списков кандидатов), направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов; 3) официальное опубликование результатов выборов, данных о числе избирателей, проголосовавших за каждого из кандидатов, а также против всех кандидатов, осуществляется соответствующей уровню выборов избирательной комиссией в определенные законом сроки, но не позднее одного месяца со дня голосования. В частности, официальное опубликование общих результатов выборов депутатов Государственной Думы, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из зарегистрированных кандидатов, федеральных списков кандидатов, и числе голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, федеральных списков кандидатов, осуществляется Центризбиркомом в течение трех недель со дня голосования.

Информация о работе Избирательное право: понятие и принципы