Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:16, курсовая работа
Актуальность выбранной темы «Виды избирательных систем» заключается в
исключительно высокой роли избирательной системы в развитии политической системы общества. Она является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти - от местных органов самоуправления до президента. Все мы граждане своей страны. У каждого из нас есть свои права и обязанности. Мы обладаем политическими правами и должны, на мой взгляд, участвовать в политической жизни страны.
ВВЕДЕНИЕ
...
…... …...3
1. ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И
ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА …………………………
… …..…… .. .
…6
1.1 Понятие избирательной системы …………………………… . ……
… . ..6
1.2 Понятие и принципы избирательного права ………………… …
… .. …9
2. ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ……
………………… ...… ...
.13
2.1 Общая характеристика мажоритарной системы ……………
… ... … .
..13
2.2 Правовой анализ пропорциональной системы ……….………
… ... ..
..18
2.3 Смешанные системы . .. .
. ..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . ….
.26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………
, абсолютной привилегией избирателей. Это означает, что исключается возможность какого- либо контроля над волеизъявлением избирателей. Избиратели имеют право никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного депутата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не в праве пытаться идентифицировать использованный бюллетень. Избиратель заполняет избирательный бюллетень в закрытой кабине или в особой комнате. В этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.
Обязательность
и периодичность проведения
и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Выборы органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными законом. Голосование может быть назначено только на календарный выходной день. Не допускается назначение голосования на праздничный день. Если соответствующим органом выборы не назначаются,
то это вправе сделать соответствующий суд общей юрисдикции. Срок полномочий всех выборных органов, а также депутатов не может быть более пяти лет. И зменение сроков не допускается.
И еще один принцип- принцип добровольности.
Это означает, что запрещается оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также воздействовать на его свободное волеизъявление.
« Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивает ся и тем
фактом, что проведение аги тации в день выборов в помещении для голосования не допускается »
Смоленский М.Б. Конституционное право РФ. Экзаменационные
ответы. 2-е издание. Ростов- на- Дону. Феникс. 2003г. с228 .
2. ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
2.1 Общая
характеристика мажоритарной
Наиболе е распространена на выборах
система
большинства, которая именуется
мажоритарной. При этой системе
избранными считаются те
она применяется для выборов коллегиального органа власти, например, палаты парламента, обычно создаются одномандатные избирательные округа,
то есть в каждом из них должен быть избран один депутат.
В странах, имеющих длительные демократические традиции, политическая
жизнь давно монополизирована политическими партиями, представители которых в основном только и баллотируются на выборах и затем образуют в парламенте или ином представительном органе соответствующие партийные фракции, действующие организованно. В тех же странах, где партийная
система еще находится в стадии становления, а возникающие политические
партии
большого авторитета в
Мажоритарная
система относительного
Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. М., Норма. 2000г. с.205 . Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. Такая система применяется, например, на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично
в Германии и частично, как известно,
в России. Очень часто она применяется при местных выборах
. Система (это
относится ко всем
).
Практически
чем больше кандидатов
Однако
мажоритарная система
своему влиянию. Мандат достается кандидату, получившему относительное
большинство голосов, тогда как против него могли проголосовать больше, чем за него. Это значит, что он избран абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным большинством. Суть состоит в том, что голоса, поданные против победившего кандидата, вообще пропали. А в масштабе страны это может привести к тому, что партия, за которую голосует большинство избирателей, получает в парламенте меньшинство мест. При этих дефектах, система имеет своих сторонников потому, что обычно обеспечивает партии - победителю абсолютное, а порой и значительное большинство в парламенте, позволяя при парламентарных и смешанных формах правления сформировать устойчивое правительство. При многомандатных избирательных округах, в которых соперничают списки кандидатов, значимость указанных дефектов системы многократно возрастает.
Мажоритарная
система абсолютного
нижний порог участия избирателей в голосовании, если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Он чаще всего составляет половину зарегистрированных избирателей, но не редко и меньше.
В случае, когда он равен половине зарегистрированных избирателей, абсолютное большинство от общего числа поданных голосов может теоретически
составить 25% + 1 юридического избирательного корпуса. Если же для избрания
требуется абсолютное большинство действительных голосов, то доля от общего числа зарегистрированных избирателей может быть еще меньше.
Хотя данная система и выглядит более справедливой но, тем не менее, у нее
сохраняется тот же дефект что и у мажоритарной системы относительного большинства, т.е. вполне возможно, что и при этой системе партия, кандидаты
которой по стране собрали большинство голосов, получит меньшинство парламентских мандатов. Это может произойти в случае, если избиратели, голосующие за такую партию, окажутся сосредоточенными в небольшом числе
избирательных округов, а избиратели «партии меньшинства», напротив, добьются хотя бы даже ничтожного
, но преимущества в большинстве избирательных округов. Ведь после того, как планка в 50 процентов + 1 голос взята, получившему абсолютное большинство кандидату никакие дополнительные голоса уже не нужны.
У мажоритарной
системы абсолютного
голосов: даже при двух кандидатах в одномандатном округе может получиться, что ни один не наберет абсолютного большинства, если какая-то часть избирателей проголосовала против обоих кандидатов, или подала недействительные голоса. Если же абсолютное большинство отсчитывается от общего
числа действительных голосов, то к такому результату может привести только голосование части избирателей против обоих кандидатов. Разумеется,
при условии, что в голосовании принял участие установленный минимум избирателей; в противном случае выборы недействительны независимо от всех
прочих обстоятельств.
Существуют различные способы преодолеть данную не результативность. Один из наиболее распространенных способов - это перебаллотировка кандидатов, собравших определенную долю голосов. Это второй тур выборов или повторные выборы. Чаще можно встретить перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Но в тоже время при выборах во французское Национальное собрание во второй тур проходят все кандидаты, получившие в первом туре голоса не менее 12,5 процента зарегистрированных избирателей округа.
Для
избрания во втором туре
же во втором туре тоже требуется абсолютное большинство голосов, как, например, в Германии при выборах Федерального президента особой коллегией - Федеральным собранием, а относительного большинства достаточно лишь
в третьем туре, то система именуется системой трех туров.
Другой способ - так называемое альтернативное голосование. Оно
предполагает,
что избиратель в
фамилий их предпочтительность для него. Против фамилии самого желательного кандидата он ставит цифру 1, против фамилии следующего по предпочтительности (т.е. кого бы он хотел видеть избранным, если первый не пройдет) - цифру 2 и так далее. При подсчете голосов бюллетени раскладываются по первым предпочтениям. Кандидат, получивший более половины первых предпочтений, считается избранным. Если же не избран ни один из кандидатов, из распределения исключается кандидат, у которого меньше всего первых предпочтений, а его бюллетени передаются другим кандидатам в соответствии с указанными в них вторыми предпочтениями. Если и после ни у одного из кандидатов нет абсолютного большинства бюллетеней, исключается кандидат с наименьшим числом первых и вторых предпочтений, и процесс продолжается до тех пор, пока у какого-либо из кандидатов не соберется абсолютное большинство бюллетеней. Преимущество этого способа в том,
что можно обойтись однократным голосованием. Применяется он, например
, при выборах нижней палаты Парламента в Австралии. Теоретики, правда,
сомневаются, насколько обоснованно приравнивание второго и тем более третьего предпочтения к первому.
2.2 Правовой
анализ пропорциональной
Система
пропорционального
артий
и движений, сокращенно называется
пропорционально й системой. Ее
основная идея заключается в
том, чтобы каждая п артия получала
в парламенте или ином
Однако
пропорциональная система
сферах, в состоянии компетентно участвовать в разработке законов и контроле над деятельностью исполнительной власти. Впрочем, следует оговориться, что может сложиться и такая ситуация, когда эти неизвестные люди окажутся не компетентными личностями.
Во-вторых, неограниченное использование пропорциональной системы может привести к появлению в палате множества мелких фракций, объединенных
вокруг
маловлиятельных, но амбициозных
лидеров, которые, не будучи способны
к конструктивному
Сейм в 1989-1993 годах, где при общей численности 460 депутатов одной из крупных
фракций оказалась насчитывавшая менее полутора десятков депутатов фракция Партии любителей пива. Такие ситуации особенно нежелательны в условиях, когда правительство должно опираться на парламентское большинство. Даже если такое большинство удается создать, оно обычно недолговечно, и раскол его приводит к правительственным кризисам. Например, в Италии в условиях действия Конституции 1947 года, учредившей парламентарную республику, и пропорциональной системы выборов палат Парламента правительство держалось обычно не более года.