Избирательное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы «Виды избирательных систем» заключается в
исключительно высокой роли избирательной системы в развитии политической системы общества. Она является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти - от местных органов самоуправления до президента. Все мы граждане своей страны. У каждого из нас есть свои права и обязанности. Мы обладаем политическими правами и должны, на мой взгляд, участвовать в политической жизни страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
...
…... …...3
1. ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И
ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА …………………………
… …..…… .. .
…6
1.1 Понятие избирательной системы …………………………… . ……
… . ..6
1.2 Понятие и принципы избирательного права ………………… …
… .. …9
2. ВИДЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ……
………………… ...… ...
.13
2.1 Общая характеристика мажоритарной системы ……………
… ... … .
..13
2.2 Правовой анализ пропорциональной системы ……….………
… ... ..
..18
2.3 Смешанные системы . .. .
. ..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . ….
.26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………

Файлы: 1 файл

курсовая работа по праву.doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

 

2. Метод  делителей позволяет сразу распределить все мандаты в избирательном округе или по стране в целом. Он заключается в последовательном делении числа голосов, полученных каждым списком кандидатов, на определенную серию делителей.

 Делители  эти различны. Так, в 1882 году профессор Гентского университета

 Виктор  д’Ондт предложил делить просто  на последовательный ряд целых  чисел, начиная с единицы: на 1, 2, 3, 4, и т.д. Этот метод заметно  благоприятствует крупным партиям  и принят в ряде стран (например, в

 Германии, Аргентине, Бельгии, Болгарии, Польше). Итальянский исследователь

 Империалли  предложил делить на такой  же ряд чисел, но начиная с  двойки; в сущности, это вариант  метода д’Ондта. Французский ученый  А. Сент-Лпгюе, при котором первый  делитель – 1,4, а последующие – 3, 5, 7 и дальнейшие нечетные целые числа. При датском методе каждый последующий делитель больше предыдущего на 3 единицы: 1, 4, 7, 10 и т. д. После проведенного деления мандаты передаются тем партиям, у которых полученные частные оказались больше.

 

 В ряде  стран наблюдаются сочетания различных правил пропорционального распределения депутатских мандатов. Например, в Дании на выборах

 Фолькетинга (однопалатного парламента) 40 мандатов, замещаемых на основе общенационального  списка кандидатов, распределяются  по модифицированному методу Сет-Лагюе, а в избирательных округах применяется правило наибольшего остатка.

 

 Можно  отметить, что наименьший делитель, в сущности, всегда представляет  собой избирательную квоту.

 

 В принципе  и при пропорциональной системе  допустимо выдвижение независимых кандидатов вне партийных списков. Им гарантируется избрание в случае получения установленной квоты или числа голосов, составляющих наименьший делитель. Однако излишек полученных независимым кандидатом голосов, равно как и голоса, поданные за независимого кандидата, не собравшего квоты или наименьшего делителя, пропадают. Избиратель, голосующий за такого кандидата, несет тем самым большой риск бесполезного голосования, чем избиратель, голосующий за список кандидатов.

 

Заградительный пункт

 

 Чтобы  укрупнить партийные фракции  в парламенте, избежать засилья  в нем постоянно конфликтующих  меду собой мелких группировок, проникновению которых способствует  пропорциональная система, необходимо  несколько ограничить пропорциональность  представительства в пользу крупных и средних партий. Эту задачу и выполняет рассматриваемый институт. Он выступает в различных формах.

 

 Выше  уже говорилось, что в Австрии  не допускаются к участию во  втором распределении мандатов  партии, не получившие ни одного  мандата в первом распределении, хотя у них могут быть значительные остатки голосов.

 

 Чаще, однако, из распределения мандатов исключаются  партии, не собравшие определенного  процента голосов – 5 % в Германии, Венгрии, 4 % в

 Болгарии, Италии, 3 % в Испании, 1 % в Израиле и т. д. Согласно Положению о выборах в Сейм Республики Польша 1993 года, 391 депутат избирается по многомандатным избирательным округам (их территория, как правило, совпадает с территорией воеводств), а 69 депутатов - по общенациональному округу; заградительный пункт в избирательных округах для партий составляет 5 %, для партийных коалиций – 8 %, а для общепольских списков – 7% действительных голосов. Высокий заградительный пункт подчас приводит к тому, что значительная часть избирателей оказывается непредставленной. Например, на выборах 1990 года в Чехословакии, где действовал 4-процентный заградительный пункт, не получили представительства 18,5 % проголосовавших избирателей. Правда, здесь сыграло роль то обстоятельство, что упомянутые выборы были первыми свободными выборами после падения тоталитаризма, и поэтому в них участвовало слишком много партий, которые не могли заранее оценить свой электорат, равно как и избиратели плохо себе представляли влияние партий.

 

Соединение списков

 

 Этот  институт, иначе называемый блокированием, также искажает пропорциональность представительства, однако в данном случае это искажение не предписывается, а лишь допускается законом. Совершается же оно самими партиями. Суть блокирования в том, что партии блока выступают на выборах с общими списками кандидатов, а после того, как общий список получил какое-то количество мандатов, распределяют это количество между собой. В результате может оказаться, что голоса избирателей, поданные за одну партию, на самом деле помогут другой.

 

 

 Связанные  и свободные списки. Преференциальное  голосование.

 

Если в составленный партией список кандидатов никаких изменений избирателю вносить нельзя, то мы имеем дело с так называемыми связанными списками

(жесткими, закрытыми). Если же вносить изменения можно, то такие списки называются свободными (гибкими, открытыми). Свободные списки применяются, например, в сочетании с преференциальным голосованием.

 

 Институт  преференциального голосования  имеет целью дать избирателям  возможность не только проголосовать за список кандидатов определенной партии, но и внутри этого списка высказать предпочтение определенным кандидатам, способствовать их избранию. С этой целью, голосуя за список, избиратель отмечает и кандидатов этого списка, избрание которых для него более желательно. Ведь очередность кандидатов в списке определяется партией, а точнее - руководящим органом, а наибольшие шансы быть избранными имеют те кандидаты, фамилии которых помещены в начале списка. Это, как правило, руководящие деятели партии. Используя преференциальное голосование, избиратель может содействию избрания кандидата, помещенного в середине или даже в конце списка.

 

 Устанавливая  возможность преференциального  голосования, законодатель порой  ограничивает его, разрешая указать  предпочтение небольшому числу кандидатов. Например, в Италии разрешалось указывать не более четырех кандидатов, а в результате июньского референдума 1991 года это число было сокращено до одного. Одна преференция разрешена при выборах в Национальный совет и австрийским законом. При распределении мандатов между кандидатами списка сначала мандаты передаются кандидатам, имеющим наибольшее число преференций, при условии, что это число не менее избирательной квоты. Потом мандаты получают остальные кандидаты списка в зависимости от очередности в нем.

 

 По идее, преференциальное голосование –  институт демократический, позволяющий  избавить электорат от засилья  партийной верхушки. Однако в  жизни не все получается по  идее. В Италии, например, особенно  в южных районах, где господствует мафия, местные мафиози наловчились контролировать использование избирателями права преференций и подчиняли себе целые фракции в политических партиях. Этим и объясняется упомянутый результат референдума

1991 года.[4]

 

 Возможно  и другое злоупотребление преференциальным голосованием, когда противники партии, не рассчитывая получить достаточное число голосов по собственному списку, голосуют за ее список и, отдавая преференции кандидатам в конце списка не пропускают в парламент руководящих деятелей партии, обезглавливая ее будущую фракцию.

 

 

 Панаширование.

 

Этот термин (иногда употребляется термин «панашаж»; от франц. panachage – смесь) обозначают право избирателя голосовать за кандидатов из разных списков либо вписывать в списки новых кандидатов. Панаширование может иметь место как при мажоритарной системе (если избирательные округа - многомандатные), так и при пропорциональной.

 

 При  мажоритарной системе в этом  случае подсчитываются голоса, полученные  каждым кандидатом в отдельности, будь то в составе списка или в виде специальной преференции.

 

 При  пропорциональной системе дело  обстоит сложнее. Обычно при этом  исчисляется средняя цифра по  каждому списку. При пропорциональной  системе панаширование может  сочетаться с преференциальным  голосованием.

 

 Панаширование применяется, например, в Бельгии. Оно дает возможность избирателю выбирать желательных для себя депутатов независимо от их политической принадлежности, но при этом вполне возможно, что избиратель проголосует за кандидатов, стоящих на противоположных политических позициях.

 

Система единственного передаваемого голоса

 

 Эта  система, отличающаяся определенной  технической сложностью, считается  теоретиками пропорциональной. Однако  она учитывает личные и партийные  предпочтения избирателя и напоминает  по своим результатам пропорциональную систему с панашированием и преференциальным голосованием, а технически близка системе единственного непередаваемого голоса в сочетании с альтернативным голосованием.

 

 Система  была предложена в середине  прошлого века независимо друг от друга датчанином К. Андрэ и англичанином Т. Хэром, а стала знаменитой благодаря усилиям выдающегося философа и лидера английского либерализма

 Джона  Стюарта Милля.

 

 Система  эта применяется только в многомандатных  избирательных округах. Избиратель, как при альтернативном голосовании, имея один голос и голосуя за одного из массы кандидатов, может вместе с тем указать несколько преференций. Против фамилии того кандидата, избрание которого для избирателя наиболее желательно, он ставит цифру 1, без которой бюллетень будет недействителен. Против фамилии другого желательного кандидата он поставит цифру 2 и т. д. Избиратель может объединять своей симпатией кандидатов как в зависимости от их политической принадлежности

(партийности), так и по любым другим основаниям. При подсчете голосов после исключения недействительных бюллетеней действительные бюллетени раскладываются по кандидатам в соответствии с указанными на бюллетенях первыми преференциями. Затем определяется избирательная квота (в Ирландии, например, это квота Друпа). Кандидаты, у которых число первых преференций составило квоту или превысило ее, считаются избранными.

 

 У многих  избранных кандидатов оказываются  излишки голосов, и их нужно  в соответствии со вторыми  преференциями передать другим кандидатам. Для этого просматривают всю пачку бюллетеней избранного кандидата и определяют, какой их процент отдает вторую преференцию каждому из неизбранных кандидатов. При этом, естественно, отсеиваются бюллетени, в которых вторых преференций вообще нет или они отданы избранным кандидатам. Каждый из неизбранных кандидатов получает данный процент не от общего числа бюллетеней избранного кандидата, а только от излишка сверх квоты. Если в результате операции кто-то из первоначально неизбранных добрал до квоты, он тоже считается избранным. При этом сначала распределяется самый большой излишек, а затем остальные по убывающей.

 

 Затем  в соответствии со вторыми  преференциями перераспределяются  бюллетени кандидатов, получивших  наименьшее число первых преференций.

 

 Если  всего этого оказалось недостаточно  для полного распределения мандатов, используется третья преференция  и т.д.[5]

 

 Возможность  передачи голоса и объясняет  название системы – единственного (единого) передаваемого голоса. Система  применяется при выборах нижней палаты парламента, кроме Ирландии, также на Мальте, а при выборах верхней палаты – в Австралии, Индии.

 

Смешанные системы

 

 В ряде  стран с целью соединить выгоды  от различных систем и избежать  их недостатков или хотя бы  эти недостатки существенно смягчить создаются избирательные системы смешанного характера, в которых тем или иным образом сочетаются элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем.

 

 Например, в Германии смешанная система  применяется при выборах

 Бундестага. Половина его депутатов избирается в одномандатных избирательных округах, охватывающих территорию всей страны, по мажоритарной системе относительного большинства, позволяющей, как мы говорили, оттенить личностный характер голосования. Другая половина депутатов избирается по германским землям (субъектам федерации), представляющим собой многомандатные избирательные округа, на основе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, по системе пропорционального представительства с 5 –процентным заградительным пунктом и распределением по правилу наибольшего остатка.

 

 Похожая  система действует при выборах  Великого народного собрания  в

 Болгарии, но отличается от германской  тем, что в одномандатных избирательных  округах применяется мажоритарная  система абсолютного большинства в два тура с перебаллотировкой, как отмечалось, во втором туре двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом.

 

 Примерно  такие же смешанные системы  установили у себя и некоторые  страны «ближнего зарубежья»  – Грузия, Литва.

 

 В Венгрии помимо упоминавшихся 152 и 58 депутатов Государственного собрания, избираемых по пропорциональной системе, еще 176 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам на основе мажоритарной системы абсолютного большинства в два тура. При этом в многомандатных избирательных округах, территории которых совпадают с территориями областей и столицы, списки кандидатов могут выдвигать только партии, зарегистрировавшие списки своих кандидатов не менее чем в ј одномандатных избирательных округов на территории области, но не менее чем в двух таких округах, а общенациональный список может выдвинуть партия, зарегистрировавшая списки своих кандидатов не менее чем в 7 многомандатных избирательных округах.

 

 Как  отмечалось, теперь уже и в  Италии введена смешанная система. Три четверти состава обеих палат Парламента теперь избираются по мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных избирательных округах, а одна четверть – по прежней пропорциональной системе, однако с процентным заградительным пунктом.

 

-----------------------

[1] Известно, что такое требование устанавливалось  для избрания народных депутатов  советскими избирательными законами, принятыми после вступления в  силу Конституции СССР 1977 года  и основанных на ней конституций  союзных и автономных республик. В условиях тоталитарного режима, когда выборы представляли собой лишь практически обязательную для граждан ритуальную процедуру, при которой надо было “выбрать” одного из одного, достижение такого большинства было делом несложным

Информация о работе Избирательное право