Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:00, курсовая работа
Цель работы – исследование вопросов конституционной природы и сущности избирательного права в увязке с российской избирательной системой.
Задачи курсовой работы непосредственно связаны с целью: исследовать работы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных.
Избирательное право регулирует публично-правовые, а не частноправовые отношения.
Введение…………………………………………………………………. 2
Глава I. Избирательное право: понятие и принципы………….. 4
1.1. Понятие избирательного права …………………………………… 4
1.2. Правовое регулирование выборов в РФ………………………….. 8
1.3. Принципы избирательного права …………………………………. 12
1.4. Избирательная система, понятие и виды…………………………. 14
Глава II. Реализация избирательного права …………………….. 18
2.1. Стадии избирательного процесса ………………………………… 18
2.2. Гарантии избирательных прав граждан…………………………. 36
2.3. Юридическая ответственность за нарушение законодательства
о выборах ……………………………………….…………………. 37
Заключение……………………………………………………………... 50
Список использованной литературы …………………………………. 51
Тем не менее, и в президентской избирательной кампании отмечались факты нарушения установленных правил СМИ (проведение агитации до регистрации кандидата; агитация, оплаченная помимо средств избирательного фонда кандидата). Так, 4 февраля 2000 года, в нарушение сроков проведения предвыборной агитации, в «Российской газете» был опубликован предвыборный агитационный материал «А сколько голосов готовы отдать за В.Путина уже сейчас».22 Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций главному редактору «Российской газеты» А.П. Юркову было направлено предупреждение о недопустимости нарушения федерального закона. Также, опубликованное ранее установленного законодательством срока проведения предвыборной агитации в газете «Правда» от 10 февраля 2000 года, а также в газете «Правда Москвы» «Обращение к народу Г.Зюганова, кандидата в Президенты РФ» было признано противоправной предвыборной агитацией. В отношении главного редактора газеты «Правда» Ильина А.А. и главного редактора газеты «Правда Москвы» Пономарева В.Н. ЦИК России были составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.8 КоАП РФ. Эти протоколы были рассмотрены соответствующими судами, а виновные привлечены к административной ответственности.
В ходе подготовки выборов Президента Российской Федерации 2000 года в ЦИК России была создана Рабочая группа по контролю за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации.
В большинстве рассмотренных
Также, большое количество нарушений
связано с финансированием
Законодательством о выборах установлен порядок формирования избирательных фондов. Каждый выдвинутый кандидат обязан создать собственный избирательный фонд для финансирования избирательной кампании. Средства избирательного фонда должны учитываться на специальном избирательном счете кандидата и иметь только целевое назначение, т.е. использоваться на покрытие расходов, связанных с избирательной кампанией кандидата.
Согласно Инструкции «О порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, зарегистрированных кандидатов при проведении выборов Президента РФ», утвержденной постановлением ЦИК РФ от 14.01.2000г. № 69/785-3 «Вестник ЦИК РФ. 2000. № 3»., одновременно с отчетами представляется также учет поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата. В соответствии с п.9 ст.59 Федерального закона об основных гарантиях кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию не менее двух финансовых отчетов (в том числе один из них - не позднее, чем за 10 дней до дня голосования на выборах, а итоговый отчет - не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов). К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств избирательного фонда (платежные поручения, договоры, выписки из лицевого счета, акты выполненных работ, счета, счета-фактуры, эфирные справки и т.д.),23 а также предвыборные печатные, аудиовизуальные агитационные материалы.
К третьему виду юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства относится уголовная ответственность.
Принимая во внимание политическую значимость избирательных прав, уголовное законодательство предусматривает ответственность за совершение общественно опасных нарушений, причиняющий значительный вред охраняемым правовыми нормами общественным отношениям в сфере организации и проведения выборов. Разумеется, она не является единственным и универсальным публично-правовым средством защиты избирательных правоотношении.
Уголовную ответственность необходимо рассматривать как крайнюю меру борьбы с правонарушениями в этой сфере, рассчитанную на наиболее вредоносные посягательства на общественные отношения, опосредующие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. Поэтому, несмотря на распространенный характер нарушений законодательства о выборах, уголовно-правовые санкции имеют достаточно ограниченный масштаб применения. В подавляющем большинстве случаев нарушений в организации и проведении выборов с юридической точки зрения вполне достаточным бывает использование мер ответственности, закрепленных в избирательном и административном законодательстве.24
Действующее уголовное законодательство
содержит две статьи, посвященные
регулированию ответственности
за нарушения избирательных прав.
Это статья 141 УК «Воспрепятствование
осуществлению избирательных
Обман, как способ воспрепятствования
осуществлению избирательных
Насилие как квалифицирующий признак
данного преступления может быть
связано с оказанием
Использование служебного положения
в воспрепятствовании осуществлению
избирательных прав или работе комиссий
в любой форме также является
квалифицирующим признаком
Гораздо больший вред по сравнению
с индивидуальными
Статья 142 УК РФ устанавливает ответственность за фальсификацию избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов выборов, нарушения тайны голосования. Если эти действия совершены членом избирательной комиссии, инициативной группой или комиссией по проведению референдума, то они наказываются штрафом в размере от 500 до 700 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет.
Уголовные дела по фактам нарушения избирательных прав граждан и других участников процесса возбуждаются только при наличии признаков преступления. К сожалению, как показывает практика, лишь незначительная часть возбужденных уголовных дел завершается привлечением к ответственности реальных виновников.
К четвертому виду юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства относится дисциплинарная ответственность.
К дисциплинарной ответственности может быть привлечен государственный или муниципальный служащий, использующий свое должностное положение в целях избрания кого-либо из кандидата. Так, согласно требованиям Федерального закона РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 5 июля 1995г. на государственных служащих могут налагаться такие дисциплинарные взыскания, как замечания, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.27
Таким образом, государство установило
юридическую ответственность в
виде четырех компонентов: избирательно-правовой,
уголовной, административной и дисциплинарной
за нарушения избирательного законодательства,
которая соответствует
В заключение следует отметить, что все нарушения избирательного законодательства несут серьезную общественную ответственность, сравнимую с правонарушениями, посягающими на личные права граждан, на безопасность государства, и требуют адекватного и ответственного реагирования. Можно отметить, что количество конфликтных ситуаций снижается в тех местах, где проводится целенаправленная профессиональная подготовка организаторов избирательного процесса, придается важное значение устранению нарушений избирательного законодательства и правовому просвещению избирателей, соблюдается гласность в работе организаторов выборов по обеспечению избирательных прав граждан.
Заключение
Подводя итог написанному, хотелось бы добавить, что избирательное право в Российской Федерации является всеобщим, равным и прямым, при тайном голосовании. Всеобщность означает отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям, то есть не возможность отстранения от выборов каких-либо граждан и групп населения. Равенство предусматривает, что каждый гражданин обладает одним голосом и общими со всеми другими гражданами возможностями выбирать и быть выбранным. Прямое избирательное право дает возможность гражданину сразу избирать конкретного кандидата на конкретный пост, оно исключает многоступенчатость избрания. Тайное голосование позволяет гражданину выразить свою волю конфиденциально, без опасения каких-либо преследований за свой выбор.
Выборы являются одним из основополагающих принципов демократического государства.
Рассмотрев эти понятия можно сделать следующие выводы:
Понятие «избирательное право» имеет два значения:
- система конституционно-
- гарантированная гражданину
Принципы избирательного права - это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением.
Под избирательной системой понимаются как общественные отношения, связанные с выборами органов публичной власти, составляющие порядок выборов, так и способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управомоченных лиц.
Список литературы
1 ФЗ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
2 А. Азрилиян, О. Азрилиян, Е. Калашникова, О. Квардакова. Юридический словарь. Издательство: институт новой экономики. 2009 г.
3 Конституция Российской Федерации.-СПб.:Питер,2012.-
4 Р. В. Енгибарян, Э.В. Тадевосян, Конституционное право: Учебник для вузов.-М : Юристъ 2000.
5 Конституция Российской Федерации.-СПб.:Питер,2012.-
6 ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (в редакции ФЗ от 24.12.2002)
7 ФЗ от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ пункт 2 статьи 5.
8 ФЗ от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ статья 57.
9 ФЗ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ статья 73.
10 Дмитриев Ю.А., Исраелян. В.Б. Избирательное право. Учебник. - "ЗАО Юстицинформ", 2008 г.
11 Дмитриев Ю.А., Исраелян. В.Б. Избирательное право. Учебник. - "ЗАО Юстицинформ", 2008 г.
12 Дмитриев Ю.А., Исраелян. В.Б. Избирательное право. Учебник. - "ЗАО Юстицинформ", 2008 г.
13 Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е. Независимый источник выборов. Электронный журнал.
14 Н.И.Воробьев, В.В.Никулин. Избирательное право и избирательный процесс в РФ. Учебник: 2005 г. Издательство ТГТУ.
15
ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации"
(с изменениями от 29 июля 2000 г., 8 февраля
2001 г., 7 мая, 24 июля 2002 г.). С изменениями,
внесенными ФЗ от 21 июля 2005 г. № 93-ФЗ, от
25 ноября 2008 г. № 222-ФЗ, от 8 марта 2011 г. №
34-ФЗ
16 А. Азрилиян, О. Азрилиян, Е. Калашникова, О. Квардакова. Юридический словарь. Издательство: институт новой экономики. 2009 г.
17 Информационно образовательный юридический портал. Закон сегодня.
18 ФЗ от 12 июня 2002г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ"
19 Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ
20 Комментарий к Кодексу РФ об Административных правонарушениях / Под общ. Ред. Сидоренко Е. Н. Изд. 2-е, перераб. И допол.- М.: ООО «ТК Белби», 2002. С. З.
21 Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ, (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ, N 93-ФЗ, N 94-ФЗ).
22 "Российская газета", 2000г. главный редактор А.П. Юрков.
23 Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ.59 п. 9.
24 Князев С. Д. «Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме» // Журнал российского права. 2001. № 2. С. 26-34..